АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судья Кирсанова Т.Б. Дело №33-5569/2023
24RS0041-01-2022-003190-74
2.076г.
15 мая 2023 года судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего: Платова А.С.
судей: Охременко О.В., Киселевой А.А.
при секретаре судебного заседания Погореловой И.К.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Киселевой А.А.
гражданское дело по иску Чикун Галины Александровны к ИФНС по Октябрьскому району г. Красноярска, ГУ – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Красноярскому краю о возложении обязанности,
по апелляционной жалобе представителя ответчика МИФНС России №27 по Красноярскому краю – Лукьяновой Т.Н.
на решение Октябрьского районного суда г. Красноярска от 29 ноября 2022 года, которым постановлено:
«Возложить обязанность на ИФНС по Октябрьскому району г. Красноярска уточнить КБК платежа в размере 1863, 63 рубля от 7 сентября 2005 года с КБК 18210202010061000160 на КБК 18210910010061000160.
Возложить обязанность на ГУ – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Красноярскому краю произвести корректировку ИЛС Чикун Галины Александровны за № 030-205-39689 и включить в страховой стаж период с 1 января 2002 года по 31 декабря 2002 года, произвести начисление пенсии с учетом страхового стажа с 1 января 2002 года по 31 декабря 2002 года со дня вынесения решения суда.
Взыскать с ИФНС по Октябрьскому району г. Красноярска и ГУ – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Красноярскому краю государственную пошлину в доход местного бюджета в размере по 150 рублей с каждого».
Заслушав докладчика, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А :
Чикун Г.А. обратилась в суд с иском, с учетом уточнения, к ИФНС по Октябрьскому району г. Красноярска, ГУ – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Красноярскому краю о возложении обязанности уточнить КБК платежа в размере 1863,63 рублей от 07.09.2005 года, произвести корректировку ИЛС Чикун Г.А,, включить в страховой стаж период с 01.01.2002 года по 31.12.2002 года, произвести начисление пенсии с учетом страхового стажа с 01.01.2002 года по 31.12.2022 года со дня вынесения решения суда. Требования мотивировала тем, что в период с 02.03.2000 года по 01.01.2005 года она была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя, при этом фактически осуществляла предпринимательскую деятельность в период с 02.03.2000 года по 09.06.2003 года. Согласно сведениям ИЛС в стаж, учитываемый для назначения пенсии, включен только период с 02.03.2000 года по 31.12.2001 года, что связано с тем, что у пенсионного органа отсутствуют сведения о внесенных ею страховых взносах после 2001 года. Однако, 07.09.2005 года истцом произведен платеж в размере 1863, 63 рубля за период с 01.01.2002 года по 31.12.2002 года и данная сумма поступила на счет пенсионного органа, но не отнесена на ее ИЛС в связи с несоответствием кода бюджетной классификации. На заявление истца об уточнении данных ИЛС и включении указанного периода в страховой стаж пенсионный орган ответил отказом, указав, что по 2009 год администратором страховых взносов являлась налоговая инспекция. ИФНС по Октябрьскому району г. Красноярска, куда истец обратилась с заявлением об уточнении КБК, платеж от 07.09. 2005 года зачислен на КБК 18210202010061000160 – страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, направленное на выплату страховой части трудовой пенсии, в связи с чем у Инспекции отсутствуют основания для корректировки.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе представитель ответчика МИФНС России №27 по Красноярскому краю – Лукьянова Т.Н. просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, ссылаясь на то, что по платежному поручению от 05.09.2005 года от Чикун Г.А. поступили денежные средства в размере 1863,63 руб., знаки КБК в платежном поручении указаны 00, в связи с чем, на основании п. 7 ст. 45 НК РФ Инспекцией самостоятельно принимается решение об уточнении произведенного платежа. Таким образом, платежный документ зачислен на КБК 18210202010061000160, то есть Инспекцией уточнен вид платежа, а не вид страхового взноса. В силу ст. 4 №263-ФЗ от 14.07.2022 года с 01.01.2023 года утрачивает силу понятие «уточнение платежа», в связи с чем корректировку КБК не представляется возможным провести.
В судебное заседание Чикун Г.А., надлежаще извещенная о времени и месте судебного заседания, не явилась, о причинах неявки не сообщила, с ходатайством об отложении судебного разбирательства не обратилась, в связи с чем судебная коллегия, в соответствии со ст.167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в ее отсутствие.
Проверив материалы дела, заслушав представителя МИФНС России №27 по Красноярскому краю Лукьянову Т.Н. (доверенность от 30.11.2022 года), поддержавшую доводы апелляционной жалобы, представителя ОСФР по Красноярскому краю Байрамову С.Э. (доверенность от 20.01.2023 года), просившую решение суда оставить без изменения, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ (ред. от 28.12.2022) "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В силу п.2 ч.1 ст. 419 НК РФ плательщиками страховых взносов (далее в настоящей главе - плательщики) признаются лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе индивидуальные предприниматели.
По правилам п.2 ч.1 ст. 28 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются индивидуальные предприниматели (за исключением лиц, применяющих специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход" и не вступивших добровольно в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию или прекративших такие правоотношения в соответствии со статьей 29 настоящего Федерального закона).
В соответствии с п. 4 ст. 2 Федерального закона от 30 ноября 2009 года № 307-ФЗ "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов" главным администратором доходов бюджета ПФР в части страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых за расчетные периоды с 2002 года по 2009 года включительно, является Федеральная налоговая служба.
Положениями ч.1 ст. 18 БК РФ предусмотрено, что бюджетная классификация Российской Федерации является группировкой доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, используемой для составления и исполнения бюджетов, а также группировкой доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов и (или) операций сектора государственного управления, используемой для ведения бюджетного (бухгалтерского) учета, составления бюджетной (бухгалтерской) и иной финансовой отчетности, обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
По правилам ст. 20 БК РФ код классификации доходов бюджетов Российской Федерации состоит из кода главного администратора доходов бюджета; кода вида доходов; кода подвида доходов; Код вида доходов включает группу, подгруппу, статью, подстатью и элемент дохода.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, Чикун Г.А. в период со 2 марта 2000 года по 1 января 2005 года была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя, что подтверждается Выпиской из ЕГРИП, Свидетельством о внесении записи в ЕГРИП серии 24 № 003424204 от 27 мая 2005 года.
Согласно справки ГУ- УПФ РФ в Октябрьском районе г. Красноярска от 29 сентября 2020 года, реестру платежей от страхователей по обязательному пенсионному страхованию от 1 января 2010 года, фото страницы «АИС Налог», ответу ИФНС по Октябрьскому району г. Красноярска от 22 октября 2020 года, отзыву на исковое заявление ответчика ИФНС по Октябрьскому району г. Красноярска, истцом 7 сентября 2005 года по реквизитам налогового органа осуществлен платеж на сумму 1863, 63 рубля на КБК 18210202010060000160 – страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, направленное на выплату страховой части трудовой пенсии, вместо КБК 18210910010061000160 – страховые взносы в виде фиксированного платежа, зачисляемые в ПФР на выплату страховой части трудовой пенсии.
Между тем, как установил суд, КБК плательщиком был указан не верно, в связи с чем ИФНС по Октябрьскому району г. Красноярска самостоятельно уточнил КБК, зачислив платеж на КБК 18210202010061000160- страховые взносы плательщиков, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (для работодателей), который так же является неверным, что подтверждается пояснениями, сведениями из программы «АИС Налог», справкой - УПФ РФ в Октябрьском районе г. Красноярска от 29 сентября 2020 года.
В результате допущенной ошибки, как следует из справки ГУ - УПФ РФ в Октябрьском районе г. Красноярска от 29 сентября 2020 года, сведений о состоянии ИЛС застрахованного лица, ответа Пенсионного органа от 7 октября 2020 года на обращение истца, страховой взнос на обязательное пенсионное страхование за период с 1 января 2002 года по 1 января 2005 года не был учтен, в связи с чем в страховой стаж указанный период не включен.
Принимая решение об удовлетворении заявленных истцом требований, суд первой инстанции обоснованно указал, что истец не может нести ответственность за ненадлежащее исполнение обязанностей, возложенных на налоговый орган, который, в соответствии с ч.7 ст. 45 НК РФ, уточнил КБК на иной неверный КБК, что повлекло исключение из страхового стажа Чикун Г.А. спорного периода.
В силу ч.7 ст. 45 НК РФ (в ред. от 20 июля 2020 года) при обнаружении налогоплательщиком (иным лицом, предъявившим в банк поручение на перечисление в бюджетную систему Российской Федерации денежных средств в счет уплаты налога за налогоплательщика) ошибки в оформлении поручения на перечисление налога, не повлекшей неперечисления соответствующих денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации, налогоплательщик в течение трех лет с даты перечисления таких денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации вправе представить в налоговый орган по месту учета заявление об уточнении платежа в связи с допущенной ошибкой с приложением к нему документов, подтверждающих уплату соответствующего налога и его перечисление в бюджетную систему Российской Федерации, с просьбой уточнить основание, тип и принадлежность платежа, налоговый период, статус плательщика или счет Федерального казначейства. В случае, предусмотренном настоящим пунктом, на основании заявления об уточнении платежа налогоплательщика налоговый орган принимает решение об уточнении платежа на день фактической уплаты налога в бюджетную систему Российской Федерации. При обнаружении налоговым органом ошибки в оформлении поручения на перечисление налога, не повлекшей неперечисления соответствующих денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации, налоговый орган в течение трех лет со дня перечисления таких денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации самостоятельно принимает решение об уточнении платежа на день фактической уплаты налога в бюджетную систему Российской Федерации. Решение об уточнении платежа принимается в случаях, предусмотренных настоящим пунктом, если это уточнение не повлечет за собой возникновения у налогоплательщика недоимки.
Как следует из материалов дела, 15 октября 2020 года истец обратилась в ИФНС по Октябрьскому району г. Красноярска с заявлением о корректировке КБС спорного платежа? однако, письмом от 22 октября 2020 года налоговым органом в удовлетворении заявления было отказано.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно возложил обязанность на ИФНС по Октябрьскому району г. Красноярска уточнить КБК платежа в сумме 1863, 63 рубля от 7 сентября 2005 года с КБК 18210202010060000160 на КБК 8210910010061000160, что влечет за собой восстановление нарушенных пенсионных прав истца.
Согласно ч.1 ст. 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее «Закон о страховых пенсиях») право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В соответствии с ч.1 ст. 3 Федерального закона от 17 декабря 2001 года №173-Ф «О трудовых пенсиях в РФ» (далее «Закон о трудовых пенсиях») право на трудовую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В силу ст. 8 Закона о страховых пенсиях право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
По правилам ч.3 ст. 10 Федерального закона от 3 октября 2018 года № 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" гражданам, которые указаны в части 1 статьи 8, пунктах 19 - 21 части 1 статьи 30, пункте 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" и которые в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 1 января 2019 года, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.
Согласно ч.1 ст. 13 Закона о страховых пенсиях исчисление страхового стажа производится в календарном порядке
Положениями ч.1 ст. 11 Закона о страховых пенсиях предусмотрено, что в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В соответствии с п.п «б» п.6 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 2 октября 2014 года № 1015, уплата следующих обязательных платежей подтверждается: страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за период до 1 января 2001 г. и с 1 января 2002 г. - документами территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации.
В силу п. 10 вышеприведенных Правил периоды работы подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В случае, если в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета содержатся неполные сведения о периодах работы либо отсутствуют сведения об отдельных периодах работы, периоды работы подтверждаются документами, указанными в пунктах 11 - 17 настоящих Правил.
Судом установлено, что Чикун Г.А., 14 августа 1965 года рождения, обратилась 18 января 2022 года в пенсионный орган с заявлением о назначении страховой пенсии по старости.
Решением ОПФР по Красноярскому краю № 220000002204/23662/22 истцу назначена страховая пенсия по старости с 14 февраля 2022 года, при этом, как указано выше, трудовая деятельность в 2002 году не была зачтена в страховой стаж, поскольку в ИЛС отсутствуют сведения об уплате страховых взносов.
Принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, свидетельствующие о том, что истцом был внесен страховой взнос на обязательное пенсионное страхование за период с 1 января 2002 года по 31 декабря 2002 года, в связи с чем на ИФНС по Октябрьскому району г. Красноярска судом возложена обязанность уточнить КБК платежа в сумме 1863, 63 рубля от 7 сентября 2005 года, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о возложении обязанности на ГУ – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Красноярскому краю произвести корректировку ИЛС 030-205-39689, включить в страховой стаж период с 1 января 2002 года по 31 декабря 2002 года и произвести начисление пенсии с учетом спорного периода с даты вынесения настоящего решения суда.
Доводы апелляционной жалобы представителя МИФН России №27 Лукьяновой Т.Н. о том, что в силу ст. 4 №263-ФЗ от 14.07.2022 года с 01.01.2023 года утрачивает силу понятие «уточнение платежа», в связи с чем корректировку КБК не представляется возможным провести, судебная коллегия во внимание не принимает, так как истцом (как плательщиком страховых взносов) совершены необходимые действия при обнаружении ошибки в платежных документах по уплате страховых взносов до внесения изменений в налоговое законодательство, решение суда о возложении обязанности на ответчика уточнить КБК платежа в сумме 1863, 63 рубля от 7 сентября 2005 года также принято по нормам налогового законодательства, регулирующих вопросы уточнения реквизитов платежных документов, в связи с чем утрата понятия «уточнение платежа» с 01.01.2023 года не должно влечь нарушения пенсионных прав истца, действовавшего добросовестно в рамках приведенного правового регулирования.
Принимая во внимание изложенное, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным, апелляционную жалобу представителя МИФН России №27 Лукьяновой Т.Н., - не содержащей доводов, опровергающих выводы суда.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
Решение Октябрьского районного суда г.Красноярска от 29 ноября 2022 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя МИФН России №27 Лукьяновой Т.Н. – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Мотивированное апелляционное определение составлено 19 мая 2023 года.