Дело № 2-1285/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
12 октября 2017 года Добрянский районный суд Пермского края в составе: председательствующего судьи Цыбиной И.Н.,
при секретаре судебного заседания Гонцовой Т.И.,
с участием представителя истца Макаровой О.А., действующей на основании доверенности,
представителей ответчика Дроздовой Т.В., Смирновой Е.И., действующих на основании доверенностей,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Добрянке Пермского края гражданское дело по иску Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края к Обществу с ограниченной ответственностью «Домоуправление-2» о возложении обязанности устранить нарушение, допущенное при содержании общего имущества собственников помещений многоквартирного дома,
установил:
Инспекция государственного жилищного надзора Пермского края обратилась в Добрянский районный суд Пермского края с иском к ООО «Домоуправление-2» о возложении обязанности на ООО «Домоуправление-2» устранить нарушение, допущенное при содержании общего имущества собственников помещений многоквартирного <адрес> по <адрес> края, а именно: в <адрес> наибольшей по площади жилой комнате температура на наружной стене в углу комнаты +16 градусов Цельсия, путем устранения промерзания наружной стены многоквартирного дома.
Исковые требования мотивированы тем, что на основании распоряжения от 20.02.2016 №849л в отношении ООО «Домоуправление-2» проведена внеплановая выездная проверка соблюдения лицензионных требований, установленных подпунктами «а», «б», пункта 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 №1110 «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Постановление №1110). При проведении проверки было установлено, что ООО «Домоуправление-2» является организацией, осуществляющей управление многоквартирным домом №в по <адрес> края на основании договора управления от ДД.ММ.ГГГГ. В настоящее время в реестре лицензий Пермского края содержатся сведения о лицензии № от ДД.ММ.ГГГГ, предоставленной ООО «Домоуправление-2», а также о многоквартирном <адрес> по <адрес> края, деятельность по управлению которым осуществляет данная организация. В ходе проверки уполномоченным должностным лицом – государственным жилищным инспектором в многоквартирном <адрес> по <адрес> выявлены нарушения Правил и норм технической эксплуатации жилого фонда, утвержденных Постановлением Госстроя от ДД.ММ.ГГГГ № (далее – Правила и нормы №). По результатам проведения проверки составлен акт от ДД.ММ.ГГГГ 3849л, выдано предписание от ДД.ММ.ГГГГ №л об устранении нарушений. В ходе проведения последующих контрольно-надзорных мероприятий установлено, что неисполненным остался пункт 3 предписания от ДД.ММ.ГГГГ, а именно: в <адрес> вышеуказанного многоквартирного дома в наибольшей по площади жилой комнате температура на наружной стене в углу комнаты +16 градусов Цельсия (акт проверки от ДД.ММ.ГГГГ №л/2). Указанное является нарушением пунктов 4.2.1.1, 4.ДД.ММ.ГГГГ Правил и норм №. Факт нарушения ООО «Домоуправление-2» указанных требований Правил и норм № установлено Инспекцией в ходе осуществления контрольно-надзорных мероприятий. Управляющая организация обязана принять меры по соблюдению установленных Правилами и нормами № обязательных требований. ООО «Домомуправление-2» не оспаривает факт нарушения Правил и норм №, допущенного при содержании общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и необходимость его устранения, что подтверждается письмами ООО «Домоуправление-2» от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №. Считает, что именно на управляющую организацию возложена обязанность по устранению выявленного нарушения.
Представитель истца Макарова О.А. в судебном заседании на удовлетворении иска настаивала по требованиям, изложенным в исковом заявлении.
Представители ответчика Дроздова Т.В. и Смирнова Е.И. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласились, пояснили, что многоквартирный дом по адресу: <адрес> <адрес> введен в эксплуатацию в <данные изъяты>. Дом построен по типовому проекту <данные изъяты>. Согласно данного проекта наружные стены выполнены из материала пенобетон, толщиной <данные изъяты> мм. Утепление наружных стен в проекте отсутствует, принятая расчетная температура -35 градусов. В <данные изъяты> бы выполнен капитальный ремонт дома, в который включался ремонт фасада: ремонт межпанельных швов, ремонт штукатурки, покраска. В <данные изъяты> году был произведен ремонт межпанельных швов у <адрес>.
Выслушав участников судебного заседания, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать суду те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
На основании ч. 2 ст. 195 ГПК РФ суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.
В соответствии с ч. 3 ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
В силу статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающих в таком доме.
Как следует из пункта 2.3 статьи 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Надлежащее содержание общего имущества обеспечивается путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией – в соответствии с частью 5 статьи 161 и статьей 162 ЖК РФ (пункт 16 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства от 13.08.2006 №491 (далее – Правила №).
Инспекция государственного жилищного надзора <адрес> осуществляет свою деятельность в пределах компетенции, определенной Положением об Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края, утвержденным постановлением правительства Пермского края от 01.09.2014 №913-п, и наделена полномочиями по осуществлению регионального государственного жилищного надзора, лицензионного контроля.
Как следует из положений статьи 19 Федерального закона от 04.05.2011 №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Федеральный закон №99-ФЗ) в отношении лицензиата осуществляется лицензионный контроль, который осуществляется в проверке соблюдения лицензиатом установленных лицензионных требований.
Лицензионные требования установлены статьей 193 ЖК РФ, пунктом 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управления многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 №1110.
Отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора) и защиты прав юридических лиц при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля регулируются Федеральным законом от 26.12.2008 №294 –ФЗ «О защите юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 36 ЖК РФ, подпунктом «в» пункта 2 Правил №491, в состав общего имущества включаются. В том числе ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома.
Пунктом Правил №491 предусмотрено, что общее имущество дома должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в состоянии, обеспечивающем наряду с другими требованиями соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических и юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества, соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.
Собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме (пункт 28 Правил №491). При этом расходы за содержание и ремонт жилого помещения определяются в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
В свою очередь, требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда определены правилами и нормами №170, которые являются обязательными для исполнения как собственниками помещений, так и управляющими организациями.
Требования о необходимости соблюдения Правил и норм №170 управляющими организациями вытекают из статей 4, 5, 161, 162 ЖК РФ и пункта 42 Правил №491, согласно которым управляющие организации отвечают перед собственниками за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
Таким образом, Правила и нормы №170, являющиеся частью жилищного законодательства, обязательны для исполнения управляющими организациями.
В соответствии с положениями Правил и норм №170 организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечивать: заданный температурно-влажностный режим внутри здания; исправное состояние стен для восприятия нагрузок (конструктивную прочность); устранение повреждений стен по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития: теплозащиту, влагозащиту наружных стен (пункты 4.2.1.1, 4.2.1.16).
В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что ООО «Домоуправление-2» осуществляет управление многоквартирным жилым домом по адресу: <адрес> (л.д. 15-18) и не оспаривалось в судебном заседании представителями ответчика.
Согласно распоряжения Инспекции от ДД.ММ.ГГГГ №№ (л.д. 7-8) назначено проведение проверки соблюдения ООО «Домоуправлением-2» лицензионных требований, определенных пп. «а», «б» п. 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №.
Из акта проверки от ДД.ММ.ГГГГ №л следует, что в ходе проверки выявлены нарушения обязательных требований, а именно: в <адрес> наибольшей по площади жилой комнате температура на внутренней стене +23 градуса Цельсия, в углу комнаты +16 градусов Цельсия, наличие черных сухих пятен. В <адрес> температура наружной стены +19 градусов Цельсия, на стене черные сухие пятна. Тем самым нарушены п.п. 4.2.1.1, 4.ДД.ММ.ГГГГ ПиН ТЭЖФ (л.д. 10-13).
По результатам проведения проверки по распоряжению №л от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 14) ООО «Домоуправление-2» выдано предписание выявить причину вышеуказанного нарушения и устранить нарушение.
ООО «Домоуправление-2» ДД.ММ.ГГГГ просило продлить на 128 дней до ДД.ММ.ГГГГ срок выполнения предписания №л от ДД.ММ.ГГГГ в части утепления торцевой стены дома в связи с направлением для утверждения совету многоквартирного дома сметной документации по утеплению торцевой стены (л.д. 20).
Согласно распоряжения Инспекции от ДД.ММ.ГГГГ №л/1 (л.д. 21-22) назначено проведение проверки исполнения ООО «Домоуправлением-2» предписания от ДД.ММ.ГГГГ №л.
Предписанием №л/1 от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 26) на ООО «Домоуправление-2» возложена обязанность выявить причину и устранить нарушение, выразившееся в том, что в <адрес> наибольшей по площади комнате температура на наружной стене в углу комнаты +16 градусов Цельсия.
Из акта проверки от ДД.ММ.ГГГГ №л/1 (л.д. 32-34) следует, что выявлено нарушение п.3 предписания от ДД.ММ.ГГГГ №л, срок исполнения предписания был продлен до ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно распоряжения Инспекции от ДД.ММ.ГГГГ №л/2 (л.д. 28-30) назначено проведение проверки исполнения ООО «Домоуправлением-2» предписания от ДД.ММ.ГГГГ №л/1.
Из акта проверки от ДД.ММ.ГГГГ №л/2 следует, что в ходе проверки выявлены нарушения обязательных требований, а именно: в <адрес> наибольшей по площади жилой комнате температура на наружной стене дома в углу комнаты +16 градусов Цельсия (факт промерзания стены дома). Срок исполнения предписания продлен до ДД.ММ.ГГГГ. Предписание не исполнено.
ООО «Домоуправление-2» ходатайствовало о продлении на 212 дней (или до ДД.ММ.ГГГГ) срока исполнения предписания №л от ДД.ММ.ГГГГ в части утепления торцевой стены дома (п/п 3 предписания №л от ДД.ММ.ГГГГ) (л.д. 27).
В адрес ИГЖН поступали обращения ФИО5 по факту промерзания наружных стен и образования плесени в <адрес> <адрес> (л.д. 66-67).
Из акта от ДД.ММ.ГГГГ, представленного в судебное заседание стороной ответчика, следует, что ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес> была произведена работа по ремонту межпанельных швов главного фасада, дворового фасада и торца. Объем выполненных работ составил 50 м.п.
Из акта осмотра от ДД.ММ.ГГГГ, представленного в судебное заседание стороной истца, следует, что работы по утеплению торцевой части стены многоквартирного дома не проводятся.
Из акта № о техническом состоянии вентиляционных и домовых каналов следует, что вентиляционные каналы в помещении жилого дома по адресу: <адрес> соответствуют нормативным требованиям и пригодны к эксплуатации.
Из протокола общего собрания собственников помещений <адрес>, 5в по адресу: <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что собственниками согласовано выполнение работ по утеплению наружной торцевой стены второго подъезда <адрес> на сумму 287 259,20 рублей.
Из протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что решение по согласованию выполнения работ по утеплению наружной торцевой стены второго подъезда дома по <адрес> на сумму 287 259,20 рублей не принято.
Свидетель ФИО5 в судебном заседании показал, что проживает в <адрес> по <адрес> <адрес>. С 2014 года стал обращаться в управляющую организацию с жалобами на наличие плесени на стенах и промерзание стен. Поскольку данные обстоятельства не были устранены ООО «Домомуправление-2» он был вынужден обратиться в жилищную Инспекцию. ИГЖН установила причину влажности и обязала управляющую организацию утеплить стены. До настоящего времени нарушение не устранено. В феврале 2017 года температура наружной стены установлена меньше 13 градусов. Данное обстоятельство отрицательно влияет на его здоровье и членов его семьи.
Установив факт систематического неисполнения ООО «Домоуправление-2» надлежащего содержания общего имущества, Правил и норм №, что может повлечь за собой возникновение аварийных ситуаций, причинение вреда жизни, здоровью, имуществу граждан, проживающих в многоквартирном доме, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований.
Ссылку стороны ответчика об отсутствии денежных средств суд считает несостоятельной, поскольку положения действующего законодательства не ставят исполнение управляющей организацией своих обязанностей в зависимость от поступления денежных средств, в том числе платы за содержание и ремонт общего имущества.
Само по себе отсутствие финансовых средств не является основанием для неисполнения управляющей организацией обязанности по содержанию и текущему ремонту общего имущества обслуживаемого жилого фонда. Поскольку установленные законом требования к управлению многоквартирным домом направлены на обеспечение благоприятных и безопасных условий проживания граждан и надлежащее содержание имущества в многоквартирном доме.
Довод о том, что решение вопроса о ремонте общего имущества относится к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, не может являться основанием для отказа в исковых требованиях, направленных на защиту интересов одного из собственников данного дома. По правилам ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме. Таким образом, закон исходит из равенства всех граждан, проживающих в многоквартирном доме, на надлежащие условия проживания.
В соответствии с ч. 1.2 статьи 161 ЖК РФ Правительство Российской Федерации приняло Постановление от 03.04.2013 №290 «О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения» (вместе с Правилами оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме»), к которым относятся работы, выполняемые в целях надлежащего содержания перекрытий и покрытий многоквартирных домов (п. 4).
Довод стороны ответчика о том, что работы по ремонту межпанельных швов были проведены 05.06.2015 года судом отклоняются, поскольку как было установлено в судебном заседании факт промерзания стены в настоящее время наличествует, что подтверждается актом визуального осмотра, данными тепловизора и показаниями свидетеля ФИО5
С учетом того, что ответчиком подтверждающих его возражения относительно заявленных исковых требований доказательств не представлено, требования истца подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,
решил:
Исковое заявление Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края удовлетворить.
Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Домоуправление-2» устранить нарушение, а именно: в <адрес> наибольшей по площади жилой комнате температура на наружной стене в углу комнаты + 16 градусов Цельсия, допущенное при содержании общего имущества собственников помещений многоквартирного <адрес> края, путем устранения промерзания наружной стены многоквартирного дома в течение месяца со дня вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Добрянский районный суд в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Судья-подпись-
Копия верна. Судья И.Н. Цыбина
Мотивированное решение изготовлено 17.10.2017.
Подлинник решения подшит в гражданском деле № 2-1285/17. Гражданское дело № 2-1285/17 находится в производстве Добрянского районного суда Пермского края.