Судья Мартынова Я.Н. Дело № 33-15969/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Екатеринбург 25.09.2019
Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего Кокшарова Е.В.,
судей Сорокиной С.В.,
Зоновой А.Е.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Михайловой Н.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в порядке апелляционного производства гражданское дело по иску прокурора Ленинского района г. Екатеринбурга, действующего в интересах неопределенного круга лиц с ограниченными физическими возможностями (инвалидов), к обществу с ограниченной ответственностью Бизнес центр «Аврора» о понуждении к совершению действий,
по апелляционному представлению прокурора Ленинского района г. Екатеринбурга на решение Чкаловского районного суда г.Екатеринбурга от 10.06.2019.
Заслушав доклад судьи Кокшарова Е.В., объяснения прокуроров Беловой К.С., Леонтьева П.Б., представителей третьих лиц общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Бизнес центр Аврора» - Березиной Н.А., Гуричева Ю.В., действующих на основании доверенностей №01 от 09.01.2019, № 02 от 30.04.2019, федерального казенного учреждения «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Свердловской области» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации - Барабицкой О.С., действующей на основании доверенности № 1 от 09.01.2019, государственного учреждения - Свердловское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации - Тюстиной Е.А., действующей на основании доверенности №622 от 25.12.2018, судебная коллегия
установила:
прокурор Ленинского района г. Екатеринбурга, действуя в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц с ограниченными физическими возможностями (инвалидов), обратился в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью Бизнес центр «Аврора» (далее - ООО БЦ «Аврора») о возложении обязанности по организации беспрепятственного доступа для маломобильных групп населения (инвалидов) к объектам социальной среды жизнедеятельности в помещения, расположенные по адресу: ..., путем выделения 10 % машино-мест от общего количества машино-мест на стоянке (парковке) для людей с инвалидностью, в том числе выделения определенного количества специализированных расширенных машино-мест для транспортных средств инвалидов, передвигающихся на кресле-коляске в соответствии с требованиями действующего законодательства о социальной защите инвалидов.
В обоснование иска указал, что прокуратурой Ленинского района г. Екатеринбурга проведена проверка соблюдения требований Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в сфере беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры. В ходе проверки установлено, что в нарушение требований ч.9 ст.15 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», п.4.2.1 Свода правил СП 59.13330.2012 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001, утвержденного приказом Минрегиона России от 27.12.2011 № 605, ООО БЦ «Аврора», как собственником нежилых помещений, расположенных на технических (подземных) этажах здания, находящегося по адресу: ..., не исполняется обязанность по организации беспрепятственного доступа для маломобильных групп населения (инвалидов) к объектам социальной среды жизнедеятельности, в частности в учреждение медико-социальной экспертизы, фонд социального страхования, путем выделения 10 % машино-мест от общего количества машино-мест на стоянке (парковке) для людей с инвалидностью, в том числе выделения определенного количества специализированных расширенных машино-мест для транспортных средств инвалидов, передвигающихся на кресле-коляске в соответствии с требованиями действующего законодательства о социальной защите инвалидов. До настоящего времени ответчиком не исполнены требования законодательства, направленного на создание условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры. В результате ущемляются гарантированные государством права инвалидов на беспрепятственный доступ к объектам социальной инфраструктуры, на необходимые условия для преодоления ограничений жизнедеятельности, на равные с другими гражданами возможности участия в жизни общества.
Решением Чкаловского районного суда г.Екатеринбурга от 10.06.2019 иск прокурора Ленинского района г. Екатеринбурга, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц с ограниченными физическими возможностями (инвалидов), оставлен без удовлетворения.
Не согласившись с решением суда, прокурором Ленинского района г. Екатеринбурга подано апелляционное представление, содержащее просьбу отменить судебное постановление, принять по делу новое решение об удовлетворении иска, поскольку выводы суда, изложенные в судебном постановлении, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, судом неверно применены нормы материального права.
В суд апелляционной инстанции явился прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском процессе прокуратуры Свердловской области, прокурор Ленинского района г.Екатеринбурга, настаивавшие на доводах апелляционного представления, представители третьих лиц ООО «Управляющая компания «Бизнес центр Аврора», ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Свердловской области» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, ГУ - Свердловское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, указавшие на законность и обоснованность решения суда.
Ответчик ООО БЦ «Аврора», третьи лица ООО «Пред-СитиГрупп», ООО «РА», ООО «Сапфир-Интеграция» надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке посредством заблаговременного (16.08.2019) размещения соответствующей информации на официальном сайте Свердловского областного суда в сети «Интернет», явку своих представителей не обеспечили.
Судебная коллегия не нашла оснований для отложения судебного разбирательства и сочла возможным рассмотреть дело при данной явке.
Заслушав объяснения явившихся в судебное заседание лиц, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционного представления и возражений на него, в соответствии с ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 2,3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.2003 № 23 «О судебном решении» решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости, допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (ст.ст. 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленный фактов.
Постановленное по делу решение суда в полной мере не отвечает вышеуказанным требованиям.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что прокуратурой Ленинского района г. Екатеринбурга проведена проверка соблюдения требований Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в сфере беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры.
В ходе проверки установлено, что в нарушение требований ч.9 ст.15 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», п.4.2.1 Свода правил СП 59.13330.2012 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001, утвержденного приказом Минрегиона России от 27.12.2011 № 605, ООО БЦ «Аврора», как собственником нежилых помещений, расположенных на технических (подземных) этажах здания, находящегося по адресу: ..., не исполняется обязанность по организации беспрепятственного доступа для маломобильных групп населения (инвалидов) к объектам социальной среды жизнедеятельности, в частности в учреждение медико-социальной экспертизы, фонд социального страхования, путем выделения 10 % машино-мест от общего количества машино-мест на стоянке (парковке) для людей с инвалидностью, в том числе выделения определенного количества специализированных расширенных машино-мест для транспортных средств инвалидов, передвигающихся на кресле-коляске в соответствии с требованиями действующего законодательства о социальной защите инвалидов.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных прокурором требований, суд первой инстанции, исходя из совокупности представленных сторонами доказательств, анализа норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, пришел к выводу о том, что ответчиком соблюдены требования действующего законодательства в части создания условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры, путем выделения 2 машино-мест от общего количества машино-мест (12) на стоянке (парковке), расположенной около здания Бизнес центра «Аврора», находящегося по адресу: ....
Относительно имеющихся в здании Бизнес центра «Аврора» технических (подземных) этажах, преимущественно собственником помещений, которых является ООО БЦ «Аврора», суд пришел к выводу о том, что в силу конструктивных особенностей реконструкция существующего административного здания бизнес-центр «Аврора», планировка которого не позволяет организовать беспрепятственный доступ для маломобильных групп населения (инвалидов) к объектам социальной среды жизнедеятельности, невозможна, что освобождает ответчика от исполнения возложенной на него в силу закона обязанности.
Оснований согласиться с выводами суда первой инстанции у судебной коллегии не имеется, поскольку последние основаны на не правильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, не соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Согласно ст. 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ч.1); в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (ч.2).
В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» организации независимо от организационно-правовых форм обязаны создавать условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).
В силу ст.9 Конвенции о правах инвалидов меры по выявлению и устранению препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться на здания, дороги, транспорт и другие внутренние и внешние объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места.
К объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, подлежащим оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и доступа инвалидов и других маломобильных групп населения, относятся: жилые здания государственного и муниципального жилищного фонда; административные здания и сооружения; объекты культуры и культурно-зрелищные сооружения (театры, библиотеки, музеи, места отправления религиозных обрядов и т.д.); объекты и учреждения образования и науки, здравоохранения и социальной защиты населения; объекты торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения, кредитные учреждения; гостиницы, отели, иные места временного проживания; физкультурно-оздоровительные, спортивные здания и сооружения, места отдыха, парки, сады, лесопарки, пляжи и находящиеся на их территории объекты и сооружения оздоровительного и рекреационного назначения, аллеи и пешеходные дорожки; объекты промышленного назначения, в производственном процессе которых возможно участие инвалидов; объекты и сооружения транспортного обслуживания населения, связи и информации: железнодорожные вокзалы, автовокзалы, аэровокзалы, аэропорты, другие объекты автомобильного, железнодорожного, водного и воздушного транспорта, обслуживающие население; станции и остановки всех видов городского и пригородного транспорта; здания и сооружения связи и информации; производственные объекты, объекты малого бизнеса и другие места приложения труда; тротуары, переходы улиц, дорог и магистралей; прилегающие к вышеперечисленным зданиям и сооружениям территории и площади.
Законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются на ряде принципов, одним из которых является обеспечение инвалидов условиями для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения (ст. 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Перечисленные в ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» гарантии являются конституционными и направлены на обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации их прав и свобод.
При этом исполнение установленной в Федеральном законе «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» обязанности по осуществлению мер социальной защиты инвалидов по созданию беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры не поставлено в зависимость от строительства и реконструкции данного объекта.
Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускается.
В случае, когда действующие объекты инфраструктуры невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов, с учетом соблюдения обязательных требований.
Это такие требования, как досягаемость мест социального посещения и беспрепятственность перемещения внутри зданий и сооружений посетителей; безопасность путей движения, мест обслуживания и отдыха посетителей; удобство и комфорт жизнедеятельности и другие.
Согласно положениям ч.9 ст.15 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», п.4.2.1 Свода правил СП 59.13330.2012 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001, утвержденного приказом Минрегиона России от 27.12.2011 № 605, на каждой стоянке (остановке) транспортных средств, в том числе около объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилых, общественных и производственных зданий, строений и сооружений, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), мест отдыха, выделяется не менее 10 процентов мест (но не менее одного места) для бесплатной парковки транспортных средств, управляемых инвалидами I, II групп, а также инвалидами III группы в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и транспортных средств, перевозящих таких инвалидов и (или) детей-инвалидов.
В силу императивных требований закона обязанность по предоставлению доказательств доступности беспрепятственного пользования, наличия либо отсутствия необходимости в организации выделения мест для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов к объектами социальной инфраструктуры, в данном случае возлагается на собственника (ООО БЦ «Аврора») нежилых помещений, расположенных на технических (подземных) этажах здания, находящегося по адресу: ..., целевым назначением которых является парковка транспортных средств, что напрямую следует из разрешения от 30.12.2014 № RU 66302000-2323 о вводе здания в эксплуатацию, заключения о соответствии построенного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов от 17.12.2014, которым доказательств, отвечающих требованиям ст.ст.59,60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в обоснование своих возражений на иск, не представлено.
При таких обстоятельствах, неисполнение ответчиком своих обязанностей по обеспечению инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального назначения, нарушает их право на достойную жизнь и свободное развитие, в связи с чем вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований нельзя признать законным и обоснованным.
Вопреки доводам ответчика о том, что в соответствии с п.3 ст. 26 Федерального закона от 01.12.2014 №419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов» положения ч.1 ст.15 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (в редакции настоящего Федерального закона) в части обеспечения доступности для инвалидов объектов связи, социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, транспортных средств применяются с 01.07.2016 исключительно ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию указанным объектам и средствам, последние не могут быть признаны состоятельными.
Положения п. 5 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусматривают публичную обязанность по обеспечению доступности самих зданий и сооружений (а не просто услуг) для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения. При этом законодатель не связывает эту обязанность с тем, когда построен тот или иной объект.
В соответствии с положениями ч. 2 ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок.
Удовлетворяя исковые требования прокурора, судебная коллегия, с учетом высокого уровня социальной значимости указанных мероприятий считает необходимым установить срок для исполнения возложенной на ООО БЦ «Аврора» обязанности по созданию условий для беспрепятственного пользования объектами социальной инфраструктуры, расположенным в здании по адресу: ..., путем выделения 10 % машино-мест от общего количества машино-мест на стоянке (парковке) для людей с инвалидностью, в том числе выделения определенного количества специализированных расширенных машино-мест для транспортных средств инвалидов, передвигающихся на кресле-коляске в соответствии с требованиями действующего законодательства о социальной защите инвалидов, в течение четырех месяцев со дня вступления судебного акта в законную силу, который отвечает требованиям разумности и достаточности.
При таких обстоятельствах, признавая обоснованность апелляционного представления, судебная коллегия отменяет оспариваемое судебное постановление, в связи с неправильным применением норм материального права (п. 4 ч.1 ст.330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации) и принимает по делу новое решение об удовлетворении требований прокурора Ленинского района г.Екатеринбурга.
Руководствуясь ст. ст. 327, 327.1, п. 2 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Чкаловского районного суда г.Екатеринбурга от 10.06.2019 отменить.
Принять по делу новое решение, которым иск прокурора Ленинского района г.Екатеринбурга, действующего в интересах неопределенного круга лиц с ограниченными возможностями, к обществу с ограниченной ответственностью Бизнес центр «Аврора» о понуждении к совершению действий удовлетворить.
Возложить на общество с ограниченной ответственностью Бизнес центр «Аврора» в течение четырех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обязанность по организации беспрепятственного доступа для маломобильных групп населения (инвалидов) к объектам социальной среды жизнедеятельности в помещения, расположенные по адресу: ..., путем выделения 10 % машино-мест от общего количества машино-мест на стоянке (парковке) для людей с инвалидностью, в том числе выделения определенного количества специализированных расширенных машино-мест для транспортных средств инвалидов, передвигающихся на кресле-коляске в соответствии с требованиями действующего законодательства о социальной защите инвалидов.
Председательствующий: Е.В. Кокшаров
Судья: С.В. Сорокина
Судья: А.Е. Зонова