Решение по делу № 2а-4539/2019 от 07.05.2019

№ 2а-4539/2019

24RS0056-01-2019-003478-16

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

27 июня 2019 года      г. Красноярск

Центральный районный суд г. Красноярска в составе:

председательствующего Горпинич Н.Н.,

при секретаре Медведевой П.В.,

с участием административного истца Тихненко М.Н., его представителя Исаева А.Х.,

представителей административных ответчиков Вороновой Н.В., Лысой В.В.,

представителя заинтересованного лица Баюсова М.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Тихненко М.Н. к Министерству юстиции Российской Федерации, ГУ МВД России по Красноярскому краю о признании решений незаконными,

У С Т А Н О В И Л:

Тихненко М.Н. обратился в суд с указанным административным иском. Требования мотивированы тем, что 26.03.2019 Министерством юстиции Российской Федерации в отношении Тихненко М.Н. вынесено распоряжение «О нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, подлежащего освобождению из мест лишения свободы», в связи с тем, что Тихненко М.Н. совершил преступление и отбывал наказание в местах лишения свободы. На основании данного распоряжения ГУ МВД России по Красноярскому краю принято решение от 04.04.2019 о депортации Тихненко М.Н. из Российской Федерации. 09.04.2019 Тихненко М.Н. освобожден условно-досрочно из исправительного учреждения ГУФСИН России по Красноярскому краю и помещен в Центр временного содержания иностранных граждан ГУ МВД России по Красноярскому краю. Административный истец является гражданином Республики Казахстан, в России проживает с 2004 года. С 2010 года Тихненко М.Н. состоит в браке с <данные изъяты> и проживает в <адрес> края. Тихненко М.Н. имеет несовершеннолетнюю дочь – <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Супруга и дочь административного истца являются гражданами Российской Федерации. В Красноярске проживают родные сестры административного истца, которые также являются гражданами Российской Федерации. На территории Республики Казахстан родственников у Тихненко М.Н. нет, проживать там негде. Решения административных ответчиков нарушают права и законные интересы административного истца и его семьи, поскольку создают препятствия в совместном проживании и возможности заботиться о семье. Оспариваемые решения являются вмешательством в личную и семейную жизнь административного истца, не отвечающим критериям, предусмотренным ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Из исправительного учреждения Тихненко М.Н. освобожден досрочно, склонен к соблюдению установленных норм и правил, прошел курс обучения и получил дополнительные специальности, всегда работал, поэтому общественной опасности не представляет. С учетом уточнений административный истец просит суд признать незаконным и отменить распоряжение Министерства юстиции Российской Федерации от 26.03.2019 -рн о нежелательности пребывания (проживания) Тихненко М.Н. в Российской Федерации, решение Управления по вопросам миграции ГУ МВД России по Красноярскому краю от 04.04.2019 о депортации Тихненко М.Н. из Российской Федерации.

В судебном заседании административный истец Тихненко М.Н., его представитель Исаев А.Х. исковые требования поддержали, на их удовлетворении настаивали по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.

Представитель административного ответчика ГУ МВД России по Красноярскому краю Воронова Н.В. в судебном заседании исковые требования не признала, просила в иске отказать по основаниям, изложенным в возражениях на административное исковое заявление, приобщенных к материалам дела.

Представитель административного ответчика Министерства юстиции Российской Федерации Лысая В.В. в судебном заседании исковые требования не признала, суду пояснила, что с учетом степени общественной опасности совершенных Тихненко М.Н. деяний принятое Министерством юстиции Российской Федерации распоряжение о нежелательности пребывания последнего в Российской Федерации не противоречит закону.

Представитель заинтересованного лица Управления Министерства юстиции по Красноярскому краю Баюсов М.С. в судебном заседании полагал заявленные административным истцом требования не подлежащими удовлетворению. Суду пояснил, что в период проживания в Российской Федерации Тихненко М.Н. законы не соблюдал, совершил особо тяжкое преступление, предусмотренное ст. 228.1 УК РФ, чем создал реальную угрозу правам, законным интересам и здоровью граждан Российской Федерации. Семейное положение административного истца и наличие у него родственников, проживающих на территории Российской Федерации, не влечет в безусловном порядке отмену распоряжения о нежелательности пребывания на территории Российской Федерации. С учетом степени общественной опасности деяния, совершенного Тихненко М.Н., распоряжение о нежелательности пребывания не противоречит правовой позиции Европейского суда по правам человека, согласно которой допускается вмешательство в личную и семейную жизнь при совершении лицом преступлений, связанных с наркотиками.

Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав представленные в материалы дела доказательства, суд установил следующее.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с ч.ч. 9, 11 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

На основании статьи 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации (часть 3 статьи 62 Конституции Российской Федерации).

Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, отношения с их участием определяют и регулируют Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и Федеральный закон от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию».

В соответствии с ч. 3 ст. 25.10 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, незаконно находящихся на территории Российской Федерации, либо лица, которому не разрешен въезд в Российскую Федерацию, а также в случае, если пребывание (проживание) иностранного гражданина или лица без гражданства, законно находящихся в Российской Федерации, создает реальную угрозу обороноспособности или безопасности государства, либо общественному порядку, либо здоровью населения, в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, прав и законных интересов других лиц может быть принято решение о нежелательности пребывания (проживания) данного иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации. Порядок принятия решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации и перечень федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать такие решения, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 7 апреля 2003 г. № 199 утверждено Положение о принятии решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации, а также Перечень федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать решение о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации. К ним, среди прочего, отнесено Министерство юстиции Российской Федерации, которое в соответствии с Положением о Министерстве, утвержденным Указом Президента РФ от 13 октября 2004 г. № 1313, уполномочено принимать решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства, осужденных судами Российской Федерации к лишению свободы за совершение умышленных преступлений в Российской Федерации.

Порядок подготовки документов и принятия решения о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства регламентируется Инструкцией о порядке представления и рассмотрения документов для подготовки распоряжений Министерства юстиции РФ о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства, подлежащих освобождению из мест лишения свободы, утвержденной Приказом Министерства юстиции от 20 августа 2007 г. № 171.

Согласно пункту 3 указанной Инструкции и в соответствии со статьей 25.10 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» решение нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства, может быть принято в случае, если такое пребывание (проживание) создает реальную угрозу обороноспособности или безопасности государства, либо общественному порядку, либо здоровью населения.

Уголовным кодексом Российской Федерации установлено, что лицо, осужденное за совершение преступления, считается судимым со дня вступления обвинительного приговора суда в законную силу до момента погашения или снятия судимости; судимость в соответствии с данным Кодексом является необходимым условием признания рецидива преступления и учитывается при назначении наказания (часть первая статьи 86).

Согласно правовой позиции, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 19 марта 2003 г. № 3-П, судимость представляет собой правовое состояние лица, обусловленное фактом осуждения и назначения ему по приговору суда наказания за совершенное преступление; имеющаяся у лица непогашенная или неснятая судимость служит основанием для оценки его личности и совершенных ею преступлений как обладающих повышенной общественной опасностью и поэтому предполагают возможность применения к таким лицам закрепленные федеральным законом дополнительные обременения, сохраняющиеся в течение разумного срока после отбывания уголовного наказания, обусловленные, в том числе общественной опасностью таких лиц, связаны с их обязанностью нести ответственность за свое виновное поведение.

Согласно п. 11 ст. 31 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», в случае, если федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами юстиции, в отношении иностранного гражданина, находящегося в местах лишения свободы, вынесено решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, указанное решение в течение трех дней со дня его вынесения направляется в федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции, который принимает решение о депортации данного иностранного гражданина либо в случае наличия международного договора Российской Федерации о реадмиссии, который затрагивает данного иностранного гражданина, решение о его реадмиссии.

Как установлено в судебном заседании, Тихненко М.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, гражданин Республики Казахстан, приговором Канского городского суда Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ, с учетом апелляционного определения Красноярского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ, осужден за совершение преступлений, предусмотренных ч. 3 ст. 30, п.п. «а», «г» ч. 4 ст. 228.1 УК РФ, п.п. «а», «г» ч. 4 ст. 228.1 УК РФ, ч. 1 ст. 30, ч. 5 ст. 228.1 УК РФ к 6 годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.

26.03.2019 Министерством юстиции Российской Федерации вынесено распоряжение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской    Федерации гражданина Республики Казахстан Тихненко М.Н.

04.04.2019 ГУ МВД России по Красноярскому краю принято решение о депортации Тихненко М.Н. из Российской Федерации.

04.04.2019 ГУ МВД России по Красноярскому краю принято решение о помещении Тихненко М.Н. в Центр временного содержания иностранных граждан ГУ МВД России по Красноярскому краю.

09.04.2019 Тихненко М.Н. на основании постановления Богучанского районного суда Красноярского края от 28.03.2019 освобожден из мест лишения свободы условно-досрочно.

Решением Березовского районного суда Красноярского края от 11.04.2019 удовлетворено административное исковое заявление Управления по вопросам миграции ГУ МВД России по Красноярскому краю о временном помещении Тихненко М.Н. в Центр временного содержания иностранных граждан ГУ МВД России по Красноярскому краю, сроком до 09 июля 2019 г.

ДД.ММ.ГГГГ Тихненко М.Н. заключил брак с <данные изъяты> что подтверждается свидетельством о заключении брака от ДД.ММ.ГГГГ.

Тихненко М.Н. имеет несовершеннолетнюю дочь <данные изъяты>., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, что подтверждается свидетельством о рождении от ДД.ММ.ГГГГ.

Как следует из материалов дела, на территории Республики Казахстан проживает мать Тихненко М.Н. - <данные изъяты>

Рассмотрев запрос ГУВМ МВД России о реадмиссии в отношении Тихненко М.Н., Министерство внутренних дел Республики Казахстан выразило согласие на его реадмиссию, что следует из ответа от 16.05.2019.

Оценив представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к выводу о том, что оспариваемые решения приняты административными ответчиками в пределах своей компетенции, в соответствии с законом, не нарушают прав и законных интересов административного истца, чрезмерным или неоправданным вмешательством государства в жизнь заявителя не являются.

Руководствуясь положениями приведенных правовых норм, суд исходит из того, что оспариваемые административным истцом решения государственных органов были приняты при наличии к тому прямо предусмотренных законом оснований, а именно при наличии вступившего в законную силу приговора Канского городского суда Красноярского края от 10.07.2015, которым Тихненко М.Н. признан виновным в совершении особо тяжких преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков.

Суд также принимает во внимание, что Тихненко М.Н., являясь иностранным гражданином, пребывая на территории Российской Федерации, лояльности к правопорядку Российской Федерации не проявлял и законы Российской Федерации не соблюдал, им на территории Российской Федерации, несмотря на наличие семьи, о которой необходимо проявлять заботу, совершены умышленно особо тяжкие преступления, посягающие на здоровье граждан Российской Федерации.

Поскольку совершение таких особо тяжких преступлений характеризуется повышенной степенью общественной опасности, а наличие непогашенной судимости за совершение на территории Российской Федерации особого тяжкого преступления является основанием, препятствующим иностранному гражданину или лицу без гражданства в получении вида на жительство, разрешения на временное проживание, а также гражданства Российской Федерации (пункт 5 части 1 статьи 7, пункт 5 части 1 статьи 9 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», часть 1 статьи 16 Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации»), решение Министерства юстиции Российской Федерации от 26.03.2019 о нежелательности пребывания (проживания) Тихненко М.Н. в Российской Федерации и решение УВМ ГУ МВД России по Красноярскому краю от 04.04.2019 о депортации Тихненко М.Н. из Российской Федерации со всей очевидностью являются оправданными, справедливыми и соразмерными степени опасности совершенных административным истцом деяний.

При принятии распоряжения Министерством юстиции РФ отдан приоритет интересам большинства населения государства, чья безопасность не может быть поставлена в зависимость от наличия у иностранного гражданина или лица без гражданства устойчивых семейных связей на территории России.

Учитывая изложенное, суд полагает необходимым в удовлетворении исковых требований Тихненко М.Н. отказать.

На основании изложенного руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований Тихненко М.Н. к Министерству юстиции Российской Федерации, ГУ МВД России по Красноярскому краю о признании незаконными и отмене распоряжения Министерства юстиции Российской Федерации о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации от 26.03.2019 № 1697-рн, решения УВМ ГУ МВД России по Красноярскому краю о депортации от 04.04.2019, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца в Красноярский краевой суд через Центральный районный суд г. Красноярска.

Председательствующий:                            Н.Н. Горпинич

Копия верна.

Судья: Н.Н. Горпинич

2а-4539/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Тихненко Максим Николаевич
Ответчики
ГУ МВД России по Красноярскому краю
Министерство юстиции Российской Федерации
Другие
Министерство юстиции Российской Федерации по Красноярскому краю
Исаев Айнди Хамзатович
Суд
Центральный районный суд г. Красноярск
Дело на сайте суда
centr.krk.sudrf.ru
22.03.2020Регистрация административного искового заявления
22.03.2020Передача материалов судье
22.03.2020Решение вопроса о принятии к производству
22.03.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.03.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
22.03.2020Судебное заседание
22.03.2020Судебное заседание
22.03.2020Судебное заседание
22.03.2020Судебное заседание
22.03.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.03.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.03.2020Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
22.03.2020Изучение поступившего ходатайства/заявления
22.03.2020Судебное заседание
04.12.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее