Решение от 16.12.2021 по делу № 33-10965/2021 от 16.11.2021

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

Дело № 2-429/2021

№ 33-10965/2021

УИД 91RS0003-01-2020-003974-66    

председательствующий в суде первой инстанции

судья – докладчик в суде апелляционной инстанции

Максимова В.В.

Галимов А.И.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

16 декабря 2021 года                         г. Симферополь

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:

председательствующего        Галимова А.И.,

судей            Пономаренко А.В., Сокола В.С.,

при секретаре            Немцуровой Э.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Симферополя Республики Крым в интересах неопределенного круга лиц к администрации города Симферополя Республики Крым, МКУ Департамента развития муниципальной собственности администрации города Симферополя Республики Крым о возложении обязанности совершить определенные действия, третьи лица – УМВД России по городу Симферополю, Симферопольский городской совет Республики Крым,

по представлению заместителя прокурора города Симферополя Республики Крым на решение Центрального районного суда города Симферополя Республики Крым от 7 сентября 2021 года,

установила:

прокурор города Симферополя Республики Крым действуя в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации города Симферополя Республики Крым, МКУ Департамента развития муниципальной собственности администрации города Симферополя Республики Крым и, уточнив требования, просил обязать ответчиков в течении шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, предоставить УМВД России по городу Симферополю служебные помещения на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым для обслуживания административных участков № 27, 28, 29, 30, 31, 32, 44, 45, 46, 70, 71, 72, 75, 85, 86, 87, 88, 107, 108, 109, 110, 111, 112, 113, 114, 115, 116.

Требования мотивированы тем, что приказом начальника УМВД России по г. Симферополю от 7 февраля 2021 года определены 116 административных участков обслуживаемой территории городского округа Симферополь, для облуживания которых в настоящее время исходя из предоставленных органом местного самоуправления помещений создано только 23 участковых пункта полиции.

Таким образом, предоставленные помещения не охватывают зоны обслуживания всех 116 административных участков участковых уполномоченных и их недостаточно для выполнения служебных обязанностей всеми участковыми уполномоченными полиции.

На неоднократные обращения руководства УМВД России по г. Симферополю, Администрацией города Симферополя с 2015 года и до настоящего времени не приняты надлежащие меры к исполнению требований ч. 7 ст. 48 Федерального закона от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции», пп. 9.1 п. 1 ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» по обеспечению помещениями участковых уполномоченных полиции в необходимом количестве для обеспечения выполнения правоохранительных функций.

Истец полагает, что доводы об отсутствии помещений для их предоставления участковым уполномоченным полиции не являются основанием для невыполнения органом местного самоуправления требований ч. 7 ст. 48 Федерального закона от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции», при этом способы и пути решения указанного вопроса (выделение существующих, освобождение, реконструкция помещений, строительство новых помещений и т.п.) не могут ставиться в зависимость от выполнения участковыми уполномоченными полиции каких-либо заявительных и иных процедур.

Решением Центрального районного суда города Симферополя Республики Крым от 7 сентября 2021 года в удовлетворении исковых требований прокурора города Симферополя Республики Крым в интересах неопределенного круга лиц отказано.

В поданном представлении заместитель прокурора города Симферополя Республики Крым, ссылаясь на неправильное определение обстоятельств, имеющих значение по делу, неправильное применение норм материального права, просил решение суда отменить и принять новое решение об удовлетворении исковых требований в полном объеме.

В заседание суда апелляционной инстанции представитель МКУ Департамента развития муниципальной собственности администрации города Симферополя Республики Крым не явился, о месте и времени рассмотрении дела извещены надлежащим образом, об отложении слушания дела не просили.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции представитель Симферопольского городского совета Республики Крым не явился, о месте и времени рассмотрении дела извещены надлежащим образом, направили ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

На основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.

В заседании суда апелляционной инстанции прокурор доводы представления поддержал в полном объеме и просил их удовлетворить.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель администрации города Симферополя Клеев И.С. до объявления перерыва возражал против удовлетворения представления, ссылаясь на его необоснованность, полагал, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.

Представители УМВД России по городу Симферополю Романова О.И., Сергеев П.П. в заседании суда апелляционной инстанции доводы представления поддержали в полном объеме и просили их удовлетворить.

Заслушав доклад судьи, выслушав пояснения явившихся лиц, исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, приказом начальника УМВД России по г. Симферополю от 17 июля 2020 года №789 определены границы административных участков с делением территории обслуживания УМВД России по г. Симферополю на 114 административных участков (л.д. 16-73 том 1). Приказом начальника УМВД России по г. Симферополю от 7 июня 2021 года №622 определены границы административных участков с делением территории обслуживания УМВД России по г. Симферополю на 116 административных участков (л.д. 199-228 том 2).

УМВД России по г. Симферополю неоднократно обращалось в орган местного самоуправления по вопросу обеспечения помещениями участковых уполномоченных полиции в необходимом количестве для обеспечения выполнения правоохранительных функций, однако, органом местного самоуправления такие помещение предоставлены не в полном объеме.

В материалах гражданского дела содержаться ответы администрации города Симферополя Республики Крым и МКУ Департамента развития муниципальной собственности администрации города Симферополя Республики Крым в которых содержаться ссылки на отсутствие свободных помещений, а также обращений в их адрес (л.д. 74-84 том 1, л.д. 19 том 3).

Данные обстоятельства не оспаривались сторонами в ходе рассмотрения настоящего дела.

В соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями пункта 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статьи 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Согласно положений ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Разрешая настоящий спор и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что УМВД России по г. Симферополю с заявлением об обеспечение служебными помещениями на обслуживаемых административных участках сотрудникам полиции, замещающим должности участковых уполномоченных полиции в соответствии с регламентом, определенным Порядком предоставления в безвозмездное пользование муниципального имущества муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым, утвержденным решением Симферопольского городского совета от 13 марта 2015 года №217, не обращалось, в связи с чем исковые требования оставил без удовлетворения.

Согласно требованиям части 1 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.

Из разъяснений, содержащихся в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 23 от 19 декабря 2003 года «О судебном решении» следует, что решение является законным в том случае, когда оно вынесено при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или права (часть 2 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).

Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59-61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции согласиться не может, поскольку обжалуемое решение суда первой инстанции не соответствует вышеизложенным требованиям.

В силу части 1 статьи 4 Федерального закона от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции» полиция является составной частью единой централизованной системы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.

Согласно Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации и Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 21 декабря 2016 года № 699 (далее по тексту – Положение № 699), в единую централизованную систему МВД России входят: органы внутренних дел, включающие в себя полицию; организации и подразделения, созданные для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на МВД России (п. 13).

В состав органов внутренних дел входят, в том числе территориальные органы МВД России, а также иные организации и подразделения, созданные для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на органы внутренних дел (п. 14 Положения № 699).

В соответствии с пунктом 33.1 статьи 14, подпунктом 9.1 ст. 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», регулирующего вопросы местного значения городского, сельского поселения, городского округа, к вопросам местного значения относятся, в том числе: предоставление помещения для работы на обслуживаемом административном участке поселения, муниципального городского округа сотруднику, замещающему должность участкового уполномоченного полиции.

В соответствии с частью 7 статьи 48 Федерального закона от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции» органы местного самоуправления обязаны предоставлять в пределах границ муниципальных образований сотруднику полиции, замещающему должность участкового уполномоченного полиции, помещения для работы на обслуживаемом административном участке. Оборудование помещений мебелью, оргтехникой и средствами связи и обеспечение технической эксплуатации этих помещений (водоснабжение, отопление, освещение, уборка, ремонт) осуществляются за счет средств бюджетных ассигнований федерального бюджета.

Согласно пункту 21 Инструкции по исполнению участковым уполномоченным полиции служебных обязанностей на обслуживаемом административном участке, утвержденной Приказом МВД России от 29 марта 2019 года № 205, свою деятельность при несении службы участковый уполномоченный полиции осуществляет на обслуживаемой территории либо в служебном помещении, расположенном на административном участке - участковом пункте полиции.

Требования к помещению, предоставляемому для работы участковому уполномоченному полиции, определены в Приложении № 3 к Инструкции по исполнению участковым уполномоченным полиции служебных обязанностей на обслуживаемом административном участке, утвержденной Приказом МВД России от 29 марта 2019 года № 205, в соответствии с которыми участковый пункт полиции должен располагаться в отдельно стоящем здании, а при размещении в одном здании с предприятиями, организациями или в жилых домах - иметь отдельный вход, данное помещение должно быть электрифицировано, оборудовано системами обогрева, вентиляцией, водоснабжением (санузел, рукомойник) и канализацией, соответствовать требованиям пожарной безопасности и санитарно-гигиеническим нормам.

Таким образом, обязанность по предоставлению в границах муниципального образования сотруднику полиции, замещающему должность участкового уполномоченного полиции, помещения для работы на обслуживаемом административном участке возложена на орган местного самоуправления в силу действующего законодательства (Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ, Федерального закона от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ) и не требует специального обращения в орган местного самоуправления для выполнения возложенных на него в силу прямого указания закона обязанностей. При этом право выбора места расположения участкового пункта в границах населенного пункта предоставлено не органу местного самоуправления, а органу внутренних дел, располагающему сведениями об оперативной обстановке на территории поселения.

Реализуя предоставленное статьей 327.1 ГПК РФ право на оценку доказательств по делу, и оценивая имеющиеся в деле доказательства в их совокупности и взаимосвязи по правилам статьи 67 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к выводу о том, что обязанность по предоставлению участковым уполномоченным полиции помещений для работы на обслуживаемых административных участках, в силу закона возложена на органы местного самоуправления, однако администрацией города Симферополя Республики Крым, МКУ Департаментом развития муниципальной собственности администрации города Симферополя Республики Крым, обеспечивающего полномочия администрации города Симферополя по передаче в аренду, безвозмездное пользование, доверительное управление объектов муниципальной собственности городского округа Симферополь, данная обязанность надлежащим образом не выполнена, что препятствует работе участковых уполномоченных по борьбе с преступностью и охране общественного порядка на закрепленном за ними административном участке, чем нарушает гарантированные Конституцией Российской Федерации права граждан на защиту жизни, здоровья, собственности и прочее.

Доводы ответчиков о том, что для предоставления участковому уполномоченному полиции помещения для работы на обслуживаемом административном участке УМВД России по г. Симферополю должно обратиться в орган местного самоуправления с соответствующим заявлением согласно Порядка предоставления в безвозмездное пользование муниципального имущества муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым, утвержденным решением Симферопольского городского совета от 13 марта 2015 года №217, отклоняются судебной коллегией как несостоятельные по вышеуказанным основаниям, а содержащаяся в материалах дела переписка свидетельствует об обратном.

Судебная коллегия также отмечает, что действующее законодательство не связывает выполнение органами местного самоуправления требований по обеспечению участковых уполномоченных полиции помещениями для работы на обслуживаемом административном участке, с наличием свободных помещений или с их финансовыми возможностями.

Между тем, данные существенные обстоятельства по настоящему делу были оставлены судом первой инстанции без должного внимания, что привело к принятию ошибочного решения.

Учитывая изложенное выше, судебная коллегия приходит к выводу о том, что заявленные требования о возложении на ответчиков обязанности предоставить служебные помещения для работы участковых уполномоченных УМВД России по г. Симферополю являются законными и обоснованными, а потому, подлежат удовлетворению.

Указанный истцом шестимесячный срок для исполнения возложенной судом обязанности, отвечает принципам равенства участников гражданского судопроизводства и разумности срока исполнения судебного постановления, закрепленных в ст. ст. 6, 6.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, позволит соблюсти баланс прав, законных интересов сторон.

Согласно статье 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.

При указанных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции полагает необходимым решение суда первой инстанции отменить как незаконное и необоснованное, вынести по делу новое решение об удовлетворении заявленных истцом требований.

Руководствуясь статьями 327-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,

определила:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ 7 ░░░░░░░░ 2021 ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░ – ░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ №№ 27, 28, 29, 30, 31, 32, 44, 45, 46, 70, 71, 72, 75, 85, 86, 87, 88, 107, 108, 109, 110, 111, 112, 113, 114, 115, 116.

░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ (░░░░░ ░░░░░░░░░) ░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 23 ░░░░░░░ 2021 ░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░:

░░░░░:

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

33-10965/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
заместитель прокурора города Симферополь
Ответчики
Администрация г. Симферополя
МКУ Департамент развития муниципальной собственности администрации г. Симферополя
Другие
Симферопольский городской совет РК
Управление МВД России по г. Симферополю
Суд
Верховный Суд Республики Крым
Судья
Галимов Айрат Ильдусович
Дело на сайте суда
vs.krm.sudrf.ru
16.11.2021Передача дела судье
16.12.2021Судебное заседание
12.01.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.01.2022Передано в экспедицию
16.12.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее