Дело № 2-6004/2019
УИД: 55RS0001-01-2019-007253-46
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Омск 18 декабря 2019 года
Кировский районный суд г. Омска в составе
председательствующего судьи Паталах С.А.,
помощника Филипповой С.О.,
при секретаре Небеснюк Н.А.,
с участием представителя истца по доверенности Нитченко А.А.,
ответчика Полынцевой М.В., личность удостоверена паспортом,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Бюджетного учреждения Омской области «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» к Полынцевой М.В. о взыскании незаконно полученных сумм,
У С Т А Н О В И Л:
Бюджетное учреждение Омской области «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» обратилось в суд с названным иском в обоснование указав, что Полынцева М.В. являлась получателем субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Постановлением Правительства РФ от 14.12.2005 № 761 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» утверждены правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, разработанные в соответствии со ст. 159 ЖК РФ и определяющие порядок предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг гражданам РФ. Для получения субсидии гражданину необходимо предоставить в уполномоченный орган по месту постоянного жительства заявление о предоставлении субсидии с указанием всех членов семьи и степени родства и приложением документов, подтверждающие доходы заявителя и членов его семьи, учитываемые при решении вопроса о предоставлении субсидии (пп. «д» п. 8 Правил). Ответчик обратилась с заявлением о предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. По представленным документам и в соответствии с распоряжениями о предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг были назначены субсидии за периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Согласно ответа УФНС по Омской области № от ДД.ММ.ГГГГ, инспекция не располагает сведениями о налоговых отчислениях ООО «Домашний клуб» за Полынцеву М.В. за периоды: 2016, 2017, в связи с чем ответчиком необоснованно получена субсидия в сумме 68 287 рублей 79 копеек.
Просит взыскать с Полынцевой М.В. сумму переплаты по субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере 68 287 рублей 79 копеек, а также расходы по оплате государственной пошлины в размере 2 248 рублей 63 копейки.
Представитель истца БУ ОО «МФЦ» Нитченко А.А., действующая на основании доверенности в судебном заседании исковые требования поддержала. Дополнительно пояснила, что для предоставления субсидии ответчиком также были представлены справки с месте работы ее супруга Полынцева А.Г., которые были признаны поддельными, в связи с чем оснований для получения субсидии Полынцовой М.В. не имелось.
Ответчик Полынцева М.В. в судебном заседании исковые требования не признала, не отрицала факта, что справки о доходах ее супруга Полынцева А.Г. представленные в БУ ОО «МФЦ» для получения субсидии были поддельными. Между тем, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ она находилась в отпуске по беременности и родам, затем в декретном отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет и до достижения им возраста трех лет, в связи с чем отчисления работодателем не производились. Выслушав представителя истца, ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ст. 159 ЖК РФ, субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - субсидии) предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого по правилам части 6 настоящей статьи, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи.
Право на субсидии имеют граждане: 1) пользователи жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов; 2) наниматели по договорам найма жилых помещений частного жилищного фонда; 3) члены жилищных кооперативов; 4) собственники жилых помещений.
Субсидии предоставляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченным им учреждением гражданам, указанным в ч. 2 настоящей статьи, на основании их заявлений с учетом постоянно проживающих совместно с ними членов их семей.
Порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В силу положений пп. «д» п. 8 Постановления Правительства РФ от 14.12.2005 № 761 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» для получения субсидии граждане, указанные в п. 3 настоящих Правил, и члены семей граждан, указанных в п. 5 настоящих Правил (далее - заявители), или лица, уполномоченные ими на основании доверенности, оформленной в соответствии с законодательством Российской Федерации, представляют в уполномоченный орган по месту постоянного жительства заявление о предоставлении субсидии с указанием всех членов семьи и степени родства и приложением следующих документов: документы, подтверждающие доходы заявителя и членов его семьи, учитываемые при решении вопроса о предоставлении субсидии. Для подтверждения доходов индивидуального предпринимателя представляются документы, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах для избранной им системы налогообложения.
Пунктом 32 вышеуказанного Постановления, совокупный доход семьи или одиноко проживающего гражданина для предоставления субсидии определяется за 6 последних календарных месяцев, предшествующих месяцу подачи заявления о предоставлении субсидии.
В судебном заседании установлено, что на основании заявлений Полынцевой М.В. ей в периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ предоставлялась субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 761 от 14.12.2005 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг».
Субсидии предоставлялись на оплату коммунальных услуг в отношении жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, состав проживающих: Полынцева М.В., Полынцев А.Г., Мельшиков Г.С., Полынцев Г.А. (л.д. 10-11, 29, 34, 40). Ранее тем же составом проживающих была предоставлена субсидия на оплату коммунальных услуг в отношении жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> (л.д. 45).
При этом, субсидия предоставлялась Полынцевой М.В. как нанимателю по договорам найма жилых помещений частного жилищного фонда, что следует из информационной карты (л.д. 35, 46).
На момент обращения за указанной субсидией и ее выплаты, Полынцева М.В. предоставляла справки с места работы (л.д. 13, 30, 37, 42, 48), согласно которым в спорные периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ она работала в ООО «Домашний клуб».
В ходе исполнения функций БУ ОО «МФЦ» установлено, что согласно ответа УФНС по Омской области, инспекция не располагает сведениями о налоговых отчислениях Полынцевой М.В. за периоды: 2016, 2017 ООО «Домашний клуб» (л.д. 27-28).
Аналогичный ответ был предоставлен ИФНС России КАО г. Омска от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 92) и ИФНС России САО г. Омска от ДД.ММ.ГГГГ по запросу суда (л.д. 90).
В судебном заседании Полынцева М.В. ссылалась на то, что в спорные периоды она работала в организации ООО «Домашний клуб», что подтверждается соответствующими записями в трудовой книжке (л.д. 72-76), однако в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ она находилась в отпуске по беременности и родам, затем в декретном отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет и до достижения им возраста трех лет (л.д. 77-80, 87), в указанный период она получила только государственные пособия, которые налогами на доходы физических лиц не облагаются, а потому оснований для взыскания переплаты субсидии не имеется.
Сведения о том, что Полынцева М.В. находилась в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в отпуске по уходу за ребенком до трех лет, подтверждаются справками, представленными ее в БУ ОО «МФЦ», из которых следует, что в указанные периоды ей не начислялась заработная плата (л.д. 13, 30, 37).
Положениями п. 1 ст. 217 НК РФ закреплено, что не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) следующие виды доходов физических лиц: государственные пособия, за исключением пособий по временной нетрудоспособности (включая пособие по уходу за больным ребенком), а также иные выплаты и компенсации, выплачиваемые в соответствии с действующим законодательством. При этом к пособиям, не подлежащим налогообложению, относятся пособия по безработице, беременности и родам.
В указанной связи, суд находит доводы ответчика о том, что она предоставила достоверную информацию в БУ ОО «МФЦ» о периоде работы за 2016, 2017 в ООО «Домашний клуб», поскольку в спорные периоды она работала в данной организации, однако отчисления работодателем не производились, поскольку Полынцева М.В. находилась в отпуске по беременности и родам, затем в декретном отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет и до достижения им возраста трех лет, состоятельными.
Вместе с тем, оснований для отказа в удовлетворении исковых требований суд не находит, исходя из следующего.
Как указывалось выше, в силу положений пп. «д» п. 8 Постановления Правительства РФ № 761 от 14.12.2005 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» для получения субсидии Полынцевой М.В. необходимо было предоставить, в том числе документы, подтверждающие доходы не только свои, но и членов своей семьи, которые учитываются при решении вопроса о предоставлении субсидии.
В судебном заседании установлено, что справки о доходах супруга ответчика Полынцева А.Г. в адрес истца при предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг были предоставлены поддельные, что не отрицалось ответчиком в судебном заседании. Более того, указанные доводы нашли свое подтверждение в решении и.о. мирового судьи судебного участка № - мирового судьи судебного участка № в Кировском судебном районе в г. Омске от ДД.ММ.ГГГГ, которое сторонами в установленном законом порядке не обжаловалось и вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 93-100).
Положениями п. «в» ч. 60 Постановления Правительства РФ № 761 от 14.12.2005 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» предусмотрено, что предоставление субсидии прекращается по решению уполномоченного органа при условии: представления заявителем (получателем субсидии) и (или) членами его семьи заведомо недостоверной информации, имеющей существенное значение для предоставления субсидии или определения (изменения) ее размера, либо невыполнения требований, предусмотренных п. 48 настоящих Правил, в течение одного месяца с даты уведомления получателя субсидии о приостановлении предоставления субсидии (при отсутствии уважительной причины ее образования).
В соответствии с п. 14 вышеуказанного Постановления, заявитель несет ответственность за достоверность представленных сведений и документов в соответствии с законодательством Российской Федерации. Представление заявителем неполных и (или) заведомо недостоверных сведений является основанием для отказа в предоставлении субсидии.
Указанные выше обстоятельства послужили основанием для прекращения выплаты субсидии ответчику (л.д. 22-25) и обращения БУ ОО «МФЦ» с иском в суд о взыскании необоснованно полученной ответчиком субсидии за периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 68 287 рублей 79 копеек.
В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Таким образом, судом установлен факт получения переплаты по субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг за периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 68 287 рублей 79 копеек, которая подлежит взысканию с ответчика.
В силу положений ст. 98 ГПК РФ с ответчика Полынцевой М.В. в пользу истца подлежат взысканию понесенные расходы по оплате государственной пошлины при обращении в суд в размере 2 248 рублей 63 копейки.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Бюджетного учреждения Омской области «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» удовлетворить.
Взыскать с Полынцевой М.В. в пользу Бюджетного учреждения Омской области «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» сумму переплаты по субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг за периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 68 287 рублей 79 копеек, а также расходы по оплате государственной пошлины в размере 2 248 рублей 63 копейки.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд путём подачи апелляционной жалобы в Кировский районный суд г. Омска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья С.А. Паталах
Мотивированное решение изготовлено 23 декабря 2019 года