Решение по делу № 8а-3121/2019 [88а-567/2020 - (88а-3267/2019)] от 22.11.2019

ТРЕТИЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД

ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

Дело № 88А-567/2020

К А С С А Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

Санкт-Петербург                                 14 января 2020 года

Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего             Широковой Е.А.,

судей                                                Жидковой О.В., Кулешовой Е.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело № 2а-5376/2019-31 по кассационной жалобе Администрации Петрозаводского городского округа на решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 16 июля 2019 г. и апелляционное определение Верховного Суда Республики Карелия от 10 октября 2019 г. по административному исковому заявлению Карельского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации Петрозаводского городского округа, Министерству строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия о возложении обязанности совершить определенные действия,

Заслушав доклад судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции Широковой Е.А., объяснения прокурора отдела управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Андреевой Н.А., возражавшей против удовлетворения кассационной жалобы,

судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции

у с т а н о в и л а:

Карельским межрайонным природоохранным прокурором была проведена проверка исполнения природоохранного законодательства, законодательства об отходах производства и потребления, по результатам которой на территориях общего пользования Петрозаводского городского округа выявлены несанкционированные свалки, размещение которых осуществлено без учета требований в области охраны окружающей среды, предъявляемых к эксплуатации объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, на санитарно-эпидемиологическое благополучие населения. Данное обстоятельство нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду.

Обратившись в суд с административным исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц, прокурор просил суд обязать администрацию Петрозаводского городского округа и Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия ликвидировать несанкционированные свалки.

Решением Петрозаводского городского суда Республики Карелия от    16 июля 2019 г. заявленные требования удовлетворены.

Признано незаконным бездействие Администрации Петрозаводского городского округа, Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия, выразившееся в непринятии мер по организации сбора, вывоза и утилизации отходов производства и потребления на территории Петрозаводского городского округа.

На администрацию Петрозаводского городского округа, Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия возложена обязанность ликвидировать следующие несанкционированные свалки:

- несанкционированную свалку твердых коммунальных отходов на территории общего пользования в районе д.15 по ул.Лососинской в г.Петрозаводске (с координатами <данные изъяты>);

- несанкционированную свалку твердых коммунальных отходов, отходов обслуживания транспортных средств на территории общего пользования в районе д.47 по ул.Коммунальной в г.Петрозаводске (с координатами <данные изъяты>);

- несанкционированную свалку твердых коммунальных отходов, отходов обслуживания транспортных средств на территории общего пользования в районе пр.Савин Наволок в г.Петрозаводске (с координатами <данные изъяты>);

- 3 несанкционированных свалки твердых коммунальных и строительных отходов в районе ул.Онежской флотилии в г.Петрозаводске (пр.Петушки) в границах земельного участка с кадастровым номером , собственность на который не разграничена (с координатами <данные изъяты>).

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Карелия от                        10 октября 2019 г. решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 16 июля 2019 г. в части удовлетворения заявленных требований к Министерству строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия отменено. Принято в указанной части новое решение об отказе в административном иске к Министерству строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия.

В остальной части решение оставлено без изменения.

В кассационной жалобе, поступившей в Третий кассационный суд общей юрисдикции 22 ноября 2019 г., администрация Петрозаводского городского округа просит отменить принятые по делу постановления, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований к администрации Петрозаводского городского округа, указывая, что выводы, изложенные в обжалованном судебном акте, не соответствуют обстоятельствам административного дела, судами неправильно применены нормы материального права. Так, несанкционированные свалки выявлены на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена. Полномочия по распоряжению такими участками с соответствующими финансовыми обязательствами отнесены к ведению органов исполнительной власти Республики Карелия. Исходя из этого, с учетом определенности компетенции органов исполнительной власти Республики Карелия в области обращения с твердыми коммунальными отходами, возложение на орган местного самоуправления городского округа обязанности по ликвидации несанкционированной свалки в отсутствие каких-либо государственных полномочий в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, является недопустимым.

В соответствии с частью 1 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, вступившие в законную силу судебные акты могут быть обжалованы в порядке, установленном настоящей главой, в суд кассационной инстанции лицами, участвующими в деле, и другими лицами, если их права, свободы и законные интересы нарушены судебными актами.

Согласно частям 2, 3 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления. По административным делам, затрагивающим интересы неопределенного круга лиц, а также по административным делам, указанным в главах 28 - 31.1 настоящего Кодекса, суд кассационной инстанции вправе выйти за пределы доводов кассационных жалобы, представления. При этом суд кассационной инстанции не вправе проверять законность судебных актов в той части, в которой они не обжалуются, а также законность судебных актов, которые не обжалуются.

Суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какой судебный акт должен быть принят при новом рассмотрении административного дела.

Положениями части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определено, что основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.

Таких оснований для пересмотра оспариваемых судебных постановлений в кассационном порядке по доводам кассационной жалобы, а также по материалам административного дела не установлено.

Из материалов дела следует и установлено судебными инстанциями, что 11 июня 2019 г. по результатам обследования территории Петрозаводского городского округа составлен акт, согласно которому на территории общего пользования Петрозаводского городского округа выявлены 6 несанкционированных свалок, содержащих твердые коммунальные отходы, а также отходы производства.

Удовлетворяя заявленные требования к администрации Петрозаводского городского округа, судебные инстанции исходили из наличия установленной законом компетенции указанного органа местного самоуправления по утилизации твердых коммунальных отходов, собственник которых неизвестен.

Судебная коллегия с указанным выводом судебных инстанций соглашается.

Так, пунктами 24 и 25 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа отнесены участие в организации деятельности по накоплению, сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов; утверждение правил благоустройства территории городского округа, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории городского округа в соответствии с указанными правилами.

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определены Федеральным законом от 24 июня 1998 г.                    № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», предусматривающим, что места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, а также правилам благоустройства муниципальных образований (пункт 3 статьи 13.4).

Правила благоустройства территории муниципального образования в силу положений Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ утверждаются представительным органом соответствующего муниципального образования и могут регулировать вопросы: содержания территорий общего пользования и порядка пользования такими территориями; размещения, содержания и восстановления элементов благоустройства, размещения и содержания малых архитектурных форм; уборки территории муниципального образования; порядка участия граждан и организаций в реализации мероприятий по благоустройству территории муниципального образования; осуществления контроля за соблюдением правил благоустройства территории муниципального образования (статья 45.1).

Благоустройство территории – это деятельность по реализации комплекса мероприятий, установленного правилами благоустройства территории муниципального образования, направленная на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, по поддержанию и улучшению санитарного и эстетического состояния территории муниципального образования, по содержанию территорий населенных пунктов и расположенных на таких территориях объектов, в том числе территорий общего пользования, земельных участков, зданий, строений, сооружений, прилегающих территорий. Элементами благоустройства являются декоративные, технические, планировочные, конструктивные устройства, элементы озеленения, различные виды оборудования и оформления, в том числе фасадов зданий, строений, сооружений, малые архитектурные формы, некапитальные нестационарные строения и сооружения, информационные щиты и указатели, применяемые как составные части благоустройства территории (пункты 36 и 38 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

То есть благоустройство территории муниципального образования и организация деятельности по накоплению, сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов относятся к вопросам местного значения.

В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в определении от 29.01.2019 № 258-0, указанное законоположение действует во взаимосвязи с нормами законодательства в области охраны окружающей среды, а именно: положениями Федерального закона от 24.07.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», согласно которым территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями (п. 1 ст. 13), а также Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», относящего к полномочиям органов местного самоуправления (городского округа) в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, организацию мероприятий по ее охране в границах городского округа (ст. 7). Таким образом, названное правовое регулирование не предполагает освобождения органов местного самоуправления от участия в реализации публичных полномочий по очистке территории муниципального образования от твердых коммунальных отходов.

При таких обстоятельствах выводы судов первой и апелляционной инстанций о наличии оснований для возложения обязанности по ликвидации свалок на администрацию Петрозаводского городского округа являются правильными.

Довод органа местного самоуправления о том, что обязанность по ликвидации свалки, расположенной на землях, государственная собственность на которые не разграничена, должна быть возложена на Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия, основан на неправильном толковании норм материального права.

Осуществление полномочий по предоставлению земельных участков обозначенной категории в порядке Закона Республики Карелия от 29.12.2015 № 1980-ЗРК «О перераспределении полномочий по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, между органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Карелия и органами государственной власти Республики Карелия» уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации не исключает обязанность администрации Петрозаводского городского округа по выполнению функций, предусмотренных пунктом 1 статьи 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» и статьи 7 Федерального закона «Об охране окружающей среды», которые носят общий характер и во всяком случае требуют участия органа местного самоуправления в принятии мер, необходимых для ликвидации свалки, расположенной на территории городского округа.

Кроме того, согласно пункту 7.8 «ГОСТ 30772-2001. Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения», собственником отходов является юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, в собственности которых они находятся, которые намерены осуществлять заготовку, переработку отходов и другие работы по обращению с отходами, включая их отчуждение. Если это лицо не установлено, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.

Статьей 6 Федерального закона от 24.07.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относится организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов.

Организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом (пункт 2 статьи 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления»).

Организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований возложена пунктом 15 статьи 5 Закона Республики Карелия от 04.04.2016 № 2007-ЗРК «О разграничении полномочий органов государственной власти Республики Карелия в области обращения с отходами производства и потребления», пп. 107 п. 10 Положения о Министерстве строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия, утвержденного постановлением Правительства Республики Карелия от 09.07.2013 № 216-П, на Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия.

Пункты 1 и 2 статьи 24.6 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» предусматривают, что сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами. Накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Реализуя возложенные на него полномочия, 19 февраля 2018 г. Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия заключило с ООО «Автоспецтранс» соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами.

В соответствии с указанным соглашением с 1 мая 2018 г. на территории Республики Карелия организацию деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами осуществляет региональный оператор - ООО «Автоспецтранс».

Согласно Правилам обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156 (далее - Правила обращения с твердыми коммунальными отходами), ликвидация мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов возложена на регионального оператора (пункты 16-18).

Так, в случае обнаружения региональным оператором места складирования твердых коммунальных отходов, объем которых превышает 1 куб. метр, на земельном участке, не предназначенном для этих целей и не указанном в соглашении (далее - место несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов), региональный оператор обязан в течение 5 рабочих дней уведомить любым способом, позволяющим получить подтверждение доставки такого уведомления, собственника земельного участка, орган местного самоуправления и орган, осуществляющий государственный экологический надзор, об обнаружении места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов (пп. «а»); уведомить любым способом, позволяющим получить подтверждение доставки такого уведомления, собственника земельного участка о необходимости ликвидации места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов в течение 30 дней после получения уведомления и направить ему проект договора на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов (подпункт «б»).

Если собственник земельного участка в течение 30 дней со дня получения уведомления регионального оператора не обеспечил ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов самостоятельно и не заключил договор с региональным оператором на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов, региональный оператор в течение 30 дней после отправления уведомления собственнику земельного участка ликвидирует место несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов. В этом случае региональный оператор вправе обратиться в суд с требованием о взыскании понесенных расходов.

    Таким образом, указанные полномочия ООО «Автоспецтранс» не распространяются на земли общего пользования. В указанных актах речь идет о ликвидации свалок предприятием на землях, находящихся в частной собственности после отказа собственника от выполнения соответствующего требования.

    При таких обстоятельствах, вывод суда апелляционной инстанции об отказе в удовлетворении административных исковых требований, заявленных к Министерству строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия, является законным.

При вынесении оспариваемых судебных постановлений судом не было допущено существенных нарушений норм материального и процессуального права, которые в силу статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации могут повлечь отмену судебного постановления в кассационном порядке и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

Доводов, свидетельствующих о наличии подобных нарушений в оспариваемых судебных постановлениях, кассационная жалоба не содержит.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции,

о п р е д е л и л а:

решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от               16 июля 2019 г. в неотмененной апелляционным определением части и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Карелия от 10 октября 2019 г. оставить без изменения, кассационную жалобу администрации Петрозаводского городского округа – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

8а-3121/2019 [88а-567/2020 - (88а-3267/2019)]

Категория:
Гражданские
Статус:
Жалоба / представление ОСТАВЛЕНО БЕЗ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ
Истцы
Карельский межрайонный природоохранный прокурор в интересах неопределенного круга лиц
Ответчики
Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики РК
Администрация Петрозаводского городского округа
Другие
ООО "Автоспецтранс"
Суд
Третий кассационный суд общей юрисдикции
Судья
Широкова Елена Александровна
Дело на сайте суда
3kas.sudrf.ru
14.01.2020Судебное заседание
14.01.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее