14RS0035-01-2020-002080-60
Дело № 2а-2575/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Якутск 28 февраля 2020 г.
Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Кузьминой М. А., единолично, при секретаре Лукиной Н. К., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Х.Т.Р. к Окружной администрации города Якутска о признании незаконным отказа во включении в единый государственный реестра детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
у с т а н о в и л :
Х.Р.Т. обратился в суд с вышеуказанным административным иском, в обоснование своих требований указывая на то, что не встал на учет по независящим от него причинам, был лишен возможности подать соответствующее заявление в соответствующую инстанцию. Так, с момента лишения в ____ г. его матери Х.З.С. родительских прав и по настоящее время административный истец содержится в специальных государственных учреждениях с диагнозом ___ его отец в силу физической невозможности никогда его воспитанием и содержанием не занимался, до своей смерти находился в ___. С ____ г. административный истец постоянно содержится в государственном бюджетному учреждении Республики Саха (Якутия) «Капитоновский дом-интернат для престарелых и инвалидов им. В. И. Кононова». Х.Т.Р. является инвалидом 1 группы, умственно отсталым, с малолетнего возраста находился на полном государственном обеспечении, подача заявления до 23 лет являлась не его обязанностью, а обязанностью органов государственной власти и органов местного самоуправления. Просил признать незаконным заключение Комиссии Окружной администрации (далее – ОА) г. Якутска по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, об отказе во включении административного истца в Единый реестр детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, обязать административного ответчика принять заключение о его включении в указанный Единый реестр.
В судебном заседании административный истец и его представитель Мекумянов В. П. требования поддержали, просили удовлетворить. Дополнительно пояснили, что оспаривается заключение от 05 декабря 2019 г. № 31-41/676 (решение от 29 ноября 2019 г.), поэтому срок обращения в суд не нарушен.
Представитель административного ответчика ОА г. Якутска Софронова К. Я. в судебном заседании иск не признала, просила в его удовлетворении отказать, ссылаясь на законность и обоснованность действий органа, совершенных в рамках своих полномочий. Согалсно письменному отзыву и объяснениям представителя в судебном заседании на момент первичного обращения в отдел опеки и попечительства ОА г. Якутска Х.Т.Р. было 43 года, в связи с чем гарантия, предусмотренная федеральным законом, на него не распространяется, также на момент принятия данного закона ему было 20 лет.
Представитель заинтересованного лица Министерства труда и социальных отношений Республики Саха (Якутия), извещенного надлежащим образом, в судебное заседание не явился, ходатайств и возражений не направил. Дело рассмотрено с учетом мнения лиц, участвующих в деле, в его отсутствие.
Суд, заслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, приходит к следующему.
Решением Комиссии ОА г. Якутска по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей от 29 ноября 2019 г. Х.Т.Р. ____ года рождения, отказано в постановке в Единый государственный реестр детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жильем, о чем ему направлено заключение от 05 декабря 2019 г. № 31-41/676. Основанием для вынесения оспариваемого решения об отказе указано первичное обращение административного истца в 43 года, тогда как он должен был встать на учет до достижения 23 лет, в связи с чем данная гарантия на него не распространяется.
Статьей 46 Конституции Российской Федерации и главой 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) предусмотрено право граждан и организаций на обращение в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Трехмесячный срок обращения с административным исковым заявлением в суд, предусмотренный ч. 1 ст. 219, административным истцом не пропущен, поскольку само решение об отказе вынесено 29 ноября 2019 г., заключение об отказе направлено ему 05 декабря 2019 г., а административный иск поступил в суд 04 февраля 2020 г.
Конституция Российской Федерации в своей статье 7 определяет, что Российская Федерация – это социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Согласно ст. 17 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Статьей 38 Конституции российской Федерации установлено, что детство, семья находятся под защитой государства. В силу положений ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ дополнительные гарантии по социальной поддержке – это законодательно закрепленные дополнительные меры по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя, обучающихся по очной форме обучения по основным профессиональным образовательным программам за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и (или) по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов.
Судом из повторного свидетельства о рождении от ____ г. № установлено, что матерью Х.Т.Р., ____ года рождения, является М.З.С., а отцом – Х.Р.И..
Из выписки из решения Нижнеколымского районного народного суда Якутской АССР от ____ г. по гражданскому делу № следует, что Х.З.С. лишена родительских прав в отношении сына Х.Т., ____ года рождения.
Согласно справке серии МСЭ-2007 от ____ г. № № Х.Т.Р. установлена инвалидность 1 группы с детства бессрочно.
Из справки государственного казенного учреждения Республики Саха (Якутия) «Республиканская специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 26 сентября 2019 г. № 778 следует, что административный истец с ____ г. воспитывался и обучался в данном учреждении и находился на полном государственном обеспечении. Также в данной справке указано: «социальный статус: оставшийся без попечения родителей (мать – лишена родительских прав, отец – находился ___ по адресу: ____)».
В справке государственного казенного учреждения Республики Саха (Якутия) «Республиканский дом-интернат для умственно отсталых детей» от 15 мая 2017 г. № 01-10/229/1 указано, что административный истец с ____ г. действительно являлся воспитанником Якутского детского дома-интерната. Последний с ____ г. переименован в Республиканский детский психоневрологический дом-интернат, с 13 мая 2003 г. переименован в государственное учреждение «Республиканский детский дом-интернат для умственно отсталых детей», с 01 января 2012 г. переименовано в государственное учреждение Республики Саха (Якутия) «Республиканский детский дом-интернат для умственно отсталых детей».
Справкой государственного бюджетного учреждения Республики Саха (Якутия) «Капитоновский дом-интернат для престарелых и инвалидов им. В. И. Кононова» от 02 октября 2019 г. № 1/248 подтверждается, что Х.Т.Р. инвалид 1 группы, действительно проживает в доме-интернате с ____ г. по настоящее время.
В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Во исполнение вышеуказанного федерального закона принят также Закон Республики Саха (Якутия) от 15.12.2012 1154-З № 1201-IV «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Из материалов дела следует, что административный истец в первый раз обратился с заявлением о включении его в указанный республиканский реестр за пределами установленного 23-летнего возраста в 43-летнем возрасте.
Сведений о постановке административного истца в качестве нуждающегося в жилом помещении до достижения 23-летнего возраста либо когда-либо позже, не представлено. Сведений об отсутствии в пользовании и владении административного истца жилого помещения по договору социального найма или на праве собственности не представлено.
В соответствии с ответом муниципального казенного учреждения «Департамент жилищных отношений» городского округа «город Якутск» от 27 сентября 2019 г. № 7054 на заявление административного истца по результатам проверки протоколов заседаний Общественно-жилищной комиссии за период с 01 января 2006 г. по 26 сентября 2019 г. заявлений о заключении договора социального найма на жилое помещение и включении Х.Т.Р. в договор социального найма в качестве члена семьи нанимателя не рассматривалось. Однако данное письмо подтверждает лишь факт непоступления на рассмотрение органа местного самоуправления заявления административного истца о заключении договора социального найма на жилое помещение и включении его в договор социального найма в качестве члена семьи нанимателя в указанный период времени.
Также из материалов дела установлено, что отец административного истца умер в ____ г., то есть когда административный истец уже был совершеннолетним. Так, в соответствии с выпиской из записи акта о смерти от ____ г. № №, ответа Сеймского отдела полиции Управления Министерства внутренних дел России по г. Курску от 14 октября 2019 г. на заявление административного истца Х.Р.И. умер в ____ ____ г.
При этом никаких доказательств того, что административный истец остался без попечения отца в несовершеннолетнем возрасте, в частности, вступившее в законную силу решение суда о лишении отца родительских прав или ограничении его в родительских правах либо вступившее в законную силу решение суда о лишении Х.Р.И. дееспособности или признании его ограниченно дееспособным, о признании административного истца оставшимся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте, административным истцом ни в ОА г. Якутска, ни в суд не представлено. Также административным истцом не представлено никаких индивидуальных правовых актов административных органов о признании Х.Т.Р. оставшимся без попечения родителей.
Также суду не представлено доказательств того, что административный истец фактически остался в несовершеннолетнем возрасте без попечения отца, в частности, нет доказательств нахождения Х.Р.И. в каких-либо психоневрологических диспансерах, иных медицинских учреждениях, домах-интернатах и т. п. Указанный в справке государственного казенного учреждения Республики Саха (Якутия) «Республиканская специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 26 сентября 2019 г. № 778 социальный статус «оставшийся без попечения родителей» подтверждения в судебном заседании не нашел.
При таких обстоятельствах доказательств того, что оспариваемое решение нарушает права, свободы или охраняемые законом интересы административного истца, либо созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности, не представлено. Оспариваемое решение принято уполномоченным органом местного самоуправления в установленном порядке.
С учетом вышеуказанного, на основании п. 2 ч. 2 ст. 227 КАС РФ суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
р е ш и л:
В удовлетворении административного иска Х.Т.Р. к Окружной администрации города Якутска о признании незаконным отказа во включении в единый государственный реестра детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Саха (Якутия) в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Председательствующий: п/п М. А. Кузьмина
Копия верна.
Судья: М. А. Кузьмина
Секретарь Н. К. Лукина
Решение изготовлено в окончательной форме 06 марта 2020 г.