Решение
Именем Российской Федерации
16 октября 2018 года г. Астрахань
Ленинский районный суд г. Астрахани в составе:
председательствующего судьи Асламбековой Г.А.,
при секретаре Курманбаевой Г.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Подгоровой Г.Г., Джунусова И.В. к администрации муниципального образования «Город Астрахань» о признании отказа в предоставлении запрашиваемого земельного участка незаконным, обязании сформировать и поставить на кадастровый учет земельный участок, обязании предоставить запрашиваемый земельный участок,
Установил:
Истцы Подгорова Г.Г., Джунусов И.В. обратились в суд с иском к администрации муниципального образования «Город Астрахань о признании отказа в предоставлении запрашиваемого земельного участка незаконным, обязании сформировать и поставить на кадастровый учет земельный участок, обязании предоставить запрашиваемый земельный участок, указав, что их семья с 2014г. состоит на учете в управлении муниципального имущества администрации муниципального образования «Город Астрахань» как многодетная семья, нуждающаяся в улучшении жилищных условий и имеющая право на первоочередное получение земельного участка.
Ранее истцам предоставлялась возможность получения одного из трех земельных участков <данные изъяты>. Осмотрев земельные участки истцы пришли к выводу, что все они не пригодны для освоения, находятся на пустырях в бесперспективных районах на окраине города и в настоящее время строительство дома на них невозможно, т.к. на данной территории нет никаких инженерных коммуникаций инфраструктуры.
На обращения истцов по поводу того планируется ли на данных участках в ближайшее время оснащение коммуникациями, администрацией давались ответы, что коммуникаций нет, о реальных перспективах их строительства ничего не известно, вопросы связанные с проведением сетей и их подключением предлагалось решать за свой счет.
Истцы сами искали земельные участки, просили предоставить земельные участки заброшенные с коммуникациями расположенными поблизости, но на все получали отказ.
В связи с чем, истцы просили суд признать незаконным отказ в предоставлении запрашиваемого земельного участка. Обязать ответчика предоставить Подгоровой Г.Г., Джунусову И.В. для индивидуального жилищного строительства земельный участок определенный согласно схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории расположенный по адресу: <адрес>.
Затем истцы в порядке ст. 39 ГПК РФ изменили исковые требования и просили суд признать незаконным отказ в предоставлении запрашиваемого земельного участка. Обязать ответчика сформировать и поставить на кадастровый учет, запрашиваемый земельный участок определенный согласно, схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, в характерных точках границ: <данные изъяты>. Обязать ответчика предоставить Подгоровой Г.Г. и Джунусову И.В. для индивидуального жилищного строительства запрашиваемый земельный участок определенный согласно, схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, в характерных точках границ: <данные изъяты> В судебное заседание истец Подгорова Г.Г. не явилась, в деле имеется заявление с просьбой рассмотреть дело в ее отсутствие, ее представитель Джунусов И.В., действующий на основании доверенности, истец Джунусов И.В., его представитель Пенькова И.Г., действующая по устному ходатайству, поддержали измененные исковые требования в полном объеме, просили суд их удовлетворить.
Представитель ответчика администрации муниципального образования «Город Астрахань» Мулдашева А.Х., действующая на основании доверенности в судебном заседании возражала против удовлетворения иска, просила отказать в его удовлетворении.
Суд, выслушав лиц участвующих в деле, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Как установлено в судебном заседании, семья Подгоровой Г.Г. постановлением администрации города Астрахани от <дата обезличена>. принята на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении по списку семей и одиноких родителей, имеющих трех и более несовершеннолетних детей: Подгорова Г.Г., муж Джунусов И.В., дочь ФИО6, 1998 г.р., дочь ФИО7, <дата обезличена> г.р., дочь ФИО8, <дата обезличена>.р.
Согласно постановления администрации города Астрахани от <дата обезличена>. <№> на учет в качестве нуждающихся в бесплатном предоставлении земельного участка для строительства индивидуального жилого дома приняты граждане имеющие трех и более детей: Подгорова Г.Г., муж Джунусов И.В., дочь ФИО6, <дата обезличена> г.р., дочь ФИО7, <дата обезличена> г.р., дочь ФИО8, <дата обезличена>
Истец Подгорова Г.Г. обращалась в администрацию с заявлением о предоставлении земельного участка на льготных условиях для строительства индивидуального жилого дома.
Согласно письма администрации муниципального образования «Город Астрахань» управления муниципального имущества от 05.06.2018г. ранее Подгоровой Г.Г. сообщалось об имеющейся возможности предоставления земельных участков <адрес> для индивидуального жилищного строительства. Учитывая, что в указанный срок Подгорова Г.Г. не выразила согласие на предоставление вышеуказанных земельных участков, данные земельные участки были предложены иным лицам в соответствии с порядком очередности. При этом разъяснено, что за Подгоровой Г.Г. сохранено право на предоставление земельного участка. По мере формирования иных земельных участков, предназначенных для предоставления гражданам бесплатно в собственность в адрес Подгоровой будет направлено письмо с информацией о наличии земельного участка для бесплатного предоставления в собственность.
Согласно писем администрации муниципального образования «Город Астрахань» управления муниципального имущества от 08.06.2018г., от 02.07.2018г. по вопросу предоставления земельного участка в <адрес>, администрацией разъяснено, что предоставление земельных участков осуществляется из числа земельных участков, предназначенных для бесплатного предоставления в собственность. Возможность предоставления земельных участков в порядке ст. ст. 39.14-39.17 Земельного Кодекса, гражданам обратившимся с заявлением о бесплатном предоставлении в собственность земельных участков на территории Астраханской области не предусмотрена. По мере формирования иных земельных участков, предназначенных для предоставления гражданам бесплатно в собственность в адрес Подгоровой будет направлено письмо с информацией о наличии земельного участка для бесплатного предоставления в собственность.
Объектами земельных отношений согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации являются земельные участки.
Субъекты Российской Федерации осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации (пункт 2 статьи 10 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с п.2 ст. 11 Земельного кодекса Российской Федерации органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Согласно ст. 39.1 Земельного кодекса РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование; договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату; договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду; договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.
В соответствии с п. 6 ст. 39.5 Земельного кодекса РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления: земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть предусмотрено требование о том, что такие граждане должны состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или у таких граждан имеются основания для постановки их на данный учет, а также установлена возможность предоставления таким гражданам с их согласия иных мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями взамен предоставления им земельного участка в собственность бесплатно.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 3.4 Закона Астраханской области от 04.03.2008г. № 7/2008- ОЗ «Об отдельных вопросах правового регулирования земельных отношений в Астраханской области» предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам, указанным в пунктах 1 - 8 части 1 статьи 3 настоящего Закона (далее в настоящей статье - гражданин), в собственность бесплатно осуществляется на основании решения: уполномоченного органа местного самоуправления городского округа, муниципального района либо поселения Астраханской области - из земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
Согласно ч. 2 ст. 3.4 Закона Астраханской области от 04.03.2008г. № 7/2008- ОЗ «Об отдельных вопросах правового регулирования земельных отношений в Астраханской области» предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам в собственность бесплатно осуществляется в следующем порядке: гражданам в порядке очередности, определенной в соответствии с частью 10 статьи 3.3 настоящего Закона, в течение пяти рабочих дней со дня формирования земельного участка, предназначенного для предоставления гражданам в собственность бесплатно для соответствующих целей использования, направляется предложение о предоставлении такого земельного участка по почте заказным письмом с уведомлением. Гражданин в течение семи календарных дней со дня получения предложения о предоставлении земельного участка письменно уведомляет уполномоченный орган Астраханской области, уполномоченный орган местного самоуправления городского округа, муниципального района либо поселения Астраханской области о своем согласии либо об отказе от предоставления земельного участка, указанного в данном предложении; в случае письменного отказа гражданина от предложенного земельного участка либо неполучения ответа от гражданина в срок, указанный в пункте 1 настоящей части, земельный участок предлагается следующему в порядке очередности, определенной в соответствии с частью 10 статьи 3.3 настоящего Закона, гражданину из списка граждан, а предоставление земельного участка гражданину,
отказавшемуся от предложенных земельных участков или от которого не получен ответ, осуществляется после следующего формирования земельных участков, предназначенных для предоставления гражданам в собственность бесплатно, с сохранением его очередности.
Согласно ст. 3.3 ч. 10 Закона Астраханской области от 04.03.2008г. № 7/2008- ОЗ «Об отдельных вопросах правового регулирования земельных отношений в Астраханской области» список граждан формируется в следующем порядке: граждане, имеющие в соответствии с федеральным законодательством право на первоочередное приобретение земельных участков в собственность бесплатно, включаются в список граждан в первоочередном порядке, исходя из даты представления гражданином заявления о предоставлении земельного участка в уполномоченный орган местного самоуправления. Граждане, указанные в настоящем пункте, представившие данные заявления в один день, включаются в список граждан в алфавитном порядке.
В соответствии со ст. 10 Гражданского кодекса РФ не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).
Представитель ответчика администрации муниципального образования «Город Астрахань» Мулдашева А.Х., действующая на основании доверенности в судебном заседании пояснила, что формирование земельных участков с целью их последующего бесплатного предоставления в собственность льготной категории граждан для индивидуального жилищного строительства, относится к полномочиям органа местного самоуправления или в установленном законом порядке органа исполнительной власти, самостоятельно принимающего решение по распоряжению земельными участками находящимися в муниципальной собственности. Администрация города за счет средств городского бюджета осуществляет формирование земельных участков в целях предоставления данных участков бесплатно в собственность гражданам льготной категории для индивидуального жилищного строительства. И самостоятельно определяет перечень земельных участков, которые будут предоставлены гражданам льготной категории. Наличие у истцов права на первоочередное получение земельного участка для строительства индивидуального жилого дома не означает обязанность соответствующего органа предоставить земельный участок без соблюдения соответствующей процедуры, закрепленной законодательством.
Возможность предоставления земельных участков в порядке ст. ст. 39.14-39.17 Земельного Кодекса Российской Федерации, гражданам обратившимся с заявлением о бесплатном предоставлении в собственность земельных участков на территории Астраханской области не предусмотрена.
Согласно письма управление муниципального имущества администрации муниципального образования «Город Астрахань» от 05.06.2018г., истцы стоят в первоочередном списке граждан, имеющих право на предоставление земельных участков находящихся в государственной или муниципальной собственности в собственность бесплатно на территории муниципального образования «Город Астрахань» за номером 61, и право на внеочередное предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности в собственность бесплатно на территории муниципального образования «Город Астрахань» не имеют.
Представитель ответчика администрации муниципального образования «Город Астрахань» Мулдашева А.Х., действующая на основании доверенности в судебном заседании пояснила, что в настоящее время номер очередности истцов - 45.
Исходя из правовой позиции, изложенной в п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 01.07.1996 N 6 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что исковые требования Подгоровой Г.Г., Джунусова И.В. к администрации муниципального образования «Город Астрахань» о признании отказа в предоставлении запрашиваемого земельного участка незаконным, обязании сформировать и поставить на кадастровый учет земельный участок, обязании предоставить запрашиваемый земельный участок, заявлены не обосновано и не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ суд,
решил:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░