Решение по делу № 33-2943/2021 от 03.08.2021

8


ЛИПЕЦКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Судья Дорыданов И.В. Дело по I инстанции №2-3665/2020

Докладчик Долгова Л.П. Дело №33-2943/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

30 августа 2021 года судебная коллегия по гражданским делам Липецкого областного суда в составе:

председательствующего Нагайцевой Л.А.,

судей Долговой Л.П. и Маншилиной Е.И.,

при секретаре Колядиной Г.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Липецке дело по апелляционному представлению Грязинского межрайонного прокурора в интересах Миронова Николая Сергеевича на решение Правобережного районного суда г. Липецка от 11 ноября 2020 года, которым постановлено:

«В удовлетворении исковых требований Грязинского межрайонного прокурора Липецкой области, действующего в интересах Миронова Николая Сергеевича, к Управлению здравоохранения Липецкой области, Управлению финансов Липецкой области о возложении обязанности обеспечить лекарственными препаратами отказать».

Заслушав доклад судьи Долговой Л.П., судебная коллегия

установила:

Грязинский межрайонный прокурор Липецкой области обратился в суд в интересах Миронова Н.С. с исковыми требованиями к Управлению здравоохранения Липецкой области о возложении обязанности обеспечить лекарственными препаратами.

В обоснование заявленных требований ссылался на то, что Грязинской межрайонной прокуратурой проведена проверка по обращению Миронова Н.С. по вопросу льготного лекарственного обеспечения. В ходе проверки установлено, что Миронов Н.С. наблюдается в поликлинике ГУЗ «Грязинская центральная районная больница» с диагнозом «Сахарный диабет 2 типа, средней тяжести. Атеросклеротический кардиосклероз. Перманентная форма мерцательной аритмии, тахиситолия желудочков. Гипертоническая болезнь», имеет 3 группу инвалидности. На 2020 год Миронов Н.С. отказался от социальной услуги по обеспечению лекарственными препаратами в натуральной форме по рецептам, в связи с чем он получает услугу по обеспечению лекарственными препаратами в денежной форме из федерального бюджета. Однако, полагал, что Миронов Н.С. не лишается права на получение льготных лекарств в силу включения его в перечень групп населения, получающих льготное лекарственное обеспечение по медицинским показаниям при заболевании «Сахарный диабет», и имеет право на получение инсулина бесплатно за счет средств областного бюджета. Просил обязать ответчика обеспечить Миронова Н.С., инвалида 3 группы, имеющего диагноз «сахарный диабет 2 типа, средней тяжести» в амбулаторных условиях за счет средств бюджета Липецкой области лекарственными препаратами в натуральной форме по рецептам врача.

Определением Правобережного районного суда г. Липецка от 6 октября 2020 года к участию в деле в качестве соответчика привлечено Управление финансов Липецкой области.

В судебном заседании представитель истца Грязинского межрайонного прокурора Липецкой области помощник прокурора Лунин И.О. исковые требования поддержал.

Истец Миронов Н.С. в судебное заседание не явился.

Представитель ответчика Управления здравоохранения Липецкой области по доверенности Родионова Н.А. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, ссылалась на то, что Миронов Н.С. отказался от социальной услуги по обеспечению лекарственными препаратами и медицинскими изделиями в натуральной форме, в связи с чем, утратил это право и за счет средств областного бюджета.

Представитель ответчика Управления финансов Липецкой области в судебное заседание не явился, в письменном заявлении просил рассмотреть дело в отсутствие представителя, указал, что Миронов Н.С., воспользовавшись своим правом, отказался на 2020 год от социальной услуги по обеспечению лекарственными препаратами в натуральной форме, в связи с чем утратил право на обеспечение лекарственными препаратами за счет средств федерального бюджета.

Представитель третьего лица Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Липецкой области, представитель третьего лица ГУЗ «Грязинская центральная районная больница» в судебное заседание не явились.

Суд постановил решение, резолютивная часть которого приведена выше.

В апелляционном представлении прокурор Грязинской межрайонной прокуратуры просил отменить решение суда, ссылаясь на нарушение норм материального права, полагая, что истец не лишен право на получение медицинских препаратов в натуральной форме, и вынести новое, которым удовлетворить исковые требования в полном объеме.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Липецкого областного суда от ДД.ММ.ГГГГ решение Правобережного районного суда Липецкой области от 11 ноября 2020 года оставлено без изменения.

Определением Первого кассационного суда общей юрисдикции от ДД.ММ.ГГГГ апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Липецкого областного суда от 1 февраля 2021 года отменено, дело направлено на новое апелляционное рассмотрение.

В соответствии со статьей 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Выслушав прокурора, поддержавшего апелляционное представление, изучив доводы апелляционного представления, проверив материалы дела в пределах его доводов, судебная коллегия приходит к следующему.

Государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации определяет Федеральный закон от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Статья 5.1 указанного Федерального закона предусматривает ведение федерального реестра инвалидов, который является федеральной государственной информационной системой и ведется в целях учета сведений об инвалидах, в том числе о детях-инвалидах, включая сведения о группе инвалидности, об ограничениях жизнедеятельности, о нарушенных функциях организма и степени утраты профессиональной трудоспособности инвалида, о проводимых реабилитационных или абилитационных мероприятиях, производимых инвалиду денежных выплатах и об иных мерах социальной защиты, а также в целях использования содержащихся в нем сведений, необходимых для предоставления государственных и муниципальных услуг, и в иных случаях, установленных законодательством Российской Федерации. Оператором федерального реестра инвалидов является Пенсионный фонд Российской Федерации.

Базовым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, является Федеральный закон от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», согласно статье 4 которого охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, в числе которых соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий, социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья.

К числу прав граждан в сфере охраны здоровья относится, в том числе право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (часть 2 статьи 19 Федерального закона об основах охраны здоровья граждан).

В статье 29 данного Федерального закона указано, что организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, оказывается медицинская помощь. Перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждаются Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших (части 1 и 2 статьи 43 названного закона).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 01 декабря 2004 года № 715 «Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих» в перечень социально значимых заболеваний включен, в том числе, сахарный диабет (коды заболеваний по международной классификации болезней (МКБ-10): Е 10 - Е 14).

Правовые и организационные основы предоставления государственной социальной помощи отдельным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17 июля 1999 года№ 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».

Статьей 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» определены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. К числу таких граждан отнесены инвалиды (п. 8 ст. 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года№ 178-ФЗ).

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 6.2 названного федерального закона в состав набора социальных услуг включена социальная услуга по обеспечению в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия.

Порядок предоставления набора социальных услуг установлен ст. 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», согласно которому учет права граждан на предоставление социальных услуг осуществляется по месту жительства гражданина, периодом предоставления социальных услуг является календарный год.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года №890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными, средствами и изделиями медицинского назначения» закреплены обязательства органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по обеспечению граждан Российской Федерации лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения на региональном уровне.

Этим же постановлением утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно (приложение № 1).

В Перечне (раздел «категории заболеваний») поименован диабет, при амбулаторном лечении которого все лекарственные средства, этиловый спирт (100 г в месяц), инсулиновые шприцы, шприцы типа «Новопен», «Пливапен» 1 и 2, игла к ним, средства диагностики отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

В силу п. 5 ч. 2 ст. 81 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» в рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

Согласно п. 1 ч. 3 ст. 80 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи.

В целях обеспечения конституционных прав граждан Российской Федерации на бесплатное оказание медицинской помощи постановлением Правительства Российской Федерации от 07 декабря 2019 года № 1610 утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов (далее - Программа), в ее разделе 1 «Перечень видов высокотехнологичной медицинской помощи, включенных в базовую программу обязательного медицинского страхования, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет субвенции из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования» указано терапевтическое лечение сахарного диабета и его сосудистых осложнений (нефропатии, нейропатии, диабетической стопы, ишемических поражений сердца и головного мозга), включая заместительную инсулиновую терапию системами постоянной подкожной инфузии.

В разделе V Федеральной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи («Финансовое обеспечение Программы») предусмотрено, что за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

В соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании (ч. 1 ст. 81 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ).

Исходя из части 1 статьи 4.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178- ФЗ «О государственной социальной помощи» к полномочиям Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, переданным для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, относятся следующие полномочия по организации обеспечения граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, и неотказавшихся от получения социальной услуги, предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 6.2 настоящего Федерального закона, лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов: организация обеспечения населения лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, закупленными по государственным контрактам.

Статья 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 года №178-ФЗ предусматривает, что гражданин, имеющий право на получение социальных услуг в соответствии с настоящим Федеральным законом, может отказаться от их получения, путем замены на денежную компенсацию, обратившись с заявлением в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, осуществляющий ему ежемесячную денежную выплату, непосредственно в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг или иным способом (в том числе направить заявление в форме электронного документа, порядок оформления которого определяется Правительством Российской Федерации и который направляется с использованием информационно­телекоммуникационных сетей, включая единый портал государственных и муниципальных услуг) (часть 3).

В силу статьи 31 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181 -ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в случаях, если другими правовыми актами для инвалидов предусмотрены нормы, повышающие по сравнению с данным Федеральным законом уровень социальной защиты инвалидов, применяются положения этих правовых актов. Если инвалид имеет право на одну и ту же меру социальной защиты по настоящему Федеральному закону и одновременно по другому правовому акту, мера социальной защиты предоставляется либо по настоящему Федеральному закону, либо по другому правовому акту (независимо от основания установления меры социальной защиты).

Согласно пункту 4.1 статьи 13 Закона Липецкой области от 02 декабря 2004 года № 141 -03 «О мерах по социальной поддержке отдельных категорий граждан в Липецкой области» граждане, страдающие заболеванием диабетом и бесплатно получающим по рецептам врачей (фельдшеров) лекарственные препараты и медицинские изделия по основаниям, установленным федеральными законами, имеют право на бесплатное амбулаторное обеспечение по рецептам врачей (фельдшеров) лекарственными препаратами, медицинскими изделиями, специализированными продуктами лечебного питания (дети), включенными в перечни, утвержденные программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам на территории Липецкой области медицинской помощи, необходимыми для лечения таких заболеваний, за счет средств областного бюджета.

Из материалов дела судом установлено, что Миронов Н.С.,ДД.ММ.ГГГГгода рождения, является инвалидом3группы по общему заболеванию бессрочно, что подтверждается справкой об инвалидности серии МСЭ-2006, выданной филиалом№15ФКУ «ГБ МСЭ по Липецкой области» Минтруда России ДД.ММ.ГГГГ.

Миронов Н.С. состоит на учете и получает лечение в поликлинике ГУЗ «Грязинская центральная районная больница» с установленным диагнозом:Сахарный диабет 2 типа, средней тяжести. Атеросклеротический кардиосклероз. Перманентная форма мерцательной аритмии, тахиситолия желудочков. Гипертоническая болезнь.

Не оспаривалось, что Миронов Н.С. отказался от получения социальных услуг в виде обеспечения лекарственными препаратами и медицинскими изделиями на 2020 год, однако затем обратился в ГУЗ «Грязинская центральная районная больница» с заявлением об обеспечении его инсулином.

В ответ на указанное обращение 13 апреля 2020 года главным врачом ГУЗ «Грязинская центральная районная больница»Моханевой Е.Ю. сообщено, что выписка рецептов на получение лекарственных препаратов в соответствии с медицинскими показаниями в ГУЗ «Грязинская центральная районная больница» будет возобновлена после возобновления его права на лекарственное обеспечение, для чего необходимо обратиться в Пенсионный фонд Российской Федерации с заявлением о возврате социального пакета в части обеспечения необходимыми лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения.

В письме Управления здравоохранения Липецкой области от ДД.ММ.ГГГГ Миронову Н.С. разъяснено, что в связи с отказом от социальной услуги за счет федерального бюджета он также утратил право на получение лекарственных препаратов в натуральной форме по рецептам врача и за счет областного бюджета, поскольку право обеспечиваться в амбулаторных условиях за счет государства лекарственными препаратами в натуральной форме по рецептам и одновременно получат в денежной форме стоимость услуги по такому обеспечению законодательством Российской Федерации и, как следствие, законодательством Липецкой области, не установлено.

В письме Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Липецкой области от ДД.ММ.ГГГГ, указано, что для граждан Российской Федерации, признанных в установленном порядке инвалидами, предусмотрено лекарственное обеспечение как из разных уровней бюджетной системы Российской Федерации, так и по разным правовым основаниям. Миронов Н.С., являясь инвалидом, и отказавшись от получения социальной услуги в виде обеспечения лекарственными препаратами, предпочтя соответствующие денежные выплаты, не лишается льготных лекарств в силу включения его в перечень групп населения, получающих льготное лекарственное обеспечение по медицинским показаниям при заболевании «сахарный диабет» и имеет право на получение инсулина бесплатно за счет средств областного бюджета.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что Миронов Н.С. отказался от получения государственной социальной помощи в виде обеспечения лекарственными препаратами и медицинскими изделиями на 2020 год в пользу денежной компенсации, тем самым выбрав для себя наиболее выгодную меру социальной поддержки.

Однако, судебная коллегия считает выводы суда первой инстанции ошибочными, поскольку они не соответствуют требованиям законодательства.

Анализ приведенных выше нормативных положений позволяет сделать вывод о том, что отказ лица, признанного инвалидом, от получения государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, предусмотренных частью 1 статьи 6 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», не влияет на реализацию им права на получение бесплатно лекарственного препарата, относящегося к жизненно необходимым лекарствам, гарантированного Федеральным законом об основах охраны здоровья граждан и принятыми во исполнение его требований иными подзаконными актами, в частности постановлением Правительства Российской Федерации № 890, которым препараты для лечения сахарного диабета (в частности, инсулины и их аналоги, метформин, глибенкламид) отнесены к числу жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, которыми граждане обеспечиваются бесплатно.

Исходя из вышеизложенного, следует, что для граждан Российской Федерации, признанных в установленном порядке инвалидами, предусмотрено лекарственное обеспечение как из разных уровней бюджетной системы Российской федерации, так и по разным правовым основаниям.

В связи с чем, отказ Миронова Н.С. от получения социальной услуги в виде обеспечения лекарственными препаратами в пользу получения соответствующих денежных выплат из федерального бюджета не лишает истца возможности получить льготные лекарства в натуральной форме за счет средств областного бюджета.

Аналогичная позиция изложена и в уведомлении Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Липецкой области от ДД.ММ.ГГГГ.

При изложенных обстоятельствах, судебная коллегия считает, что у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для отказа в признании нарушенными прав и законных интересов истца, в связи с не обеспечением его жизненно необходимым лекарственным препаратом, а поэтому решение суда нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене с принятием по делу нового решения об удовлетворении исковых требований.

Согласно п.1.1 Положения об Управлении здравоохранения Липецкой области, утвержденного распоряжением администрации Липецкой области от ДД.ММ.ГГГГ -р Управление здравоохранения Липецкой области является отраслевым исполнительным органом государственной власти субъекта.

В силу п.2.17,п.2.18 Положения на Управление возложены функции по организации оказания населению Липецкой области первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи в подведомственных медицинских организациях; по обеспечению граждан лекарственными препаратами для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности, предусмотренный Основами охраны здоровья граждан в Российской Федерации; по обеспечению реализации мер социальной поддержки по организации оказания медицинской помощи лицам, страдающим социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и по организации обеспечения указанных лиц лекарственными препаратами.

При изложенных обстоятельствах, судебная коллегия считает, что обязанность по обеспечению Миронова Н.С., страдающего сахарным диабетом 2 типа, инвалида 3 группы, лекарственными препаратами в натуральной форме в амбулаторных условиях по рецептам врача за счет средств бюджета Липецкой области должна быть возложена на ответчика Управление здравоохранения Липецкой области.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Решение Правобережного районного суда г.Липецка от 11 ноября 2020 года отменить, постановить новое решение, которым

обязать Управление здравоохранения Липецкой области обеспечить Миронова Николая Сергеевича, инвалида 3 группы, имеющего диагноз «сахарный диабет 2 типа, средней тяжести», лекарственными препаратами в натуральной форме в амбулаторных условиях за счет средств бюджета Липецкой области по рецептам врача.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий: подпись

Судьи: подписи

Копия верна:

Судья:

Секретарь:

Мотивированное апелляционное определение суда апелляционной инстанции изготовлено 1. 09. 2021года.

33-2943/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Грязинский межрайоный прокурор в интересах Миронова Николая Сергеевича
Миронов Николай Сергеевич
Ответчики
Управление финансов Липецкой области
Управление здравоохранения Липецкой области
Другие
ГУЗ Грязинская центральная районная больница
Территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по ЛО
Суд
Липецкий областной суд
Судья
Рябых Т.В.
Дело на сайте суда
oblsud.lpk.sudrf.ru
30.08.2021Судебное заседание
02.09.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.09.2021Передано в экспедицию
30.08.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее