г. Сыктывкар УИД: 11RS0001-01-2024-010057-89 Дело № 2-6938/2024 (№33-7921/2024)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Сироткиной Е.М.,
судей Батовой Л.А. и Константиновой Н.В.,
при секретаре Панькиной Е.О.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 21 ноября 2024 года дело по апелляционной жалобе администрации МО ГО «Сыктывкар» на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 29 августа 2024 года,
заслушав доклад судьи Константиновой Н.В., объяснения истца ФИО6 и её представителя ФИО7, судебная коллегия
установила:
ФИО6 обратилась в суд с иском к администрации МО ГО «Сыктывкар» о признании незаконным постановления администрации МО ГО «Сыктывкар» от 10.04.2024 № 4/1355 в части отказа ФИО6 в заключении договора найма жилого помещения маневренного жилищного фонда; возложении на администрацию МО ГО «Сыктывкар» обязанности заключить договор найма жилого помещения маневренного жилищного фонда. В обоснование требований указала, что ей было отказано ответчиком в заключении договора найма жилого помещения маневренного жилищного фонда по мотиву того, что она состоит на диспансерном наблюдении у врача.... Однако медицинских противопоказаний для проживания в жилом помещении маневренного фонда она не имеет, в постороннем уходе не нуждается, к уголовной либо административной ответственности не привлекалась.
Судом к участию в деле в качестве третьего лица без самостоятельных требований привлечен Комитет жилищной политики администрации МО ГО «Сыктывкар», для дачи заключения прокурор.
В заявлениях представители ответчика и третьего лица Комитета жилищной политики администрации МО ГО «Сыктывкар», не соглашаясь с заявленными требованиями, ходатайствовали о рассмотрении дела без их участия.
В судебном заседании истец и её представитель на требованиях настаивали.
Представители ответчика и третьего лица Комитета жилищной политики администрации МО ГО «Сыктывкар», прокурор в судебное заседание не явились, извещены о рассмотрении дела надлежащим образом.
Судом постановлено решение, которым исковые требования ФИО6 удовлетворены. Признан незаконным пункт 5.5 протокола заседания общественной комиссии по жилищным вопросам от 10.04.2024 №14, утвержденного постановлением администрации МО ГО «Сыктывкар» от 10.04.2024 №4/1355, об отказе ФИО6 в заключении договора найма жилого помещения маневренного жилищного фонда. На администрацию МО ГО «Сыктывкар» возложена обязанность предоставить ФИО6 жилое помещение маневренного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения на состав семьи 1 человек.
В апелляционной жалобе администрация МО ГО «Сыктывкар» просит решение суда отменить как постановленное с нарушением норм муниципального правового акта.
В суде апелляционной инстанции истец и её представитель с доводами апелляционной жалобы не согласились, просили решение суда оставить без изменения.
Апелляционная жалоба рассмотрена на основании статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) в отсутствие неявившихся участников по делу, извещённых надлежащим образом.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения в соответствии с частью 1 статьи 327 ГПК РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, заслушав объяснения истца и его представителя, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что ФИО6, <Дата обезличена> года рождения, являющаяся ..., жильем не обеспечена, вследствие чего с 2022 года проживает в Центре ... «...» по <Адрес обезличен>.
С 02.06.2023 ФИО6 состоит на ...наблюдении в ГУ «...» с диагнозом: ...
26.03.2024 ФИО6 обратилась в администрацию МО ГО «Сыктывкар» с заявлением о предоставлении муниципальной услуги «предоставление гражданам по договорам найма жилых помещений специализированного жилищного фонда МО ГО «Сыктывкар», в котором просила заключить с ней договор найма жилого помещения маневренного фонда на состав семьи 1 человек.
Решением общественной комиссии по жилищным вопросам от 10.04.2024 (пункт 5.5 протокола <Номер обезличен>), утвержденным постановлением администрации МО ГО «Сыктывкар» от <Дата обезличена> <Номер обезличен>, ФИО6 отказано в заключении договора найма жилого помещения маневренного фонда ввиду того, что она состоит на ... наблюдении у врача....
Согласно ответу главного врача ГУ «...» от 24.07.2024 ФИО6 дееспособна, себя обслуживает, самостоятельно посещает ..., принимает назначенное лечение под контролем сотрудников Центра, выполняет рекомендации врача.
ФИО6 относится к категории граждан, не имеющих жилого помещения для постоянного проживания и оказавшихся в трудной жизненной ситуации, полностью дееспособна, самостоятельно себя обслуживает. Находясь на ...наблюдении в ГУ «...» с 02.06.2023, истец в период с марта 2024 года по июнь 2024 года была трудоустроена в ... «...» по должности..., то есть способна осуществлять трудовую деятельность и самостоятельно себя обеспечивать.
Из объяснений, данных ФИО6 в судебном заседании следует, что она способна самостоятельно себя обслуживать, является получателем пенсии ..., которой самостоятельно распоряжается, нарушение порядка в Центре ... и совершение противоправных действий не допускала, желает жить не в ..., а в благоустроенном жилом помещении.
Разрешая исковые требования при установленных обстоятельствах, суд первой инстанции руководствовался статьей 40 Конституции Российской Федерации, частью 2 статьи 1, пунктом 3 части 1 статьи 92, статьей 95 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ), пунктом 3 статьи 5, пунктом 1 статьи 26, пунктом 1 статьи 27 Закона РФ от 02.07.1992 № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании», проанализировал положения части 1 статьи 3(1) и части 2 статьи 3(2) Положения о формировании и использовании муниципального специализированного жилищного фонда на территории муниципального образования городского округа «Сыктывкар», утвержденное решением Совета МО ГО «Сыктывкар» от 16.03.2006 № 24/03-361, и, исходя из того, что жилищное законодательство не предусматривает такое основание для отказа гражданину, не имеющему жилого помещения для постоянного проживания, в предоставлении на условиях найма жилого помещения маневренного фонда как его нахождение на диспансерном наблюдении в психиатрической больнице, пришёл к выводу, что решение общественной комиссии по жилищным вопросам от 10.04.2024 № 14, утвержденное постановлением администрации МО ГО «Сыктывкар» от <Дата обезличена> <Номер обезличен>, об отказе ФИО6 в заключении договора найма жилого помещения маневренного жилищного фонда является незаконным, в связи с чем, возложил на ответчика обязанность заключить с ФИО6 договор найма жилого помещения маневренного фонда.
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается и оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не усматривает с учётом следующего.
В соответствии со статьёй 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.
Граждане по своему усмотрению и в своих интересах могут осуществлять принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаться ими. Граждане свободны в установлении и реализации своих жилищных прав в силу договора и (или) иных предусмотренных жилищным законодательством оснований. Граждане, осуществляя жилищные права и исполняя вытекающие из жилищных отношений обязанности, не должны нарушать права, свободы и законные интересы других граждан (часть 2 статьи 1 ЖК РФ).
Жилищные права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (часть 2 статьи 1 ЖК РФ).
В силу пункта 3 части 1 статьи 92 ЖК РФ жилые помещения маневренного фонда относятся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда.
На основании статьи 95 ЖК РФ жилые помещения маневренного фонда предназначены для временного проживания: 1) граждан в связи с капитальным ремонтом или реконструкцией дома, в котором находятся жилые помещения, занимаемые ими по договорам социального найма; 2) граждан, утративших жилые помещения в результате обращения взыскания на эти жилые помещения, которые были приобретены за счет кредита банка или иной кредитной организации либо средств целевого займа, предоставленного юридическим лицом на приобретение жилого помещения, и заложены в обеспечение возврата кредита или целевого займа, если на момент обращения взыскания такие жилые помещения являются для них единственными; 3) граждан, у которых единственные жилые помещения стали непригодными для проживания в результате чрезвычайных обстоятельств; 3.1) граждан, у которых жилые помещения стали непригодными для проживания в результате признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, 4) иных граждан в случаях, предусмотренных законодательством.
В силу статьи 99 ЖК РФ специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования. Специализированные жилые помещения предоставляются по установленным настоящим Кодексом основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 14 ЖК РФ определение порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда отнесено к полномочиям органов местного самоуправления.
Решением Совета МО ГО «Сыктывкар» от 16.03.2006 №24/03-361 утверждено Положение о формировании и использовании муниципального специализированного жилищного фонда на территории муниципального образования городского округа «Сыктывкар» (далее – Положение).
Согласно части 1 статьи 3(1) Положения жилые помещения маневренного фонда предназначены для временного проживания граждан, поименованных в указанной норме, включая граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации (пункт 4 части 1 статьи 3(1) Положения).
Под трудной жизненной ситуацией в части 1 статьи 3(2) Положения понимается обстоятельство или обстоятельства, которые ухудшают условия жизнедеятельности гражданина и последствия которых он не может преодолеть самостоятельно.
При этом частью 2 статьи 3(2) Положения (в редакции решения Совета МО ГО «Сыктывкар» от 14.12.2023 №27/2023-397) предусмотрено, что право на предоставление жилых помещений маневренного фонда по договорам найма жилого помещения маневренного фонда имеют постоянно проживающие на территории муниципального образования городского округа «Сыктывкар» граждане, указанные в пункте 4 части 1 статьи 3 (1) Положения, признанные нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, по основаниям, предусмотренным Жилищным кодексом Российской Федерации, не состоящие на учете у врача-психиатра и врача-нарколога. К числу таких граждан отнесены в том числе граждане, не имеющие жилого помещения для постоянного проживания (пункт 9) и граждане, не имеющие регистрации по месту жительства (пребывания) на территории МО ГО «Сыктывкар» (пункт 10).
Между тем в статье 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация провозглашена социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В связи с этим, в Российской Федерации обеспечивается государственная инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Целью государственной политики в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
Статьей 17 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрено, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Инвалиды, проживающие в организациях социального обслуживания, предоставляющих социальные услуги в стационарной форме, и желающие получить жилое помещение по договору социального найма, подлежат принятию на учет для улучшения жилищных условий независимо от размера занимаемой площади и обеспечиваются жилыми помещениями наравне с другими инвалидами.
В соответствии с пунктом 3 статьи 5 Закона РФ от 02.07.1992 №3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании», ограничение прав и свобод лиц, страдающих психическими расстройствами, только на основании психиатрического диагноза, фактов нахождения под диспансерным наблюдением в психиатрическом стационаре либо в психоневрологическом учреждении для социального обеспечения или специального обучения не допускается.
С учётом того, что истец жилых помещений ни на территории г. Сыктывкара, ни в иных населённых пунктах российской Федерации не имеет, является ..., имеющееся у неё ... заболевание позволяет ей себя обслуживать и не представляет опасности для окружающих, ограничение её права на обеспечение жилым помещением маневренного жилищного фонда как лица, находящегося в трудной жизненной ситуации, является недопустимым и противоречащим основам социальной политики Российской Федерации.
Поскольку действующее законодательство не устанавливает каких-либо запретов на обеспечение жильем лиц, страдающих ... заболеваниями, норма, закреплённая в части 2 статьи 3(2) Положения о формировании и использовании муниципального специализированного жилищного фонда на территории муниципального образования городского округа «Сыктывкар», утверждённого решением Совета МО ГО «Сыктывкар» от 16.03.2006 №24/03-361 в редакции решения Совета МО ГО «Сыктывкар» от 14.12.2023 №27/2023-397, обоснованно не принята судом во внимание.
При изложенных обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу, что юридически значимые обстоятельства при разрешении спора судом установлены верно, нормы материального права применены правильно, а потому оснований для отмены решения суда не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения суда в безусловном порядке, не установлено.
Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 29 августа 2024 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации МО ГО «Сыктывкар» – без удовлетворения.
Мотивированное определение составлено 26 ноября 2024 года.
Председательствующий
Судьи