дело <номер обезличен>
<номер обезличен>
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
08 апреля 2021 года город Ставрополь
Ленинский районный суд города Ставрополя Ставропольского края в составе:
председательствующего судьи Косолаповой А.С.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Шетогубовым П.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению заместителя прокурора <адрес обезличен> в интересах Антоненко Л. Г. к министерству труда и социальной защиты населения <адрес обезличен> о признании действий незаконными и возложении обязанности устранить допущенные нарушения законодательства,
установил:
заместитель прокурора <адрес обезличен>, действующий в интересах Антоненко Л. Г., обратился в суд с исковым заявлением к министерству труда и социальной защиты населения <адрес обезличен>, в котором просит:
- признать незаконным решение министерства труда и социальной защиты населения <адрес обезличен> от <дата обезличена> <номер обезличен> об отказе в назначении Антоненко Л.Г. единовременного социального пособия;
- признать незаконным действия министерства труда и социальной защиты населения <адрес обезличен>, выразившееся в непринятии мер по устранению нарушений законодательства в связи с отказом в назначении Антоненко Л.Г. единовременного социального пособия как медицинскому работнику, заразившемуся новой коронавирувной инфекцией в результате надлежащего исполнении своих трудовых (должностных) обязанностей;
- возложить на министерство труда и социальной защиты населения <адрес обезличен> обязанность незамедлительно, после вступления решения суда в законную силу в соответствии со статьями 2, 3, 5 закона <адрес обезличен> от <дата обезличена> <номер обезличен>-кз «О дополнительных социальных гарантиях медицинским работникам и иным категориям работников в случае заражения их новой коронавирусной инфекцией COVID-19 при исполнении ими своих трудовых (должностных) обязанностей», пунктами 12, 13 Порядка назначения и выплаты единовременного социального пособия медицинским работникам и иным категориям работников в случае заражения их новой коронавирусной инфекцией COVID-19 при исполнении ими своих трудовых (должностных) обязанностей, утвержденного постановлением <адрес обезличен> от <дата обезличена> <номер обезличен>-п назначить и выплатить Антоненко Л.Г. единовременное социальное пособие как медицинскому работнику, заразившемуся новой коронавирувной инфекцией в результате надлежащего исполнении своих трудовых (должностных) обязанностей в размере 1 000 000 рублей, путем перечисления на лицевой счет <номер обезличен>, открытый в ПАО Сбербанк <номер обезличен> на имя Антоненко Л.Г. <дата обезличена> года рождения.
В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой края в ходе проверки, проведенной на основании обращения Антоненко Л.Г., в деятельности министерства труда и социальной защиты населения <адрес обезличен> выявлены нарушения требований законодательства.
Проведенной проверкой установлено, что приказом ГКУЗ «<данные изъяты>» от <дата обезличена> <номер обезличен> утвержден состав бригад для оказания медицинской помощи лицам у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения.
Согласно приложению к Приказу в состав второй бригады включена Антоненко Л.Г. для лечения COVID-19 с <дата обезличена>.
<дата обезличена> ГКУЗ «<адрес обезличен>» с Антоненко Л.Г. заключен трудовой договор <номер обезличен> (далее - Договор).
В соответствии с пунктами 1, 4 договора Антоненко Л.Г. принята на должность - <данные изъяты>, срок договора - с <дата обезличена> по <дата обезличена>, на время выполнения работ по оказанию медицинской помощи пациентам с подозрением на наличие вируса COVID-19 и пациентам с подтвержденным диагнозом вируса COVID-19.
В период исполнения должностных обязанностей, с Антоненко Л.Г. произошел случай заражения COVID-19, что подтверждается положительным анализом от <дата обезличена> <номер обезличен>.
Актом от <дата обезличена> о расследовании несчастного случая заражения медицинского работника или иного работника новой коронавирусной инфекцией COVID-19 при исполнении им своих трудовых (должностных) обязанностей установлено, что Антоненко Л.Г. в период с <дата обезличена> по <дата обезличена> находясь на дежурстве в ГКУЗ «<адрес обезличен>» контактировала во время рабочих смен с пациенткой, у которой подтверждена новая коронавирусная инфекция. Во время работы Антоненко Л.Г. выполняла врачебные назначения в санитарной одежде, применяла средства индивидуальной защиты, дезинфицирующие средства для обработки рук.
<дата обезличена> Антоненко Л.Г. почувствовала себя плохо, вызвала скорую помощь и поступила на лечение в ГБУЗ СК «<адрес обезличен>», где в результате лабораторного исследования был получен положительный результат анализа на COVID-19. На лечении Антоненко Л.Г. находилась с <дата обезличена> по <дата обезличена>.
Выводами комиссии по результатам расследования установлено, что случай заражения Антоненко Л.Г. произошел при исполнении ею надлежащим образом трудовых (должностных) обязанностей.
<дата обезличена> договор с Антоненко Л.Г. расторгнут по основанию п. 2 ч. 1 ст. 77 ТК РФ - в связи с истечением срока трудового договора.
Таким образом, заражение Антоненко Л.Г. COVID-19 произошло при исполнении ею надлежащим образом трудовых (должностных) обязанностей в период, когда она состояла в трудовых отношениях с ГКУЗ «<адрес обезличен>» и являлась медицинским работником.
<дата обезличена> министерством принято заявление Антоненко Л.Г. о назначении и выплате единовременного социального пособия медицинскому работнику или иному работнику в случае заражения его новой коронавирувной инфекцией при надлежащем исполнении им своих трудовых (должностных) обязанностей, а также необходимый перечень документов, определенный пунктом 4 Порядка.
<дата обезличена> министерством принято решение <номер обезличен> об отказе в назначении Антоненко Л.Г. единовременного социального пособия как медицинскому работнику, заразившемуся новой коронавирувной инфекцией в результате надлежащего исполнении своих трудовых (должностных) обязанностей, поскольку <дата обезличена> трудовой договор между Антоненко Л.Г. и ГКУЗ «<адрес обезличен>» был расторгнут и на момент обращения за выплатой единовременного социального пособия Антоненко Л.Г. не являлась работником медицинской организации, в которой произошел случай заражения.
Данное решение министерства является незаконным, поскольку представленные Антоненко Л.Г. документы, подтверждают факт ее заражения новой коронавирусной инфекцией в период исполнения трудовых (должностных) обязанностей в ГКУЗ «<адрес обезличен>».
По факту выявленных нарушений закона заместителем прокурора края (с дислокацией в <адрес обезличен>) министру труда и социальной защиты населения <адрес обезличен> <дата обезличена> внесено представление об устранении указанных нарушений закона, которое <дата обезличена> рассмотрено.
Вместе с тем, министерством требования прокуратуры края, изложенные в представлении об устранении выявленных нарушений законодательства от <дата обезличена>, не исполнены, мер, направленных на восстановление прав Антоненко Л.Г. и назначении ей единовременного социального пособия, не принято.
В судебном заседании первый заместитель прокурора <адрес обезличен> Мухаметов Э.Р. исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просил суд их удовлетворить.
Антоненко Л.Г. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом.
Ответчик министерство труда и социальной защиты населения <адрес обезличен> представителя в суд не направил, извещен о дате и времени судебного заседания надлежащим образом и заблаговременно, представил письменные возражения по заявленным требованиям.
Представитель третьего лица - ГКУЗ «<адрес обезличен>» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, представлено заявление о рассмотрении дела без участия представителя, в котором также указано, что исковые требования прокурора поддерживают.
Представитель третьего лица – министерства здравоохранения <адрес обезличен> в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, представлены письменные пояснения, в которых содержится заявление о рассмотрении дела без участия представителя.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Суд, выслушав участника процесса, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующим выводам.
В связи с распространением на территории РФ коронавирусной инфекции (далее также COVID-19) приняты нормативно-правовые акты, предусматривающие дополнительные социальные денежные выплаты различным категориям граждан.
В соответствии с частью 3 ст. 26.3-1 Федерального закона от <дата обезличена> № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств собственного бюджета дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан исходя из критериев нуждаемости вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.
<адрес обезличен> от <дата обезличена> <номер обезличен>-кз (здесь и далее по тексту в редакции от <дата обезличена> (на дату наступления факта заражения коронавирусной инфекцией) "О дополнительных социальных гарантиях медицинским работникам и иным категориям работников в случае заражения их новой коронавирусной инфекцией COVID-19 при исполнении ими своих трудовых (должностных) обязанностей" регулирует отношения, связанные с предоставлением дополнительных социальных гарантий медицинским работникам организаций государственной и частной систем здравоохранения, осуществляющим на территории <адрес обезличен> организацию оказания медицинской помощи, диагностику, лечение, транспортировку лиц, инфицированных новой коронавирусной инфекцией COVID-19 (далее - коронавирусная инфекция), уход за ними, а также иным работникам организаций государственной и частной систем здравоохранения, осуществляющим на территории <адрес обезличен> работу с биологическими материалами, содержащими вирус коронавирусной инфекции, проведение санитарно-гигиенических мероприятий (далее соответственно - медицинские работники, иные работники), в случае заражения их коронавирусной инфекцией при исполнении ими своих трудовых (должностных) обязанностей, а также членам их семей.
Согласно ст. <адрес обезличен> от <дата обезличена> <номер обезличен>-кз «О дополнительных социальных гарантиях медицинским работникам и иным категориям работников в случае заражения их новой коронавирусной инфекцией COVID-19 при исполнении ими своих трудовых (должностных) обязанностей» дополнительные социальные гарантии предоставляются в 2020 году медицинским работникам и иным работникам в случае заражения их коронавирусной инфекцией при надлежащем исполнении ими своих трудовых (должностных) обязанностей, а также членам их семей в случае смерти медицинского работника или иного работника, которая наступила в результате заражения коронавирусной инфекцией, в виде единовременного социального пособия.
В силу п.п. 1 п. 1 ч. <адрес обезличен> от <дата обезличена> <номер обезличен>-кз единовременное социальное пособие в размере 1 млн. рублей выплачивается медицинскому работнику или иному работнику в случае заражения его коронавирусной инфекцией при надлежащем исполнении им своих трудовых (должностных) обязанностей.
Согласно статье 45 ГПК РФ заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; социальной защиты, включая социальное обеспечение.
На основании пункта 4 статьи 27, пункта 3 статьи 35 Федерального закона от <дата обезличена> <номер обезличен> «О прокуратуре Российской Федерации» в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского и административного судопроизводства, когда пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде или арбитражном суде свои права и свободы или когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде или арбитражном суде иск в интересах пострадавших.
Прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства
Обращение прокурора в суд в интересах Антоненко Л.Г. обусловлено нарушением социальных прав, а также социальной защиты гражданина.
Судом установлено и из материалов дела следует, что <дата обезличена> ГКУЗ «<адрес обезличен>» с Антоненко Л.Г. заключен трудовой договор <номер обезличен>.
В соответствии с пунктами 1, 4 трудового договора Антоненко Л.Г. принята на должность - <данные изъяты>, срок договора - с <дата обезличена> по <дата обезличена>, на время выполнения работ по оказанию медицинской помощи пациентам с подозрением на наличие вируса COVID-19 и пациентам с подтвержденным диагнозом вируса COVID-19.
Согласно приказу <номер обезличен>-лс от <дата обезличена> Антоненко Л.Г. принята на работу с <дата обезличена> в стационар <номер обезличен> для лечения COVID-19 (<данные изъяты>) ГКУЗ «<адрес обезличен>» на должность <данные изъяты> в порядке внешнего совместительства на время выполнения работ по оказанию медицинской помощи пациентам с подозрением на наличие вируса COVID-19 и пациентам с подтвержденным диагнозом вируса COVID-19.
Приказом ГКУЗ «<адрес обезличен>» от <дата обезличена> <номер обезличен> утвержден состав бригад для оказания медицинской помощи лицам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения (л.д. 26).
Согласно приложению к Приказу в состав <данные изъяты> бригады (под номером <номер обезличен>) включена Антоненко Л.Г. для лечения COVID-19 с <дата обезличена> (л.д. 27-30).
В <дата обезличена> года у Антоненко Л.Г. был взят мазок из ротоглотки и носа для исследование на наличие РНК коронавируса SARS-CoV-2 (CОVID-19). Согласно результату лабораторных исследований <номер обезличен> от <дата обезличена> – результат положительный (л.д. 37).
<дата обезличена> главным врачом ГКУЗ «<данные изъяты>» утвержден акт о расследовании случая заражения медицинского работника новой коронавирусной инфекцией COVID-19.
В результате расследования случая комиссия установила факт заражения работника Антоненко Л.Г. коронавирусной инфекцией COVID-19 и пришла к выводу что случай заражения произошел при исполнении им надлежащим образом трудовых (должностных) обязанностей.
Из содержания акта усматривается, что Антоненко Л.Г. в период с <дата обезличена> по <дата обезличена> находясь на дежурстве в ГКУЗ «<адрес обезличен>» контактировала во время рабочих смен с пациенткой, у которой подтверждена новая коронавирусная инфекция. Во время работы Антоненко Л.Г. выполняла врачебные назначения в санитарной одежде, применяла средства индивидуальной защиты, дезинфицирующие средства для обработки рук.
<дата обезличена> Антоненко Л.Г. почувствовала себя плохо, вызвала скорую помощь и поступила на лечение в ГБУЗ СК «<адрес обезличен>», где в результате лабораторного исследования был получен положительный результат анализа на COVID-19. На лечении Антоненко Л.Г. находилась с <дата обезличена> по <дата обезличена>.
Выводами комиссии по результатам расследования установлено, что случай заражения Антоненко Л.Г. произошел при исполнении ею надлежащим образом трудовых (должностных) обязанностей.
<дата обезличена> договор с Антоненко Л.Г. расторгнут по основанию п. 2 ч. 1 ст. 77 ТК РФ - в связи с истечением срока трудового договора.
В связи с установленным комиссией при расследовании фактом заражения работником Антоненко Л.Г. COVID-19 при исполнении ею надлежащим образом своих трудовых обязанностей, Антоненко Л.Г. обратилась в министерство труда и социальной защиты населения <адрес обезличен> с заявлением о назначении и выплате единовременного социального пособия, установленным в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. <адрес обезличен> от <дата обезличена> <номер обезличен>-кз «О дополнительных социальных гарантиях медицинским работникам и иным категориям работников в случае заражения их новой коронавирусной инфекцией COVID-19 при исполнении ими своих трудовых (должностных) обязанностей», в размере 1 000 000 рублей.
Антоненко Л.Г. был получен ответ <номер обезличен> от <дата обезличена>, согласно которому министерством труда и социальной защиты населения <адрес обезличен> <дата обезличена> принято решение об отказе в назначении заявителю единовременного социального пособия, поскольку на момент обращения за выплатой единовременного социального пособия Антоненко Л.Г. не являлась работником медицинской организации, в которой произошел случай ее заражения.
Суд не соглашается с данным основанием отказа ответчика ввиду следующего.
Порядок назначения и выплаты единовременного социального пособия медицинским работникам и иным категориям работников в случае заражения их новой коронавирусной инфекцией COVID-19 при исполнении ими своих трудовых (должностных) обязанностей, утвержден постановлением <адрес обезличен> от <дата обезличена> <номер обезличен>-п (Порядок).
Пунктом 4 Порядка определен перечень документов, представляемых в министерство медицинским или иным работником для назначения и выплаты единовременного социального пособия.
Так, для назначения и выплаты единовременного социального пособия медицинский работник или иной работник либо его законный представитель или доверенное лицо подает в министерство труда и социальной защиты населения <адрес обезличен> заявление по форме, утверждаемой министерством, к которому прилагаются следующие документы:
1) паспорт или иной документ, удостоверяющий личность медицинского работника или иного работника;
2) копия трудовой книжки медицинского работника или иного работника, заверенная работодателем;
3) выписка из медицинской карты амбулаторного и (или) стационарного больного, являющегося медицинским работником или иным работником;
4) акт о расследовании случая заражения медицинского работника или иного работника новой коронавирусной инфекцией COVID-19 при исполнении им своих трудовых (должностных) обязанностей, утвержденный работодателем медицинского работника или иного работника, по форме согласно приложению к настоящему Порядку.
Предоставление иных документов не требуется.
Согласно пункту 12 Порядка, решение о назначении (об отказе в назначении) единовременного социального пособия принимается министерством в течение 10 рабочих дней со дня принятия документов, указанных в пунктах 4, 5 и 7 настоящего Порядка, к рассмотрению.
Министерство принимает решение об отказе в назначении единовременного социального пособия в случае, если:
представленные медицинским работником или иным работником, членом семьи умершего медицинского работника или иного работника документы не подтверждают его права на получение единовременного социального пособия;
медицинский работник или иной работник, член семьи умершего медицинского работника или иного работника повторно обратился за назначением единовременного социального пособия, которое ранее было ему назначено.
О принятом решении министерство уведомляет медицинского работника или иного работника, члена семьи умершего медицинского работника или иного работника в течение 5 рабочих дней со дня принятия такого решения.
Таким образом, исходя из анализа названных норм, основным документом, подтверждающим факт заражения медицинского или иного работника коронавирусной инфекцией при надлежащем исполнении своих трудовых обязанностей является акт о расследовании случая заражения медицинского работника или иного работника новой коронавирусной инфекцией COVID-19 при исполнении ими своих трудовых (должностных) обязанностей, составляемый соответствующей комиссией, образованной в медицинской организации.
Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено законом.
Суд принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения дела (ст. 59 ГПК РФ). Обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами (ст. 60 ГПК РФ).
В подтверждение своих доводов истцом предоставлены относимые и допустимые доказательства: акт о расследовании случая заражения медицинского работника или иного работника новой коронавирусной инфекцией COVID-19 при исполнении им своих трудовых (должностных) обязанностей <номер обезличен> от <дата обезличена>, утвержденным главным врачом ГКУЗ «<адрес обезличен>», результат лабораторных исследований, выписка из медицинской карты стационарного больного <номер обезличен>.
Министерство труда и социальной защиты населения <адрес обезличен>, принимая решение об отказе в назначении единовременного социального пособия, указало, что Антоненко Л.Г. на момент обращения за выплатой единовременного социального пособия не являлась работником медицинской организации, в которой произошел случай ее заражения.
Судом установлено, что приказом <номер обезличен>-лс от <дата обезличена> ГКУЗ «<адрес обезличен>» Антоненко Л.Г. <данные изъяты> для лечения COVID-19 (<данные изъяты>), уволена <дата обезличена>, действие трудового договора прекращено.
Согласно п. 2 Порядка назначения и выплаты единовременного социального пособия медицинским работникам и иным категориям работников в случае заражения их новой коронавирусной инфекцией COVID-19 при исполнении ими своих трудовых (должностных) обязанностей, утвержденного постановлением <адрес обезличен> от <дата обезличена> <номер обезличен>-п, понятия, используемые в настоящем Порядке, применяются в тех же значениях, что и в Федеральном законе «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
Пункт 13 статьи 2 Федерального закона от <дата обезличена> № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» четко определяет понятие «медицинский работник», как физическое лицо, которое имеет медицинское или иное образование, работает в медицинской организации и в трудовые (должностные) обязанности которого входит осуществление медицинской деятельности, либо физическое лицо, которое является индивидуальным предпринимателем, непосредственно осуществляющим медицинскую деятельность.
Суд приходит к выводу о том, что в данном случае определяющее значение имеет то обстоятельство, что на момент наступления факта заражения Антоненко Л.Г. коронавирусной инфекцией COVID-19 при исполнении ею надлежащим образом трудовых (должностных) обязанностей, у истца имелось право на назначение единовременного социального пособия.
Судом установлено, что на дату наступления факта заражения коронавирусной инфекцией, Антоненко Л.Г. являлась медицинским работником, осуществляла трудовую деятельность в ГКУЗ «<адрес обезличен>» в должности <данные изъяты> для лечения COVID-19 (<данные изъяты>), в ее обязанности, согласно должностной инструкции <данные изъяты>, входит осуществление медицинской деятельности.
Представленный акт о расследовании случая заражения медицинского работника или иного работника новой коронавирусной инфекцией COVID-19 при исполнении им своих трудовых (должностных) обязанностей утвержден главным врачом <дата обезличена> ГКУЗ «<адрес обезличен>», который на момент заражения являлся работодателем истицы, форма акта соответствует Приложению к Порядку.
То обстоятельство, что на момент проведения расследования случая заражения Антоненко Л.Г. прекратила трудовые отношения с ГКУЗ «<адрес обезличен>» не является основанием для лишения ее права на получение предусмотренного Законом <номер обезличен>-кз единовременного социального пособия, поскольку на момент заражения она являлась медицинским работником данного учреждения. По смыслу указанного закона социальные гарантии предоставляются медицинским и иным работникам в случае заражения их коронавирусной инфекцией при исполнении ими своих трудовых (должностных) обязанностей.
Принимая во внимание установленные обстоятельства, суд считает факт заражения истца коронавирусной инфекцией при надлежащем исполнении ею своих трудовых (должностных) обязанностей доказанным.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что у Антоненко Л.Г. возникло право на получение единовременного социального пособия в размере одного миллиона рублей, предусмотренное Законом <номер обезличен>-кз.
В соответствии с п. 12 Порядка министерство принимает решение об отказе в назначении единовременного социального пособия в случае, если представленные медицинским работником или иным работником, членом семьи умершего медицинского работника или иного работника документы не подтверждают его права на получение единовременного социального пособия.
Поскольку в ходе рассмотрения дела суд пришел к выводу о том, что у Антоненко Л.Г. возникло право на получение единовременного социального пособия, отказ ответчика в назначении единовременного социального пособия со ссылкой на отсутствие такого права является незаконным и необоснованным.
Согласно ст.12 ГПК РФ одним из способов защиты гражданских прав является признание права.
Фактически между сторонами возник спор о наличии у Антоненко Л.Г. права на получение единовременного социального пособия.
Нарушенное право истицы подлежит защите путем признания за нею в судебном порядке соответствующего права, что одновременно является основанием для признания незаконным решения ответчика об отказе в назначении единовременного социального пособия.
В силу п. 13 Порядка выплата единовременного социального пособия осуществляется министерством путем его перечисления на лицевой счет медицинского работника или иного работника, члена семьи умершего медицинского работника или иного работника, открытый в российской кредитной организации, в течение 3 рабочих дней со дня поступления в установленном порядке финансовых средств на лицевой счет министерства из резервного фонда <адрес обезличен>.
Таким образом, в целях реализации восстановленного права Антоненко Л.Г. суд считает необходимым также возложить на ответчика обязанность назначить и выплатить Антоненко Л.Г. единовременное социальное пособие медицинским работникам и иным категориям работников в случае заражения их новой коронавирусной инфекцией COVID-19 при исполнении ими своих трудовых (должностных) обязанностей.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от <дата обезличена> <номер обезличен> «О прокуратуре Российской Федерации» прокуратура Российской Федерации наделена полномочиями осуществлять от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на ее территории законов.
При реализации этих полномочий прокурор вправе проверить исполнение законов органами и должностными лицами, перечисленными в пункте 1 статьи 21 Федерального закона от <дата обезличена> <номер обезличен> «О прокуратуре Российской Федерации», а также вносить представления об устранении выявленных нарушений закона (статья 22).
Как указано в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от <дата обезличена> <номер обезличен>-О, согласно Федеральному закону «О прокуратуре Российской Федерации», конкретизирующему статью 129 (часть 1) Конституции Российской Федерации, требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 9.1, 22, 27, 30 и 33 данного Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок (пункт 1 статьи 6); представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 данного Федерального закона (абзац четвертый пункта 3 статьи 22); представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению; в течение месяца со дня вынесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме (пункт 1 статьи 24).
По факту выявленных в ходе проверки, проведенной по обращению Антоненко Л.Г., нарушений закона заместителем прокурора края министру труда и социальной защиты населения <адрес обезличен> <дата обезличена> внесено представление об устранении указанных нарушений закона, которое <дата обезличена> рассмотрено.
Вместе с тем, министерством требования прокуратуры края, изложенные в представлении об устранении выявленных нарушений законодательства от <дата обезличена>, не исполнены, мер, направленных на восстановление прав Антоненко Л.Г. и назначении ей единовременного социального пособия, не принято.
С учетом вышеприведенных положений закона, суд приходит к выводу о том, что у министерства отсутствовали правовые основания для невыполнения представления прокурора об устранении нарушений законодательства об основах охраны граждан в РФ.
Однако, представление об устранении вышеуказанных нарушений министерством длительное время не исполнялось, а нарушения законодательства об основах охраны граждан в РФ, а также указанное бездействие министерства по их своевременному устранению наносят вред охраняемым законом интересам.
При таких обстоятельствах, исковые требования заместителя прокурора <адрес обезличен> о признании незаконными действий министерства труда и социальной защиты населения <адрес обезличен>, выразившихся в непринятии мер по устранению нарушений законодательства в связи с отказом в назначении Антоненко Л.Г. единовременного социального пособия, подлежат удовлетворению.
Что касается ходатайства прокурора о вынесении частного определения (статья 226 ГПК Российской Федерации), то следует иметь в виду, что частное определение суд выносит по своей инициативе. Лица, участвующие в деле, не вправе требовать вынесения частных определений и могут лишь обратить внимание суда на наличие обстоятельств, свидетельствующих о необходимости вынесения частного определения.
В соответствии с частью 1 статьи 226 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при выявлении случаев нарушения законности суд вправе вынести частное определение и направить его в соответствующие организации или соответствующим должностным лицам, которые обязаны в течение месяца сообщить о принятых ими мерах.
Из приведенной нормы права следует, что частное определение - это способ реагирования суда на случаи выявления нарушения законности и правопорядка, которые не могут быть устранены им самостоятельно при рассмотрении гражданского дела предоставленными гражданским процессуальным законом средствами.
Возможность вынесения судом частных определений, направленных на устранение нарушений законности, является правом суда и вытекает из принципа самостоятельности и независимости судебной власти, из его дискреционных полномочий при осуществлении правосудия.
Положения статьи 226 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющие возможность вынесения судом частных определений, направленных на устранение нарушений законности, не предполагают их произвольного применения (определение Конституционного Суда Российской Федерации от <дата обезличена> N 1316-О-О).
Оснований для применения статьи 226 ГПК РФ и вынесения в адрес <адрес обезличен> частного определения не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования заместителя прокурора <адрес обезличен> в интересах Антоненко Л. Г. к министерству труда и социальной защиты населения <адрес обезличен> о признании действий незаконными и возложении обязанности устранить допущенные нарушения законодательства – удовлетворить.
Признать незаконным решение министерства труда и социальной защиты населения <адрес обезличен> от <дата обезличена> <номер обезличен> об отказе в назначении Антоненко Л. Г. единовременного социального пособия.
Признать незаконным действия министерства труда и социальной защиты населения <адрес обезличен>, выразившиеся в непринятии мер по устранению нарушений законодательства в связи с отказом в назначении Антоненко Л. Г. единовременного социального пособия как медицинскому работнику, заразившемуся новой коронавирувной инфекцией в результате надлежащего исполнении своих трудовых (должностных) обязанностей.
Возложить на министерство труда и социальной защиты населения <адрес обезличен> обязанность незамедлительно, после вступления решения суда в законную силу в соответствии со статьями 2, 3, 5 закона <адрес обезличен> от <дата обезличена> <номер обезличен>-кз «О дополнительных социальных гарантиях медицинским работникам и иным категориям работников в случае заражения их новой коронавирусной инфекцией COVID-19 при исполнении ими своих трудовых (должностных) обязанностей», пунктами 12, 13 Порядка назначения и выплаты единовременного социального пособия медицинским работникам и иным категориям работников в случае заражения их новой коронавирусной инфекцией COVID-19 при исполнении ими своих трудовых (должностных) обязанностей, утвержденного постановлением <адрес обезличен> от <дата обезличена> <номер обезличен>-п назначить и выплатить Антоненко Л. Г. единовременное социальное пособие как медицинскому работнику, заразившемуся новой коронавирувной инфекцией в результате надлежащего исполнении своих трудовых (должностных) обязанностей в размере 1 000 000 рублей, путем перечисления на лицевой счет <номер обезличен>, открытый в ПАО Сбербанк <номер обезличен> на имя Антоненко Л. Г. <дата обезличена> года рождения.
Решение может быть обжаловано в <адрес обезличен>вой суд через Ленинский районный суд <адрес обезличен> в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено <дата обезличена>.
Судья А.С. Косолапова