Дело № 2-210/2023
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Губаха 23 июня 2023 года
Губахинский городской суд Пермского края в составе председательствующего судьи Ануфриевой С.В., при секретаре Амахановой Е.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску <ФИО>2 к Акционерному обществу «Пермский региональный оператор ТКО» о возложении обязанности произвести списание задолженности за услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, прекратить начисление указанной платы с даты вступления решения суда в законную силу до момента организации места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, третье лицо: Администрация Губахинского муниципального округа Пермского края,
У С Т А Н О В И Л:
<ФИО>2 обратился в суд с иском к Пермскому краевому государственному унитарному предприятию «Теплоэнерго» с требованием о возложении обязанности произвести списание задолженности, предъявленной за услугу по обращению с ТКО по адресу: <адрес> за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, прекращения начисления указанной платы с даты вступления решения суда в силу до момента организации места (площадки) накопления ТКО в районе жилого дома № по <адрес>, в соответствии с установленными требованиями.
Свои требования мотивирует тем, что является собственником <адрес>. В отсутствие оборудованной площадки с контейнером под твердые коммунальные отходы (далее – ТКО) вблизи дома, ежемесячно, начиная с января 2019 года по настоящее время, ПКГУП «Теплоэнерго» осуществляется начисление платы за услугу «обращение с ТКО». В связи с тем, что истец не пользуется и не имеет возможности пользоваться услугами ПКГУП «Теплоэнерго» (т.к. нет контейнера под мусор) оплата ему не производится, вследствие чего образовалась задолженность в размере 14206,03 руб. по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. Согласно п.4 СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 расстояние от контейнерных и (или) специальных площадок до многоквартирных жилых домов, индивидуальных жилых домов, детских учреждений, спортивных площадок и от мест отдыха населения должно быть не менее 20 метров, но не более 100 метров. Решением <ФИО>3 городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены правила благоустройства и содержания территории Губахинского городского округа, согласно которым сбор ТКО производится в контейнеры, расположенные на контейнерных площадках, наличие которых необходимо предусматривать в составе территорий и участков любого функционального назначения, где могут накапливаться ТКО и КГМ. Сбор и транспортирование ТКО с контейнерных площадок на территории г. Губаха осуществляется региональным оператором в соответствии с реестром мест временного складирования ТКО, утвержденным постановлением администрации Губахинского городского округа от 03.02.2020 № 65. Данным реестром не предусмотрено наличие мест временного складирования (площадки накопления) ТКО на улицах <адрес> или на улицах, прилегающих к ним, то есть на данной территории обращение с ТКО, их сбор, транспортирование органом местного самоуправления не организованы.
Протокольным определением от 05.04.2023 в связи с реорганизацией предприятия ПКГУП «Теплоэнерго» в форме преобразования, произведена замена ненадлежащего ответчика надлежащим на Акционерное общество «Пермский региональный оператор ТКО» (далее - АО «ПРО ТКО»), третьего лица - Администрации Губахинского городского округа Пермского края на Администрацию Губахинского муниципального округа Пермского края.
В судебное заседание истец <ФИО>2 не явился, просил о рассмотрении дела в свое отсутствие. Ранее в судебном заседании исковые требования поддержал по доводам искового заявления, дополнительно пояснил суду, что площадки для сбора мусора вблизи его дома нет, работы ответчиком не выполняются, до ближайшей контейнерной площадки более 1 км. По месту нахождения его дома имеется возможность установить бак для сбора ТКО. Он обращался в <ФИО>1 с просьбой установить баки для сбора мусора, однако контейнерной площадки вблизи дома не организовано.
<ФИО>1 ответчика АО «Пермский региональный оператор твердых коммунальных отходов» <ФИО>5 в судебном заседании участия не принимала, извещена, ранее представлен письменный отзыв от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которым АО «Пермский региональный оператор твердых коммунальных отходов» является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Пермского края с 01.01.2019, осуществляет деятельность по сбору транспортированию ТКО. Действующим законодательством на региональных операторов возложена обязанность по осуществлению вывоза ТКО, т.е. само по себе невыполнение потребителем обязанности по складированию ТКО в местах их накопления не является основанием для освобождения потребителя от невнесения такой платы региональному оператору. Услуга по транспортированию ТКО на территории <адрес> оказывается с ДД.ММ.ГГГГ. Ближайшая контейнерная площадка к адресу: <адрес>, находится по адресу: пгт. Углеуральский, <адрес>,однако указанное нарушение установленных санитарных правил не может быть вменено региональному оператору, так как рассматриваемый вопрос относится к компетенции органа местного самоуправления. Поскольку должностные лица <ФИО>1 и в силу своих полномочий, предусмотренных федеральным законодательством, не организовали место (площадку) накопления ТКО в рамках действующего законодательства вблизи дома истца, оснований для перерасчета платы начислений за услугу по обращению с ТКО у АО «ПРО ТКО» не имеется. Истцом не представлено доказательств того, что утилизация ТКО осуществлялась самостоятельно минуя АО «ПРО ТКО». Перерасчет платы за оказанную услугу по обращению с ТКО производится только в случае нарушения периодичности вывоза ТКО и за период временного отсутствия потребления.
Представитель Администрации Губахинского муниципального округа Пермского края в судебное заседание не явился, в ранее представленных письменных пояснениях указано, что перерасчет платы за оказанную услугу по обращению с ТКО производится только в случае нарушения периодичности вывоза ТКО и за период временного отсутствия потребителя. Сторонами не представлено доказательств о надлежащем исполнении коммунальной услуги либо о временном отсутствии истца, в связи с чем просила рассмотреть дело по существу в отсутствие представителя.
Суд, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.
Согласно пунктам 10, 11 части 1 статьи 4 ЖК РФ отношения по предоставлению коммунальных услуг, по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги регулируются жилищным законодательством.
В силу статьи 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги (часть 1).
В силу части 2 статьи 153, части 4 статьи 154, части 9 статьи 155 ЖК РФ обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение с учетом правила, установленного частью 3 статьи 169 ЖК РФ. Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за обращение с ТКО. Собственники жилых домов оплачивают услуги и работы по их содержанию и ремонту, а также вносят плату за коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
Часть 1 статьи 157 ЖК РФ предусматривает, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления ТКО), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах производства и потребления) региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками ТКО, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с ТКО является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО собственнику ТКО, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности. Региональные операторы вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов.
На основании п. 1 ст. 433 ГК РФ договор признается заключенным в момент получения лицом, направившим оферту, ее акцепта.
Согласно п. 1 ст. 435 ГК РФ, офертой признается адресованное одному или нескольким конкретным лицам предложение, которое достаточно определенно и выражает намерение лица, сделавшего предложение, считать себя заключившим договор с адресатом, которым будет принято предложение. Оферта должна содержать существенные условия договора.
В соответствии с п. 2 ст. 437 ГК РФ содержащее все существенные условия договора предложение, из которого усматривается воля лица, делающего предложение, заключить договор на указанных в предложении условиях с любым, кто отзовется, признается офертой (публичная оферта).
В силу п. 3 ст. 438 ГК РФ совершение лицом, получившим оферту, в срок, установленный для ее акцепта, действий по выполнению указанных в ней условий договора считается акцептом, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или не указано в оферте.
Согласно абз.2 п.6 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг (конклюдентные действия). Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенный путем совершения потребителем конклюдентных действий, считается заключенным на условиях, предусмотренных настоящими Правилами, с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 148(54) настоящих Правил (п. 7).
Из содержания указанных положений закона, регулирующих спорные правоотношения, следует, что законодатель не связывает возникновение обязанности по внесению платы за коммунальные услуги именно с фактом заключения договора между собственником такого помещения и соответствующей организацией. Факт не заключения истцом и ответчиком письменного договора не может являться основанием для неуплаты жилищно-коммунальных и иных платежей, поскольку в соответствии с п. 3 ст. 438 Гражданского кодекса Российской Федерации сложившиеся между сторонами отношения в отсутствие заключенного письменного договора рассматриваются как договорные.
Суд приходит к выводу о том, что между сторонами <ФИО>2 и АО «ПРО ТКО» сложились фактические договорные правоотношения.
На основании статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, которые регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов (далее - Правила N 354).
В соответствии с понятиями, приведенными в пункте 2 Правил N 354 домовладение - это жилой дом (часть жилого дома) и примыкающие к нему и (или) отдельно стоящие на общем с жилым домом (частью жилого дома) земельном участке надворные постройки (гараж, баня (сауна, бассейн), теплица (зимний сад), помещения для содержания домашнего скота и птицы, иные объекты); коммунальные услуги - осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме в случаях, установленных настоящими Правилами, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладении). К коммунальной услуге относится услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами; потребитель - собственник помещения в многоквартирном доме, жилого дома, домовладения, а также лицо, пользующееся на ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги.
Согласно подпункту "ж" пункта 4 Правил N 354 потребителю может быть предоставлена такая коммунальная услуга как обращение с твердыми коммунальными отходами, то есть транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов, образующихся в многоквартирных домах и жилых домах.
Согласно пункту 148 (22) Правил N 354 исполнитель коммунальной услуги по обращению с ТКО обязан: предоставлять потребителю коммунальную услугу по обращению с ТКО в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении указанной коммунальной услуги (подпункт "а"); производить в установленном настоящими Правилами порядке расчет размера платы за предоставленную коммунальную услугу по обращению с ТКО и при наличии оснований производить перерасчет размера платы за указанную коммунальную услугу, в том числе в связи с предоставлением коммунальной услуги по обращению с ТКО ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими допустимую продолжительность, за период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении (подпункт "г").
Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 утверждены Правила обращения с твердыми коммунальными отходами (далее Правила N 1156), в соответствии с пунктом 9 которых потребители осуществляют складирование ТКО в местах (площадках) накопления ТКО, определенных договором на оказание услуг по обращению с ТКО, в соответствии со схемой обращения с отходами. В случае если в схеме обращения с отходами отсутствует информация о местах (площадках) накопления ТКО, региональный оператор направляет информацию о выявленных местах (площадках) накопления ТКО в орган исполнительной власти субъекта РФ, утвердившей схему обращения с отходами, для включения в нее сведений о местах (площадках) накопления ТКО.
Согласно пункту 10 Правил N 1156 в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с ТКО в местах (площадках) накопления ТКО складирование ТКО осуществляется потребителями следующими способами:
а) в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы);
б) в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках;
в) в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором.Способом накопления ТКО является накопление в контейнерах, расположенных на контейнерной площадке.
В силу части 1 статьи 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Пунктом 3.7.6 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 №170 установлено, что мусоросборники необходимо размещать на расстоянии от окон до дверей жилых зданий не менее 20 м., но не более 100 м. от входных подъездов.
П. 2.2.3 СанПиН 42-128-4690-88. «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», действующие в спорный период, предусматривает, что площадки для установки контейнеров должны быть удалены от жилых домов, детских учреждений, спортивных площадок и от мест отдыха населения на расстояние не менее 20 м, но не более 100 м. Аналогичное положение содержится в п. 4 действующих СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий».
В судебном заседании установлено, что <ФИО>2 является собственником жилого дома по адресу: <адрес>, согласно выписке из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ, по указанному адресу зарегистрирован и проживает с ДД.ММ.ГГГГ.
ПКГУП «Теплоэнерго» являлось с ДД.ММ.ГГГГ исполнителем коммунальной услуги по обращению с ТКО для потребителей, проживающих <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ реорганизовано в форме преобразования в АО «Пермский региональный оператор ТКО».
Постановлением администрации Губахинского городского округа от 03.02.2020 № 65 утвержден реестр мест временного складирования ТКО на территории Губахинского городского округа Пермского края.
Из представления заместителя прокурора г.Губахи от 04.05.2022 следует, что прокуратурой <адрес> на основании обращений жителей Губахинского городского округа проведена проверка исполнения требований законодательства об обращении с отходами производства и потреблений, по результатам которой установлено, что на территории <адрес> не предусмотрено наличие мест временного складирования (площадки накопления) ТКО.
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ответчиком осуществлялся забор мусора с контейнерной площадки по адресу: <адрес> (расстояние до адреса <ФИО>2- 2,25 км – 27 мин. пешком).
ДД.ММ.ГГГГ ООО «Горнозаводский КБУ» установлено 4 металлических контейнерных бака, в том числе по <адрес> – 1 бак (примыкание <адрес> – 1 бак (примыкание <адрес>).
Согласно картографическим данным, минимальное расстояние от адреса: <адрес> до места расположения контейнерной площадки на <адрес> составляет 1,11 км, пешком 13 минут, до контейнерной площадки на <адрес> составляет 1,23 км, пешком 15 минут.
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ответчиком начислялись <ФИО>2 платежи за услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, задолженность по оплате которых, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет 17477,26 руб., из них: пени на сумму 2397,89 руб., долг по обращению с ТКО на сумму 15079,37 руб.
Указанные обстоятельства подтверждены в судебном заседании письменными доказательствами: ответом прокуратуры г. Губахи от ДД.ММ.ГГГГ в адрес <ФИО>6; ответом прокуратуры <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в адрес <ФИО>7; выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ; детализированным отчетом по балансу договора за период: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес>; копией паспорта гражданина РФ <ФИО>2; актом приема-сдачи оказанных услуг (приложение № к договору на оказание услуг от ДД.ММ.ГГГГ; актами сдачи-приемки оказанных услуг от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ с отчетами об объемах транспортированных ТКО; детализированным отчетом по балансу договора за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес>; картографическими данными, а также материалами надзорного производства №-ж-2022 прокуратуры <адрес>.
Исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Согласно п.22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2017 N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности" при разрешении споров о перерасчете платежей за коммунальные услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, факт неоказания или ненадлежащего оказания коммунальных услуг может подтверждаться не только составленными исполнителем коммунальных услуг актом нарушения качества или превышения установленной продолжительности перерыва в оказании услуг или актом непредоставления или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества, но и любыми другими средствами доказывания, предусмотренными статьей 55 ГПК РФ (например, показаниями свидетелей, аудио- и видеозаписями, заключением эксперта).
Исполнитель коммунальных услуг освобождается от ответственности за оказание услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывом, превышающим установленную продолжительность, если докажет, что неисполнение обязательств или их ненадлежащее исполнение произошло вследствие непреодолимой силы, а также по иным основаниям, предусмотренным законом (пункт 3 статьи 401 ГК РФ, пункт 4 статьи 13 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей").
Вместе с тем, такие доказательства, освобождающие ответчика от ответственности в материалы дела не представлены.
Судом установлено, что на территории, прилегающей к жилому дому № по <адрес> в <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время отсутствует контейнерная площадка для сбора бытовых отходов и мусора на расстоянии не более 100 м. от жилого дома, при этом минимальное расстояние от дома <ФИО>2 до места расположения ближайших контейнерных площадок по <адрес> (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) составляет около 2,25 км, по <адрес> (с августа 2022 г. по настоящее время) составляет 1,23 км, по <адрес> (с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время) составляет 1,11 км.
Региональным оператором АО «ПРО ТКО» не была выполнена обязанность по предоставлению пакетов или других емкостей для сбора мусора, в случае отсутствия контейнерной площадки, потребитель в связи с этим не имел возможности соблюсти п. 10 Правил № и разместить ТКО в контейнерах или других емкостях, предоставленных региональным оператором, соответственно пользоваться услугами по обращению с ТКО, что ответчиком также не оспаривается.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что <ФИО>2 не является потребителем услуги по обращению с ТКО, поскольку ему, как собственнику жилого дома № по <адрес> услуга по обращению с ТКО не оказывается. При таких обстоятельствах, взимание платы за данную коммунальную услугу является нарушением подпункта «а», «г» пункта 148(22) Правил № 354. Факт отсутствия в районе дома истца контейнерных площадок для сбора ТКО удовлетворяющих требованиям законодательства подтверждается материалами дела и ответчиком не опровергнут.
Доводы ответчика о том, что удаленность расположения контейнерной площадки от жилого дома <ФИО>2, не свидетельствует о том, что АО «ПРО ТКО» обязано произвести перерасчет начислений за услугу по обращению с ТКО, так как обустройство контейнерных площадок и места их размещения отнесено к компетенции органов местного самоуправления и является ответственностью указанных органов, судом отклоняются, поскольку основаны на неверном толковании норм действующего законодательства.
Обустройство контейнерных площадок и места их размещения не относится к компетенции регионального оператора, вместе с тем, ответчик достоверно зная об отсутствии на территории, прилегающей к жилому дому № по <адрес> в <адрес>, контейнерной площадки для сбора бытовых отходов и мусора на расстоянии не более 100 м от жилого дома истца, отсутствии фактического оказания <ФИО>2 услуги по обращению с ТКО, а, следовательно, и об отсутствии у истца обязательств перед ответчиком как регионального оператора, производил начисление платы за данную услугу.
На основании вышеизложенного, исковые требования <ФИО>2 о возложении на ответчика АО «Пермский региональный оператор твердых коммунальных отходов» обязанности произвести списание задолженности за не предоставленную услугу по обращению с ТКО и не производить начисления за услугу по обращению с ТКО до момента организации места (площадки) накопления твердых коммунальных отходовв соответствии с установленными требованиями, обоснованы и подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования <ФИО>2 удовлетворить в полном объеме.
Возложить на Акционерное общество «Пермский региональный оператор ТКО» обязанность произвести списание задолженности, предъявленной <ФИО>2 за услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами по адресу: <адрес> за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; прекратить начисление указанной платы до момента организации места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов в районе жилого дома № по <адрес>, в соответствии с установленными требованиями.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Губахинский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение суда изготовлено 30 июня 2023 года.
Судья: С.В. Ануфриева