Дело № 2-1931/2023
УИД 51RS0003-01-2023-002038-35
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 сентября 2023 года город Мурманск
Ленинский районный суд города Мурманска в составе:
председательствующего судьи Шумиловой Т.Н.,
при секретаре Фетисовой О.Г.,
с участием представителя истца Ковальчук Ю.В..,
представителей ответчика Квашниковой Т.А., Куриленко И.Г.
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску прокурора Ленинского административного округа города Мурманска в интересах неопределенного круга лиц к Государственному областному автономному учреждению здравоохранения «<адрес> центр специализированных видов медицинской помощи» о возложении обязанности совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Ленинского административного округа <адрес>, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Государственному областному автономному учреждению здравоохранения «<адрес> центр специализированных видов медицинской помощи» (далее ГОАУЗ «МОЦСВМП», Учреждение) о возложении обязанности совершить определенные действия.
В обоснование исковых требований указано, что прокуратурой округа проведена проверка исполнения ГОАУЗ «МОЦСВМП» законодательства об охране окружающей среды, по результатам которой выявлены нарушения.
Проведенным ДД.ММ.ГГГГ совместно со специалистами Министерства природных ресурсов, экологии и рыбного хозяйства <адрес> осмотром здания ГОАУЗ «МОЦСВМП» по адресу: <адрес> территории установлено, что учреждением эксплуатируются объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду (объекты НВОС). Осмотр показал, что территория вокруг зданий учреждения используется как открытая парковка для автомобилей сотрудников и посетителей, что представляет собой неорганизованный источник выбросов загрязняющих веществ в атмосферу. Ливневая канализация для отведения сточных (дождевых) вод отсутствует. Также на праве собственности учреждению принадлежит гараж. В процедурных кабинетах для удаления воздуха из помещений установлены вентиляционные системы, система которой выведена с чердака в виде воздуховодов наружу. В учреждении также имеется установка для обеззараживания медицинских отходов «<данные изъяты>», представляющая собой автоклав и пресс, работающий от электрической сети. Водоотведение осуществляется в соответствии с единым договором на водоснабжение и водоотведение, заключенным с ГОУП «Мурманскводоканал». Учреждением вносится плата за негативное воздействие на централизованные системы водоотведения, за негативное воздействие на окружающую среду в ГОУП «Мурманскводоканал». Также согласно схеме обращения с медицинскими отходами учреждения, сброс медицинских отходов осуществляется в централизованную канализацию. В нарушение статей 69, 69.2 Закона «Об охране окружающей среды» учреждением заявка на постановку объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет в уполномоченный орган не подана.
По выявленным нарушениям ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой округа в адрес руководителя Учреждения внесено представление, по результатам рассмотрения которого ГОАУЗ «МОЦСВМП» не согласилось с вмененным нарушениями, заявка на постановку объектов на учет НВОС до настоящего времени не направлена. Кроме того, постановлением Министерства природных ресурсов, экологии и рыбного хозяйства области Учреждение привлечено к административной ответственности по статье 8.46 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа.
Указанное нарушение, а также невнесение в государственный реестр информации об организациях и объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, влечет нарушение прав граждан на благоприятную окружающую среду и обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности, доступности и открытости экологической информации.
Просил обязать ответчика ГОАУЗ «МОЦСВМП» в срок не позднее двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу направить в Министерство природных ресурсов, экологии и рыбного хозяйства <адрес> заявку о постановке на государственный учет объекта (объектов), оказывающего (оказывающих) негативное воздействие на окружающую среду.
В судебном заседании представитель истца поддержал исковые требования.
Представители ответчика в судебном заседании возражали против удовлетворения исковых требований по доводам, изложенным в письменном отзыве. Полагали, что наличие у ГОАУЗ «МОЦСВМП» объектов оказывающих негативное воздействие на окружающую среду не доказано, учреждение как объект, на котором образуются отходы производства и потребления и при этом отсутствуют иные виды негативного воздействия на окружающую среду, указанные в критериях, установленных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 2398, не подлежит постановке на учет в качестве объекта НВОС.
Представитель третьего лица Министерства природных ресурсов, экологии и рыбного хозяйства <адрес> в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен. Ранее в ходе рассмотрения дела исковые требования прокурора поддержал в полном объеме. Представил образец заявки, указав, что в графе «сведения об объекте» указывается – медицинское учреждение как объект, гараж, автостоянка и иные указываются в графе «источники», и определяются по результатам инвентаризации с привлечением специализированной организации. Ответчик обязан подать данную заявку, поскольку в организации как на объекте выявлены 4 источника.
Представители третьих лиц Министерства здравоохранения <адрес>, Министерства имущественных отношений <адрес> в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены, представили отзывы.
Заслушав представителей истца и ответчика, исследовав материалы дела, обозрев материалы дела №, суд приходит к следующему.
Согласно статье 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии со статьями 21 и 26 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» органы прокуратуры осуществляют надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации, исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, и соблюдением прав и свобод человека и гражданина органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
В соответствии со статьёй 3 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее Федеральный закон от 10 января 2002 года № 7-ФЗ) хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов, таких как соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду, а также закреплена презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности.
Согласно статье 1 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду, - объект капитального строительства и (или) другой объект, а также их совокупность, объединенные единым назначением и (или) неразрывно связанные физически или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков.
Пунктами 1,3 статьи 69 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в целях получения достоверной информации об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, определения областей применения наилучших доступных технологий, применения программно-целевых методов планирования, а также в целях планирования осуществления государственного экологического надзора.
Государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в форме ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, который представляет собой государственную информационную систему, создание и эксплуатация которой осуществляются в соответствии с настоящим Федеральным законом, законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации и иными нормативными правовыми актами.
В соответствии со статьёй 69.2 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти, за исключением объектов, подведомственных федеральному органу исполнительной власти в области обеспечения безопасности, и федеральном органе исполнительной власти в области обеспечения безопасности в отношении подведомственных ему объектов или органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией.
Постановка на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется на основании заявки о постановке на государственный учет, которая подается юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями не позднее чем в течение шести месяцев со дня начала эксплуатации указанных объектов.
Форма заявки о постановке на государственный учет, содержащей сведения для внесения в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в том числе в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью, утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Так приказом Минприроды России от 12.08.2022 N 532 утверждена формы заявки о постановке объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет, содержащей сведения для внесения в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в том числе в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью.
Объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, в зависимости от уровня такого воздействия подразделяются на четыре категории (статья 4.2 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ).
Постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 N 2398 утверждены критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий.
В разделе IV постановления приведены критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.
Так, согласно пункту 7 указанного раздела, объект подлежит отнесению к объектам, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду IV категории при наличии одновременно следующих критериев:
1) отсутствие выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух или наличие на объекте стационарных источников загрязнения окружающей среды, масса загрязняющих веществ в выбросах в атмосферный воздух которых не превышает 10 тонн в год, а также при отсутствии в составе выбросов веществ I и II классов опасности, радиоактивных веществ (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 8 и 9 настоящего документа);
2) отсутствие сбросов загрязняющих веществ в составе сточных вод в централизованные системы водоотведения, другие сооружения и системы отведения и очистки сточных вод, за исключением сбросов загрязняющих веществ, образующихся в результате использования вод для бытовых нужд, а также отсутствие сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду.
Как следует из письма Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ №-ОГ «О рассмотрении обращения по вопросам, связанным с постановкой объектов НВОС на государственный учет» объекты НВОС, не имеющие источников выбросов в атмосферный воздух, осуществляющих сбросы в централизованные системы водоотведения в результате использования вод для бытовых нужд, по мнению Минприроды России, соответствуют критериям, определенным в пункте 7 Критериев.
Аналогичная позиция изложена в письме Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ №-ОГ «О постановке объектов НВОС на государственный учет».
Судом установлено, что ГОАУЗ «МОЦСВМП» (ИНН 5190046539, ОГРН 1155190003760) является учреждением системы здравоохранения.
Согласно пункту 1.3 Устава учредителем и собственником учреждения является <адрес>. Функции и полномочия учредителя осуществляет Министерство здравоохранения <адрес>, функции собственника осуществляет <адрес>, Министерство имущественных отношений <адрес>, Министерство здравоохранения <адрес>. Учреждение находится в ведомственном подчинении Министерства здравоохранения <адрес>.
Учреждение является юридическим лицом, имеет обособленное имущество, самостоятельный баланс, счета, открытые в кредитных организациях и (или) территориальном органе Федерального казначейства, бланки, а также гербовую печать со своим наименованием и другие необходимые для деятельности печати и штампы (пункт 1.5 Устава).
В силу пунктов 1.7, 1.8 Устава учреждение является некоммерческой организацией, автономным учреждением. От своего имени приобретает имущественные и неимущественные права и несет обязательства, выступая истцом и ответчиком в суде, в том числе в арбитражном суде, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за учреждением собственником этого имущества или приобретенных учреждением за счет выделенных собственником средств (пункт 1.8 Устава).
ГОАУЗ «МОЦСВМП» расположено по адресу: <адрес>, осуществляет следующие виды экономической деятельности (ОКВЭД): деятельность больничных организаций (основной вид деятельности); дополнительные виды деятельности: строительство жилых и нежилых зданий, торговля оптовая фармацевтической продукцией, торговля оптовая неспециализированная, торговля розничная прочая в неспециализированных магазинах, торговля розничная лекарственными средствами в специализированных магазинах (аптеках), торговля розничная изделиями, применяемыми в медицинских целях, ортопедическими изделиями в специализированных магазинах, деятельностью автомобильного грузового транспорта и услуги по перевозкам, образование дополнительное детей и взрослых, общая врачебная практика, стоматологическая практика, деятельность в области медицины прочая.
Согласно свидетельству о регистрации права, выданному ДД.ММ.ГГГГ в постоянном (бессрочном) пользовании <адрес> автономного учреждения здравоохранения «<адрес> Центр специализированных видов медицинской помощи» находится земельный участок с кадастровым номером №, категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование: здание кожно-венерологического диспансера и сооружения гаража и склада, общая площадь <данные изъяты>, по адресу: <адрес>, здание на земельном участке №.
Материалами дела, а также материалами дела № установлено, что ДД.ММ.ГГГГ заместителем прокурора Ленинского административного округа <адрес> вынесено постановление о возбуждении в отношении ГОАУЗ «МОЦВСМП» дела об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 8.46 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обстоятельствами, послужившими основанием для возбуждения дела стали результаты проведенной прокуратурой округа проверки, осмотром территории вокруг зданий ГОАУЗ «МОЦВСМП» установлено, что указанная территория используется как открытая парковка для автомобилей сотрудников и посетителей, что представляет собой неорганизованный источник выбросов загрязняющих веществ в атмосферу; в процедурных кабинетах для удаления воздуха из помещений установлены вентиляционные системы, система которой выведена с чердака в виде воздухоотводов наружу.
Также установлено, что водоотведение осуществляется в соответствии с единым договором на водоснабжение и водоотведение, заключенным с ГОУП «Мурманскводоканал» и учреждением вносится плата за негативное воздействие на централизованные системы водоотведения, за негативное воздействие на окружающую среду в ГОУП «Мурманскводоканал». При этом согласно схеме обращения с медицинскими отходами учреждения, сброс медицинских отходов класса А (жидких пищевых отходов), класса Б (жидкие медицинские отходы – среды с патогенными микроорганизмами, отходы клинических, биохимических микробиологических лабораторий, жидкие пищевые отходы от больных с заразными кожными и венерическими заболеваниями), класса В (рвотные массы, моча, мокрота от больных) осуществляется в централизованную канализацию. В учреждении также имеется установка для обеззараживания медицинских отходов «<данные изъяты>», которая представляет собой автоклав и пресс, работающий от электрической сети.
При этом заявка на постановку объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет в уполномоченный орган не подана.
Постановлением государственного инспектора <адрес> в области охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов, экологии и рыбного хозяйства <адрес> ФИО1 № от ДД.ММ.ГГГГ ГОАУЗ «МОЦСВМП» привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьёй 8.46 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначено наказание в виде штрафа в размере 30 000 рублей.
Решением Ленинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу № постановление № от ДД.ММ.ГГГГ оставлено без изменения, жалоба защитника Учреждения - без удовлетворения.
Решением Мурманского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ по жалобе ГОАУЗ «МОЦСВМП», решение Ленинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу № оставлено без изменения. При это в судебном акте указано, что поскольку в рассматриваемом случае объекты, не имеющие источников выбросов в атмосферный воздух, осуществляющих сбросы в централизованные системы водоотведения в результате использования вод для бытовых нужд в рамках деятельности Учреждения, соответствуют критериям, определенным в пункте 7 Критериев – IV категории, то у юридического лица возникла обязанность по постановке объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду на государственный учет.
В соответствии с частью 4 статьи 61 ГПК РФ данное постановление о привлечении к административной ответственности по ст. 8.46 КоАП РФ (невыполнение или несвоевременное выполнение обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, представлению сведений для актуализации учетных сведений) имеет преюдициальное значение для настоящего спора.
Актом комиссионного обследования помещений здания ГОАУЗ «МОЦСВМП» от ДД.ММ.ГГГГ, проведенного на основании протокольного определения суда установлено, что установить исчерпывающий перечень объектов НВОС, используемых Учреждением, а также определить категорию данных объектов не представилось возможным, так как указанные объекты устанавливаются ГОАУЗ «МОЦСВМП» в рамках проводимой инвентаризации, в соответствии со ст.ст. 22,30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха». Обследование показало, что территория, прилегающая к зданию, ограждена забором, слева при въезде расположена автостоянка. Процедурные кабинеты оснащены системой приточно-вытяжной вентиляции (с фильтрами), которая выведена с чердака в виде воздуховодов наружу. Водоотведение в здании осуществляется в соответствии с договором на водоснабжение, заключенным ГОАУЗ «МОЦСВМП» с ГОУП «Мурманскводоканал». На прилегающей к зданию территории система ливневой канализации отсутствует.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что в ходе рассмотрения дела нашло свое подтверждение то обстоятельство, что ГОАУЗ «МОЦВСМП» в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ является объектом, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду IV категории и согласно приказу Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ N 532 подлежит государственному учету.
Возражения ответчика о том, что ГОАУЗ «МОЦСВМП» к объектам, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду не относится, выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, сбросов в сточные воды и иных действий негативно оказывающих воздействий на окружающую среду не осуществляет, судом отклоняются, так как основаны на неверном толковании правовых норм.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об обоснованности исковых требований и их удовлетворении.
В соответствии со статьей 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
В целях реального исполнения судебного акта, учитывая характер и объем мероприятий, которые необходимо выполнить ответчикам, суд полагает предложенные прокурором в исковом заявлении сроки для исполнения решения суда разумными и достаточными. Ответчиками обоснованных возражений относительно указанных сроков не заявлено, доказательств невозможности исполнения решения суда в указанный период времени не представлено.
В силу ст. 103 ГПК РФ с ответчика автономного учреждения подлежит взысканию государственная пошлина в доход местного бюджета.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ «<░░░░░> ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ «<░░░░░> ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░» (№) ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░ ░ <░░░░░> ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ «<░░░░░> ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░ 300 ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░.░░░░░░░░