Дело № 3-170/2015
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Пермь 14 сентября 2015 года
Пермский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Филатовой Е.С.
при секретаре Татарских К.И.,
с участием представителя заявителя Мошкина А.Г., действующего на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Сергеева И.В. об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости,
у с т а н о в и л:
15.07.2015 Сергеев И.В. обратился в суд с заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером **, общей площадью ** кв.м, расположенного по адресу: ****, в размере, равнеой его рыночной стоимости – ** рублей по состоянию на 01.01.2013.
В качестве заинтересованных лиц указаны ФГБУ «ФКП Россреестра» в лице филиала по Пермскому краю, Приавтельство Пермского края, Администрация г. Перми.
Указанный земельный участок принадлежит Сергееву И.В. на праве собственности, был приобретен 01.12.2014. В момент приобретения прав на земельный участок он имел вид разрешенного использования: под производственные объекты. Кадастровая стоимость земельного участка, установленная на 01.01.2013 постановлением Правительства Пермского края №1610-п от 21.11.2013, по состоянию на 01.12.2014 составляла ** рублей ** копеек и существенно превышала его рыночную стоимость. Установление рыночной стоимости необходимо для целей налогообложения.
В обоснование рыночной стоимости земельного участка Сергеевым И.В. представлен отчет об оценке №** от 03.06.2015, подготовленный ООО «Оценочная компания «***», согласно которым рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером ** составила на 01.01.2013 ** рублей.
В судебное заседание Сергеев И.В. не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие. Его представитель Мошкин А.Г. на удовлетворении заявления настаивает, представил дополнительные письменные пояснения.
Заинтересованные лица: ФГБУ «ФКП Россреестра» в лице филиала по Пермскому краю, Правительство Пермского края, Администрация г. Перми своих представителей в судебное заседание не направили. От представителя представителя филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Пермскому краю Сурковой Е.В. поступило заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие. Ранее ФГБУ «ФКП Россреестра» в лице филиала по Пермскому краю, Правительством Пермского края в адрес суда были направлены отзывы.
Заслушав представителя заявителя Мошкина А.Г., исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования подлежат удовлетворению.
В соответствии с ч. 5 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» кадастровый учет земельных участков осуществляется в соответствии с названным Федеральным законом. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом (ч. 2 ст. 1 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости»).
В силу ч. 5 ст. 4 приведенного Федерального закона сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном названным Федеральным законом порядке документов, если иное не установлено данным Законом.
Пунктами 11, 14 ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ установлено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся, в том числе, сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости и разрешенном использовании земельного участка.
Согласно п. 1 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка (п. 5 ст. 65 ЗК РФ)
Пунктом 2 ст. 66 ЗК РФ предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. В силу п. 3 названной нормы в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Федеральным законом от 22.07.2010 № 167-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты в Российской Федерации», вступившим в силу со дня его официального опубликования 26.07.2010, были внесены изменения в Федеральный закон от 29.07.1998 №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», в Закон была включена глава III.1 «Государственная кадастровая оценка», устанавливающая специальные правила о порядке определения кадастровой стоимости и рассмотрения споров о результатах ее определения.
Согласно ст. 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Приведенная норма также содержит перечень документов, прилагаемых к заявлению о пересмотре кадастровой стоимости, в том числе, отчет, составленный на бумажном носителе и в форме электронного документа, в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости; положительное экспертное заключение на бумажном носителе и в форме электронного документа в отношении отчета об определении рыночной стоимости объекта недвижимости, подготовленное экспертом или экспертами саморегулируемой организации оценщиков, членом которой является оценщик, составивший отчет, в случаях, установленных уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и в порядке, который предусмотрен порядком создания и работы комиссии. При этом договором на проведение оценки может быть установлена обязанность исполнителя обеспечить проведение экспертизы отчета.
Как следует из Федерального стандарта оценки «Определение кадастровой стоимости объектов недвижимости (ФСО N 4)», утвержденного приказом Минэкономразвития России от 22.10.2010 № 508, под кадастровой стоимостью понимается установленная в процессе государственной кадастровой оценки рыночная стоимость объекта недвижимости, определенная методами массовой оценки, или, при невозможности определения рыночной стоимости методами массовой оценки, - рыночная стоимость, определенная индивидуально для конкретного объекта недвижимости в соответствии с законодательством об оценочной деятельности (п. 3).
Преимущество применения рыночной стоимости земельных участков, определяемой в силу п. 1 ст. 66 ЗК РФ по правилам законодательства об оценочной деятельности, состоит, в частности, в том, что ее устанавливают в отношении конкретных земельных участков, а это предполагает большую точность по сравнению с массовой оценкой.
Сергеев И.В. является собственником земельного участка с кадастровым номером **, расположенного по адресу: ****, категория земель: земли населенных пунктов, с разрешенным видом использования: отдельно стоящие односемейные дома с придомовыми участками (индивидуальные жилые дома).
Государственная кадастровая оценка земель, в том числе, указанного земельного участка, определена в результате проведения государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Пермского края по состоянию на 01.01.2013 и утверждена постановлением Правительства Пермского края от 21.11.2013 № 1610-п «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Пермского края и средних (взвешенных по площади) значений удельных показателей кадастровой стоимости земель населенных пунктов Пермского края» на указанную дату. Данное постановление вступило в силу с 01.01.2014. Кадастровая стоимость земельного участка ** составила ** рублей.
Указанная кадастровая стоимость рассчитана с учетом вида разрешенного осле изменения вида разрешенного использования: под производственные объекты. После изменения вида разрешенного использования кадастровая стоимость, рассчитанная ФГБУ «ФКП Россреестра», филиал по Пермскому краю в соответствии с п.2.3.2 Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 12.08.2006 №222 по состоянию на 17.02.2015 составила ** рублей ** копеек. Решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости Управления Росреестра по Пермскому краю от 16.06.2015 кадастровая стоимость была установлена на 17.02.2015 равной рыночной стоимости ** рублей.
Как следует из разъяснений, данных в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 №28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», в соответствии с п. 7 ст. 4 Федерального закона от Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» при изменении кадастровых сведений ранее внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения сохраняются (далее - архивные сведения). Требование о пересмотре кадастровой стоимости, ставшей архивной, может быть рассмотрено по существу, если на дату обращения в Комиссию или в суд сохраняется право на применение результатов такого пересмотра для целей, установленных законодательством (абз. 5 ст. 24.20 Закона об оценочной деятельности). Дело о пересмотре кадастровой стоимости должно быть рассмотрено по существу независимо от того, что до принятия судом решения утверждены или внесены в государственный кадастр недвижимости результаты очередной кадастровой оценки, поскольку действующее правовое регулирование предусматривает право заявителя пересчитать сумму налоговой базы с 1-го числа налогового периода, а для иных целей, предусмотренных законодательством, с 1-го числа календарного года, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания (п. 15 ст. 378.2, п. 1 ст. 391, п. 2 ст. 403 НК РФ, ст. 24.18, абз.5 ст. 24.20 Федерального закона от 29.07.1998).
Законодательство о налогах и сборах предполагает установление налогов, имеющих экономическое основание.
Согласно ст. 390 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков. Определяемая в соответствии с земельным законодательством. В силу п. 1 ст. 391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастрвоая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося отчетным периодом.
Таким образом, то обстоятельство, что в настоящее время установлена инакая кадастровая стоимость земельного участка, причем равная его рыночной стоимости, по состоянию на 17.02.2015, не препятствует признать архивную кадастровую стоимость равной рыночной при налдежащих доказательствах последней.
Заявителем представлен в суд отчет ООО «ОК «***» №** от 03.06.2015 об определении рыночной стоимости земельного участка с кадастрвоым номером ** по состоянию на 01.01.2013, согласно которому рыночная стоимость земельного участка на указанную дату составила ** рублей. Кроме того, представлено положительное экспертное заключение на данный отчет, подготовленное экспертами Общероссийской общественной организации «***» (экспертный совет) от 18.06.2015 №**/Пермь о соответствии отчета требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе Федеральному закону «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», федеральным стандартам оценки. Также экспертным заключением, подготовленным ООО «Российское общество оценщиков», №**/Пермь от 18.08.2015 подтверждены как соответствие отчета федеральным стандартам оценки, так и обоснованность выводов, сделанных оценщиком при определении рыночной стоимости объекта оценки.
Как видно из отчета, описание объекта оценки дает однозначное представление о нем. В отчете присутствуют описание последовательности определения стоимости объектов оценки и выбор примененных оценщиком подхода и методов оценки. Как усматривается из отчета об оценке, при оценке земельного участка оценщик применил сравнительный подход, в рамках которого использовал метод сравнения продаж по объектам-аналогам. Мотивы, по которым оценщик не применил затратный и доходный подходы, изложены в отчете, объекты сравнения приведены в отчете. Данные об объектах-аналогах подтверждаются скрин-шотами страниц, содержащих соответствующие объявления.
Статьей 12 Федерального закона от 29.07.1998 №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» предусмотрено, что итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Доказательств недостоверности величины рыночной стоимости объекта оценки, занижения рыночной стоимости объекта или несоответствия представленного заявителем отчета требованиям закона, установленных в соответствии с действующим законодательством или в судебном порядке, заинтересованными по делу лицами не представлено. Доводы, изложенные в представленных заинтересованными лицами отзывах, позицию заявителя и предствленные им документы не опровергают.
С учетом изложенного требование Сергеева И.В. подлежит удовлетворению, кадастровую стоимость земельного участка ** следует установить равной его рыночной стоимости, определенной на основании отчета об оценке №** от 03.06.2015, то есть ** рублей, по состоянию на 01.01.2013 периодом действия до 17.02.2015.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
р е ш и л:
Заявление Сергеева ильи Владимировича, поданное 15.07.2015, удовлетворить:
установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером **, общей площадью ** кв.м, расположенного по адресу: ****, равной его рыночной стоимости в размере ** (**) рублей по состоянию на 01.01.2013, периодом действия до 17.02.2015.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Пермского краевого суда в течение месяца со дня составления мотивированного решения – 16 сентября 2015 года.
Судья –