Дело <номер>
УИД 18RS0<номер>-38
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
14 октября 2020 года <адрес>
Октябрьский районный суд <адрес> Республики в составе:
председательствующего судьи Стех Н.Э.,
при секретаре ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Министерству образования и науки Удмуртской Республики о взыскании единовременной денежной выплаты,
установил:
ФИО1 (далее – истец, педагогический работник, ФИО1) обратилась с административным исковым заявлением в суд к Министерству образования и науки Удмуртской Республики (далее – ответчик, Министерство, МОиН УР) о признании незаконным решения МОиН УР от <дата> <номер>, мотивируя свои требования тем, что истец приобрела статус молодого специалиста. <дата> истец реализовала право на получение денежной выплаты молодому специалисту за 2018-2019 учебный год путем подачи заявления в Министерство о назначении единовременной денежной выплаты. <дата> истец получила отказ в связи с пропуском срока на подачу заявления. Данный отказ является незаконным.
В последующем изменила требования на взыскание с МОиН УР единовременной денежной выплаты в размере 40000 руб.
Изменения исковых требований приняты судом, в связи с чем суд <дата> вынес определение о переходе к рассмотрению дела по правилам гражданского судопроизводства.
Истец ФИО1, будучи надлежащим образом уведомленной о времени и месте судебного заседания, в суд не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие. Дело рассмотрено в ее отсутствие в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Представитель истца ФИО4, действующий на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в иске, просил удовлетворить иск.
Представитель ответчика МОиН УР о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, в судебное заседание не явился, о причинах неявки не сообщил, с ходатайством об отложении судебного заседания не обратился. В соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика.
Представитель привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица на стороне ответчика Министерства финансов Удмуртской Республики, надлежащим образом уведомленного о времени и месте судебного заседания, в суд не явился. Представитель третьего лица ФИО5 представила суду отзыв, в котором указала, что в полномочия Минфина Удмуртии не входит представление единовременных денежных выплат молодым специалистам. Дело рассмотрено в отсутствие представителя третьего лица в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав мнение представителя истца, изучив и проанализировав материалы дела, исследовав представленные доказательства, суд устанавливает следующие обстоятельства, имеющие значение по делу, и приходит к следующим выводам.
<дата> ФИО1, <дата> года рождения, окончила федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Удмуртский государственный университет» <адрес>, освоила программу бакалавриата по направлению подготовки <дата> химия и успешно прошла государственную итоговую аттестацию. Решением Государственной экзаменационной комиссии присвоена квалификация бакалавр. <дата> ФИО1 выдан диплом бакалавра.
В период с <дата> по <дата> ФИО1 прошла профессиональную переподготовку в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования «Удмуртский государственный университет», аттестационная комиссия решением от <дата> протокол <номер> присвоила новую квалификацию преподаватель по направлению подготовки <дата> химия, <дата> выдан диплом о профессиональной переподготовке.
<дата> ФИО1 принята на работу в муниципальное общеобразовательное учреждение «Петропавловская СОШ» УР <адрес>, д. Петропавлово, <адрес> по должности учитель биологии, дата начала работы <дата> на неопределенный срок. Работа по настоящему трудовому договору является для работника основной.
В указанной должности истец работает по настоящее время.
<дата> обратилась в МОиН УР с заявлением о назначении единовременной денежной выплаты молодому специалисту за 2018/2019 учебный год (первый полный год работы).
Письмом МОиН УР от <дата> <номер> ФИО1 отказано в предоставлении единовременной денежной выплаты в связи с пропуском истцом срока подачи заявления.
Письмом МОиН УР от <дата> <номер> уточнено, что истцу отказано в приеме документов для рассмотрения вопроса комиссией Министерства о предоставлении единовременной денежной выплаты.
Указанные обстоятельства установлены в судебном заседании, подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами и сторонами не оспариваются.
В соответствии с п. 21 ст. 2 Федерального закона от <дата> №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» педагогический работник - физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности.
Обучение - целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни (п. 3 ст. 2 Федерального закона от <дата> №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).
В силу п. 2 ст. 10 Федерального закона от <дата> №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образование подразделяется на общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение, обеспечивающие возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование).
Статьей 47 Федерального закона от <дата> №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» установлены правовой статус педагогических работников, права и свободы педагогических работников, гарантии их реализации.
Под правовым статусом педагогического работника понимается совокупность прав и свобод (в том числе академических прав и свобод), трудовых прав, социальных гарантий и компенсаций, ограничений, обязанностей и ответственности, которые установлены законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (п. 1 ст. 47 Федерального закона от <дата> №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).
В Российской Федерации признается особый статус педагогических работников в обществе и создаются условия для осуществления ими профессиональной деятельности. Педагогическим работникам в Российской Федерации предоставляются права и свободы, меры социальной поддержки, направленные на обеспечение их высокого профессионального уровня, условий для эффективного выполнения профессиональных задач, повышение социальной значимости, престижа педагогического труда (п. 2 ст. 47 Федерального закона от <дата> №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).
Пунктом 10 статьи 47 Федерального закона от <дата> №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» предусмотрено, что для привлечения выпускников профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования к педагогической деятельности органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные меры государственной поддержки.
Отношения в сфере образования на территории Удмуртской Республики в пределах полномочий, отнесенных Федеральным законом к ведению субъектов Российской Федерации, регламентированы Законом УР от <дата> <номер>-РЗ «О реализации полномочий в сфере образования».
Статьей 16 названного закона предусмотрена социальная поддержка педагогических работников.
Согласно п. 3 ст. 16 Закона УР от <дата> <номер>-РЗ «О реализации полномочий в сфере образования» (в редакции Закона УР от <дата> <номер>-РЗ, который распространяется на правоотношения, возникшие с <дата>) для привлечения молодых специалистов, получивших среднее или высшее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету, принятых на работу на должности педагогических работников в муниципальные или в государственные образовательные организации Удмуртской Республики, осуществляются единовременные денежные выплаты за каждый учебный год работы в указанных образовательных организациях в следующих размерах: за первый учебный год работы - 40000 рублей, за второй учебный год работы - 60000 рублей, за третий учебный год работы - 80000 рублей.
К молодым специалистам в целях настоящего Закона относятся выпускники образовательных организаций высшего и среднего профессионального образования очной формы обучения в возрасте до тридцати пяти лет включительно, принятые по основному месту работы в муниципальные или в государственные образовательные организации Удмуртской Республики в год окончания учебы.
Статус молодого специалиста действует в течение трех лет со дня его поступления на работу в муниципальные или в государственные образовательные организации Удмуртской Республики.
Порядок и условия назначения указанных выплат устанавливаются Правительством Удмуртской Республики.
Постановлением Правительства УР от <дата> <номер> «О порядке и условиях назначения единовременных денежных выплат выпускникам, получившим среднее или высшее педагогическое образование и принятым на работу на должности педагогических работников в муниципальные или в государственные образовательные организации Удмуртской Республики» утверждено Положение о порядке и условиях назначения единовременных денежных выплат выпускникам, получившим среднее или высшее педагогическое образование и принятым на работу на должности педагогических работников в муниципальные или в государственные образовательные организации Удмуртской Республики (далее – Положение).
Названное Положение определяет порядок и условия назначения единовременных денежных выплат молодым специалистам, получившим среднее или высшее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету, принятым на работу на должности педагогических работников в муниципальные или в государственные образовательные организации Удмуртской Республики (далее - единовременная денежная выплата, ЕДВ).
Пунктом 2 Положения предусмотрено, что молодой специалист - выпускник образовательной организации высшего и среднего профессионального образования очной формы обучения в возрасте до тридцати пяти лет включительно, принятый по основному месту работы в муниципальную или в государственную образовательную организацию Удмуртской Республики (далее - образовательная организация), в год окончания учебы (далее - молодой специалист).
Осуществление единовременных денежных выплат в соответствии с настоящим Положением производится молодым специалистам, принятым на работу по трудовым договорам, заключенным с образовательной организацией, расположенной в городском округе (городском поселении), с <дата> (п. 3 Положения).
Статус молодого специалиста действует в течение трех лет со дня его поступления на работу в образовательную организацию (п. 3.1 Положения).
Единовременная денежная выплата предоставляется молодому специалисту за каждый учебный год его работы в образовательной организации. Размер единовременной денежной выплаты за первый учебный год работы составляет 40000 рублей (п. 4 Положения).
Как установлено в судебном заседании, следует из материалов дела и не оспаривалось сторонами, истец ФИО1 отвечает критериям молодого специалиста, поскольку является выпускником образовательной организации высшего профессионального образования очной формы обучения по направлению подготовки «Образование и педагогика» в возрасте до тридцати пяти лет включительно, принята по основному месту работы на должность педагогического работника в муниципальную образовательную организацию Удмуртской Республики в год окончания учебы.
Учитывая, что истец является педагогическим работником, отвечающим критериям молодого специалиста, она имеет право на получение социальной поддержки, в том числе на получение единовременной денежной выплаты, предусмотренной статьей 16 Закона УР от <дата> <номер>-РЗ «О реализации полномочий в сфере образования» и Положением.
В соответствии с пунктом 5 Положения после завершения каждого учебного года работы в образовательной организации молодой специалист представляет заявление в Министерство образования и науки Удмуртской Республики о перечислении единовременной денежной выплаты.
<дата> ФИО1 принята на работу в муниципальное общеобразовательное учреждение «Петропавловская СОШ» УР, в связи с чем с указанной даты приобрела статус педагогического работника – молодого специалиста, отработала полный первый учебный год и на основании вышеназванных нормативно-правовых актов приобрела право на получение единовременной денежной выплаты в размере 40 000 рублей.
Отказывая <дата> в предоставлении ФИО1 единовременной денежной выплаты, Министерство руководствовалось положениями пункта 5 Положения и исходило из пропуска истцом срока обращения с соответствующим заявлением.
Суд с такими выводами ответчика не соглашается, поскольку основания для отказа в выплате истцу единовременной денежной выплаты в размере 40 000 рублей в рассматриваемом случае отсутствуют.
Пунктом 5 Положения в редакции постановлений Правительства УР от <дата> <номер>, от <дата> <номер> предусмотрено, что заявление о перечислении единовременной денежной выплаты представляется в Министерство в течение следующего финансового года.
Данная правовая норма действовала как на момент начала истцом педагогической деятельности, так и на момент завершения ФИО1 полного первого 2018/2019 учебного года работы в образовательной организации, когда у нее возникло право на получение единовременной денежной выплаты.
Постановлением Правительства УР от <дата> <номер> «О внесении изменения в постановление Правительства Удмуртской Республики от <дата> <номер> «О порядке и условиях назначения единовременных денежных выплат выпускникам, получившим среднее или высшее педагогическое образование и принятым на работу на должности педагогических работников в муниципальные или в государственные образовательные организации Удмуртской Республики» внесены изменения в пункт 5 Положения, в соответствии с которым после завершения каждого учебного года работы в образовательной организации молодой специалист в течение текущего финансового года представляет заявление в Министерство образования и науки Удмуртской Республики о перечислении единовременной денежной выплаты по форме согласно приложению 1 к настоящему Положению.
В силу прямого указания данное постановление распространяется на правоотношения, возникшие с <дата>.
В силу пункта 17 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденного Приказом Минобрнауки России от <дата> N 1015, учебный год в образовательных организациях начинается 1 сентября и заканчивается в соответствии с учебным планом соответствующей общеобразовательной программы. Начало учебного года может переноситься образовательной организацией при реализации общеобразовательной программы в очно-заочной форме обучения не более чем на один месяц, в заочной форме обучения - не более чем на три месяца.
Таким образом, <дата> начался следующий 2019/2020 учебный год.
Суд приходит к выводу, что в правоотношениях сторон по поводу предоставления истцу единовременной денежной выплаты, применению подлежат правовые нормы, которые действовали на момент возникновения у истца соответствующего права, а не на дату подачи истцом заявления и его рассмотрения Министерством. На дату завершения истцом полного 2018/2019 учебного года и на дату отработки одного года по занимаемой должности педагогического работника в соответствии с трудовым договором действовало правовое регулирование, установленное пунктом 5 Положения в редакции постановлений Правительства УР от <дата> <номер>, от <дата> <номер>, в связи с чем ФИО1, подавая заявление в МОиН УР на следующий после завершения 2018/2019 учебного года год, правомерно руководствовалась предписанием в части срока подачи такого заявления, установленным пунктом 5 Положения в приведенной редакции.
Изложенное ответчиком не было учтено, что и повлекло нарушение права истца на получение социальной поддержки в виде предоставления единовременной денежной выплаты молодому специалисту.
С учетом ответов МОиН УР от <дата> <номер> и от <дата> <номер>, адресованных истцу, вне зависимости от того, был это отказ в предоставлении единовременной денежной выплаты или отказ в приеме документов для рассмотрения вопроса о предоставлении такой выплаты, суд приходит к выводу, что в любом случае вне зависимости от характера действий (бездействия) и решений Министерства их правовым последствием является не предоставление ФИО1 меры социальной поддержки педагогических работников в виде единовременной денежной выплаты молодому специалисту и исключение такой возможности в будущем применительно к полностью отработанному ею первому 2018/2019 учебному году, что по вышеизложенным основаниям требованиям закона не отвечает и влечет нарушение прав истца. Также суд отмечает, что в соответствии с п. 13 Положения на дату подачи истцом заявления в Министерство пропуск срока на подачу документов не является основанием для отказа в предоставлении единовременной денежной выплаты. В дальнейшем указание МОиН УР на новые основания принятого решения, не приведенные в нем, правового значения не имеют, поскольку такое право возникает у уполномоченного органа в случае повторного рассмотрения обращения.
Учитывая конституционный принцип недопустимости придания обратной силы закону, ухудшающему положение лица, распространение на прошлое время нового правового регулирования в части, изменяющей сроки обращения с заявлением, возможно лишь постольку, поскольку оно не противоречит правомерным ожиданиям этого лица, обусловленным правовым регулированием, действовавшим на момент возникновения соответствующих правоотношений. Иное означало бы применение данной нормы с обратной силой, ухудшающее положение лица, нарушающее его социальные права, гарантированные Конституцией Российской Федерации.
Как неоднократно отмечал Конституционный Суд Российской Федерации, изменение законодателем ранее установленных условий хозяйствования в худшую для участников соответствующих правоотношений сторону обязывает его к соблюдению вытекающих из статей 19 (части 1 и 2), 54 (часть 2) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации принципов правовой определенности и поддержания доверия к закону и действиям государства, которые, в частности, предполагают в случае необходимости предоставление гражданам возможности, в том числе посредством установления временного регулирования, в течение некоторого переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям.
По смыслу указанных конституционных положений, изменение законодателем ранее установленных сроков представления заявления о перечислении единовременной денежной выплаты, должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, а также предоставление гражданам в случае необходимости возможности, в частности посредством установления временного регулирования, в течение некоего разумного переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям.
Министерство, отказав ФИО1 в единовременной денежной выплате со ссылкой на пункт 5 Положения в редакции постановления Правительства УР от <дата> <номер>, фактически придало обратную силу новому регулированию, что недопустимо, поскольку в рассматриваемом случае оно ухудшает правовое положение истца, ограничивает его субъективные права, уже существующие в конкретных правоотношениях, сложившихся до внесения соответствующих изменений, нарушает принцип предсказуемости законодательного регулирования и противоречит правомерным ожиданиям этого лица, обусловленным правовым регулированием, действовавшим на момент возникновения соответствующих правоотношений.
Таким образом, при наличии у педагогического работника, являющегося молодым специалистом, права на получение единовременной денежной выплаты в соответствии с положениями Закона УР от <дата> <номер>-РЗ «О реализации полномочий в сфере образования» и Положения произвольный отказ от исполнения Министерством публично-правового обязательства по предоставлению меры социальной поддержки такому работнику является недопустимым.
При таких обстоятельствах исковые требования ФИО1 о взыскании суммы единовременной денежной выплаты в размере 40 000,00 руб. являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Исходя из п. 3 ст. 16 Закона УР от <дата> <номер>-РЗ «О реализации полномочий в сфере образования» финансовое обеспечение единовременных денежных выплат осуществляется за счет средств бюджета Удмуртской Республики.
Согласно п. 5.1 Положения выплата единовременной денежной выплаты осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных законом Удмуртской Республики о бюджете Удмуртской Республики на соответствующий финансовый год и плановый период, и лимитов бюджетных обязательств, доведенных Министерству в установленном порядке на цели, указанные в пункте 1 настоящего Положения.
Единовременная денежная выплата производится лицу, указанному в пункте 2 настоящего Положения, путем перечисления на банковский счет, открытый в кредитной организации (п. 15 Положения).
Поэтому в данном случае сумма единовременной денежной выплаты как меры социальной поддержки подлежит взысканию с Министерства, на которое Положением возложена обязанность по ее предоставлению и выплате.
На основании ст. 333.40 НК РФ возвратить истцу из бюджета госпошлину в размере 300 руб., поскольку истец на основании ст. 333.36 НК РФ от уплаты госпошлины освобожден.
С учетом вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковое заявление ФИО1 к Министерству образования и науки Удмуртской Республики о взыскании единовременной денежной выплаты удовлетворить.
Взыскать с Министерства образования и науки Удмуртской Республики в пользу ФИО1 сумму единовременной денежной выплаты в размере 40 000 руб. 00 коп.
Возвратить ФИО1 из местного бюджета госпошлину в размере 300 руб.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме через Октябрьский районный суд <адрес> Республики.
Решение в окончательной форме изготовлено председательствующим судьей на компьютере <дата>.
Председательствующий судья Стех Н.Э.