Решение по делу № 2-208/2019 от 17.07.2019

дело № 2-208/2019

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

17 сентября 2019 года           г. Сенгилей

Сенгилеевский районный суд Ульяновской области в составе судьи Шлейкина М.И., при секретаре Бессольцевой Ю.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Сенгилеевского района Ульяновской области в интересах Владимировой Г.В. к ООО «Сенгилеевский цементный завод» о возложении обязанности предоставить жилое помещение, а также по иску Егоровой Е.А., Романовой И.Е. к ООО «Сенгилеевский цементный завод» о возложении обязанности предоставить жилое помещение,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Сенгилеевского района Ульяновской области обратился в суд с иском в интересах Владимировой Г.В. к ООО «Сенгилеевский цементный завод» о возложении обязанности предоставить жилое помещение.

Требования мотивированы тем, что в связи с обращением Владимировой Г.В. о нарушении руководством ООО «Сенгилеевский цементный завод» законодательства при расселении жителей из санитарно-защитной зоны прокуратурой Сенгилеевского района Ульяновской области проведена проверка.

    В ходе проверки установлено, что руководством ООО «Ульяновскшифер», правопреемником которого является ООО «Сенгилеевский цементный завод», утверждена Программа переселения жителей из санитарно-защитной зоны «Завода по производству цемента по сухому способу мощностью 1200000 тонн в год одной технологической линией».

В соответствии с указанной Программой утвержден график переселения жителей из санитарно-защитной зоны. В график включено 46 домов, в том числе многоквартирный дом, расположенный в р.<адрес>, в котором проживает Владимирова Г.В. Срок расселения жителей установлен 2012-2013 год.

В соответствии с санитарно – эпидемиологическим заключением Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ульяновской области для завода установлена расчетная санитарно – защитная зона в 300 м. от границы территории промплощадки во всех направлениях.

Однако до настоящего времени руководством ООО «Сенгилеевский цементный завод» не принято мер по переселению проживающей в санитарно-защитной зоне Владимировой Г.В.

Непринятие мер по переселению нарушает права Владимировой Г.В. на благоприятную окружающую среду.

В связи с тем, что Владимирова Г.В. проживает в расчетной санитарно – защитной зоне завода, то прокурор просит возложить на ООО «Сенгилеевский цементный завод» обязанность предоставить Владимировой Г.В. альтернативное жилье с аналогичными или улучшенными условиями проживания.

Определением от 12.09.2019 года судом к участию в деле в качестве третьих лиц, заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены Егорова Е.А. и Романова И.Е., заявившие исковые требования аналогичные требованиям прокурора.

В судебном заседании старший помощник прокурора Сенгилеевского района Ульяновской области Макаров Я.Е. и истец Владимирова Г.П. исковые требования поддержали, доводы привели в целом аналогичные тем, что изложены в иске, дополнительно пояснили, что испрашиваемое жилое помещение должно быть равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению и отвечать всем санитарным и техническим требованиям.

В судебном заседании представитель ответчика ООО «Сенгилеевский цементный завод» по доверенности Павлушкина О.А. исковые требования истца не признала, суду пояснила, что требования прокурора заявлены преждевременно, окончательная санитарно – защитная зона до настоящего времени не установлена, сама Программа переселения требует уточнений, а кроме того, каких – либо объективных данных, свидетельствующих о нарушении прав Владимировой Г.П. на благоприятную окружающую среду, не имеется.

Третьи лица, заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора, Егорова Е.А. и Романова И.Е., извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд не явились, представили заявления, в котором просили рассмотреть дело без их участия, исковые требования просят удовлетворить.

В судебном заседании представитель третьего лица – администрации МО «Сенгилеевский район» Ульяновской области по доверенности Гафуров Д.М. поддержал исковые требования прокурора.

Третьи лица – Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ульяновской области, ООО «Центр гигиены и экологии», ООО «Экологические системы», извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явились.

Суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке.

Выслушав лиц, участвовавших в деле, изучив материалы настоящего гражданского дела, суд приходит к следующему.

В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.

Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых прав в сфере обеспечения права на благоприятную окружающую среду.

    При этом, прокурор, подавший заявление, пользуется всеми процессуальными правами и несет все процессуальные обязанности истца, за исключением права на заключение мирового соглашения и обязанности по уплате судебных расходов.

Из материалов дела следует, что 05.10.2011 года администрацией МО «Сенгилеевский район» Ульяновской области выдано ООО «Сенгилеевский цементный завод» разрешение на строительство объекта капитального строительства - завода по производству цемента по сухому способу мощностью 1200000 тон в год по адресу: <адрес>, р.<адрес>.

Срок действия данного разрешения неоднократно продлевался и действует до ДД.ММ.ГГГГ.

Строящийся цементный завод относится к предприятиям 2 класса опасности.

Согласно п. 3 ст. 16 Федерального закона от 04.05.1999 года N 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» в целях охраны атмосферного воздуха в местах проживания населения устанавливаются санитарно-защитные зоны организаций. Размеры таких санитарно-защитных зон определяются на основе расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе и в соответствии с санитарной классификацией организаций.

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ N 74 от 25.09.2007 года введены в действие СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов».

Согласно п. 2.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200.03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» размер санитарно-защитной зоны и рекомендуемые минимальные разрывы устанавливаются в соответствии с главой VII и приложениями 1 - 6 к Санитарным нормам. Для объектов, являющихся источниками воздействия на среду обитания, для которых Санитарными нормами не установлены размеры санитарно-защитной зоны и рекомендуемые разрывы, а также для объектов I - III классов опасности разрабатывается проект ориентировочного размера санитарно-защитной зоны.

Ориентировочный размер санитарно-защитной зоны должен быть обоснован проектом санитарно-защитной зоны с расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха (с учетом фона) и уровней физического воздействия на атмосферный воздух и подтвержден результатами натурных исследований и измерений.

Согласно п. 2.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200.03 ориентировочный размер санитарно-защитной зоны промышленных производств и объектов разрабатывается последовательно: расчетная (предварительная) санитарно-защитная зона, выполненная на основании проекта с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физического воздействия на атмосферный воздух (шум, вибрация, ЭМП и др.); установленная (окончательная) - на основании результатов натурных наблюдений и измерений для подтверждения расчетных параметров.

Абзацем 2 п. 3.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200.03 установлено, что размеры и границы санитарно-защитной зоны определяются в проекте санитарно-защитной зоны. Разработка проекта санитарно-защитной зоны для объектов I - III класса опасности является обязательной.

Для промышленных объектов и производств 2 класса устанавливается ориентировочный размер санитарно-защитной зоны 500 м (вводная часть раздела VII СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).

Таким образом, из действующих норм санитарно – эпидемиологического законодательства следует, что установление санитарно-защитной зоны промышленных производств и объектов происходит в два этапа. На первом этапе разрабатывается проект расчетной (предварительной) санитарно-защитной зоны, на который выдается заключение Роспотребнадзора субъекта Российской Федерации. На втором этапе устанавливается окончательная санитарно-защитная зона на основании проекта установленной (окончательной) санитарно-защитной зоны и результатов натурных наблюдений и измерений, что оформляется постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации.

При этом, ориентировочный размер санитарно-защитной зоны должен быть обоснован проектом санитарно-защитной зоны

Согласно п. 3.2 СанПин 2.2.1/2.1200-03 в проекте санитарно-защитной зоны на строительство новых, реконструкцию или техническое перевооружение действующих промышленных объектов, производств и сооружений действующих объектов, производств и сооружений, должны быть предусмотрены мероприятия и средства на организацию санитарно-защитных зон, включая отселение жителей, в случае необходимости. Выполнение мероприятий, включая отселение жителей, обеспечивают должностные лица соответствующих промышленных объектов и производств.

В силу п. 5.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 в санитарно-защитной зоне не допускается размещение жилой застройки.

До начала строительства цементного завода, а именно в 2009 году, ООО «Фирма «Интеграл» разработало для строящегося завода Проект обоснование размера санитарно - защитной зоны.

Из данного Проекта следует, что для завода предложен размер санитарно – защитной зоны в 300 м.

При этом Проектом предусмотрено сокращение размера санитарно – защитной зоны завода с 500 м. до 300 м. при условии переселения жителей п. Цемзавод из 300 метровой зоны.

Согласно экспертному заключению от 21.06.2010 года, утвержденному главным врачом ФГУЗ «Федеральный центр гигиены и эпидемиологии» Роспотребнадзора, вышеуказанный Проект обоснование размера санитарно - защитной зоны соответствует санитарно – эпидемиологическим правилам и нормативам. ООО «Сенгилеевский цементный завод» согласована расчетная (предварительная) санитарно-защитная зона размером 300 м. от границ территории промплощадки по всем направлениям.

Проект обоснование размера санитарно - защитной зоны получил положительное заключение Роспотребнадзора по Ульяновской области.

Таким образом, завод получил положительное заключение на Проект обоснование размера санитарно - защитной зоны при условии переселения проживающих в расчетной (предварительной) санитарно-защитной зоны жителей п. Цемзавод.

Из материалов дела следует, что истец Владимирова Г.П., а также третьи лица, заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора, Егорова Е.А. и Романова И.Е. являются собственниками жилого помещения площадью 35,6 кв.м. по адресу: <адрес>1.

С целью исполнения законодательства, регулирующего вопросы создания и обустройства санитарно – защитных зон, генеральным директором ООО «Ульяновскшифер», правопреемником которого является ООО «Сенгилеевский цементный завод» была утверждена Программа по переселению жителей из санитарно – защитной зоны завода.

    Согласно данной Программе, жители домов, попадающие в границы расчетной санитарной – защитной зоны, подлежат расселению после подтверждения санитарно – защитной зоны мониторингом выбросов на рабочем предприятии. Жители домовладений, расположенных на территории санитарно – защитной зоны, имеют право на получение альтернативного жилья с аналогичными или улучшенными условиями проживания, или на получение денежной компенсации в отдельных случаях, подлежащих согласованию в индивидуальном порядке.

Также в Программе указано, что строительство нового завода повлечет за собой необходимость переселения или выплаты соответствующих компенсаций домовладениям, которые подлежат переселения в силу своего расположения в границах расчетной санитарно – защитной зоны.

    В рамках данной программы, между ООО «Сенгилеевский цементный завод» и администрацией МО «Сенгилеевский район» Ульяновской области, 13.08.2009 года было заключено соглашение, по условиям которого ООО «Сенгилеевский цементный завод» обязано нести материальные, финансовые и иные затраты, связанные с переселением жителей и переносу объектов социального – культурного назначения, попадающих под размещение в проектируемой санитарно – защитной зоне.

Согласно приложению к указанной Программе, домовладение истца вошло в данную Программу по переселению граждан со сроком начала и конца переселения 2012 -2013 году.

Таким образом, при строительстве завода ООО «Сенгилеевский цементный завод» приняло на себя обязательство переселить жителей из расчетной санитарно – защитной зоны.

Между тем, срок реализация данной Программы неоднократно продлевался руководством ООО «Сенгилеевский цементный завод» и в настоящее время продлен до ДД.ММ.ГГГГ.

Поскольку ООО «Сенгилеевский цементный завод» приняло на себя обязательство по переселению граждан проживающих в расчетной (предварительной) санитарно-защитной зоны, но длительное время без уважительных на то причин это обязательство не исполняет, то суд приходит к выводу о том, что заявленные требования прокурора являются законными и обоснованными.

Как уже было указано выше, согласно утвержденной руководством ООО «Сенгилеевский цементный завод» Программе жители домовладений, расположенных на территории санитарно – защитной зоны, имеют право на получение альтернативного жилья с аналогичными или улучшенными условиями проживания,

Поскольку действующим санитарно – эпидемиологическим законодательством не определен порядок предоставления другого жилья взамен находящегося в санитарно – защитной зоне предприятия, то суд, принимая во внимания положения ч. 3 ст. 11 ГПК РФ, допускающей использования аналогия закона, считает возможным применить к спорным правоотношениям положения ЖК РФ.

По общему правилу, жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном ст. 32 ЖК РФ, то есть в случае, когда собственники жилых помещений в таком доме в предоставленный им срок не осуществили его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в данном доме путем выкупа.

Другое жилое помещение взамен изымаемого в таком случае может быть предоставлено собственнику только при наличии соответствующего соглашения, достигнутого с органом местного самоуправления, и только с зачетом его стоимости в выкупную цену (ч. 8 ст. 32 ЖК РФ).

Вместе с тем, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу п. 3 ст. 2, ст. 16 Федерального закона «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого, равнозначного, жилого помещения либо его выкуп.

При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.

Таким образом, включение жилых помещений в региональную адресную программу переселения граждан из аварийного жилищного фонда расценивается в качестве обстоятельства, расширяющего объем жилищных прав собственников помещений при переселении их из аварийного жилищного фонда по сравнению с положениями ч. 8 ст. 32 ЖК РФ.

Данная правовая позиция указана в п. 44 Обзора судебной практики Верховного Суда РФ N 1 (2019), утв. Президиумом ВС РФ 24 апреля 2019 г.

Поскольку дом, в котором проживает истец Владимирова Г.П., а также третьи лица, заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора, Егорова Е.А. и Романова И.Е. включен в утвержденную руководством ООО «Сенгилеевский цементный завод» Программу переселения, то суд, применяя аналогию закона, считает, что указанные лица в праве на получение другого, равнозначного жилого помещения.

    Принимая во внимание, что предоставление другого жилья ввиду нахождения прежнего жилья в санитарно – защитной зоне предприятия носит компенсационный характер, то предоставляемое жилое помещение должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. Условия проживания не должны быть ухудшены по сравнению с прежними.

Поселок Цемзавод расположен в черте МО «Сенгилеевского городское поселение» Сенгилеевского района Ульяновской области.

В связи с изложенным, суд приходит к выводу о возложении на ответчика обязанности предоставить Владимировой Г.П., Егоровой Е.А., Романовой И.Е. благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 35,6 кв.м. отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям и находящееся в черте МО «Сенгилеевское городское поселение» Сенгилеевского района Ульяновской области.

    Доводы представителя ответчика о необоснованности заявленного иска, суд находит несостоятельными.

Так, как уже было указано выше, Проект обоснование размера санитарно - защитной зоны получил положительное заключение при условии переселения проживающих в расчетной (предварительной) санитарно-защитной зоны жителей п. Цемзавод. Названый Проект обоснование размера санитарно - защитной зоны входит в проектную документацию завода и общество получило разрешение на строительство завода с учетом положений данного Проекта, предусматривающего расселения граждан из расчетной (предварительной) санитарно-защитной зоны.

Как следует из материалов дела, завод хоть и не работает на полную мощность, но производит готовую продукцию, а, следовательно, промышленный объект эксплуатируется по прямому назначению.

Поскольку ООО «Сенгилеевский цементный завод» является лицом, осуществляющим эксплуатацию промышленного объекта, в отношении которого установлена расчетная санитарно – защитная зона, то общество должно исполнять взятые на себя обязательства по утвержденной Программе переселения граждан из данной зоны.

Эксплуатируя продолжительной период опасный производственный объект ООО «Сенгилеевский цементный завод» каких – либо действий для окончательного установления санитарно-защитной зоны, в частности, по натурному наблюдению и измерению для подтверждения расчетных параметров, не проводило, несмотря на то, что промышленный объект длительное время производит продукцию.

Поскольку в состав разработанного ООО «Фирма «Интеграл» Проекта обоснование размера санитарно - защитной зоны вошла Программа переселения, которая предусматривает расселения жителей из расчетной санитарно – защитной зоны, что соответствует требованиям 3.2 СанПин 2.2.1/2.1200-03, то окончательный размер санитарно- защитной зоны может быть установлен только после переселения граждан.

При этом, ООО «Сенгилеевский цементный завод» безосновательно неоднократно продлевало установленные Программой сроки переселения, что нарушает прав граждан на благоприятную окружающую среду.

Также в случае несовпадения размера расчетной санитарно – защитной зоны и полученной на основании оценки риска (для предприятий I - II класса опасности), натурных исследований и измерений химического, биологического и физического воздействия на атмосферный воздух решение по размеру санитарно – защитной зоны принимается по варианту, обеспечивающему наибольшую безопасность для здоровья населения (п. 3.6 СанПин 2.2.1/2.1200-03).

Принимая во внимании все вышеизложенное, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных прокурором требований.

Согласно ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований

При таких обстоятельствах, с ответчика ООО «Сенгилеевский цементный завод» подлежит взысканию государственная пошлина в доход местного бюджета в размере 300 руб.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194 – 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Сенгилеевского района Ульяновской области в интересах Владимировой Г.В. к ООО «Сенгилеевский цементный завод» о возложении обязанности предоставить жилое помещение, а также исковые требования Егоровой Е.А., Романовой И.Е. к ООО «Сенгилеевский цементный завод» о возложении обязанности предоставить жилое помещение удовлетворить.

Обязать ООО «Сенгилеевский цементный завод» предоставить Владимировой Г.В., Егоровой Е.А., Романовой И.Е. благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 35,6 кв.м. отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям и находящееся в черте МО «Сенгилеевского городское поселение» Сенгилеевского района Ульяновской области.

Взыскать с ООО «Сенгилеевский цементный завод» государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 300 руб.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Ульяновского областного суда через Сенгилеевский районный суд Ульяновской области в течение одного месяца.

Судья      М.И. Шлейкин

2-208/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Владимирова Г.П.
Прокурор Сенгилеевского района Ульяновской области в защиту прав и законных интересов Владимировой Галины Петровны
Ответчики
ООО "Сенгилеевский цементный завод"
Другие
ООО "Экологические системы"
ООО "Центр гигиены и экологии"
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
Егорова Е.А.
МУ администрация МО "Сенгилеевский район"
Романова И.Е.
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ульяновской области
Суд
Сенгилеевский районный суд Ульяновской области
Дело на странице суда
sengileevskiy.uln.sudrf.ru
17.07.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
17.07.2019Передача материалов судье
22.07.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
22.07.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.08.2019Подготовка дела (собеседование)
06.08.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.08.2019Судебное заседание
05.09.2019Судебное заседание
11.09.2019Судебное заседание
17.09.2019Судебное заседание
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее