Решение по делу № 2-809/2023 от 25.05.2023

УИД № 77RS0002-02-2023-000859-15               Гр.дело№ 2- 809/2023

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«28» сентября 2023 года                                                                              г.Шебекино

Шебекинский районный суд Белгородской области в составе:

председательствующего судьи Турановой Л.А.

при секретаре судебного заседания Поповой Т.В.

с участием представителя истца помощника Белгородского транспортного прокурора Степовой У.В.(по доверенности), представителя ответчика Лесниковой Ю.Н. (по доверенности),

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Белгородского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» о признании незаконным бездействия, возложении обязанности,

установил:

Белгородский транспортный прокурор обратился в суд с указанным иском, просит признать незаконным бездействие ОАО «Российские железные дороги» в лице Юго-Восточной дирекции управления движением - структурного подразделения Центральной дирекции управления движением - филиала ОАО «РЖД», выраженное в неисполнении с 15.04.2022 на железнодорожной станции Нежеголь Белгородского центра организации работы железнодорожных станций Юго-Восточной дирекции управления движением - структурного подразделения Центральной дирекции управления движением - филиала ОАО «РЖД», находящейся по адресу: Белгородская область, г. Шебекино, ул. Нежегольское шоссе, д. 42, требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта, не подлежащих категорированию, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.10.2020 №1635. Обязать ОАО «Российские железные дороги» в лице Юго-Восточной дирекции управления движением - структурного подразделения Центральной дирекции управления движением - филиала ОАО «РЖД»: образовать (сформировать) и (или) привлечь для защиты объекта транспортной инфраструктуры железнодорожной станции Нежеголь подразделение транспортной безопасности, включающие в себя группы из числа работников подразделений транспортной безопасности, специально оснащенные,мобильные, круглосуточно выполняющие свои задачи по реагированию на подготовку совершения или совершение актов незаконного вмешательства в зоне транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, а также на нарушения внутриобъектового и пропускного режимов, в течении 6 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда; оснастить объект транспортной инфраструктуры железнодорожную станцию Нежеголь техническими средствами обеспечения транспортной безопасности обеспечивающими видеонаблюдение и видеомониторинг по периметру и в границах зоны транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры; видеоидентификацию физических лиц при их перемещении в зону транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, в секторы зоны транспортной безопасности и нахождении в их границах; обнаружение и распознавание характера событий, связанных с объектами видеонаблюдения, на основании данных видеонаблюдения и их обнаружение в произвольном месте и произвольное время, в течении 6 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда. В обоснование требований ссылается на то обстоятельство, что данные нарушения требований безопасности выявлены в ходе прокурорской проверки. В отношении ОАО «РЖД» вынесено представление, но допущенные нарушения до настоящего времени не устранены.

В судебном заседании представитель истца Степовая У.В. исковые требования поддержала и просила удовлетворить, указала, что до настоящего времени допущенные нарушения требований антитеррористического законодательства не устранены, не смотря на то, что после подачи иска прошло больше восьми месяцев.

Представитель ответчика Лесникова Ю.Н. в судебном заседании исковые требования признала частично. Указала, что действительно, нарушения требований антитеррористической безопасности, выявленные в ходе проведения прокурорской проверки до настоящего времени не устранены, но для их устранения требуется более длительное время, чем 6 месяцев, которые указывает прокурор в иске. Ссылается на то обстоятельство, что 100% акций ОАО «РЖД» принадлежит Российской Федерации. Правительство Российской Федерации, как единственный учредитель и акционер ОАО «РЖД» определяет приоритетные направления развития и деятельности компании, формируя и утверждая программу развития. На период с 2023 года по 2025 год железнодорожная станция «Нежеголь» в распоряжении Правительства Российской Федерации от 21.04.2022 года № 974-р, которым утверждены этапы и сроки оснащения техническими средствами объекты транспортной инфраструктуры, не значится.

Выслушав пояснения представителя истца, представителя ответчика, исследовав в судебном заседании доказательства, представленные сторонами, суд признает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В соответствии со ст. ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением. щиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц.

В судебном заседании установлено, что Белгородской транспортной прокуратурой в ноябре 2022 года проведена проверка состояния законности в сфере обеспечения транспортной безопасности на объектах Белгородского центра организации работы железнодорожных станций Юго-Восточной дирекции управления движением филиала ОАО «РЖД» - структурного подразделения Центральной дирекции управления движением – структурного подразделения Юго-Восточной дирекции управления движением - структурного подразделения Белгородский центр организации работы железнодорожных станций (далее - Белгородского центра).

Станция Нежеголь, находящаяся по адресу: Белгородская область, г. Шебекино, Нежегольское шоссе, д.42, согласно приложению к Положению о Белгородском центре организации работы железнодорожных станций - структурном подразделении Юго-Восточной дирекции управления движением, утвержденному Распоряжением начальника Юго-Восточной дирекции травления движением от 18.06.2019 №ЮВОСТД-89/р является линейной железнодорожной станцией и входит в состав Белгородского центра (п.6 положения о Белгородском центре).

как установлено в ходе прокурорской проверки, железнодорожная станция Нежеголь Белгородского центра организации работы железнодорожных станций отнесена к объектам транспортной инфраструктуры (далее - ОТИ), не подлежащим категорированию.

По указанной станции 29.06.2021 года разработан и утвержден паспорт обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта, не подлежащего категорированию.

При этом, сроки реализации мероприятий, указанных в данном паспорте, субъектом транспортной инфраструктуры не соблюдены, мероприятия, указанные в нем, не исполнены (пп. «е» п. «а» ч.4 Паспорта).

В нарушение п. 5 Требований Постановления Правительства Российской Федерации от 08.10.2020 № 1635 субъект транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры на железнодорожной станции Нежеголь не привлек для защиты объекта транспортной инфраструктуры в соответствии с паспортом объекта транспортной инфраструктуры подразделения транспортной безопасности, включающие в себя группы из числа работников подразделений транспортной безопасности, специально оснащенные, мобильные, круглосуточно выполняющие свои задачи по реагированию на подготовку совершения или совершение актов незаконного вмешательства в зоне транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, а также на нарушения внутриобъектового и пропускного режимов; не обеспечил доступ к данным с технических средств обеспечения транспортной безопасности подразделениям органов Федеральной службы безопасности Российской Федерации, органов внутренних дел и Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, а также передачу таких данных подразделениям указанных федеральных органов исполнительной власти в порядке, устанавливаемом в соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 12 Федерального закона «О транспортной безопасности» (пп. «г», пп. «к», п. «а» ч.4 Паспорта, с. 8).

Также не выделены и не оборудованы в соответствии с паспортом объекта транспортной инфраструктуры отдельные помещения или участки помещений для управления техническими средствами и силами обеспечения транспортной безопасности одного объекта или группы объектов транспортной инфраструктуры (далее - пункт управления обеспечением транспортной безопасности) (пп. «д» ч.4 Паспорта, с. 16).

Не обеспечено в процессе эксплуатации объекта транспортной инфраструктуры непрерывное функционирование пункта управления обеспечением транспортной безопасности, а также накопление, обработка и хранение в электронном виде данных с технических средств обеспечения транспортной безопасности, имеющих соответствующие конструктивные возможности (пп. «е» ч.4 Паспорта, с. 16);

не обеспечено в пункте управления обеспечением транспортной безопасности видеонаблюдение, аудио- и видеозапись с целью документирования действий сил обеспечения транспортной безопасности (пп. «ж» п. «а» ч.4 Паспорта, с. 17);

не обеспечена защита технических средств обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры от несанкционированного "ступа к элементам управления, обработки и хранения данных, а также поддержание средства связи в постоянной готовности к использованию (пп. «з» п «а» - Паспорта, с. 17);

не обеспечен доступ к данным с технических средств обеспечения транспортной безопасности, их передачу в соответствии с порядком доступа и передачи данных (пп. «и» п. « а»ч.4 Паспорта, с. 17).

В целях устранения данных нарушений законодательства прокуратурой адрес начальника Белгородского центра организации работы железнодорожных станций 01.06.2022 внесено представление № 07-03-2022, которое рассмотрено Юго-Восточной дирекцией управления движением протокол от 17 июня 2022 г. № ЮВОСТД-623/пр).

Как следует из ответа Юго-Восточной дирекции управления движением по результатам рассмотрения указанного представления, после получения паспортов с Росжелдора с отметкой об их принятии дирекцией были направлены письма: в адрес Центральной дирекции управления движением от 15.07.2021 № ИСХ-3419/ЮВОСТД, от 31.01.2022 № ИСХ-450/ЮВОСТД о реализации мероприятий по обеспечению транспортной безопасности, в части оснащения инженерно-техническими средствами объектов транспортной инфраструктуры; в адрес Юго-Восточной дирекции по эксплуатации зданий и сооружений от 26.07.2021 № ИСХ-3605/ЮВОСТД о реализации мероприятий, предусмотренных паспортами обеспечения транспортной безопасности.

18.01.2022 года Юго-Восточной дирекцией управления движением совместно с Юго-Восточной дирекцией по эксплуатацию зданий и сооружений проведено совещание (протокол № ЮВОСТД-18/пр), где было указано, что после оснащения ОТИ (железнодорожных станций) техническими средствами обеспечения транспортной безопасности Юго-Восточная дирекция по эксплуатацию зданий и сооружений должна организовать в установленном порядке в ОАО «РЖД» работу по заключению с подразделениями транспортной безопасности на оказание услуг по защите железнодорожных станций от актов незаконного вмешательства. Оборудование инженерно-техническими средствами обеспечения —транспортной безопасности (ИТСОТБ) (заграждениями, противотаранными устройствами, заборами, КПП, усиленными дверями, решетками, системой контроля удаленного доступа, защелками и т.д.) объектов производится в соответствии с инвестиционной программой ОАО «РЖД», утверждаемой центральным аппаратом ОАО «РЖД», по проекту «Транспортная безопасность» с учетом финансовых возможностей Компании.

Согласно информационному письму ОАО «РЖД» от 27.07.2019 № 13556 в инвестиционную программу включаются, прежде всего, мероприятия по обеспечению транспортной безопасности в отношении наиболее важных объектов железнодорожного транспорта (с учетом пассажиропотока, интенсивности движения поездов, объема грузовой работы), объектов, задействованных при проведении в Российской Федерации значимых международных мероприятий.

Из информационного письма ОАО «РЖД» от 23.08.2019 № ИСХ- 15640 следует, что оснащение ОТИ, находящихся в собственности ОАО «РЖД» или используемых этим обществом на ином законном основании техническими средствами обеспечения транспортной безопасности, осуществляется поэтапно в сроки, установленные Правительством Российской Федерации.Для исполненияТребований № 1635 по реализации паспортов ОТИ дирекцией были представлены предложения на технико-технологический совет ТТС) железной дороги по оснащению железнодорожных станций.

27.04.2022 года Дирекцией в адрес Центральной дирекции управления движением направлены предложения и обосновывающие материалы за № 2262/ЮВОСТД для включения в среднесрочную инвестиционную программу ОАО «РЖД» на 2023-2025 годы по объектам Управляющего проектом «Департамент безопасности ОАО «РЖД» (ЦБЗ).

В перечне ОТИ, утвержденном распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.04.2022 № 974-р «Этапы и сроки оснащения техническими средствами обеспечения транспортной безопасности ОТИ, находящихся в собственности ОАО «РЖД» или используемых указанным обществом на ином законном основании» сроком до 2025 года станция Нежеголь отсутствует.

Правовые основы противодействия терроризму закреплены в Федеральных законах «О противодействии терроризму» от 06.03.2006 № 35-ФЗ (далее Федерального закона № 35-ФЗ) и «О транспортной безопасности» от 09.02.2007 года № 16-ФЗ (далее - Федеральный закон № 16-ФЗ).

Одними из основных принципов противодействия терроризму в России являются: приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности; приоритет мер предупреждения терроризма; «соразмерности мер противодействия терроризму степени террористической опасности (ст. 2 Федерального закона № 35-ФЗ).

Для реализации указанных приоритетов определяются права, обязанности и ответственность руководителей хозяйствующих субъектов, при организации мероприятий по антитеррористической защищенности подведомственных им объектов, а также разрабатываются и вводятся в действие типовые требования по обеспечению защищенности от террористических угроз критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей.

В соответствии со ст. 2 ФЗ «О транспортной безопасности» от 09.02.2007 г. № 16-ФЗ целями обеспечения транспортной безопасности являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства.

В силу п. 4 ст. 1 Федерального закона № 16-ФЗ обеспечение транспортной безопасности - это реализация определяемой государством системы правовых, экономических, организационных и иных мер в сфере транспортного комплекса, соответствующих угрозам совершения актов незаконного вмешательства.

Согласно ч. 1 ст. 4 Федерального закона № 16-ФЗ обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры (далее - СТИ), перевозчиков, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Требования по обеспечению транспортной безопасности по видам транспорта, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности, предусмотренные статьей 7 настоящего Федерального закона, для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры, для объектов транспортной инфраструктуры, не подлежащих категорированию, устанавливаются Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел (ч.1 ст.8 Федерального закона № 16-ФЗ).

В силу ч.2 ст. 7 Федерального закона № 16-ФЗ перечень уровней безопасности и порядок их объявления при изменении степени угрозы совершения акта незаконного вмешательства в деятельность транспортного комплекса устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Уровни безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2020 № 2344 "Об уровнях безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств и о порядке их объявления (установления)".

В силу п.2 указанного постановления следует, что уровень безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств N 1 действует постоянно, если не объявлен иной уровень безопасности (уровень N 1 - степень защищенности транспортного комплекса от потенциальных угроз, заключающихся в наличии совокупности вероятных условий и факторов, создающих опасность совершения акта незаконного вмешательства в деятельность транспортного комплекса).

Постановление Правительства РФ от 08.10.2020 N 1635 утверждены требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта, не подлежащих категорированию (далее Требования.)

Таким образом, требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), устанавливаются в зависимости от уровня безопасности ОТИ.

Обязательные к исполнению требования для СТИ, направленные на обеспечение транспортной безопасности ОТИ при уровне безопасности № 1, закреплены в п.5 Требований №1635, а дополнительные для объектов, на которых осуществляется обслуживание пассажиров, в п.6 Требований №1635.

Подпункт «г» п.5 Требований предусматривает обязанность субъектов транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры образовать (сформировать) и (или) привлечь для защиты объекта транспортной инфраструктуры (группы объектов транспортной инфраструктуры) в случаях, предусмотренных настоящим документом, в соответствии с паспортом объекта транспортной инфраструктуры подразделения транспортной безопасности, включающие в себя группы из числа работников подразделений транспортной безопасности, специально оснащенные, мобильные, круглосуточно выполняющие свои задачи по реагированию на подготовку совершения или совершение актов незаконного вмешательства в зоне транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, а также на нарушения внутриобъектового и пропускного режимов.

Подпункт «в» п. 6 Требований дополнительно обязывает субъектов транспортной инфраструктуры в отношении объекта транспортной инфраструктуры, на котором осуществляется обслуживание пассажиров, дополнительно к требованиям, предусмотренным пунктом 5 настоящего документа, оснастить объект транспортной инфраструктуры в соответствии с паспортом объекта транспортной инфраструктуры техническими средствами обеспечения транспортной безопасности, отвечающими требованиям части 8 статьи 12.2 Федерального закона "О транспортной безопасности" и обеспечивающими: видеонаблюдение и видеомониторинг по периметру и в границах зоны транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры; видеоидентификацию физических лиц при их перемещении в зону транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, в секторы зоны транспортной безопасности и нахождении в их границах; обнаружение и распознавание характера событий, связанных с объектами видеонаблюдения, на основании данных видеонаблюдения и их обнаружение в произвольном месте и произвольное время; хранение в электронном виде данных с технических средств обеспечения транспортной безопасности, обладающих необходимыми для этого конструктивными и техническими возможностями, в течение не менее 30 дней.

С учетом того, что на территории Белгородской области объявлен установлен уровень безопасности № 2, субъект транспортной инфраструктуры в отношении объекта транспортной инфраструктуры, на котором осуществляется обслуживание пассажиров, при уровне безопасности N 2 дополнительно к требованиям, предусмотренным пунктами 5 и 6 настоящего документа, обязан: обеспечить силами подразделения транспортной безопасности патрулирование и осмотр объекта транспортной инфраструктуры не реже одного раза в 2 часа с проведением наблюдения и собеседования в целях обеспечения транспортной безопасности, выборочного досмотра с использованием переносных, мобильных средств досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности (п.п. «б» п.7 Требований.

Подпункт «е» п.5 Требований обязывает субъектов транспортной инфраструктуры реализовать мероприятия, предусмотренные паспортом объекта транспортной инфраструктуры, для эксплуатируемых объектов транспортной инфраструктуры - в течение одного года со дня вступления в силу настоящего документа, для объектов транспортной инфраструктуры, вводимых в эксплуатацию после вступления в силу настоящего документа, - со дня введения в эксплуатацию объекта транспортной инфраструктуры.

В соответствии с п.3 постановления Правительства РФ от 08.10.2020 N 1635, настоящее постановление вступает в силу по истечении 6 месяцев со дня его официального опубликования и действует в течение 6 лет со дня его вступления в силу.

Дата вступления постановления в законную силу 15.04.2021 года с учетом даты первой публикации постановления.

Таким образом, установленный законодательством срок исполнения указанных требований истек 15.04.2022 года.

Белгородский регион является приграничным регионом с зоной ведения СВО на территории Украины, в целях предупреждения актов незаконного вмешательства в деятельность объектов транспортной структуры, причинения вреда жизни и здоровью граждан, необходимо неукоснительно выполнять требования законодательства о транспортной безопасности.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что ОАО «Российские железные дороги» добровольно не исполнены требования законодательства по обеспечению транспортной безопасности ОТИ.

ОАО "РЖД" не представлено доказательств принятия всех зависящих от него мер по соблюдению требований нормативных правовых актов, а также объективной невозможности соблюдения указанных требований.

Ссылка представителя ответчика о том, что станция Нежеголь не включена в распоряжение Правительства Российской Федерации от 21.04.2022 года № 974-р не свидетельствует о том, что не должно исполняться постановление Правительства РФ от 08.10.2020 N 1635 в установленные сроки.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения исковых требований прокурора в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

р е ш и л:

Признать незаконным бездействие ОАО «Российские железные дороги» в лице Юго-Восточной дирекции управления движением - структурного подразделения Центральной дирекции управления движением - филиала ОАО «РЖД», выраженное в неисполнении с 15.04.2022 на железнодорожной станции Нежеголь Белгородского центра организации работы железнодорожных станций Юго-Восточной дирекции управления движением - структурного подразделения Центральной дирекции управления движением - филиала ОАО «РЖД», находящейся по адресу: Белгородская область, г. Шебекино, ул. Нежегольское шоссе, д. 42, требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта, не подлежащих категорированию, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.10.2020 №1635.

Обязать ОАО «Российские железные дороги» в лице Юго-Восточной дирекции управления движением - структурного подразделения Центральной дирекции управления движением - филиала ОАО «РЖД»: образовать (сформировать) и (или) привлечь для защиты объекта транспортной инфраструктуры железнодорожной станции Нежеголь подразделение транспортной безопасности, включающие в себя группы из числа работников подразделений транспортной безопасности, специально оснащенные,мобильные, круглосуточно выполняющие свои задачи по реагированию на подготовку совершения или совершение актов незаконного вмешательства в зоне транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, а также на нарушения внутриобъектового и пропускного режимов, в течении 6 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда; оснастить объект транспортной инфраструктуры железнодорожную станцию Нежеголь техническими средствами обеспечения транспортной безопасности обеспечивающими видеонаблюдение и видеомониторинг по периметру и в границах зоны транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры; видеоидентификацию физических лиц при их перемещении в зону транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, в секторы зоны транспортной безопасности и нахождении в их границах; обнаружение и распознавание характера событий, связанных с объектами видеонаблюдения, на основании данных видеонаблюдения и их обнаружение в произвольном месте и произвольное время, в течении 6 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Белгородского областного суда в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме, путем подачи жалобы через Шебекинский районный суд Белгородской области с 06.10.2023 года.

Судья Л.А.Туранова

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«28» сентября 2023 года                                                                              г.Шебекино

Шебекинский районный суд Белгородской области в составе:

председательствующего судьи Турановой Л.А.

при секретаре судебного заседания Поповой Т.В.

с участием представителя истца помощника Белгородского транспортного прокурора Степовой У.В.(по доверенности), представителя ответчика Лесниковой Ю.Н. (по доверенности),

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Белгородского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» о признании незаконным бездействия, возложении обязанности,

установил:

Белгородский транспортный прокурор обратился в суд с указанным иском, просит признать незаконным бездействие ОАО «Российские железные дороги» в лице Юго-Восточной дирекции управления движением - структурного подразделения Центральной дирекции управления движением - филиала ОАО «РЖД», выраженное в неисполнении с 15.04.2022 на железнодорожной станции Нежеголь Белгородского центра организации работы железнодорожных станций Юго-Восточной дирекции управления движением - структурного подразделения Центральной дирекции управления движением - филиала ОАО «РЖД», находящейся по адресу: Белгородская область, г. Шебекино, ул. Нежегольское шоссе, д. 42, требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта, не подлежащих категорированию, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.10.2020 №1635. Обязать ОАО «Российские железные дороги» в лице Юго-Восточной дирекции управления движением - структурного подразделения Центральной дирекции управления движением - филиала ОАО «РЖД»: образовать (сформировать) и (или) привлечь для защиты объекта транспортной инфраструктуры железнодорожной станции Нежеголь подразделение транспортной безопасности, включающие в себя группы из числа работников подразделений транспортной безопасности, специально оснащенные,мобильные, круглосуточно выполняющие свои задачи по реагированию на подготовку совершения или совершение актов незаконного вмешательства в зоне транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, а также на нарушения внутриобъектового и пропускного режимов, в течении 6 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда; оснастить объект транспортной инфраструктуры железнодорожную станцию Нежеголь техническими средствами обеспечения транспортной безопасности обеспечивающими видеонаблюдение и видеомониторинг по периметру и в границах зоны транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры; видеоидентификацию физических лиц при их перемещении в зону транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, в секторы зоны транспортной безопасности и нахождении в их границах; обнаружение и распознавание характера событий, связанных с объектами видеонаблюдения, на основании данных видеонаблюдения и их обнаружение в произвольном месте и произвольное время, в течении 6 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда. В обоснование требований ссылается на то обстоятельство, что данные нарушения требований безопасности выявлены в ходе прокурорской проверки. В отношении ОАО «РЖД» вынесено представление, но допущенные нарушения до настоящего времени не устранены.

В судебном заседании представитель истца Степовая У.В. исковые требования поддержала и просила удовлетворить, указала, что до настоящего времени допущенные нарушения требований антитеррористического законодательства не устранены, не смотря на то, что после подачи иска прошло больше восьми месяцев.

Представитель ответчика Лесникова Ю.Н. в судебном заседании исковые требования признала частично. Указала, что действительно, нарушения требований антитеррористической безопасности, выявленные в ходе проведения прокурорской проверки до настоящего времени не устранены, но для их устранения требуется более длительное время, чем 6 месяцев, которые указывает прокурор в иске. Ссылается на то обстоятельство, что 100% акций ОАО «РЖД» принадлежит Российской Федерации. Правительство Российской Федерации, как единственный учредитель и акционер ОАО «РЖД» определяет приоритетные направления развития и деятельности компании, формируя и утверждая программу развития. На период с 2023 года по 2025 год железнодорожная станция «Нежеголь» в распоряжении Правительства Российской Федерации от 21.04.2022 года № 974-р, которым утверждены этапы и сроки оснащения техническими средствами объекты транспортной инфраструктуры, не значится.

Выслушав пояснения представителя истца, представителя ответчика, исследовав в судебном заседании доказательства, представленные сторонами, суд признает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В соответствии со ст. ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением. щиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц.

В судебном заседании установлено, что Белгородской транспортной прокуратурой в ноябре 2022 года проведена проверка состояния законности в сфере обеспечения транспортной безопасности на объектах Белгородского центра организации работы железнодорожных станций Юго-Восточной дирекции управления движением филиала ОАО «РЖД» - структурного подразделения Центральной дирекции управления движением – структурного подразделения Юго-Восточной дирекции управления движением - структурного подразделения Белгородский центр организации работы железнодорожных станций (далее - Белгородского центра).

Станция Нежеголь, находящаяся по адресу: Белгородская область, г. Шебекино, Нежегольское шоссе, д.42, согласно приложению к Положению о Белгородском центре организации работы железнодорожных станций - структурном подразделении Юго-Восточной дирекции управления движением, утвержденному Распоряжением начальника Юго-Восточной дирекции травления движением от 18.06.2019 №ЮВОСТД-89/р является линейной железнодорожной станцией и входит в состав Белгородского центра (п.6 положения о Белгородском центре).

как установлено в ходе прокурорской проверки, железнодорожная станция Нежеголь Белгородского центра организации работы железнодорожных станций отнесена к объектам транспортной инфраструктуры (далее - ОТИ), не подлежащим категорированию.

По указанной станции 29.06.2021 года разработан и утвержден паспорт обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта, не подлежащего категорированию.

При этом, сроки реализации мероприятий, указанных в данном паспорте, субъектом транспортной инфраструктуры не соблюдены, мероприятия, указанные в нем, не исполнены (пп. «е» п. «а» ч.4 Паспорта).

В нарушение п. 5 Требований Постановления Правительства Российской Федерации от 08.10.2020 № 1635 субъект транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры на железнодорожной станции Нежеголь не привлек для защиты объекта транспортной инфраструктуры в соответствии с паспортом объекта транспортной инфраструктуры подразделения транспортной безопасности, включающие в себя группы из числа работников подразделений транспортной безопасности, специально оснащенные, мобильные, круглосуточно выполняющие свои задачи по реагированию на подготовку совершения или совершение актов незаконного вмешательства в зоне транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, а также на нарушения внутриобъектового и пропускного режимов; не обеспечил доступ к данным с технических средств обеспечения транспортной безопасности подразделениям органов Федеральной службы безопасности Российской Федерации, органов внутренних дел и Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, а также передачу таких данных подразделениям указанных федеральных органов исполнительной власти в порядке, устанавливаемом в соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 12 Федерального закона «О транспортной безопасности» (пп. «г», пп. «к», п. «а» ч.4 Паспорта, с. 8).

Также не выделены и не оборудованы в соответствии с паспортом объекта транспортной инфраструктуры отдельные помещения или участки помещений для управления техническими средствами и силами обеспечения транспортной безопасности одного объекта или группы объектов транспортной инфраструктуры (далее - пункт управления обеспечением транспортной безопасности) (пп. «д» ч.4 Паспорта, с. 16).

Не обеспечено в процессе эксплуатации объекта транспортной инфраструктуры непрерывное функционирование пункта управления обеспечением транспортной безопасности, а также накопление, обработка и хранение в электронном виде данных с технических средств обеспечения транспортной безопасности, имеющих соответствующие конструктивные возможности (пп. «е» ч.4 Паспорта, с. 16);

не обеспечено в пункте управления обеспечением транспортной безопасности видеонаблюдение, аудио- и видеозапись с целью документирования действий сил обеспечения транспортной безопасности (пп. «ж» п. «а» ч.4 Паспорта, с. 17);

не обеспечена защита технических средств обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры от несанкционированного "ступа к элементам управления, обработки и хранения данных, а также поддержание средства связи в постоянной готовности к использованию (пп. «з» п «а» - Паспорта, с. 17);

не обеспечен доступ к данным с технических средств обеспечения транспортной безопасности, их передачу в соответствии с порядком доступа и передачи данных (пп. «и» п. « а»ч.4 Паспорта, с. 17).

В целях устранения данных нарушений законодательства прокуратурой адрес начальника Белгородского центра организации работы железнодорожных станций 01.06.2022 внесено представление № 07-03-2022, которое рассмотрено Юго-Восточной дирекцией управления движением протокол от 17 июня 2022 г. № ЮВОСТД-623/пр).

Как следует из ответа Юго-Восточной дирекции управления движением по результатам рассмотрения указанного представления, после получения паспортов с Росжелдора с отметкой об их принятии дирекцией были направлены письма: в адрес Центральной дирекции управления движением от 15.07.2021 № ИСХ-3419/ЮВОСТД, от 31.01.2022 № ИСХ-450/ЮВОСТД о реализации мероприятий по обеспечению транспортной безопасности, в части оснащения инженерно-техническими средствами объектов транспортной инфраструктуры; в адрес Юго-Восточной дирекции по эксплуатации зданий и сооружений от 26.07.2021 № ИСХ-3605/ЮВОСТД о реализации мероприятий, предусмотренных паспортами обеспечения транспортной безопасности.

18.01.2022 года Юго-Восточной дирекцией управления движением совместно с Юго-Восточной дирекцией по эксплуатацию зданий и сооружений проведено совещание (протокол № ЮВОСТД-18/пр), где было указано, что после оснащения ОТИ (железнодорожных станций) техническими средствами обеспечения транспортной безопасности Юго-Восточная дирекция по эксплуатацию зданий и сооружений должна организовать в установленном порядке в ОАО «РЖД» работу по заключению с подразделениями транспортной безопасности на оказание услуг по защите железнодорожных станций от актов незаконного вмешательства. Оборудование инженерно-техническими средствами обеспечения —транспортной безопасности (ИТСОТБ) (заграждениями, противотаранными устройствами, заборами, КПП, усиленными дверями, решетками, системой контроля удаленного доступа, защелками и т.д.) объектов производится в соответствии с инвестиционной программой ОАО «РЖД», утверждаемой центральным аппаратом ОАО «РЖД», по проекту «Транспортная безопасность» с учетом финансовых возможностей Компании.

Согласно информационному письму ОАО «РЖД» от 27.07.2019 № 13556 в инвестиционную программу включаются, прежде всего, мероприятия по обеспечению транспортной безопасности в отношении наиболее важных объектов железнодорожного транспорта (с учетом пассажиропотока, интенсивности движения поездов, объема грузовой работы), объектов, задействованных при проведении в Российской Федерации значимых международных мероприятий.

Из информационного письма ОАО «РЖД» от 23.08.2019 № ИСХ- 15640 следует, что оснащение ОТИ, находящихся в собственности ОАО «РЖД» или используемых этим обществом на ином законном основании техническими средствами обеспечения транспортной безопасности, осуществляется поэтапно в сроки, установленные Правительством Российской Федерации.Для исполненияТребований № 1635 по реализации паспортов ОТИ дирекцией были представлены предложения на технико-технологический совет ТТС) железной дороги по оснащению железнодорожных станций.

27.04.2022 года Дирекцией в адрес Центральной дирекции управления движением направлены предложения и обосновывающие материалы за № 2262/ЮВОСТД для включения в среднесрочную инвестиционную программу ОАО «РЖД» на 2023-2025 годы по объектам Управляющего проектом «Департамент безопасности ОАО «РЖД» (ЦБЗ).

В перечне ОТИ, утвержденном распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.04.2022 № 974-р «Этапы и сроки оснащения техническими средствами обеспечения транспортной безопасности ОТИ, находящихся в собственности ОАО «РЖД» или используемых указанным обществом на ином законном основании» сроком до 2025 года станция Нежеголь отсутствует.

Правовые основы противодействия терроризму закреплены в Федеральных законах «О противодействии терроризму» от 06.03.2006 № 35-ФЗ (далее Федерального закона № 35-ФЗ) и «О транспортной безопасности» от 09.02.2007 года № 16-ФЗ (далее - Федеральный закон № 16-ФЗ).

Одними из основных принципов противодействия терроризму в России являются: приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности; приоритет мер предупреждения терроризма; «соразмерности мер противодействия терроризму степени террористической опасности (ст. 2 Федерального закона № 35-ФЗ).

Для реализации указанных приоритетов определяются права, обязанности и ответственность руководителей хозяйствующих субъектов, при организации мероприятий по антитеррористической защищенности подведомственных им объектов, а также разрабатываются и вводятся в действие типовые требования по обеспечению защищенности от террористических угроз критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей.

В соответствии со ст. 2 ФЗ «О транспортной безопасности» от 09.02.2007 г. № 16-ФЗ целями обеспечения транспортной безопасности являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства.

В силу п. 4 ст. 1 Федерального закона № 16-ФЗ обеспечение транспортной безопасности - это реализация определяемой государством системы правовых, экономических, организационных и иных мер в сфере транспортного комплекса, соответствующих угрозам совершения актов незаконного вмешательства.

Согласно ч. 1 ст. 4 Федерального закона № 16-ФЗ обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры (далее - СТИ), перевозчиков, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Требования по обеспечению транспортной безопасности по видам транспорта, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности, предусмотренные статьей 7 настоящего Федерального закона, для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры, для объектов транспортной инфраструктуры, не подлежащих категорированию, устанавливаются Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел (ч.1 ст.8 Федерального закона № 16-ФЗ).

В силу ч.2 ст. 7 Федерального закона № 16-ФЗ перечень уровней безопасности и порядок их объявления при изменении степени угрозы совершения акта незаконного вмешательства в деятельность транспортного комплекса устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Уровни безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2020 № 2344 "Об уровнях безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств и о порядке их объявления (установления)".

В силу п.2 указанного постановления следует, что уровень безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств N 1 действует постоянно, если не объявлен иной уровень безопасности (уровень N 1 - степень защищенности транспортного комплекса от потенциальных угроз, заключающихся в наличии совокупности вероятных условий и факторов, создающих опасность совершения акта незаконного вмешательства в деятельность транспортного комплекса).

Постановление Правительства РФ от 08.10.2020 N 1635 утверждены требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта, не подлежащих категорированию (далее Требования.)

Таким образом, требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), устанавливаются в зависимости от уровня безопасности ОТИ.

Обязательные к исполнению требования для СТИ, направленные на обеспечение транспортной безопасности ОТИ при уровне безопасности № 1, закреплены в п.5 Требований №1635, а дополнительные для объектов, на которых осуществляется обслуживание пассажиров, в п.6 Требований №1635.

Подпункт «г» п.5 Требований предусматривает обязанность субъектов транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры образовать (сформировать) и (или) привлечь для защиты объекта транспортной инфраструктуры (группы объектов транспортной инфраструктуры) в случаях, предусмотренных настоящим документом, в соответствии с паспортом объекта транспортной инфраструктуры подразделения транспортной безопасности, включающие в себя группы из числа работников подразделений транспортной безопасности, специально оснащенные, мобильные, круглосуточно выполняющие свои задачи по реагированию на подготовку совершения или совершение актов незаконного вмешательства в зоне транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, а также на нарушения внутриобъектового и пропускного режимов.

Подпункт «в» п. 6 Требований дополнительно обязывает субъектов транспортной инфраструктуры в отношении объекта транспортной инфраструктуры, на котором осуществляется обслуживание пассажиров, дополнительно к требованиям, предусмотренным пунктом 5 настоящего документа, оснастить объект транспортной инфраструктуры в соответствии с паспортом объекта транспортной инфраструктуры техническими средствами обеспечения транспортной безопасности, отвечающими требованиям части 8 статьи 12.2 Федерального закона "О транспортной безопасности" и обеспечивающими: видеонаблюдение и видеомониторинг по периметру и в границах зоны транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры; видеоидентификацию физических лиц при их перемещении в зону транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, в секторы зоны транспортной безопасности и нахождении в их границах; обнаружение и распознавание характера событий, связанных с объектами видеонаблюдения, на основании данных видеонаблюдения и их обнаружение в произвольном месте и произвольное время; хранение в электронном виде данных с технических средств обеспечения транспортной безопасности, обладающих необходимыми для этого конструктивными и техническими возможностями, в течение не менее 30 дней.

С учетом того, что на территории Белгородской области объявлен установлен уровень безопасности № 2, субъект транспортной инфраструктуры в отношении объекта транспортной инфраструктуры, на котором осуществляется обслуживание пассажиров, при уровне безопасности N 2 дополнительно к требованиям, предусмотренным пунктами 5 и 6 настоящего документа, обязан: обеспечить силами подразделения транспортной безопасности патрулирование и осмотр объекта транспортной инфраструктуры не реже одного раза в 2 часа с проведением наблюдения и собеседования в целях обеспечения транспортной безопасности, выборочного досмотра с использованием переносных, мобильных средств досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности (п.п. «б» п.7 Требований.

Подпункт «е» п.5 Требований обязывает субъектов транспортной инфраструктуры реализовать мероприятия, предусмотренные паспортом объекта транспортной инфраструктуры, для эксплуатируемых объектов транспортной инфраструктуры - в течение одного года со дня вступления в силу настоящего документа, для объектов транспортной инфраструктуры, вводимых в эксплуатацию после вступления в силу настоящего документа, - со дня введения в эксплуатацию объекта транспортной инфраструктуры.

В соответствии с п.3 постановления Правительства РФ от 08.10.2020 N 1635, настоящее постановление вступает в силу по истечении 6 месяцев со дня его официального опубликования и действует в течение 6 лет со дня его вступления в силу.

Дата вступления постановления в законную силу 15.04.2021 года с учетом даты первой публикации постановления.

Таким образом, установленный законодательством срок исполнения указанных требований истек 15.04.2022 года.

Белгородский регион является приграничным регионом с зоной ведения СВО на территории Украины, в целях предупреждения актов незаконного вмешательства в деятельность объектов транспортной структуры, причинения вреда жизни и здоровью граждан, необходимо неукоснительно выполнять требования законодательства о транспортной безопасности.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что ОАО «Российские железные дороги» добровольно не исполнены требования законодательства по обеспечению транспортной безопасности ОТИ.

ОАО "РЖД" не представлено доказательств принятия всех зависящих от него мер по соблюдению требований нормативных правовых актов, а также объективной невозможности соблюдения указанных требований.

Ссылка представителя ответчика о том, что станция Нежеголь не включена в распоряжение Правительства Российской Федерации от 21.04.2022 года № 974-р не свидетельствует о том, что не должно исполняться постановление Правительства РФ от 08.10.2020 N 1635 в установленные сроки.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения исковых требований прокурора в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

р е ш и л:

Признать незаконным бездействие ОАО «Российские железные дороги» в лице Юго-Восточной дирекции управления движением - структурного подразделения Центральной дирекции управления движением - филиала ОАО «РЖД», выраженное в неисполнении с 15.04.2022 на железнодорожной станции Нежеголь Белгородского центра организации работы железнодорожных станций Юго-Восточной дирекции управления движением - структурного подразделения Центральной дирекции управления движением - филиала ОАО «РЖД», находящейся по адресу: Белгородская область, г. Шебекино, ул. Нежегольское шоссе, д. 42, требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта, не подлежащих категорированию, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.10.2020 №1635.

Обязать ОАО «Российские железные дороги» в лице Юго-Восточной дирекции управления движением - структурного подразделения Центральной дирекции управления движением - филиала ОАО «РЖД»: образовать (сформировать) и (или) привлечь для защиты объекта транспортной инфраструктуры железнодорожной станции Нежеголь подразделение транспортной безопасности, включающие в себя группы из числа работников подразделений транспортной безопасности, специально оснащенные,мобильные, круглосуточно выполняющие свои задачи по реагированию на подготовку совершения или совершение актов незаконного вмешательства в зоне транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, а также на нарушения внутриобъектового и пропускного режимов, в течении 6 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда; оснастить объект транспортной инфраструктуры железнодорожную станцию Нежеголь техническими средствами обеспечения транспортной безопасности обеспечивающими видеонаблюдение и видеомониторинг по периметру и в границах зоны транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры; видеоидентификацию физических лиц при их перемещении в зону транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, в секторы зоны транспортной безопасности и нахождении в их границах; обнаружение и распознавание характера событий, связанных с объектами видеонаблюдения, на основании данных видеонаблюдения и их обнаружение в произвольном месте и произвольное время, в течении 6 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Белгородского областного суда в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме, путем подачи жалобы через Шебекинский районный суд Белгородской области с 06.10.2023 года.

Судья Л.А.Туранова

2-809/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Белгородский транспортный прокурор
Ответчики
ОАО "Российские железные дороги"
Другие
Аверич Павел Николаевич
Суд
Шебекинский районный суд Белгородской области
Судья
Туранова Любовь Александровна
Дело на сайте суда
shebekinsky.blg.sudrf.ru
25.05.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
25.05.2023Передача материалов судье
26.05.2023Переход к рассмотрению дела в порядке упрощенного производства
31.05.2023Вынесено определение о рассмотрении дела по общим правилам искового производства
31.05.2023Предварительное судебное заседание
15.09.2023Производство по делу возобновлено
15.09.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.09.2023Судебное заседание
28.09.2023Судебное заседание
28.09.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее