Решение по делу № 33-868/2020 от 06.02.2020

№ 33-868/2020г.

судья: Макарова Е.В. (дело №2-2463/2019 УИД 68RS0002-01-2019-003193-14)

                       АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Тамбов                                                                            11 марта 2020г.

Судебная коллегия по гражданским делам Тамбовского областного суда в составе:

председательствующего Рязанцевой Л.В.,

судей: Митюшниковой А.С., Альчиковой Е.В.,

при секретаре Самарцевой Э.М.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Захарова Р.В. к УМВД России по Тамбовской области, МВД России, Министерству финансов Российской Федерации в лице УФК по Тамбовской области о признании незаконным распоряжения в части определения размера единовременной социальной выплаты и взыскании денежных средств и судебных расходов,

по апелляционным жалобам ответчиков Министерства финансов РФ и МВД России УМВД России по Тамбовской области на решение Ленинского районного суда г. Тамбова от 18 декабря 2019г.

Заслушав доклад судьи Митюшниковой А.С., судебная коллегия

                                           у с т а н о в и л а:

Захаров Р.В. обратился в суд с иском к УМВД России по Тамбовской области, МВД России, Министерству финансов Российской Федерации в лице УФК по Тамбовской области об оспаривании распоряжения в части определения размера единовременной социальной выплаты, возложении обязанности произвести расчёт размера единовременной социальной выплаты, к МВД России о возложении обязанности произвести доплату единовременной социальной выплаты.

В обоснование исковых требований указал, что проходил службу в органах внутренних дел по 29 марта 2016г., решением жилищно-бытовой комиссии УМВД России по Тамбовской области от 2012г. истец был поставлен на учёт на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.

В соответствии с протоколом заседания жилищно-бытовой комиссии УМВД России по Тамбовской области, утверждённым распоряжением от 6 августа 2019г. №4/866, постановлено ходатайствовать о предоставлении Захарову Р.В. социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в размере 1 117 670,56 рублей, то есть на состав семьи 3 человека (он, супруга Захарова М.А., сын Захаров К.Р. 2017 года рождения) с учётом размера имеющейся в собственности у дочери от первого брака Захаровой М.Р. площади жилого помещения, что привело к выплате социальной выплаты в меньшем размере.

Решение Ленинского районного суда г. Тамбова от 18 декабря 2019г. исковые требования Захарова Р.В. удовлетворены: признано незаконным распоряжение УМВД России по Тамбовской области от 6 августа 2019г. №4/866 «Об утверждении протокола комиссии от 6 августа 2019г.» в части расчёта размера единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения Захарову Р.В.;

на УМВД России по Тамбовской области возложена обязанность произвести расчёт размера единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, исходя из размера жилого помещения, положенного на семью из трёх человек (54 кв.м);

на МВД России возложена обязанность за счёт казны Российской Федерации произвести доплату недоначисленной суммы единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в размере 1 915 203, 34 рублей.

В пользу Захарова Р.В. взысканы судебные расходы по уплате государственной пошлины с Министерства внутренних дел Российской Федерации в сумме 17 776 рублей, с УМВД России по Тамбовской области в сумме 300 рублей.

В апелляционной жалобе Министерство финансов Российской Федерации в лице своего представителя Гаврилюк В.Г. выражает несогласие с решением в части взыскания с Министерства внутренних дел Российской Федерации за счёт казны Российской Федерации недоначисленной части единовременной социальной выплаты, поскольку законодательством Российской Федерации предусмотрено предоставление единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации за счёт средств Федерального бюджета, а не казны Российской Федерации.

Кроме того, обращает внимание, что данным решением исковые требования Захарова Р.В. удовлетворены в полном объёме, и расчёт единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, представленный истцом, принят судом как обоснованный, что исключает необходимость проведения дальнейшего расчёта для выплаты денежных средств истцу. В следствие чего, полагает необоснованным указание в резолютивной части о возложении обязанности на УМВД России по Тамбовской области произвести расчёт единовременной социальной выплаты. Просит решение отменить в указанной части.

В апелляционной жалобе МВД России УМВД России по Тамбовской области в лице представителя Русанова Д.В. просит решение отменить и принять по делу новое об отказе в удовлетворении исковых требований, указывая в обоснование, что в соответствии с положениями ст. 1, ст. 4 и ст. 7 Федерального закона от 19 июля 2011г. №247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» Захарову Р.В. произведен расчёт единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, как разница между нормой предоставления на семью из трёх человек - 54 кв. м. и площадью жилого помещения, принадлежащего дочери истца от первого брака Захаровой М.Р.- 34,1 кв. м., составившая 1 117 670 рублей 56 копеек.

Ссылаясь на ч. 2 ст. 1, ст. 4 Федерального закона № 247-ФЗ Определения Конституционного суда Российской Федерации от 3.03.2015г. № 416-0, от 20.12.2018 № 3341-0 и от 26.05.2016 № 1035-0, считает, что взыскание конкретных сумм, вместо признания права на выплату в определенном размере является незаконным.

В возражениях на апелляционную жалобу истец Захаров Р.В., указывая на необоснованность доводов жалобы и ошибочность произведённого ЖБК УМВД России по Тамбовской области расчёта, просит решение оставить без изменения.

Изучив материалы дела в пределах доводов апелляционных жалоб, возражений на них по правилам ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, выслушав представителя ответчиков Русанова Д.В. и Шленчак Д.А., поддержавших свои апелляционные жалобы, истца Захарова Р.В. и его представителя Гензелюка О.Н., возражавших против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Статья 1 Федерального закона от 19 июля 2011г. №247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» регулирует отношения, связанные с денежным довольствием и пенсионным обеспечением сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, обеспечением жилыми помещениями, медицинским обеспечением сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах внутренних дел, членов их семей и лиц, находящихся на их иждивении, а также с предоставлением им иных социальных гарантий.

Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, ссылаясь на положения Федерального закона от 19 июля 2011г. № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011г. № 1223, исходил из того, что дочь истца от первого брака Захарова М.Р. не является членом его семьи.

Как установлено судом, Захаров Р.В. проходил службу СБДПС ГИБДД ОР УМВД России по Тамбовской области, в настоящее время является пенсионером МВД и находится в отставке.

Решением ЖБК УМВД России по Тамбовской области, утвержденным распоряжением УМВД России по Тамбовской области *** от ***г., Захаров Р.В. принят на учёт на получение единовременной социальной выплаты с даты подачи заявления – ***г.

Решением ЖБК УМВД России по Тамбовской области, утвержденным распоряжением УМВД России по Тамбовской области *** от ***г., Захаров Р.В. принят на учёт на получение единовременной социальной выплаты с семьёй в составе трёх человек (он, супруга и сын) с даты первоначального рассмотрения на ЖБК – ***г.

В соответствии с протоколом заседания жилищно-бытовой комиссии УМВД России по Тамбовской области, утвержденным распоряжением от 6 августа 2019г. №4/866, постановлено ходатайствовать о предоставлении Захарову Р.В. социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в размере 1 117 670,56 рублей, то есть на состав семьи три человека с учётом размера имеющейся в собственности у дочери от первого брака Захаровой М.Р. площади жилого помещения, что привело к выплате социальной выплаты в меньшем размере.

Из материалов дела следует, что Захаров Р.В. имеет от первого брака дочь Захарову М.Р. *** года рождения, которая обучается в Тамбовском техникуме железнодорожного транспорта по очной форме обучения.

Согласно Свидетельству о государственной регистрации права от ***г., дочери истца Захаровой М.Р. принадлежит на праве собственности однокомнатная квартира площадью 34,3 кв.м, расположенная по адресу: ***, ***

Учитывая указанные обстоятельства, ответчиком при расчёте обеспеченности общей площадью жилого помещения и потребности семьи истца в жилой площади, исходя из которой определяется размер подлежащей выплате единовременной социальной выплаты, учтена площадь ***,1, расположенной по вышеуказанному адресу, принадлежащей на праве собственности дочери истца от первого брака – Захаровой М.Р., 2000 года рождения, обучающейся на 4 курсе по очной форме в Тамбовском техникуме железнодорожного транспорта, не проживающей с семьёй истца и зарегистрированной по месту жительства: ***, кор.17, ***. При этом, сама дочь от первого брака Захарова М.Р. в состав семьи истца (как четвёртый член семьи) для получения и определения размера единовременной социальной выплаты не включена.

При расчёте нормы предоставления площади жилого помещения из 54 кв. м (в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 19.07.2011г. №247-ФЗ на каждого члена семьи 18 кв.м x 3 членов семьи = 54 кв. м), полагающихся семье истца (ему, супруге и сыну), вычтены 34,1 кв.м, принадлежащих в квартире на праве собственности дочери истца от первого брака, и принято решение о предоставлении размера единовременной социальной выплаты, рассчитанного исходя из потребности семьи в жилой площади в 19,90 кв. м (54 кв. м – 34,1 кв. м = 19,90 кв.м).

***г. на счёт Захарова Р.В., открытый в Тамбовском отделении ПАО РОСБАНК, платёжным поручением *** переведена единовременная социальная выплата для приобретения или строительства жилого помещения в размере 1 117 522, 34 рубля.

Исходя из положений ст. 4 Федерального закона 19 июля 2011г. № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах.

Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров.

В соответствии с ч. 4 ст. 4 Федерального закона №247-ФЗ единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учётом совместно проживающих с ним членов его семьи.

Согласно ч. 2 ст. 7 Федерального закона №247-ФЗ размер единовременной социальной выплаты определяется исходя из нормы предоставления площади жилого помещения, установленной ч. 1 названной статьи.

В силу п. 3 ч. 1 ст. 7 указанного Федерального закона, норма предоставления площади жилого помещения в собственность или по договору социального найма составляет 18 квадратных метров общей площади жилого помещения на каждого члена семьи - на семью из трёх и более человек.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011г. №1223 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации.

Согласно п. 27 указанных Правил расчёт размера единовременной социальной выплаты осуществляется исходя из нормы предоставления площади жилого помещения, установленной ст. 7 Федерального закона №247-ФЗ, по соответствующей формуле, включающей в себя такие обязательные параметры как норматив общей площади жилого помещения, размер дополнительной площади и сумму общей площади жилых помещений, принадлежащих сотруднику и (или) членам его семьи на праве собственности и (или) занимаемых им и (или) членами его семьи по договору социального найма.

В случае, если сотрудник имеет жилые помещения, принадлежащие ему и (или) членам его семьи на праве собственности и (или) занимаемые им и (или) членами его семьи по договору социального найма, для расчета размера единовременной социальной выплаты размер общей площади жилого помещения рассчитывается как разница между нормой предоставления общей площади жилого помещения и общей площадью указанных жилых помещений (п. 29 Правил).

В соответствии с п. 8 названных Правил, при наличии у сотрудника и (или) проживающих совместно с ним членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной площади всех жилых помещений.

В соответствии со ст. 31 Жилищного кодекса Российской Федерации к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.

По смыслу указанных норм права членом семьи нанимателя, собственника жилого помещения является то или иное лицо не только в зависимости от степени родства (супруг, дети и родители), но и в зависимости от факта совместного проживания с нанимателем, собственником жилого помещения.

В данном случае предметом спора является не просто установление факта родственных и семейных отношений, которые никем не оспариваются, а существование таких отношений, при наличии которых возникает право на меры социальной поддержки, предоставляемые государством определенной категории лиц.

При таких обстоятельствах, доводы жалобы ответчика МВД России УМВД России по Тамбовской области со ссылкой на Правила расчёт размера единовременной социальной выплаты, о том, что совместное проживание членов семьи имеет значение только при постановке на учёт для получения единовременной социальной выплаты, а при расчёте её размера при предоставлении, когда учитывается общая площадь жилых помещений, принадлежащих сотруднику и членам его семьи, специальное указание на совместное проживание членов семьи отсутствует, основаны на неверном толковании норм материального права.

Федеральный закон от 19 июля 2011г. №247-ФЗ, в соответствии со ст. 4 которого были утверждены названные Правила, в ч. 4 ст. 4 предусматривает условие предоставления сотруднику единовременной социальной выплаты с учётом совместно проживающих с ним членов его семьи.

Судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о том, что старшая дочь истца от первого брака при наличии родственных с ним отношений не является членом его семьи в силу раздельного проживания с 2007г., а единовременная социальная выплата на приобретение или строительство жилого помещения предоставлена Захарову Р.В. на семью из трёх человек, без учёта дочери от первого брака Захаровой М.Р.

С учётом изложенного, судом правильно определено, что расчёт обеспеченности жилой площадью членов семьи истца, так же как и предоставление единовременной социальной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, должны производиться без учёта площади жилого помещения его дочери от первого брака.

Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции.

Поскольку суд первой инстанции пришёл к выводу, что учёт при определении размера социальной выплаты площади принадлежащего дочери истца от первого брака жилого помещения противоречит п. 29 Правил расчёт размера единовременной выплаты и нарушает права истца, то в соответствии с п. 27 указанных Правил произвёл расчёт размера единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, который не оспаривается сторонами.

Исходя из изложенного выше, судом признано незаконным распоряжение УМВД России по Тамбовской области №4/866 «Об утверждении протокола комиссии от 6 августа 2019г.» в части расчёта размера социальной выплаты Захарову Р.В. и на УМВД России по Тамбовской области возложена обязанность произвести расчёт единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, исходя из размера жилого помещения, положенного на семью из трёх человек.

Вместе с тем, судебная коллегия полагает заслуживающими внимания доводы апелляционной жалобы в той части, где ответчик указывает о том, что исполнение решения именно в такой редакции в силу Правил, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2011г. № 1223, не требует произведения дополнительного расчёта со стороны УМВД России по Тамбовской области, и в силу п. 3 постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011г. №1223 исключает возможность взыскания единовременной социальной выплаты за счёт казны Российской Федерации.

Принимая во внимание изложенное, основываясь на расчёте единовременной социальной выплаты, произведённом судом первой инстанции, фактически выплаченной истцу суммы, и недоплаты, подлежащей взысканию в его пользу, судебная коллегия считает необходимым возложить на УМВД России по Тамбовской области обязанность принять решение о предоставлении истцу дополнительной единовременной социальной выплаты в размере недоплаты, а на Министерство внутренних дел Российской Федерации – обязанность в установленном порядке произвести доплату недополученной суммы, в связи с чем решение суда в этой части подлежит отмене.

Кроме того, судебная коллегия отмечает, что не имеется законных оснований для удовлетворения заявленных истцом требований к Министерству финансов Российской Федерации.

Руководствуясь ст. 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия

                                        о п р е д е л и л а:

решение Ленинского районного суда г.Тамбова от 18 декабря 2019г. в части возложения на УМВД России по Тамбовской области обязанности произвести расчёт размера единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения Захарову Р.В., исходя из размера жилого помещения, положенного на семью из трёх человек, и в части взыскания недоначисленной части единовременной социальной выплаты за счёт казны Российской Федерации отменить.

Принять в этой части новое решение, которым обязать УМВД России по Тамбовской области принять решение о предоставлении Захарову Р.В. дополнительной единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в размере 1 915 203, 34 рубля.

Обязать Министерство внутренних дел Российской Федерации в установленном порядке произвести Захарову Р.В. доплату недополученной суммы единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в размере 1 915 203, 34 рубля.

В удовлетворении исковых требований Захарова Р.В. к Министерству финансов Российской Федерации отказать.

В остальной части указанное решение оставить без изменения, апелляционную жалобу МВД России УМВД России по Тамбовской области – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

Судьи

33-868/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Захаров Роман Владимирович
Ответчики
УМВД России по Тамбовской области
МВД России
Министерство финансов РФ в лице УФК по Тамбовской области
Суд
Тамбовский областной суд
Судья
Митюшникова Анна Сергеевна
Дело на сайте суда
oblsud.tmb.sudrf.ru
06.02.2020Передача дела судье
11.03.2020Судебное заседание
17.03.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.03.2020Передано в экспедицию
11.03.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее