Дело №3а-76/2020
УИД 19OS0000-01-2020-000089-28
Р Е Ш Е Н ИЕ
именем Российской Федерации
г. Абакан 5 августа 2020 г.
Верховный Суд Республики Хакасия в составе:
председательствующего Петровой Т.Л.,
при секретаре Бедненко И.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Трофимова Виктора Владимировича к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Хакасия, Министерству имущественных и земельных отношений Республики Хакасия об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости,
У С Т А Н О В И Л:
Трофимов В.В. в лице представителя Пономаревой А.С. обратился в суд с административным исковым заявлением к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Хакасия, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Хакасия об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости с кадастровыми номерами №. Выражая несогласие с кадастровой стоимостью, просил установить стоимость объектов недвижимости равной их рыночной стоимости.
В судебном заседании представитель административного истца Пономарева А.С. на заявленных требованиях настаивала.
Представитель ответчика Минимущества Республики Хакасия Стеценко О.Н., представитель заинтересованного лица ФГБУ «ФКП Синюкина И.А. не оспаривали право административного истца на обращение в суд с требованием установить кадастровую стоимость земельных участков равной их рыночной стоимости ни по основаниям возникновения, ни по содержанию (в том числе по размеру рыночной стоимости).
Представители ответчика Росреестра по Республике Хакасия, заинтересованного лица администрации Алтайского района в судебном заседании не присутствовали.
В письменном отзыве представитель администрации Алтайского района Ростовцева М.С. просит отказать в удовлетворении административного искового заявления, ссылаясь на то, что снижение кадастровой стоимости объекта недвижимости может существенно уменьшить налоговые доходы, поступающие в местный бюджет.
Выслушав объяснения явившихся лиц, всесторонне исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Согласно части 2 статьи 3 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон об оценочной деятельности) для целей настоящего Федерального закона под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, то есть когда: одна из сторон сделки не обязана отчуждать объект оценки, а другая сторона не обязана принимать исполнение; стороны сделки хорошо осведомлены о предмете сделки и действуют в своих интересах; объект оценки представлен на открытом рынке посредством публичной оферты, типичной для аналогичных объектов оценки; цена сделки представляет собой разумное вознаграждение за объект оценки и принуждения к совершению сделки в отношении сторон сделки с чьей-либо стороны не было; платеж за объект оценки выражен в денежной форме.
Под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных статьей 24.19 настоящего Федерального закона (часть 3 статьи 3 Закона об оценочной деятельности).
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (пункт 2 части 1 статьи 248 КАС РФ).
Аналогичное положение содержится в части 4 статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, предусматривающей, что в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» (далее – Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 28) разъяснено, что с заявлением, административным исковым заявлением (далее - заявление) о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы первый и второй статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, статьи 373, 388, 400 НК РФ).
Из материалов дела видно, что Трофимову В.В. принадлежат на праве собственности:
нежилое здание магазина, площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым номером № расположенное по адресу: <адрес>
нежилое здание магазина, площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым номером №, расположенное по адресу: <адрес>
В силу статьи 400 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) Трофимов В.В. является плательщиком налога на имущество физических лиц.
На основании пункта 1 статьи 402 НК РФ налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи. Указанный порядок определения налоговой базы может быть установлен нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества. Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации (за исключением городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) устанавливает в срок до 1 января 2020 года единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с учетом положений статьи 5 настоящего Кодекса.
Статьей 1 Закона Республики Хакасия от 14 июля 2015 г. № 64-ЗРХ установлена единая дата начала применения на территории Республики Хакасия порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения - 1 января 2016 года.
Согласно части 1 статьи 24.12 Закона об оценочной деятельности государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не чаще чем один раз в течение трех лет (в городах федерального значения не чаще чем один раз в течение двух лет) с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка (далее - дата проведения последней государственной кадастровой оценки).
Приказом Министерства имущественных и земельных отношений Республики Хакасия от 27 октября 2016 г. № 020-146-п утверждены результаты кадастровой стоимости объектов недвижимости по состоянию на 1 января 2016 г. Сведения об оспариваемой кадастровой стоимости внесены в ЕГРН 28 декабря 2016 г.
Кадастровая стоимость нежилого здания с кадастровым номером № установлена в размере <данные изъяты> руб.
Кадастровая стоимость нежилого здания с кадастровым номером № установлена в размере <данные изъяты> руб.
Полагая, что установленная кадастровая стоимость не соответствует рыночной и нарушает права плательщика налога, Трофимов В.В. 9 июля 2020 г. обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением.
В обоснование требований представил отчеты от 15 мая 2020 г. № № 38-20 и 39-20, выполненные ООО «<данные изъяты>», согласно которым:
рыночная стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером № по состоянию на 1 января 2016 г. составляет 1 765 643 (один миллион семьсот шестьдесят пять тысяч шестьсот сорок три) руб.;
рыночная стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером № по состоянию на 1 января 2016 г. составляет 1 295 536 (один миллион двести девяносто пять тысяч пятьсот тридцать шесть) руб.
В пункте 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 28 обращено внимание, что, исследуя отчет об оценке объекта недвижимости, суд проверяет его на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки (статьи 1, 20 Закона об оценочной деятельности).
В соответствии со статьями 12, 15 Закона об оценочной деятельности отчет независимого оценщика, составленный по основаниям и в порядке, которые предусмотрены названным Законом, признается документом, содержащим сведения доказательственного значения, а итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в таком отчете - достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если законодательством Российской Федерации не определено или в судебном порядке не установлено иное.
Оценщик обязан при осуществлении оценочной деятельности соблюдать требования Федеральных законов, федеральные стандарты оценки, а также стандарты и правила оценочной деятельности, утверждённые саморегулируемой организацией оценщиков, членом которой он является.
Суд полагает возможным принять отчеты № 38-20 и № 39-20 в качестве относимых и допустимых доказательств по делу, поскольку они составлены оценщиком, имеющим специальное образование, квалификационный аттестат в области «Оценка недвижимости», являющимся членом саморегулируемой организации оценщиков; отчеты содержат подробное описание проведенных исследований, ссылки на использованные при проведении оценки материалы, отвечают требованиям научности, обоснованности, логичности; выводы оценщика понятны и соответствуют поставленным на его разрешение вопросам.
Возражая против заявленных требований, представитель администрации Алтайского района не привел доводов, свидетельствующих о нарушении оценщиком законодательства об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки, не представил доказательств иного размера рыночной стоимости нежилых зданий, не заявил ходатайство о назначении по делу судебной экспертизы.
Возражений относительно достоверности определенной в отчетах стоимости объектов недвижимости и их соответствия требованиям законодательства лицами, участвующими в деле, не заявлено.
При таких обстоятельствах суд находит, что кадастровая стоимость нежилого здания с кадастровым номером № и нежилого здания с кадастровым номером № по состоянию на 1 января 2016 г. превышала их рыночную стоимость, в связи с чем признает административные исковые требования подлежащими удовлетворению.
Часть 3 статьи 24.20 Федерального закона об оценочной деятельности предусматривает, что сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с даты их внесения в Единый государственный реестр недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
На основании пункта 2 статьи 403 НК РФ в случае изменения кадастровой стоимости объекта налогообложения на основании установления его рыночной стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.
Часть 6 статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности закрепляет, что сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
административное исковое заявление Трофимова Виктора Владимировича к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Хакасия об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, поступившее в суд 9 июля 2020 г., удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость нежилого здания магазина, площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> равной его рыночной стоимости в размере 1 295 536 (один миллион двести девяносто пять тысяч пятьсот тридцать шесть) руб. по состоянию на 1 января 2016 г.
Установить кадастровую стоимость нежилого здания магазина, площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> равной его рыночной стоимости в размере 1 765 643 (один миллион семьсот шестьдесят пять тысяч шестьсот сорок три) руб. по состоянию на 1 января 2016 г.
В удовлетворении административного искового заявления к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Хакасия отказать.
Настоящее решение является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества с кадастровыми №
Решение может быть обжаловано в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции через Верховный Суд Республики Хакасия в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме
Председательствующий Т.Л. Петрова
В окончательной форме решение изготовлено 10 августа 2020 г.