Решение по делу № 2-3646/2024 от 22.04.2024

Дело №2–3646/2024

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

город Волжский

Волгоградская область «24» сентября 2024 года

Волжский городской суд Волгоградской области в составе:

председательствующего судьи Максимова Д.Н.,

при секретаре Мелешиной К.А.,

с участием представителя истца– Великороднева Д.Ф.,

представителя ответчика– Раковой А.В.,

представителя третьего лица– Свердлиной А.Е.,

рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Круглова С.А. к администрации городского округа – город Волжский Волгоградской области о сохранении жилого помещения в перепланированном и переустроенном состоянии,

У С Т А Н О В И Л:

Круглов С.А., с учётом уточнений, обратился в суд с иском к администрации городского округа – <адрес> о сохранении жилого помещения в перепланированном и переустроенном состоянии, в обоснование указав, что согласно разрешению №... от 10 января 1995 года выданного начальником управления архитектуры и градостроительства ФИО6, на строительство Пискловым И.А. лоджии по адресу: 24 микрорайон, <адрес> лоджия на 2 окна со стороны дворового фасада. Строительство возможно после получения проекта застройки в Управлении архитектора и градостроительства, заключения договора на технический надзор и разрешения на производство работ. Разрешение выдано на основании приказа Управления жилищно-коммунального хозяйства от "."..г. №.... С положением о порядке строительства и приемке в эксплуатацию приставной лоджии ФИО7 ознакомлен. "."..г. заключен договор на производство работ по строительству приставной лоджии, согласно которому муниципальное предприятие жилищного хозяйства, берет на себя ответственность осуществить платный технический надзор за строительство приставной лоджии. "."..г. между <...> и Кругловым С.А., Кругловой О.Я. заключен договор купли-продажи, согласно которому продавец передал, а покупатель принял в общую долевую собственность по ? доли каждому квартиру, расположенную по адресу: Волгоградская область, г.Волжский, ул.40 лет Победы, д.83, кв.51, общей площадью 44,8 кв.м., на первом этаже жилого дома. Круглов С.А. с Кругловой О.Я. являются долевыми собственниками квартиры, назначение: жилое, обще площадью 44,8 кв.м., этаж 1, расположенной по адресу: <адрес>. Данная перепланировка заключается в пробивке дверного проема в габаритах оконного проема в наружной стене. Согласно техническому заключению по обследованию строительных конструкций пристроенной лоджии, расположенной по адресу: <адрес> сделаны следующие заключения: в результате проведенного обследования технического состояния строительных конструкций строения пристроенной лоджии установлено, что все строительные конструкции находятся в исправном и пригодном для эксплуатации состояния. Пристроенная лоджия не оказала влияния на конструктивную систему жилого <адрес>, расположенного по <адрес>, а также не изменила функционального назначения помещений <адрес>. Пути эвакуации людей остались без изменений. Планировочные решения обеспечивают выполнение требований «Технического регламента о требованиях пожарной безопасности». На основании результатов проведенного обследования технического состояния строения пристроенной лоджии составлены выводы: изменения в планировке не оказывают влияние на конструктивные характеристики надежности и безопасности существующего жилого <адрес>. Строение пристроенной лоджии соответствует строительным, санитарно-эпидемиологическим и противопожарным нормам и находятся в исправном состоянии, пригодном для дальнейшей безопасной для жизни и здоровья людей эксплуатации. Конструкции строения на момент обследования находятся в исправном состоянии, а также соответствуют требованиям технических и градостроительных регламентов, санитарно-гигиенических, противопожарных и строительных норм, действующих на территории РФ. С целью улучшения жилищных условий истцом была произведена перепланировка квартиры без получения соответствующего разрешения в установленном порядке. Перепланировка и переустройство заключалось в следующем: лоджия построена на средства владельца, в эксплуатацию не сдана, устройство дверного проема (выход на лоджию) в габаритах существующего оконного проема в наружной стене, демонтаж и устройство шкафа пом.№..., демонтаж перегородки и перегородки с дверными проемами и устройство части перегородки в пом.№..., демонтаж и устройство перегородок и перегородки с дверными проемами, устройство перегородки с дверным проемом в пом.№..., демонтаж и устройство части перегородки в пом.№..., демонтаж и устройство части перегородки в пом.№..., демонтаж и устройство санприборов с подводкой водопроводных и канализационных труб в пом. №..., сантехнические работы. Произведенная перепланировка является самовольной, произведена без согласования соответствующими органами в порядке, установленном ст.26 ЖК РФ. Согласно техническому заключению по обследованию и оценке характеристик надежности и безопасности объекта «Перепланировка и переустройство квартиры» по адресу: <адрес>, выданной МУП «Бюро технической инвентаризации» <адрес>, следует: выполненные изменения в перепланировке помещений не оказывают влияния на конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности существующего здания не создает угрозы жизни и здоровью граждан, строительные конструкции помещений находятся в работоспособном состоянии, видимых дефектов, деформаций и трещин стен, снижающих устойчивость и влияющих на безопасность несущих конструкций, не обнаружено, техническое состояние строительных конструкций позволяет проводить дальнейшую эксплуатацию здания без каких-либо ограничений, выполненная перепланировка и переустройство помещений соответствует строительным нормам, правилам и требованиям санитарно-гигиенических и противопожарных норм, действующих на территории РФ. Таким образом, выполненная перепланировка и переустройство не затрагивает конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности дома, не нарушают права и законные интересы граждан, не создают угрозу жизни и здоровью людей. Дальнейшее проживание возможно и безопасно. <адрес> после выполненной перепланировки и переустройства помещений составляет 44,3 кв.м., жилая 11,6 кв.м., подсобная – 32,7 кв.м. Присоединение помещений общего пользования не произведено, интересы граждан перепланировкой не затронуты. Просит суд, с учётом уточнений, сохранить жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> реконструированном состоянии с учетом пристроенной лоджии с габаритными размерами 6,04х2,04 на первом этаже многоквартирного жилого дома, сохранить жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, общей площадью 44,3 кв.м.; в том числе жилой площадью 11,6 кв.м., подсобной 32,7 кв.м. в перепланированном и переустроенном состоянии, в том числе: устройство дверного проема (выход на лоджию) в габаритах существующего оконного проема в наружной стене; демонтаж и устройство шкафа пом.№...; демонтаж перегородки и перегородки с дверными проемами и устройство части перегородки в пом. №...; демонтаж и устройство перегородок и перегородки с дверными проемами, устройство перегородки с дверным проемом в пом.№..., демонтаж и устройство части перегородки в пом. №..., демонтаж и устройство санприборов с подводкой водопроводных и канализационных труб в пом.№..., сантехнические работы.

Определением суда от 17 июля 2024 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен комитет земельных ресурсов администрации городского округа – город Волжский Волгоградской области, ООО УК «ЖЭУ».

Истец Круглов С.А. в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен надлежащим образом, в письменном заявлении просил о рассмотрении дела в его отсутствие, его представитель Великороднев А.И. в судебном заседании исковые требования поддержал, просил удовлетворить, с учетом уточнений.

Представитель ответчика администрации городского округа – город Волжский Волгоградской области Ракова А.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, по доводам, изложенным в письменных возражениях.

Представитель третьего лица комитета земельных ресурсов администрации городского округа – город Волжский Волгоградской области Свердлина А.Е. в судебном заседании просила в удовлетворении исковых требований отказать.

Третье лицо Круглова О.Я., представитель третьего лица ООО УК «ЖЭУ в судебное заседание не явились, о слушании дела извещены надлежащим образом.

Суд, выслушав представителей сторон, исследовав представленные по делу доказательства, приходит к следующему.

Согласно ч.1 ст.26 ЖК РФ переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения.

Частью 2 ст.26 ЖК РФ предусмотрено, что для проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения собственник данного помещения или уполномоченное им лицо (далее в настоящей главе – заявитель) в орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения непосредственно либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии представляет соответствующие документы.

В соответствии с ч.4 ст.29 ЖК РФ на основании решения суда жилое помещение может быть сохранено в переустроенном и (или) перепланированном состоянии, если этим не нарушаются права и законные интересы граждан либо это не создает угрозу их жизни или здоровью.

Данная норма предусматривает одно из правовых последствий самовольного переустройства или самовольной перепланировки жилого помещения, то есть в судебном порядке устанавливаются правовые последствия самовольно произведенной перепланировки и решается вопрос о возможности ее сохранения. Наличие решения об отказе в согласовании перепланировки ввиду её несоответствия требованиям закона не является непреодолимым препятствием для признания прав истца, но с выявлением обстоятельств, не нарушающих права и законные интересы граждан либо не создающих угрозу жизни и здоровью граждан.

В судебном заседании достоверно установлено, что Круглов С.А. и Круглова О.Я. являются долевыми собственниками жилого помещения –<адрес> в <адрес>, общей площадью 44,8кв.м., что подтверждается копией выписки из ЕГРН.

Из акта от "."..г., составленного специалистом ООО «БТИ» г.Волжского, следует, что при обследовании <адрес> установлены следующие несоответствия фактического состава квартиры данным правоустанавливающих документов: лоджия построена на средства владельца, в эксплуатацию не сдана, устройство дверного проема (выход на лоджию) в габаритах существующего оконного проема в наружной стене, демонтаж и устройство шкафа пом.№..., демонтаж перегородки и перегородки с дверными проемами и устройство части перегородки в пом.№..., демонтаж и устройство перегородок и перегородки с дверными проемами, устройство перегородки с дверным проемом в пом.№..., демонтаж и устройство части перегородки в пом.№..., демонтаж и устройство части перегородки в пом.№..., демонтаж и устройство санприборов с подводкой водопроводных и канализационных труб в пом. №..., сантехнические работы.

Согласно техническому заключению МУП «БТИ» г.Волжский по обследованию и оценке характеристик надежности и безопасности объекта: «Перепланировка и переустройство квартиры» по адресу: <адрес>, установлено, что выполненные изменения в планировке помещений не оказывают влияния на конструктивные характеристики надежности и безопасности существующего здания, не создают угрозу жизни и здоровью граждан, строительные конструкции помещений находятся в работоспособном состоянии, видимых дефектов, деформаций и трещин стен, снижающих устойчивость и влияющих на безопасность несущих конструкций, не обнаружено. Техническое состояние строительных конструкций позволяет проводить дальнейшую эксплуатацию здания без каких-либо ограничений. Выполненная перепланировка и переустройство помещений соответствует строительным нормам, правилам и требованиям санитарно-гигиенических и противопожарных норм, действующих на территории РФ.

Из технического заключения по материалам обследования строительных конструкций пристроенной лоджии, расположенной по адресу: <адрес>, выполненному Волжским филиалом Волгоградского ГУП «Волгоградоблтехинвентаризация», следует, что изменения в планировке не оказывают влияние на конструктивные характеристики надежности и безопасности существующего жилого <адрес>. Строение пристроенной лоджии соответствует строительным, санитарно-эпидемиологическим и противопожарным нормам и находятся в исправном состоянии, пригодном для дальнейшей безопасной для жизни и здоровья людей эксплуатации. Конструкции строения на момент обследования находятся в исправном состоянии, а также соответствуют требованиям технических и градостроительных регламентов, санитарно-гигиенических, противопожарных и строительных норм, действующих на территории РФ.

Согласно положениям ст.25 ЖК РФ переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения (часть 1).

Перепланировка жилого помещения представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения (часть 2).

Согласно ч.1 ст.26 ЖК РФ, переустройство и (или) перепланировка помещения в многоквартирном доме проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения.

Пунктом 1.7.3 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя России от "."..г. №..., определено, что перепланировка квартир, ухудшающая условия эксплуатации и проживания всех или отдельных граждан дома или квартиры, не допускается.

"."..г. между МПЖХ в лице директора ФИО10 и квартиросъемщиком ФИО7, как производителем работ, заключен договор на производство работ по строительству приставной лоджии первого этажа по адресу: <адрес>.

Указанные обстоятельства свидетельствуют, что в квартире истца произведены работы, заключающиеся в возведении пристроя – лоджии и устройстве дверного проема для выхода на лоджию за счет демонтажа подоконного блока в габаритах окна части несущей стены здания, присоединении этого пристроя к площади квартиры.

Согласно техническому паспорту жилого помещения, по состоянию на "."..г., в <адрес> имеется: кухня – столовая площадью 21,2 кв.м, которая является отдельным вспомогательным помещением квартиры, жилая комната площадью 11,6 кв.м, коридор площадью 6,6 кв.м, шкаф 1,1 кв.м, санузел площадью 3,8 кв.м.

Таким образом, в результате произведенной в квартире перепланировки было создано одно общее помещение площадью 21,2 кв.м, то есть граница в виде стены между кухней и жилой комнатой квартиры отсутствует, в результате чего фактически помещение кухни и жилой комнаты стало единым вспомогательным помещением, а площадь единственной жилой комнаты составляет меньше допустимого – 11,6 кв.м.

Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от "."..г. №.../пр утвержден Свод Правил 54.13330.2022 «СНИП 31-01-2003 здания жилые многоквартирные».

При этом раздел 1 «Область применения СП 54.13330.2022» прямо регламентирует, что настоящий свод правил распространяется на проектирование новых, и реконструируемых многоквартирных жилых зданий для малоэтажной, среднеэтажной и многоэтажной застройки (согласно СП 42.13330), в том числе общежитий квартирного типа, а также жилых помещений, входящих в состав помещений зданий другого функционального назначения.

В соответствии с пунктом 5.11 СП 54.13330.2022 габариты жилых комнат и вспомогательных помещений квартиры следует определять с учетом требований эргономики и размещения необходимого набора внутриквартирного оборудования и предметов мебели.

Площадь общей жилой комнаты в однокомнатной квартире должна быть не менее 14 кв.м.

Однако согласно представленному проекту перепланировки жилого помещения – №... по <адрес> единственной жилой комнаты после перепланировки составляет 11,6 кв. м, то есть менее установленной Сводом правил СП 54.13330.2022 минимальной площади однокомнатной квартиры.

Отнесение спорного жилого помещения, после проведенной перепланировки к определенной категории, основано на предоставленной истцом выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости.

При этом п.5.11 СП 54.13330.2022 предъявляет императивные требования к зданиям и помещениям, и в частности к квартирам в многоквартирных жилых зданиях в части площади.

Более того, согласно п.1.7.3 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утв. постановлением Госстроя РФ от 27.09.20233 №..., перепланировка квартир (комнат), ухудшающая условия эксплуатации и проживания всех или отдельных граждан дома или квартиры не допускаются.

Пунктом 3.12 СП 54.13330 дано определение кухни, которой является вспомогательное помещение или его часть, с обеденной зоной для приема пищи членами семьи, а также с размещением кухонного оборудования для приготовления пищи, мойки, хранения посуды и инвентаря, возможно для временного хранения продуктов питания и сбора коммунальных отходов.

Согласно ч.2 ст.1 ЖК РФ граждане, осуществляя жилищные права и исполняя вытекающие из жилищных отношений обязанности, не должны нарушать права, свободы и законные интересы других граждан.

В силу ст.17 ЖК РФ пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов проживающих в этом жилом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Спорный объект (квартира) введен в гражданский оборот как самостоятельное жилое помещение, изменение его характеристик возможно только в установленном законом порядке, соблюдение которого не предполагает размещение кухни над жилыми комнатами.

В этой связи возможность сохранить жилое помещение в перепланированном и переустроенном состоянии отсутствует, поскольку не допускается сохранять переустроенное жилое помещение площадью ниже установленного норматива.

Суд не может признать техническое заключение МУП «БТИ» г.Волжский допустимым доказательством по делу, поскольку обследование технического состояния строительных конструкций и оценки характеристик надежности и безопасности объекта: <адрес> расположенной по адресу: <адрес>, выполнялось методом обмеров и визуальным обследованием, и в качестве вспомогательного материала использовался технический паспорт БТИ. В заключении не указано, какие измерительные приборы использовались при обследовании; что подвергалось измерению и каковы результаты измерений.

Кроме того перепланировкой квартиры подверглась демонтажу стена разделяющая кухню с газовым оборудованием с жилым помещением, а потому вывод МУП «БТИ» г.Волжский о том, что данные обстоятельства не создают угрозу жизни и здоровья граждан, сомнителен.

Более того, согласно требованиям Перечня видов судебных экспертиз, производимых исключительно государственными судебно-экспертными организациями, утвержденного Распоряжением Правительства Российской Федерации от "."..г. N3214-р (раздел VIII "Судебные экспертизы по гражданским делам, связанным с самовольным строительством"), судебная строительно-техническая экспертиза по гражданским делам, связанным с самовольным строительством должна проводиться исключительно государственными судебно-экспертными организациями.

МУП «БТИ» г.Волжский к таким организациям не относится.

Судом на обсуждение сторон был поставлен вопрос о назначении соответствующей судебной экспертизы, от которой представитель истца отказался, что свидетельствует об уклонении от возложенной на него обязанности доказывания соответствия самовольной перепланировки требованиям закона и безопасности.

Согласно ч.1 ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Согласно п.1 ст.209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

Исходя из положений ст.290 ГК РФ к общему имуществу многоквартирного дома, принадлежащему собственникам помещений в многоквартирном доме на праве общей долевой собственности, относятся общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.

Согласно ст.36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно: 1) помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, вкоторых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы); 2) иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в данном доме, включая помещения, предназначенные для организации их досуга, культурного развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом и подобных мероприятий; 3) крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и другое оборудование (в том числе конструкции и (или) иное оборудование, предназначенные для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к помещениям в многоквартирном доме), находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения; 4) земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности (п.1).

Собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных настоящим Кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме (п.2). Уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме возможно только с согласия всех собственников помещений в данном доме путем его реконструкции (п.3).

Согласно п.п. 1,2 ст.44 ЖК РФ принятие решений о реконструкции многоквартирного дома относится к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. В случаях же, когда речь идет об уменьшении размера общего имущества в многоквартирном доме путем его реконструкции или когда реконструкция, переустройство и (или) перепланировка помещений невозможны без присоединения к ним части общего имущества в многоквартирном доме, то для этого необходимо согласие всех собственников помещений в данном доме (ч.3 ст.36 ЖК РФ).

В соответствии с ч.2 ст.40 ЖК РФ, если реконструкция, переустройство и (или) перепланировка помещений невозможны без присоединения к ним части общего имущества в многоквартирном доме, на такие реконструкцию, переустройство и (или) перепланировку помещений должно быть получено согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме.

Понятие реконструкции содержится в п.14 ст.1 ГрК РФ. Согласно указанной норме под реконструкцией понимается изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.

На основании п.5 ст.8 ГрК РФ разрешение на реконструкцию выдает орган местного самоуправления в соответствии с требованиями ст.ст. 51, 52, 55 ГрК РФ, в рассматриваемом случае такое разрешение от имени администрации городского округа – город Волжский Волгоградской области выдает комитет земельных ресурсов и градостроительства.

Согласно положениям ст.25 ЖК РФ переустройство помещения в многоквартирном доме представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт помещения в многоквартирном доме. Перепланировка помещения в многоквартирном доме представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт помещения в многоквартирном доме.

Основным отличием перепланировки от реконструкции является объект, в отношении которого осуществлены изменения. Перепланировка выполняется в помещениях (жилых, нежилых), расположенных в многоквартирном доме, а работы, проводимые в отношении здания, в результате которых изменены параметры самого дома (его части) либо произведена замена, восстановление несущих конструкций, является реконструкцией.

Поскольку действиями истца при обустройстве лоджии изменены не только внутренние параметры (конфигурация) жилого помещения, но и произошло расширение всего объекта капитального строительства – многоквартирного дома (в частности, увеличилась его площадь), исходя из положений ст.25 ЖК РФ, п.14 ст.1 ГрК РФ, такие действия являются реконструкцией многоквартирного дома.

Кроме того, выполненная реконструкция включает не только строительство лоджии, но и внутреннее переустройство – устройство оконно-дверного проема в несущей конструкции жилого дома, воспринимающего эксплуатационные нагрузки и воздействия, обеспечивающие пространственную устойчивость здания, которое должно всегда находиться в работоспособном состоянии.

Учитывая, что оборудование отдельных входов в несущих стенах сопряжено с разрушением части стены многоквартирного жилого дома и затрагивает характеристики надежности и безопасности здания, такие работы возможно провести исключительно посредством реконструкции объекта, производство которых регулируется законодательством о градостроительной деятельности. Данный правовой подход сформулирован в пунктах 3, 4 Обзора судебной практики по спорам, связанным с реконструкцией, переустройством и перепланировкой помещений в многоквартирном доме, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации "."..г..

В этой связи необходимо установить, не повлияла ли выполненная реконструкция на несущую способность здания и не нарушает ли прав и законных интересов собственников других помещений, не создается ли угроза их жизни и (или) здоровья, нет ли отклонений от вертикали и прогибов, снижающих несущую способность.

В силу положений пункта 4.2.4.9 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя Российской Федерации от "."..г. N170, самовольная установка балконов не допускается.

Как видно из материалов дела, необходимое согласие собственников помещений в многоквартирном доме на реконструкцию квартиры истцом в суд не представлено.

Установлено, что демонтаж фрагмента внутренней несущей стены по периметру проема выполнен в нарушение установленных действующим законодательством правил, принятых с целью обеспечения сохранности жилищного фонда, что само по себе является нарушением прав и законных интересов граждан, проживающих в данном доме.

Вопреки требованиям статьи 56 ГПК РФ, истцом не представлено доказательств того, что земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав данного дома объекты недвижимого имущества, был сформирован в соответствии с порядком, установленным статьей 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. При этом суду не представлено и доказательств наличия согласия органов местного самоуправления на отчуждение земельного участка, который занят самовольным пристроем.

Суд так же не может принять во внимание, доводы истца о том, что работы по возведению пристроя в виде лоджии были осуществлены в 1995 году в соответствии с действующими на тот момент требованиями закона по следующим основаниям.

Представленное в материалы дела разрешение №... выданное начальником управления жилищно-коммунального хозяйства ФИО6 на основании приказа №... от "."..г., не подтверждает надлежащего согласования проведенной реконструкции с органом местного самоуправления.

Как следует из текста разрешения, оно выдано ФИО11 на строительство лоджии по <адрес> лоджия на 2 окна со стороны дворового фасада.

Данных о том, какая ширина и высота проема, размеры самой лоджии, в разрешении не содержится.

В названном разрешении указано, что строительство возможно после получения проекта застройки в Управлении архитектуры и градостроительства, заключения договора на технический надзор и разрешения на производство работ.

Указанная проектная и разрешительная документация, истцом не представлена.

В соответствии с положениями ст.5 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Право собственности на самовольную постройку может быть признано за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором возведен (создан) объект, при одновременном соблюдении следующих условий:

- если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта;

- если на день обращения в суд постройка соответствует установленным требованиям;

- если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан (п.3 ст.222 ГК РФ).

При этом необходимо учитывать, что для целей признания права собственности самовольная постройка должна отвечать требованиям, установленным правилами землепользования и застройки, документации по планировке территории, обязательным требованиям к параметрам постройки, установленным на день обращения в суд (абз.4 п.2, абз.3 п.3 ст.222 ГК РФ, пункты 4, 7 ст.2 ГрК РФ).

В данном случае спор возник относительно прав и обязанностей сторон в целях узаконения самовольной постройки. Поскольку в установленном ранее действовавшим законодательством порядке самовольная постройка узаконена не была, в рассматриваемой ситуации к спорным правоотношениям подлежат применению нормы закона, действующие на момент рассмотрения судом спора.

Более того, положениями статьи 84 ЖК РСФСР, действовавшего на момент постройки лоджии (балкона), было предусмотрено, что переустройство, перепланировка жилого помещения и подсобных помещений допускались лишь с разрешения Исполнительного комитета местного Совета народных депутатов.

Аналогичные положения содержались в п.9 Правил пользования жилыми помещениями, содержания жилого дома и придомовой территории в РСФСР, утвержденных Постановлением Совета Министров РСФСР от "."..г. N415, согласно которому переустройство и перепланировка жилого и подсобных помещений, переоборудование балконов и лоджий могли производиться только в целях повышения благоустройства квартиры и допускались лишь с согласия совершеннолетних членов семьи нанимателя, наимодателя и с разрешения исполнительного комитета местного Совета народных депутатов. Наниматель, допустивший самовольное переустройство и перепланировку жилого и подсобных помещений, переоборудование балконов и лоджий, обязан за свой счет привести это помещение в прежнее состояние.

Доказательств наличия решения Исполнительного комитета местного Совета народных депутатов истцом суду представлено не было.

В соответствии со ст.154 ЖК РСФСР, находящейся в нормативно-правовом единстве с п.1.31 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными приказом Минжилкомхоза РСФСР от "."..г. N8, изменение планировки отдельных помещений государственного, а также общественного и кооперативного жилищного фонда допускается производить организациям и отдельным гражданам после получения разрешения межведомственной комиссии Исполкома местного Совета народных депутатов, а в поселках, где межведомственные комиссии не создаются, - с разрешения Исполкома местного Совета на основании утвержденных проектов, согласованных с соответствующими заинтересованными организациями, при этом за ненадлежащее использование жилищного фонда и другие нарушения жилищного законодательства предусматривалась ответственность в соответствии с действовавшим законодательством.

Пунктами 1.33, 1.35, 1.36, 1.37, 1.38 названных Правил установлено, что переоборудование и перепланировка зданий и квартир, ведущие к нарушению прочности или разрушению несущих конструкций здания, ухудшению сохранности и внешнего вида фасадов, нарушению противопожарных устройств, не допускаются.

Межведомственные комиссии следует создавать в следующем составе: председатель комиссии (заместитель председателя исполкома местного Совета), члены комиссии (представители городского или районного жилищного управления, органов по строительству и архитектуре, Государственного санитарного надзора и Государственного пожарного надзора).

Порядок работы межведомственной комиссии определяется соответствующим Положением, утвержденным исполкомом местного Совета народных депутатов в установленном порядке.

Для получения разрешения на переустройство помещения организация и граждане подают заявление в межведомственную комиссию с приложением: поэтажных планов (а в необходимых случаях и выкопировки из генерального плана участка домовладения), заверенных бюро технической инвентаризации; проекта переустройства в двух экземплярах; заключения жилищно-эксплуатационной организации о возможности и целесообразности намеченных работ; справки с указанием согласия жильцов квартиры (дома), заверенной жилищно-эксплуатационной организацией, и других документов по требованию комиссии.

Результаты работы межведомственной комиссии следует оформлять протоколом, в котором излагается сущность рассмотренного вопроса и утверждается проект переустройства здания и помещения. Заявителю (заинтересованной организации) надлежит выдавать выписку из протокола вместе с одним экземпляром проекта.

Выданные разрешения действительны в течение одного года со дня выдачи разрешения до начала строительно-монтажных работ. Не осуществленные в течение этого срока работы могут быть выполнены только после повторного рассмотрения межведомственной комиссии.

Наниматель, допустивший самовольное переустройство и перепланировку жилого и подсобных помещений, переоборудование балконов и лоджий, перестановку или установку дополнительного санитарно-технического и иного оборудования, обязан за свой счет привести это помещение в прежнее состояние.

Между тем материалы дела не содержат сведений о наличии у истца решения межведомственной комиссии Исполкома местного Совета народных депутатов о разрешении на проведение работ по строительству лоджии в квартире, наличие которого для разрешения спора в судебном порядке по смыслу вышеназванной нормы являлось обязательным.

Имеющееся разрешение №... начальника управления жилищно-коммунального хозяйства не является соответствующим разрешением на строительство в силу положений ст.84 ЖК РСФСР.

Изложенное свидетельствует о том, что по ранее действовавшему ЖК РСФСР спорная квартира в судебном порядке не могла быть сохранена в перепланированном (переустроенном) виде указанного присоединения вспомогательного помещения.

Необоснованными являются заявленные исковые требования и по нормам ныне действующего жилищного законодательства, которое не допускает самовольную установку балконов (лоджий).

Согласно общедоступным сведениям ГИС ЖКХ МКД 83 по <адрес> в <адрес> является крупнопанельным пятиэтажным зданием серии 1-468-Б-9, 1987 года постройки, в котором, в силу абз.6 п.4.2.4.9 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от "."..г. N170, установлен запрет на расширение и пробивание проемов в стенах.

Согласно п.3 ст.36, п.2 ст.40 ЖК РФ уменьшение размера общего имущества возможно только с согласия всех собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе при реконструкции дома либо реконструкции, переустройстве, перепланировке помещений.

Доказательств наличия согласия всех собственников помещений данном доме на занятие места общего пользования не представлено.

Таким образом, суд, исследовав все представленные доказательства, приходит к выводу, об отсутствии законных оснований для удовлетворения заявленных Кругловым С.А. требований о сохранении жилого помещения в реконструированном, перепланированном и переустроенном состоянии, с учётом пристроя в виде лоджии.

На основании изложенного, и руководствуясь статьями 194–198 Гражданского процессуального кодекса РФ,

Р Е Ш И Л:

в удовлетворении исковых требований Круглова С.А. к администрации городского округа – город Волжский Волгоградской области о сохранении жилого помещения в реконструированном, перепланированном и переустроенном состоянии,– отказать.

Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме через Волжский городской суд Волгоградской области.

Судья–подпись

Справка: в окончательной форме решение принято 04 октября 2024 года.

Судья–подпись

подлинник данного документа

хранится в Волжском городском суде

в материалах гражданского дела №2-3646/2024

УИД 34RS0011-01-2024-004777-80

2-3646/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
КРУГЛОВ СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ
Ответчики
Администрация городского округа - город Волжский Волгоградской области
Другие
ООО "Управляющая компания "Жилищное Эксплуатационное Управление"
Великороднев Андрей Игоревич
Круглова Ольга Яковлевна
Комитет земельных ресурсов администрации городского округа- город Волжский Волгоградской области
Суд
Волжский городской суд Волгоградской области
Судья
Максимов Дмитрий Николаевич
Дело на сайте суда
vol.vol.sudrf.ru
22.04.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
22.04.2024Передача материалов судье
22.04.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
20.05.2024Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
20.05.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.06.2024Подготовка дела (собеседование)
05.06.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.07.2024Судебное заседание
06.08.2024Судебное заседание
26.08.2024Судебное заседание
17.09.2024Судебное заседание
24.09.2024Судебное заседание
04.10.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.10.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.09.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее