Дело 2-386/2024 (2-3623/2023;)
УИД 26RS0№-05
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 февраля 2024 года <адрес>
Кисловодский городской суд <адрес> в составе председательствующего судьи Мавряшиной Е.А., при секретаре ФИО5, с участием истца- помощника прокурора <адрес> ФИО6 в интересах малолетнего ФИО1, представителя ответчика УГХ администрации <адрес> по доверенности ФИО8, рассмотрев в открытом судебном заседании, с ведением аудиопротоколирования, гражданское дело по иску Прокурора <адрес> в интересах малолетнего ФИО1 к УГХ администрации <адрес> о взыскании компенсации морального вреда,
установил:
Прокурор <адрес> в интересах малолетнего ФИО1-О. обратился в суд с иском к УГХ администрации <адрес> о взыскании компенсации морального вреда в размере 20000 рублей.
В обоснования иска указал, что по обращению в прокуратуру <адрес> ФИО7О. в интересах малолетнего ФИО1, 2015 года рождения, проведена проверка исполнения должностными лицами администрации города-курорта Кисловодска и структурными подразделениями требований законодательства об ответственном обращении с животными. В результате проверки было установлено, что согласно информации представленной ГБУЗ СК «Кисловодская городская больница», ДД.ММ.ГГГГ малолетний ФИО1-О. обратился за медицинской помощью с жалобами на укушенную рану в правом лучезапястном суставе безнадзорной собакой, проищведена обработка раны и в течение 90 дней малолетнему ФИО1-О. проводился курс лечебно-профилактических прививок КОКАВ с целью недопущения заражения бешенством. Согласно материалам проверки и доводов обращения данная рана была получена в результате нападения безнадзорной собаки по адресу: <адрес> города-курорта Кисловодска, в связи с чем, малолетнему ФИО1-О. причинены физические и нравственные страдания, ребенок испытал психологическую травму, у него присутствует чувство страха, испуг при виде собак. Размер компенсации морального вреда законным представителем ФИО7-О. малолетнего ФИО1-О. оценивается в размере 20000 рублей. Согласно ст. 1 Закона №-кз организация и проведение мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных относится к компетенции органом местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края. В силу Положений пп. 38 п.2 ст. 45 Устава городского округа города-курорта Кисловодска, утвержденного решением Думы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, к полномочиям администрации <адрес> относится, в том числе осуществление деятельности по обращения с животными без владельцев, обитающими на территории городского округа. Согласно п.ДД.ММ.ГГГГ Положения в целях реализации задач, указанных в разделе 2 указанного Положения, УГХ организует выполнение работ по уборке и санитарной очистке городской территории, отлову безнадзорных животных и осуществляет контроль за выполнением таких работ. Таким образом, фактические обстоятельства свидетельствуют о том, что принятые УГХ меры по отлову животных без владельцев недостаточны и неэффективны. Поскольку деятельность по обращению с животными без владельцев должным образом не осуществляется, не обеспечивается оперативное реагирование на поступающие сигналы о скоплении животных без владельцев, то имеется причинно-следственная связь между бездействием структурного подразделения органа местного самоуправления и нападением безнадзорной собаки на малолетнего ФИО1-О.
В судебном заседании истец - помощник прокурора <адрес> ФИО6 исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске, просит суд взыскать с УГХ администрации <адрес> компенсацию морального вреда в размере 20000 рублей в пользу малолетнего ФИО1-Щ., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в лице законного представителя ФИО7-О.
Истец - законный представитель малолетнего ФИО10., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, - ФИО7-О. в судебном заседании исковые требования поддержал, просил их удовлетворить.
Представитель ответчика Управления городского хозяйства администрации города-курорта Кисловодска по доверенности ФИО8 просила отказать в удовлетворении исковых требований, поскольку истцом не представлено доказательств, подтверждающих то, что укус был нанесен именно безнадзорной собакой, в связи с чем не установлена вина УГХ администрации <адрес>, а также не представлено доказательств причинение потерпевшему нравственных и физических страданий.
Представитель третьего лица администрации города-курорта Кисловодска в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомил, о рассмотрении дела в отсутствие либо отложении судебного заседания не ходатайствовал.
Суд на основании ст. 167 ГПК РФ счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося представителя третьего лица Администрации города-курорта Кисловодска.
Выслушав помощника прокурора, законного представителя малолетнего ФИО7-О., представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с преамбулой Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» указанный Федеральный закон направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Согласно положениям ст. 1 Закона № 52-ФЗ безопасные условия для человека - это состояние среды обитания, при котором отсутствует опасность вредного воздействия ее факторов на человека.
Гарантированные ст. 41, 42 Конституции Российской Федерации права на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду предполагают необходимость осуществления комплекса мер, направленных на устранение причин ухудшения здоровья населения, предотвращение эпидемических заболеваний.
В силу ч. 2 ст. 2 Закона №52-ФЗ органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно- эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» отношения в области обращения с животными регулируются данным Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принимаемыми в соответствии с ними законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Согласно ч. 2 ст. 19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации - законами субъектов Российской Федерации.
Нормативно-правовое регулирование организации и проведения мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных осуществляется в соответствии с <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-кз «О наделении органов местного самоуправления муниципальных и городских округов в <адрес> отдельными государственными полномочиями <адрес> по организации на территории <адрес> мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев» (далее - Закон №-кз), Порядком осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев на территории <адрес>, утвержденным Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-п.
Согласно ст. 1 Закона №-кз организация и проведение мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных относится к компетенции органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края.
В силу положений пп. 38 п. 2 ст. 45 Устава городского округа города-курорта Кисловодска, утвержденного решением Думы города-курорта Кисловодска от ДД.ММ.ГГГГ №, к полномочиям администрации города-курорта Кисловодска относится в том числе, осуществление деятельности по обращению с животными без владельцев, обитающими на территории городского округа.
В соответствии с п. 1.1 Положения об управлении городского хозяйства администрации города-курорта Кисловодска, утвержденного решением Думы города-курорта <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, Управление городского хозяйства администрации города-курорта Кисловодска является отраслевым (функциональным) органом администрации города-курорта Кисловодска, иным органом местного самоуправления, наделенным собственными полномочиями по решению вопросов местного значения городского округа в области жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и строительства на территории городского округа города- курорта Кисловодска.
Согласно п. ДД.ММ.ГГГГ указанного Положения в целях реализации задач, указанных в разделе 2 указанного положения, УГХ организует выполнение работ по уборке и санитарной очистке городской территории, отлову безнадзорных животных и осуществляет контроль за выполнением таких работ.
Статья 12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав называет компенсацию морального вреда.
Согласно ст. 151 ГК РФ если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
В соответствии со ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
В силу ст. 1101 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
Согласно п. 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина», учитывая, что причинение вреда жизни или здоровью гражданина умаляет его личные нематериальные блага, влечет физические или нравственные страдания, потерпевший наряд) с возмещением причиненного ему’ имущественного вреда, имеет право на компенсацию морального вреда при условии наличия вины причинителя вреда. При этом следует иметь в виду, что, поскольку потерпевший в связи с причинением вреда его здоровью во всех случаях испытывает физические или нравственные страдания, факт причинения ему морального вреда предполагается.
Как установлено в судебном заседании прокуратурой города по поступившему обращению ФИО7-О. в интересах малолетнего ФИО1-О., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, установлено, что согласно информации от ДД.ММ.ГГГГ, представленной ГБУЗ СК «Кисловодская городская больница» в указанное учреждение за медицинской помощью обратилась малолетний ФИО1-О., с жалобами на укушенную рану безнадзорной собакой.
Согласно ответу главного врача ГБУЗ СК «Кисловодская городская больница» ФИО9 от ДД.ММ.ГГГГ № на требование прокурора <адрес> № Исорг№/-20070014 от ДД.ММ.ГГГГ следует, что за период с апреля по сентябрь 2023 года обратившихся несовершеннолетних за медицинской помощью в связи с укусами безнадзорных собак 61 человек.
Как следует из медицинской карты пациента, получающего медицинскую помощь в амбулаторных условиях № ФИО1-О., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, последняя обратилась в больницу ДД.ММ.ГГГГ с укушенной раной левой голени.
Согласно сведениям ГБУЗ СК «Кисловодская городская больница» Травмпункт при первичном осмотре травматологом-ортопедом от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1-О. обратился с жалобами на укушенную рану в правом лучезапястном суставе безнадзорной собакой, с диагнозом: укушенная рана правой голени, з/перелом правой лучевой кости в типичном месте.
Как следует из справки врача-травматолога при повторном осмотре травматологом ФИО10 с диагнозом: укушенная рана правой голени, последнему проведена профилактика бешенства КОКАВ, рекомендовано наблюдение и назначена дата следующей явки для осмотра.
В судебном заседании установлено, что данная рана получена малолетним ФИО1-О. в результате нападения безнадзорной собаки в районе <адрес>, чем малолетнему ФИО1-О. причинен вред здоровью, что свидетельствует о неисполнении ответственными должностными лицами возложенных на них обязанностей, и повлекло негативные последствия в виде причинения вреда здоровью малолетней.
В судебном заседании также установлено, что Управлением городского хозяйства администрации города-курорта Кисловодска заключены муниципальные контракты на оказание услуг по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев в городе-курорте Кисловодске. Так в 2023 году управлением было заключено три муниципальных контракта № е-п от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается копиями муниципальных контрактов, актами о возврате животных без владельцев в приют для животных, протоколами отлова, актами отлова и транспортировки без владельцев в приют для животных.
Вместе с тем, фактические обстоятельства дела свидетельствуют о том, что принятые меры Управлением городского хозяйства администрации города-курорта Кисловодска по отлову животных без владельцев недостаточны. Деятельность по обращению с животными без владельцев должным образом не осуществляется, не обеспечивается оперативное реагирование на поступающие сигналы о скоплении животных без владельцев. В данном конкретном случае усматривается причинно-следственная связь между бездействием структурного подразделения органа местного самоуправления и нападением безнадзорной собаки на малолетнего ребенка.
С учетом исследованных в судебном заседании доказательств, обстоятельств получения физических и нравственных страданий потерпевшей, характером и степенью наступивших последствий, личностных особенностей потерпевшей, являющегося малолетним, а также требований разумности и справедливости, суд считает исковое требование прокурора <адрес> в интересах малолетнего ФИО1-О. в лице законного представителя ФИО7-О. о взыскании в качестве компенсации причиненного морального вреда 20000 рублей обоснованным и подлежащим удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковое заявление прокурора <адрес> в интересах малолетнего ФИО1-О. к Управлению городского хозяйства администрации города-курорта Кисловодска о взыскании компенсации морального вреда – удовлетворить.
Взыскать с Управления городского хозяйства администрации города-курорта Кисловодска в пользу малолетнего – ФИО12 ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в лице ее законного представителя, отца – ФИО12 ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживающего по адресу <адрес>, компенсацию морального вреда в размере 20000 рублей.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в течение месяца со дня составления мотивированного решения в <адрес>вой суд через Кисловодский городской суд.
Мотивированное решение суда изготовлено ДД.ММ.ГГГГ года
Судья подпись Е.А. Мавряшина