Докладчик Баянова А.С. Дело № 33-3323/2023 (2-943/2023)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
12 декабря 2023 года город Южно-Сахалинск
Судебная коллегия по гражданским делам Сахалинского областного суда в составе:
председательствующего судьи Баяновой А.С.,
судей Литвиновой Т.Н., Чемис Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания
помощником судьи Дубовенко Н.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Охинского городского прокурора в интересах Кирьякова Равиля Дмитриевича к администрации муниципального образования городской округ «Охинский», Комитету по управлению имуществом и экономике муниципального образования городской округ «Охинский», Управлению образования муниципального образования городской округ «Охинский» о возложении обязанности включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, обеспечить жилым помещением, с апелляционной жалобой представителя администрации муниципального образования городской округ «Охинский» Михлик Е.Н. на решение Охинского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.
Заслушав доклад судьи Баяновой А.С., судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Охинский городской прокурор, действующий в интересах Кирьякова Р.Д. обратился в суд с исковым заявлением к администрации муниципального образования городской округ «Охинский» (далее по тексту администрации МО ГО «Охинский»), Комитету по управлению имуществом и экономике муниципального образования городской округ «Охинский» (далее по тексту КУИиЭ МО ГО «Охинский»), Управлению образования муниципального образования городской округ «Охинский» (далее по тексту Управление образования МО ГО «Охинский») о возложении обязанности включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, обеспечить жилым помещением.
В обоснование исковых требований указано, что Кирьяков Р.Д. относится к категории лиц из числа детей оставшихся без попечения родителей, которые решением Охинского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ были лишены в отношении него родительских прав.
Постановлением главы МО ГО «Охинский» от ДД.ММ.ГГГГ за Кирьяковым Р.Д. закреплено жилое помещение по адресу: <адрес>.
До 2010 года Кирьяков Р.Д. обучался в ГОУ «Специализированная (коррекционная) школа интернат №» для детей с ограниченными возможностями здоровья, где окончил 9 классов.
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Кирьяков Р.Д. обучался в ГБОУ начального профессионального образования <адрес> «Профессиональное училище №», откуда был отчислен на основании приказа №-к от ДД.ММ.ГГГГ. Приговором Охинского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ истец был осужден с назначением наказания в виде лишения свободы сроком на пять лет с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима. В 2020 году освобожден из мест лишения свободы по отбытию наказания. ДД.ММ.ГГГГ Кирьяков Р.В. обратился в Управление образования МО ГО «Охинский» с заявлением об обеспечении его жилым помещением, указав на невозможность проживания в закрепленном за ним жилом помещении, однако в удовлетворении заявления ему было отказано в связи с обращением после достижения возраста 23 лет.
На основании изложенного, Охинский городской прокурор, действующий в интересах Кирьякова Р.Д., просит суд возложить на ответчиков обязанность включить Кирьякова Р.Д., ДД.ММ.ГГГГ в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению благоустроенными жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда Охинского района по договорам найма специализированных жилых помещений, а также обеспечить истца жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, не ниже установленных социальных норм, отвечающим санитарным и техническим требованиям и находящимся в черте Охинского района Сахалинской области.
Определением от 23 августа 2023 года судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечено Министерство образования по Сахалинской области.
Решением Охинского городского суда от 15 сентября 2023 года исковое заявление удовлетворено. На Управление образования МО ГО «Охинский» возложена обязанность включить Кирьякова Р.Д. в список детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению благоустроенными жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда Охинского района по договорам найма специализированных жилых помещений.
На Администрацию МО ГО «Охинский» и КУМИиЭ МО ГО «Охинский» возложена обязанность обеспечить Кирьякова Р.Д. жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, не ниже установленных социальных норм, отвечающим санитарным и техническим требованиям и находящимся в черте Охинского района Сахалинской области.
Не согласившись с указанным решением мэром МО ГО «Охинский» Михлик Е.Н. подана апелляционная жалоба, в обоснование которой указано, что для включения граждан в список детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению благоустроенными жилыми помещениями необходимо установление факта невозможности проживания в ранее занимаемом и закрепленном за ними жилом помещении. Считает, наличие у Кирьякова Р.Д. права на обеспечение жилым помещением не может быть реализовано без его личного обращения с соответствующим заявлением. Отмечает, что доказательств исключительных причин, препятствовавших обращению истца в компетентный орган с заявлением об обеспечении благоустроенным жилым помещением, в материалах дела отсутствуют.
В письменном отзыве исполняющий обязанности министра образования <адрес> Ф.И.О.7 доводы апелляционной жалобы поддержала.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции прокурор Сущенко Е.П. возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Истец Кирьяков Р.Д., представитель администрации МО ГО «Охинский», представитель КУИиЭ МО ГО «Охинский», представитель Управление образования МО ГО «Охинский», представитель Министерства образования <адрес> извещенные надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, о причинах неявки не сообщили, об отложении слушания дела не ходатайствовали, в связи с чем, в соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения прокурора Сущенко Е.П., проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы, в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно статье 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
Частью 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса РФ установлено, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.
Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее по тексту Федеральный закон от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ) определены общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В статье 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ указано, что лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
В силу пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта РФ, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
Органы исполнительной власти субъектов РФ обязаны осуществлять контроль за использованием жилых помещений и (или) распоряжением жилыми помещениями, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния этих жилых помещений (пункт 2 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ).
Орган исполнительной власти субъекта РФ в порядке, установленном законом субъекта РФ, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи (пункт 3 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ).
Согласно пункту 4 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц, в том числе в связи с тем, что жилые помещения непригодны для постоянного проживания или не отвечают установленным для жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства РФ.
При этом право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями (пункт 9 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ).
Аналогичные требования предусмотрены и Законом Сахалинской области от 27 июня 2013 года № 69-ЗО «О некоторых вопросах обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшимся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на территории Сахалинской области».
Согласно абзацу 4 пункта 3 Правил формирования детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из указанного списка в субъекте РФ по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте РФ по новому месту жительства, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04 апреля 2019 года № 397, лица, которые достигли возраста 23 лет, включаются в список, если они относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством РФ имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, но в установленном порядке не были постановлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий или нуждающихся в жилых помещениях и не реализовали это право по состоянию на 01 января 2013 года и после 01 января 2013 года имели право на обеспечение жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, но не были включены в список.
В силу части 1 статьи 121 Семейного кодекса РФ защита прав и интересов детей в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, признания родителей недееспособными, болезни родителей, длительного отсутствия родителей, уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или аналогичных организаций, при создании действиями или бездействием родителей условий, представляющих угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующих их нормальному воспитанию и развитию, а также в других случаях отсутствия родительского попечения возлагается на органы опеки и попечительства.
Органы опеки и попечительства выявляют детей, оставшихся без попечения родителей, ведут учет таких детей в порядке, установленном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти, обеспечивают защиту их прав и интересов до решения вопроса об их устройстве и, исходя из конкретных обстоятельств утраты попечения родителей избирают формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей (Статья 123 настоящего Кодекса), а также осуществляют последующий контроль за условиями их содержания, воспитания и образования.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, решением Охинского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу, Ф.И.О.9 и Ф.И.О.10 лишены родительских прав в отношении своего несовершеннолетнего сына Кирьякова Р.Д., ДД.ММ.ГГГГ.
Постановлением главы муниципального образования городской округ «Охинский» № от ДД.ММ.ГГГГ за Кирьяковым Р.Д. закреплено жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>.
Постановлением администрации МО ГО «Охинский» от ДД.ММ.ГГГГ № многоквартирный дом, по вышеуказанному адресу признан аварийным и подлежащим сносу.
До ДД.ММ.ГГГГ истец проходил обучение сначала в ГОУ «Специализированная (коррекционная) школа-интернат № для детей с ограниченными возможностями здоровья» пгт. Смирных, где окончил 9 классов, а в последующем в ГБОУ начального профессионального образования <адрес> «Профессиональное училище №».
С 2011 года по 2014 год проживал и работал в <адрес>.
В период с ДД.ММ.ГГГГ до октября 2020 года Кирьяков Р.Д. по приговору Охинского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ отбывал наказание в исправительной колонии общего режима, что подтверждается копией приговора, а также справкой об освобождении.
ДД.ММ.ГГГГ Кирьяков Р.Д. обратился в Управление образования МО ГО «Охинский» с письменным заявлением по обеспечению его жилым помещением, в обоснование которого указал на невозможность проживать в закрепленном за ним жилом помещении ввиду его аварийности, а также в связи с проживанием в нем матери Ф.И.О.9, лишенной в отношении него родительских прав. Однако в удовлетворении данного заявления истцу отказано, что следует из письма Управления образования МО ГО «Охинский» от ДД.ММ.ГГГГ.
Разрешая спор по существу и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, руководствуясь подлежащими применению к спорным правоотношениям вышеприведенными правовыми нормами, установил юридически значимые по делу обстоятельства и пришел к правильному выводу о том, что вопреки требованиям законодательства, ответчиками не разрешен вопрос об обеспечении истца жилым помещением, как ребенка, оставшегося без попечения родителей. При этом закрепление за истцом жилого помещения, признанного аварийным и подлежащим сносу и в котором проживала его мать, ведущая аморальный образ жизни, не свидетельствует об исполнении ответчиками своих обязательств по обеспечению Кирьякова Р.Д. специализированным жилым помещением.
Выводы суда в решении достаточно подробно мотивированы, подтверждены материалами дела, основаны на полном, всестороннем и непосредственном исследовании всех имеющихся в деле доказательств, которым судом первой инстанции дана надлежащая оценка в их совокупности в соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса РФ и полностью соответствуют требованиям действующего законодательства.
Доводы апелляционной жалобы в целом повторяют процессуальную позицию ответчика в суде первой инстанции, сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции, были предметом обсуждения в ходе судебного разбирательства, нашли свое отражение в решении и не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального и процессуального права, и не могут служить основаниями для отмены решения суда.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Охинского городского суда Сахалинской области от 15 сентября 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя администрации муниципального образования городской округ «Охинский» Михлик Е.Н. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение трех месяцев в Девятый кассационный суд общей юрисдикции, путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции.
Председательствующий: А.С. Баянова
Судьи: Е.В. Чемис
Т.Н. Литвинова
Мотивированное апелляционное определение составлено 19 декабря 2023 года