Решение по делу № 3а-134/2017 от 03.05.2017

Дело № 3а-134/17 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации

30 июня 2017 года город Владивосток

Приморский краевой суд в составе:

председательствующего судьи Римского Я.А.,

при секретаре Петровой Е.В.,

с участием прокурора Познер И.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Дорофеевой Н.М. к Думе города Владивостока, заинтересованные лица: департамент градостроительства Приморского края, Краевое государственное бюджетное учреждение «Центр развития территорий», администрация города Владивостока о признании недействующими со дня вступления решения суда в законную силу Генеральный план Владивостокского городского округа, утверждённый Решением Думы города Владивостока от 15 сентября 2008 года № 119 и Правила землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, утверждённые Решением Думы города Владивостока от 7 апреля 2010 года № 462 в части,

у с т а н о в и л:

15 сентября 2008 года Думой города Владивостока принято решение № 119 «Об утверждении Генерального плана Владивостокского городского округа», которое было официально опубликовано в изданиях «...» от ДД.ММ.ГГГГ, «...» от ДД.ММ.ГГГГ ), «...» от ДД.ММ.ГГГГ В настоящее время действует редакция от 18 декабря 2014 года № 401.

Решением Думы города Владивостока от 7 апреля 2010 года № 462 «Об утверждении Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа» утверждены Правила землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа (далее – ПЗЗ Владивостокского городского округа), первоначальный текст документа опубликован в изданиях «...» ), ДД.ММ.ГГГГ, «...» ДД.ММ.ГГГГ. В настоящее время действует редакция от 30 декабря 2014 года № 408.

Дорофеева Н.М. обратилась в Приморский краевой суд с административным исковым заявлением о признании недействующими со дня вступления решения суда в законную силу Генеральный план Владивостокского городского округа, утверждённый Решением Думы города Владивостока от 15 сентября 2008 года № 119, в части установления в границах земельного участка с кадастровым номером , категория земель: земли ..., разрешённое использование: ..., площадью ... кв.м, адрес: <адрес> двух функциональных зон, а также территории общего пользования и ПЗЗ Владивостокского городского округа, утверждённые Решением Думы города Владивостока от 7 апреля 2010 года № 462, в части установления в границах указанного земельного участка двух территориальных зон: зоны застройки многоэтажными жилыми домами Ж-3 и зоны объектов автомобильного транспорта Т-3. В обоснование заявленных требований указала, что является собственником объектов недвижимости: нежилого здания – конторы с кадастровым номером , площадью ... кв.м, этажность ..., расположенное по адресу: <адрес> и земельного участка с кадастровым номером , категория земель: ..., разрешённое использование: ..., площадью ... кв.м, адрес: <адрес>. Земельный участок сформирован и поставлен на государственный кадастровый учёт ДД.ММ.ГГГГ. В результате утверждения Думой города Владивостока Правил землепользования и застройки, земельный участок с кадастровым номером расположен в двух территориальных зонах: зона застройки многоэтажными жилыми домами Ж-3 и зона объектов автомобильного транспорта Т-3, границы которых совпадают с функциональными зонами (существующей функциональной зоной автомобильного транспорта и существующей жилой функциональной зоной), определёнными соответствующей схемой Генерального плана Владивостокского городского округа. Кроме того, по границе территориальной зоны объектов автомобильного транспорта Т-3 часть спорного земельного участка отнесена к территории общего пользования. Незаконное отнесение принадлежащего административному истцу земельного участка к двум территориальным зонам затрагивает её права и законные интересы, поскольку снижает уровень правовых гарантий и возможностей по его существующему и планируемому использованию. Кроме того, в оспариваемой части нормативный правовой акт противоречит части 4 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) и пункту 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ).

Дорофеева Н.М. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения административного дела была извещена надлежащим образом, причины неявки не сообщила, в связи с чем, руководствуясь частью 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), суд считает возможным рассмотреть дело в её отсутствие.

Представитель административного истца Дорофеевой Н.М. – Измайлова О.В. в судебном заседании административные исковые требования поддержала, по существу пояснила, что земельный участок сформирован и поставлен на кадастровый учёт ДД.ММ.ГГГГ, до утверждения Думой города Владивостока Генерального плана Владивостокского городского округа и ПЗЗ Владивостокского городского округа. Кроме того, часть земельного участка находится в красных линиях и отнесена к территориям общего пользования, в связи, с чем не подлежит ни приватизации, ни отчуждению, ею может пользоваться неопределённый круг лиц, данное обстоятельство противоречит действующему законодательству, поскольку в данном случае земельный участок находится в собственности административного истца.

Представитель административного ответчика Думы города Владивостока - Котляров М.О. в судебном заседании доводы в представленном ранее отзыве поддержал, против удовлетворения заявленных требований возражал, по существу пояснил, что Генеральный план Владивостокского городского округа и ПЗЗ Владивостокского городского округа утверждены с соблюдением законодательства Российской Федерации, прошли порядок и процедуру принятия. Земельный участок и прочно связанные с ним объекты могут использоваться в случае не соответствия градостроительному регламенту без установления срока для приведения в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если их использование опасно для жизни и здоровья людей, окружающей среды, памятников истории и культуры.

Представитель администрации города Владивостока - Агапова О.А. в судебном заседании доводы в представленном ранее отзыве поддержала, против удовлетворения заявленных требований возражала, по существу пояснила, что при подготовке ПЗЗ Владивостокского городского округа границы территориальных зон устанавливались с учётом функциональных зон, в данном случае функциональные зоны автомобильного транспорта и жилой застройки, что соответствует требованиям ГрК РФ. Земельный участок на момент утверждения оспариваемых нормативных правовых актов имел статус ранее учтённый, границы земельного участка устанавливались в 2004-2005 годах, то есть до принятия Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности», таким образом, без приведения сведений о координатах земельного участка в соответствие с действующим законодательством, права административного истца не могли быть нарушены.

Представитель департамента градостроительства Приморского края и Краевого государственного бюджетного учреждения Приморского края «Центр развития территорий» (далее - КГБУ «Центр развития территорий») - Мазуров М.А. с заявленными требованиями согласился, суду пояснил, что в данном случае ПЗЗ Владивостокского городского округа противоречат статье 85 ЗК РФ, поскольку земельный участок не может находиться в двух территориальных зонах. При этом, не изменяя функциональную зону в Генеральном плане, решение суда будет неисполнимо, так как территориальные зоны должны совпадать с функциональными зонами. Требования об исключении территорий общего пользования из Генерального плана, по мнению представителя заинтересованного лица также подлежат удовлетворению

Выслушав объяснения представителя административного истца Дорофеевой Н.М. – Измайловой О.В., представителя административного ответчика Думы города Владивостока – Котлярова М.О., представителя заинтересованных лиц департамента градостроительства Приморского края и КГБУ «Центр развития территорий» - Мазурова М.А., представителя заинтересованного лица администрации города Владивостока – Агаповой О.А., исследовав материалы административного дела, заслушав заключение прокурора Познер И.А. полагавшей, что имеются основания для признания оспариваемых нормативных правовых актов представительного органа муниципального образования недействующими в части, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения заявленных административных исковых требований по следующим основаниям.

Согласно части 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применён этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

В силу статьи 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно решают вопросы местного значения.

В соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ) по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.

Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, Федеральному закону от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (часть 4 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ).

Утверждение генеральных планов, правил землепользования и застройки городских округов отнесено к вопросам местного значения городского округа (пункт 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ).

Частью 3 статьи 43 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ установлено, что представительный орган муниципального образования по вопросам, отнесённым к его компетенции федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования.

Согласно частям 1 и 4 статьи 3 ГрК РФ законодательство о градостроительной деятельности состоит из данного Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации; по вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить настоящему Кодексу.

В силу части 1 статьи 24 и части 1 статьи 32 ГрК РФ генеральный план городского округа и правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных статьёй 63 ГрК РФ (то есть за исключением утверждения правил землепользования и застройки в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге).

Правообладатели земельных участков и объектов капитального строительства, если их права и законные интересы нарушаются или могут быть нарушены в результате утверждения генерального плана, вправе оспорить генеральный план в судебном порядке (часть 15 статьи 24 ГрК РФ). Физические и юридические лица вправе оспорить решение об утверждении правил землепользования и застройки в судебном порядке (часть 4 статьи 32 ГрК РФ).

Решением Думы города Владивостока от 15 сентября 2008 года № 119, официально опубликованным в печатных изданиях: «...» от ДД.ММ.ГГГГ , «...» от ДД.ММ.ГГГГ ...» от ДД.ММ.ГГГГ был утверждён Генеральный план Владивостокского городского округа, включая схему функционального зонирования территории, схему границ территорий общего пользования. В настоящее время Генеральный план действует в редакции Решения Думы города Владивостока от 18 декабря 2014 года № 401.

7 апреля 2010 года Решением Думы города Владивостока № 462 были утверждены Правила землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, которые вступили в силу со дня их официального опубликования в печатном издании – «...», ДД.ММ.ГГГГ, ). Данные Правила землепользования и застройки включают в себя карту градостроительного зонирования Владивостокского городского округа и действуют в редакции Решения Думы города Владивостока от 30 декабря 2014 года № 408.

Статьёй 18 Правил землепользования и застройки определён состав карты градостроительного зонирования, включая «Карту градостроительного зонирования Владивостокского городского округа. Город Владивосток и посёлок Трудовое».

Виды территориальных зон и их кодовые обозначения перечислены в статье 19 Правил землепользования и застройки.

Территориальная зона с кодовым обозначением Ж-3 является зоной застройки многоэтажными жилыми домами (подпункт «в» пункта 1 части 1 статьи 19 Правил землепользования и застройки), территориальная зона, имеющая кодовое обозначение Т-3, является зоной объектов автомобильного транспорта (подпункт «в» пункта 5 части 1 статьи 19 Правил землепользования и застройки).

Решением Приморского краевого суда от 15 декабря 2015 года делу , вступившим в законную силу, в порядке главы 21 КАС РФ проверялись указанные нормативные правовые акты представительного органа муниципального образования на предмет их соответствия нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу. В ходе рассмотрения административного дела было установлено, что при принятии нормативных правовых актов Думой города Владивостока соблюдены требования действующего законодательства, устанавливающие полномочия данного представительного органа муниципального образования, форма и вид нормативных правовых актов, процедура их принятия, правила введения оспариваемых нормативных правовых актов в действие, включая порядок их опубликования и вступления в силу.

При указанных обстоятельствах, суд в рамках рассмотрения настоящего административного дела повторно не устанавливает обстоятельства, перечисленные в подпунктах «а», «б», «в», «г» пункта 2 части 8 статьи 213 КАС РФ.

В суде установлено и подтверждается материалами дела Дорофеева Н.М. является собственником земельного участка с кадастровым номером , категория земель: ..., разрешённое использование: ..., площадью ... кв.м, адрес: <адрес> Земельный участок поставлен на государственный кадастровый учёт ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ, а также представленным Федеральным государственным бюджетным учреждением «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Приморскому краю по запросу суда кадастровым делом.

В границах указанного земельного участка Правилами землепользования и застройки установлены две территориальные зоны, а именно зона объектов автомобильного транспорта (Т-3) и зона застройки многоэтажными жилыми домами (Ж-3), границы которых совпадают с функциональными зонами, зоной автомобильного транспорта и жилой зоной, определёнными соответствующей схемой Генерального плана Владивостокского городского округа. Кроме того, по границе территориальной зоны объектов автомобильного транспорта (Т-3) часть земельного участка Дорофеевой Н.М. отнесена к территории общего пользования.

Данные обстоятельства не оспаривались представителем Думы города Владивостока в судебном заседании, кроме того, подтверждаются представленными представителем администрации города Владивостока фрагментами схем с отображением границ функциональных, территориальных зон и территорий общего пользования в границах земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>.

В силу положений пункта 7 статьи 1 ГрК РФ под территориальными зонами понимаются зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.

На карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. Границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах не допускается (часть 4 статьи 30 ГрК РФ).

Аналогичные положения содержаться в пункте 2 статьи 85 ЗК РФ.

В данном случае, при принятии 7 апреля 2010 года Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа и определении границ территориальных зон застройки многоэтажными жилыми домами (Ж-3) и объектов автомобильного транспорта (Т-3) Дума города Владивостока не учла границы уже существовавшего на тот момент земельного участка с кадастровым номером , сведения о котором с 20 июня 2005 года имелись в государственном кадастре недвижимости.

Отнесение находящегося в собственности Дорофеевой Н.М. земельного участка к двум территориальным зонам, по мнению суда, является незаконным и нарушающим права и законные интересы физического лица, поскольку снижает уровень правовых гарантий и возможностей правообладателя земельного участка с кадастровым номером по его существующему и планируемому использованию.

Согласно части 1 статьи 30 ГрК РФ правила землепользования и застройки разрабатываются не только в целях создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия, создания условий для планировки территорий муниципальных образований, но и для обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства.

Таким образом, Правила землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, утверждённые Решением Думы города Владивостока от 7 апреля 2010 года № 462, подлежат признанию не действующими с момента вступления решения суда в законную силу в части установления в границах земельного участка с кадастровым номером двух территориальных зон: зоны застройки многоэтажными жилыми домами (Ж-3) и зоны объектов автомобильного транспорта (Т-3).

Нахождение земельного участка с кадастровым номером одновременно в двух функциональных зонах: жилой зоне и зоне автомобильного транспорта, границы, которых совпадают с границами территориальных зон Ж-3 и Т-3, также противоречит требованиям действующего законодательства.

В силу положений пункта 5 статьи 1, пункта 3 части 1 статьи 18, части 3 статьи 23 ГрК РФ функциональное назначение территорий определяется функциональными зонами, которые устанавливаются документами территориального планирования, в том числе генеральным планом городского округа.

Генеральный план городского округа, утверждаемый муниципальным правовым актом, не должен противоречить ГрК РФ, в том числе основным принципам законодательства о градостроительной деятельности (часть 4 статьи 3, часть 13 статьи 24 ГрК РФ).

Пунктом 2 части 1 статьи 34 ГрК РФ предусмотрено, что при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учётом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определённых генеральным планом поселения (за исключением случая, установленного частью 6 статьи 18 ГрК РФ), генеральным планом городского округа, схемой территориального планирования муниципального района.

Из системного толкования положений пунктов 2, 5, 6, 7 и 8 статьи 1, пункта 2 части 1 статьи 34 и части 15 статьи 35 ГрК РФ, абзаца одиннадцатого пункта 3.1.5 Инструкции о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации, утверждённой постановлением Госстроя России от 29 октября 2002 года № 150, территориальные зоны конкретизируют положения документов территориального планирования в целях определения правового режима использования земельных участков, не изменяя при этом назначение территории, отнесённой к функциональным зонам.

Исходя из содержания частей 9 и 10 статьи 31, пункта 1 части 2 статьи 33 ГрК РФ внесение изменений в Правила землепользования и застройки, в связи с тем, что они признаны судом не действующими в части расположения земельного участка с кадастровым номером принадлежащего административному истцу, одновременно в двух территориальных зонах: зоне застройки многоэтажными жилыми домами (Ж-3) и зоне объектов автомобильного транспорта (Т-3), потребует внесение изменений в сведения о границах функциональных зон, установленных Генеральным планом Владивостокского городского округа.

В противном случае корректировка Правил землепользования и застройки в части, признанной недействующей решением суда, войдёт в противоречие с Генеральным планом Владивостокского городского округа в части нахождения земельного участка с кадастровым номером в двух функциональных зонах, тогда как в силу требований статей 16, 187 КАС РФ, разъяснений, приведённых в пункте 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года № 23 «О судебном решении», решение суда должно быть обязательным и исполнимым.

Таким образом, отнесение земельного участка с кадастровым номером , предназначенного для использования в целях эксплуатации здания конторы к двум функциональным зонам осуществлено без учёта требований ГрК РФ.

Кроме того, отнеся Генеральным планом Владивостокского городского округа часть земельного участка, принадлежащего на праве собственности Дорофеевой Н.М., к территории общего пользования представительный орган муниципального образования также нарушил положения действующего земельного законодательства и градостроительного законодательства.

Согласно пункту 12 статьи 1 ГрК РФ территориями общего пользования являются территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).

Земельные участки в границах территории общего пользования ограничены в обороте, их нельзя предоставить в частную собственность (пункт 8 статьи 27 ЗК РФ).

Учитывая, что земельный участок с кадастровым номером был приобретён в собственность до момента утверждения Генерального плана Владивостокского городского округа, оснований для отнесения части земельного участка, который в настоящее время принадлежит административному истцу, к территории общего пользования у Думы города Владивостока не имелось.

С учётом изложенного, Генеральный план Владивостокского городского округа (его текстовые и графические схемы) подлежит признанию недействующим в части отнесения земельного участка с кадастровым номером к двум функциональным зонам: жилой зоне и зоне автомобильного транспорта, а также территории общего пользования.

Принимая решение об удовлетворении административного искового заявления, суд, с учётом положений пункта 2 части 4 статьи 215 КАС РФ, считает необходимым обязать Думу города Владивостока опубликовать настоящее решение суда в официальном печатном издании указанного представительного органа местного самоуправления в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175, 178, 179, 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л:

административное исковое заявление Дорофеевой Н.М. удовлетворить.

Признать недействующим с момента вступления в законную силу решения суда Генеральный план Владивостокского городского округа, утверждённый Решением Думы города Владивостока от 15 сентября 2008 года № 119, в части установления в границах земельного участка с кадастровым номером , категория земель: ..., разрешённое использование: ..., площадью ... кв.м, адрес: <адрес>, двух функциональных зон, а также территории общего пользования.

Признать недействующими с момента вступления в законную силу решения суда Правила землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, утверждённые Решением Думы города Владивостока от 7 апреля 2010 года № 462, в части установления в границах земельного участка с кадастровым номером , категория земель: ..., разрешённое использование: ..., площадью ... кв.м, адрес: <адрес> двух территориальных зон: зоны застройки многоэтажными жилыми домами (Ж-3) и зоны объектов автомобильного транспорта (Т-3).

Обязать Думу города Владивостока опубликовать настоящее решение суда в официальном печатном издании данного представительного органа местного самоуправления в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

На решение может быть подана апелляционная жалоба или принесено апелляционное представление в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, через Приморский краевой суд.

Судья Я.А. Римский

3а-134/2017

Категория:
Гражданские
Истцы
Дорофеева Н.М.
Ответчики
Дума г. Владивостока
Суд
Приморский краевой суд
Дело на странице суда
kraevoy.prm.sudrf.ru
03.05.2017[Адм.] Регистрация административного искового заявления
03.05.2017[Адм.] Передача материалов судье
05.05.2017[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
15.05.2017[Адм.] Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
15.05.2017[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
31.05.2017[Адм.] Подготовка дела (собеседование)
31.05.2017[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
27.06.2017[Адм.] Судебное заседание
30.06.2017[Адм.] Судебное заседание
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее