Дело № 2-67/2022 (УИД № 69RS0040-02-2021-006459-90)
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
08 апреля 2022 года город Тверь
Центральный районный суд г. Твери в составе:
Председательствующего судьи Булыгиной Н.В.,
при секретаре Крякове Д.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Твери гражданское дело по иску исполняющего обязанности прокурора Центрального района города Твери в интересах Тверской области в лице Главного управления региональной безопасности Тверской области к Департаменту финансов администрации города Твери, Николаевой Оксане Витальевне о признании незаконным приказа Департамента финансов администрации города Твери от 05.04.2021 № 67-к о применении дисциплинарного взыскания в виде выговора к главному специалисту отдела финансирования отраслей социально-культурной сферы Департамента финансов администрации города Твери Николаевой О.В., о возложении обязанности на Департамент финансов администрации города Твери отменить приказ Департамента финансов администрации города Твери от 05.04.2021 №67-К о применении дисциплинарного взыскания в виде выговора к главному специалисту отдела финансирования отраслей социально-культурной сферы Департамента финансов администрации города Твери Николаевой О.В., признании незаконным бездействия Департамента финансов администрации города Твери, выразившееся в непринятии мер к применению взыскания в виде увольнения к главному специалисту отдела финансирования отраслей социально-культурной сферы Департамента финансов администрации города Твери Николаевой О.В за совершение коррупционного правонарушения, о признании незаконным, указанное в приказе Департамента финансов администрации города Твери от 09.09.2021 №164-к основание прекращения трудового договора с Николаевой О.В по п.3 ч.1 ст.77 Трудового кодекса РФ, изменении формулировки основания увольнения главного специалиста отдела финансирования отраслей социально-культурной сферы Департамента финансов администрации города Твери Николаевой О.В. на увольнение в связи с утратой доверия по ч. 5 ст. 15, ч. 2 ст. 27.1 Федерального закона от 02.03.2007 №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» и п. 7.1 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса РФ, о возложении обязанности на Николаеву О.В. в течение десяти дней со дня вступления в законную силу решения суда предоставить в Департамент финансов администрации города Твери свою трудовую книжку для внесения исправления в запись об увольнении из Департамента финансов администрации города Твери в части указания основания увольнения, о возложении обязанности на Департамент финансов администрации города Твери внести в трудовую книжку Николаевой О.В. исправления в части указания основания увольнения,
установил:
Исполняющий обязанности прокурора Центрального района города Твери обратился в суд с иском к Департаменту финансов администрации города Твери, Николаевой О.В. о признании незаконным приказа Департамента финансов администрации города Твери от 05.04.2021 № 67-к о применении дисциплинарного взыскания в виде выговора к главному специалисту отдела финансирования отраслей социально-культурной сферы Департамента финансов администрации города Твери Николаевой О.В., о возложении обязанности на Департамент финансов администрации города Твери отменить приказ Департамента финансов администрации города Твери от 05.04.2021 №67-К о применении дисциплинарного взыскания в виде выговора к главному специалисту отдела финансирования отраслей социально-культурной сферы Департамента финансов администрации города Твери Николаевой О.В., о признании незаконным бездействия Департамента финансов администрации города Твери, выразившееся в непринятии мер к применению взыскания в виде увольнения к главному специалисту отдела финансирования отраслей социально-культурной сферы Департамента финансов администрации города Твери Николаевой О.В за совершение коррупционного правонарушения, о признании незаконным, указанное в приказе Департамента финансов администрации города Твери от 09.09.2021 №164-к, основание прекращения трудового договора с Николаевой О.В по п.3 ч.1 ст.77 Трудового кодекса РФ, т.е. по собственному желанию, об изменении формулировки основания увольнения главного специалиста отдела финансирования отраслей социально-культурной сферы Департамента финансов администрации города Твери Николаевой О.В. на увольнение в связи с утратой доверия по ч. 5 ст. 15, ч.2 ст. 27.1 Федерального закона от 02.03.2007 №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» и п. 7.1 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса РФ,о возложении обязанности на Николаеву О.В. в течение десяти дней со дня вступления в законную силу решения суда предоставить в Департамент финансов администрации города Твери свою трудовую книжку для внесения исправления в запись об увольнении из Департамента финансов администрации города Твери в части указания основания увольнения, о возложении обязанности на Департамент финансов администрации города Твери внести в трудовую книжку Николаевой О.В. исправления в части указания основания увольнения.
К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Администрация города Твери, Комиссия по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов на муниципальной службе в администрации города Твери, Правительство Тверской области.
Протокольным определением суда от 28.02.2022 года для самостоятельного участия в деле привлечено Главное управление региональной безопасности Тверской области.
В обоснование заявленных исковых требований с учетом уточнений указано, что проверкой, проведенной прокуратурой Центрального района г. Твери в Департаменте финансов администрации города Твери (далее - Департамент) выявлены нарушения законодательства о противодействии коррупции.
Установлено, что Николаева О.В. занимала должность главного специалиста отдела финансирования отраслей социально-культурной сферы Департамента.
В соответствии с положениями ст. 8 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее - Закон № 275-ФЗ) на лиц замещающих должности муниципальной службы, включенные в перечни, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации, возложена обязанность представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей (п.п. 1.2,4 ч. 1).
Аналогичная обязанность установлена ст. 15 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (далее - Закон № 25-ФЗ).
Распоряжением Департамента от 04.09.2018 № 76 утвержден Перечень должностей муниципальной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых муниципальные служащие обязаны представлять сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, в который включены должности, отнесенные реестром должностей муниципальной службы в г. Твери к высшим, главным, ведущим и старшим должностям.
Должность главного специалиста отнесена к категории старших должностей (п.1.1 приказа должностей муниципальной службы в г. Твери).
Таким образом, Николаева О.В. является муниципальным служащим, замещает должность муниципальной службы, обязана представлять сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруга (далее - Сведения).
Во исполнение указанных положений закона главным специалистом отдела финансирования отраслей социально-культурной сферы Департамента Николаевой О.В. в 2018-2020 г.г. представлялись Сведения на себя и супруга ФИО за отчетные периоды 2017-2019 г.г.
Однако проведенной прокуратурой района проверкой установлено, что в Сведениях за 2017-2018 г.г. на супруга допущено сокрытие объектов недвижимости, находящихся в собственности у супруга, а именно земельных участков, расположенных по адресам:
- <данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Право собственности ФИО на указанные земельные участки в период с 22.05.2018 по 25.05.2018 прекращено, вместе с тем информация о наличии безвозмездной сделки либо дохода от продажи данных объектов недвижимости в Сведениях за 2018 г. не отражена.
Кроме того, Николаевой О.В. в Сведениях за 2017-2019 г.г. на ФИО допущено сокрытие информации о находящихся в собственности супруга земельных участках, расположенных по адресам:
- <данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>).
По выявленным фактам прокуратурой района в Департамент администрации города Твери 30.10.2020 внесено представление.
Результаты проведенной в отношении Николаевой О.В. проверки полноты и достоверности представленных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера рассмотрены 18.03.2021 на заседании комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов на муниципальной службе администрации города Твери. Николаева О.В. представила объяснение об отсутствии доверительных отношений с супругом, а также возможности из достоверных источников получить информацию о принадлежащем ему на праве собственности имуществе.
Вместе с тем, фактически Николаева O.В. подтверждает, что она осознавала, что у нее отсутствует полная и достоверная информация об имущественном положении супруга, в связи с чем представленные ею в 2017- 2019 г.г. сведения о его доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера являются заведомо неполными и недостоверными.
В соответствии с ч. 5 ст. 15 Закона № 25-ФЗ представление заведомо недостоверных или неполных сведений является правонарушением, влекущим увольнение муниципального служащего с муниципальной службы.
Согласно п. 10 ч. 1 ст. 12 Закона № 25-ФЗ муниципальный служащий обязан соблюдать ограничения, выполнять обязательства, не нарушать запреты, которые установлены настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
В качестве одного из оснований для расторжения трудового договора с муниципальным служащим установлено несоблюдение последним ограничений и запретов, связанных с муниципальной службой и установленных статьями 13, 14, 14.1 и 15 Закона № 25-ФЗ (п. 3 ч. 1 ст. 19 Закона № 25-ФЗ).
В силу положений ч. 2 ст. 27.1 Закона № 25-ФЗ муниципальный служащий подлежит увольнению с муниципальной службы в связи с утратой доверия в случаях совершения правонарушений, установленных статьями 14.1 и 15 настоящего Федерального закона.
При таких обстоятельствах, по мнению истца, к Николаевой О.В. надлежало применить взыскание виде увольнения с муниципальной службы в связи с утратой доверия.
Вместе с тем, по результатам решения комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов на муниципальной службе администрации города Твери от 18.03.2021 приказом Департамента финансов администрации города Твери от 05.04.2021 №67-К к Николаевой О.В. применено дисциплинарное взыскание в виде выговора.
При применении взысканий, предусмотренных статьями 14.1, 15 и 27 настоящего Федерального закона, учитываются характер совершенного муниципальным служащим коррупционного правонарушения, его тяжесть, обстоятельства, при которых оно совершено, соблюдение муниципальным служащим других ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и исполнение им обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, а также предшествующие результаты исполнения муниципальным служащим своих должностных обязанностей.
Согласно письму Минтруда России от 21.03.2016 N 18-2/10/П-1526 «О критериях привлечения к ответственности за коррупционные правонарушения» малозначительным проступком, за которое может быть применено дисциплинарное наказание в виде замечания или выговора, является ситуация сокрытия информации о ветхом частном доме, расположенном в среднестатистическом (район типовой застройки жильем экономкласса) дачном некоммерческом товариществе.
Сокрытие данных о более чем 50 земельных участках, а также информации об их отчуждении в результате возмездных либо безвозмездных сделок не может расцениваться в качестве малозначительного проступка.
В судебном заседании представитель прокуратуры Центрального района г. Твери по доверенности Андреев А.В. заявленные требования с учетом их уточнения поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить.
Представитель ответчика Департамента финансов администрации города Твери и представитель третьего лица Администрации города Твери Никитина Е.Б. возражала относительно удовлетворения исковых требований, представила в суд отзыв, согласно которому оснований для выступления прокурора в интересах юридического лица не приведено; действующее законодательство не предусматривает правовых норм, позволявших Николаевой О.В. получить достоверную информацию об имуществе своего супруга; примененное к ней дисциплинарное взыскание соответствовало тяжести проступка; на момент подачи иска и в настоящее время трудовые отношения между Николаевой О.В. и департаментом финансов администрации города Твери прекращены; отмена работодателем приказа о применении дисциплинарного взыскания возможна, когда трудовые отношения с работником продолжаются.
Третье лицо Николаева О.В. полагала необходимым в удовлетворении исковых требований отказать. Также Николаевой О.В. представлены в суд возражения, согласно которым по результатам проверки, проведенной прокуратурой Центрального района г. Твери, в Департамент финансов администрации города Твери внесено представление от 30.10.2020, после чего в отношении нее была проведена проверка полноты и достоверности представленных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. Результаты рассмотрены 18.03.2021 на заседании комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов на муниципальной службе в администрации города Твери. В соответствии с рекомендациями комиссии Департамент финансов администрации города Твери объявил ей дисциплинарное взыскание в виде выговора (приказ от 05.04.2021 № 67-к). 26.08.2021 она участвовала во II-м этапе конкурсного отбора кандидатов на включение в кадровый резерв для замещения вакантных должностей государственной гражданской службы Тверской области главной группы должностей категории «руководители» в Министерстве демографической и семейной политики Тверской области. После прохождения конкурсной процедуры 26.08.2021 она написала заявление об увольнении по собственному желанию из Департамента финансов администрации города Твери. 09.09.2021 она была уволена из Департамента финансов администрации города Твери согласно п. 3 ч.1 ст.77 Трудового кодекса РФ. Ее отношения с бывшим супругом не носили доверительный характер. Обнаруженные в ходе проверки объекты недвижимости, не отраженные ею в сведениях о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, находившиеся в собственности у ее супруга не использовались ею в качестве совместного владения. Ее бывший супруг ФИО является директором агропромышленной фирмы, предполагает, что обнаруженные земельные участки, как и их дальнейшее их отчуждение, было связано с его профессиональной деятельностью. Данными объектами недвижимости она не пользовалась и не знала об их существовании.
Иные лица, участвующие в деле в судебное заседание не явились, сведения о надлежащем извещении в материалах дела имеются.
Учитывая надлежащее извещение не явившихся лиц, суд в соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации считает возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
Заслушав представителя прокуратуры Центрального района г. Твери по доверенности Андреева А.В., представителя ответчика Департамента финансов администрации города Твери и представителя третьего лица Администрации города Твери Никитину Е.Б., третье лицо Николаеву О.В., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что по результатам проведенной прокуратурой Центрального района г. Твери проверки в Департаменте финансов администрации города Твери, выявлены нарушения законодательства со стороны главного специалиста отдела финансирования отраслей социально-культурной сферы Департамента финансов администрации города Твери Николаевой О.В..
В соответствии с положениями ст. 8 Федерального закона от 25.12.2008 № 273 ФЗ «О противодействии коррупции» на лиц замещающих должности муниципальной службы, включенные в перечни, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации, возложена обязанность представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей (п.п. 1.2, 4 ч. 1). Аналогичная обязанность установлена ст. 15 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (п. 1.1 ч. 1).
Распоряжением Департамента финансов администрации города Твери от 04.09.2018 № 76 утвержден Перечень должностей муниципальной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых муниципальные служащие обязаны представлять сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественною характера, а также сведения доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, в который включены должности, отнесенные реестром должностей муниципальной службы в г. Твери к высшим, главным, ведущим и старшим должностям. Должность главного специалиста отнесена к категории старших должностей.
Таким образом, Николаева О.В., являясь муниципальным служащим, замещая должность муниципальной службы, обязана была представлять сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруга.
Во исполнение указанных положений закона главным специалистом отдела финансирования отраслей социально-культурной сферы Департамента финансов администрации города Твери Николаевой О.В. в 2018-2020 г.г. представлялись Сведения на себя и супруга ФИО за отчетные периоды 2017-2019 г.г.
Однако проведенной прокуратурой района проверкой установлено, что в Сведениях за 2017-2018 г.г. на супруга допущено сокрытие объектов недвижимости, находящихся в собственности у супруга, а именно земельных участков, расположенных по указанным в исковом заявлении адресам.
Право собственности ФИО на указанные земельные участки в период с 22.05.2018 по 25.05.2018 прекращено, вместе с тем информация о наличии безвозмездной сделки либо дохода от продажи данных объектов недвижимости в Сведениях за 2018 г. не отражена.
Кроме того, Николаевой О.В. в Сведениях за 2017-2019 г.г. на ФИО допущено сокрытие информации о находящихся в собственности супруга земельных участках, расположенных по указанным в исковом заявлении адресам.
По выявленным фактам прокуратурой района в Департамент финансов администрации города Твери 30.10.2020 внесено представление.
Результаты проведенной в отношении Николаевой О.В. проверки полноты и достоверности представленных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера рассмотрены 18.03.2021 на заседании комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов на муниципальной службе администрации города Твери. По результатам рассмотрения работодателю рекомендовано применить к Николаевой О.В. меру дисциплинарной ответственности в виде выговора. Приказом Департамента финансов администрации города Твери от 05.04.2021 №67-К к Николаевой О.В. применено дисциплинарное взыскание в виде выговора.
Согласно ст. 5 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), состоящим из настоящего Кодекса, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права; иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Согласно ст. 192 ТК РФ за совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: замечание; выговор; увольнение по соответствующим основаниям.
В соответствии с п. 7.1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случае непринятия работником мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является, непредставления или представления неполных или недостоверных сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера либо непредставления или представления заведомо неполных или недостоверных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруга (супруги) и несовершеннолетних детей, открытия (наличия) счетов (вкладов), хранения наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владения и (или) пользования иностранными финансовыми инструментами работником, его супругом (супругой) и несовершеннолетними детьми в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, если указанные действия дают основание для утраты доверия к работнику со стороны работодателя.
В силу требований п. 10 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» муниципальный служащий обязан соблюдать ограничения, выполнять обязательства, не нарушать запреты, которые установлены настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
Согласно ч. 5 ст. 15 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» непредставление муниципальным служащим сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей в случае, если представление таких сведений обязательно, либо представление заведомо недостоверных или неполных сведений является правонарушением, влекущим увольнение муниципального служащего с муниципальной службы.
Пунктом 3 части 1 ст. 19 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» помимо оснований для расторжения трудового договора, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации, трудовой договор с муниципальным служащим может быть также расторгнут по инициативе представителя нанимателя (работодателя) в случае несоблюдения ограничений и запретов, связанных с муниципальной службой и установленных статьями 13, 14, 14.1 и 15 настоящего Федерального закона.
Согласно ч. 2 ст. 27.1 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» муниципальный служащий подлежит увольнению с муниципальной службы в связи с утратой доверия в случаях совершения правонарушений, установленных статьями 14.1 и 15 настоящего Федерального закона.
Исходя из содержания правовых норм, а именно, п. 7.1 ч. 1 ст. 81, ст. 192 ТК РФ, п. 3 ч. 1 ст. 19 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» увольнение работника за совершенное Николаевой О.В. нарушение является правом работодателя, а согласно ч. 5 ст. 15, ч. 2 ст. 27.1 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» его обязанностью.
В соответствии со ст. 5 ТК РФ в случае противоречий между настоящим Кодексом и иным федеральным законом, содержащим нормы трудового права, применяется настоящий Кодекс.
В судебном заседании участвующий в деле представитель прокуратуры пояснил, что настоящие исковые требования заявлены в рамках трудового законодательства, в защиту прав и законных интересов Главного Управления региональной безопасности Тверской области.
Однако суд не может согласиться с доводами прокурора по следующим основаниям.
Право прокурора на обращение в суд регламентировано частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурору предоставлено право обращения в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно Положению о Главном управлении региональной безопасности Тверской области, утвержденном Постановлением Правительства Тверской области от 18.10.2011 N 78-пп, Главное управление обладает правами юридического лица, имеет собственные бланки, штампы, печать с изображением герба Тверской области, имеет самостоятельный баланс и смету, счета, открытые в соответствии с законодательством, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, нести обязанности, выступать истцом, ответчиком, третьим лицом и заинтересованным лицом в судах.
В связи с чем суд считает, что правовых оснований для обращения в суд прокурора в интересах юридического лица с настоящим иском не имеется, поскольку право на обращение в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов юридических лиц прокурору не предоставлено.
Кроме того, суд обращает внимание, что совершенное Николаевой О.В. нарушение связано с осуществлением ею трудовой деятельности и наличием трудовых отношений с Департаментом финансов администрации города Твери.
В соответствии со ст. 15 ТК РФ трудовые отношения - отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы) в интересах, под управлением и контролем работодателя, подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
Материалами дела установлено, что сторонами трудовых отношений являлись Николаева О.В. (работник) и Департамент финансов администрации города Твери (работодатель).
Между тем, прокурор, обращаясь в суд с учетом уточнения с настоящим иском, указывает и поддерживает этот довод в судебном заседании, что обращение с требованиями вытекает из трудовых правоотношений. Однако Николаева О.В., являющаяся также ответчиком по данному делу, не состояла и не состоит в трудовых правоотношениях с ГУ РБ Тверской области. Согласно статье 381 ТК РФ индивидуальный трудовой спор - неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда), о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров. Индивидуальным трудовым спором признается спор между работодателем и лицом, ранее состоявшим в трудовых отношениях с этим работодателем, а также лицом, изъявившим желание заключить трудовой договор с работодателем, в случае отказа работодателя от заключения такого договора.
Статья 398 ТК РФ раскрывает определение коллективного трудового спора - неурегулированные разногласия между работниками (их представителями) и работодателями (их представителями) по поводу установления и изменения условий труда (включая заработную плату), заключения, изменения и выполнения коллективных договоров, соглашений, а также в связи с отказом работодателя учесть мнение выборного представительного органа работников при принятии локальных нормативных актов.
В связи с чем, суд соглашается с позицией представителя Департамента финансов администрации г. Твери, что рассматриваемый спор не является трудовым.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 77, статьи 80 Трудового Кодекса Российской Федерации РФ работнику предоставлено право расторжения трудового договора.
На основании приказа № 164-к от 09.09.2021 о прекращении трудового договора с работником (увольнении) с главным специалистом, старшим референтом муниципальной службы Тверской области 1 класса отдела финансирования отраслей социально-культурной сферы Департамента финансов администрации города Твери Николаевой О.В. прекращено действие трудового договора от 15.04.2008 № 3, она уволена 09.09.2021 по инициативе работника на основании п. 3 ч. 1 ст. 77 ТК РФ.
Судом установлено, что на момент подачи иска и в настоящее время трудовые отношения между Николаевой О.В. и Департаментом финансов администрации города Твери прекращены.
Прокурор обращается в суд и заявляет исковые требования о признании незаконным приказа в отношении Николаевой О.В. о применении к работнику выговора, отмене данного приказа, о признании незаконным основания прекращения трудового договора, об изменении формулировки основания увольнения. Между тем, отмена работодателем приказа о применении дисциплинарного взыскания возможна, когда трудовые отношения с работником продолжаются.
Согласно позиции Верховного Суда РФ, изложенной им, в частности, в Определении от 10.01.2014 N 70-КГ13-7, закон не предоставляет работодателю права совершать какие-либо юридически значимые действия, затрагивающие права и интересы работника, без его предварительного согласия и после того, как трудовые отношения между работодателем и работником уже прекращены по инициативе самого работодателя. Поэтому действия работодателя, в одностороннем порядке восстанавливающие трудовые отношения с работником путём отмены приказа об увольнении, юридического значения не имеют. Соответственно, дисциплинарное взыскание в виде увольнения не может быть отменено работодателем без согласия работника. Работник вправе требовать в суде признания увольнения незаконным, несмотря на издание работодателем приказа об отмене такого дисциплинарного взыскания. Работник же такого требования не заявлял.
Следует учитывать, что отмена приказа о привлечении работника к дисциплинарной ответственности, не лишают его права требовать от работодателя компенсации нанесенного ему морального вреда.
Если при снятии дисциплинарного взыскания работник считается не имеющим взыскания только с момента его снятия, то при отмене дисциплинарного взыскания работник признается изначально не имевшим такого взыскания. Следовательно, все негативные для работника последствия, наступившие в связи незаконным привлечением его к дисциплинарной ответственности, должны быть устранены. В частности, премии, не начисленные полностью или частично на основании отмененного впоследствии приказа о применении дисциплинарного взыскания, должны быть выплачены.
Иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, позволяющие работодателю совершать в одностороннем порядке указанные действия, законодательство также не содержит.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что доказательств тому, что нарушение, вытекающее из трудовых отношений Николаевой О.В. и Департамента финансов администрации города Твери повлекло нарушение прав и законных интересов Тверской области в лице Главного управления региональной безопасности Тверской области, прокурором не представлено, в связи с чем, оснований для удовлетворения исковых требований прокурора не имеется.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК Российской Федерации, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований исполняющего обязанности прокурора Центрального района города Твери, заявленных в защиту прав и законных интересов Тверской области в лице Главного управления региональной безопасности Тверской области к Департаменту финансов администрации города Твери, Николаевой О.В. о признании незаконным приказа Департамента финансов администрации города Твери от 05.04.2021 № 67-к о применении дисциплинарного взыскания в виде выговора к главному специалисту отдела финансирования отраслей социально-культурной сферы Департамента финансов администрации города Твери Николаевой О.В., о возложении обязанности на Департамент финансов администрации города Твери отменить приказ Департамента финансов администрации города Твери от 05.04.2021 №67-К о применении дисциплинарного взыскания в виде выговора к главному специалисту отдела финансирования отраслей социально-культурной сферы Департамента финансов администрации города Твери Николаевой О.В., о признании незаконным бездействия Департамента финансов администрации города Твери, выразившееся в непринятии мер к применению взыскания в виде увольнения к главному специалисту отдела финансирования отраслей социально-культурной сферы Департамента финансов администрации города Твери Николаевой О.В за совершение коррупционного правонарушения, о признании незаконным, указанное в приказе Департамента финансов администрации города Твери от 09.09.2021 №164-к, основание прекращения трудового договора с Николаевой О.В по п.3 ч.1 ст.77 Трудового кодекса РФ, т.е. по собственному желанию, об изменении формулировки основания увольнения главного специалиста отдела финансирования отраслей социально-культурной сферы Департамента финансов администрации города Твери Николаевой О.В. на увольнение в связи с утратой доверия по ч. 5 ст. 15, ч.2 ст. 27.1 Федерального закона от 02.03.2007 №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» и п. 7.1 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса РФ, о возложении обязанности на Николаеву О.В. в течение десяти дней со дня вступления в законную силу решения суда предоставить в Департамент финансов администрации города Твери свою трудовую книжку для внесения исправления в запись об увольнении из Департамента финансов администрации города Твери в части указания основания увольнения, о возложении обязанности на Департамент финансов администрации города Твери внести в трудовую книжку Николаевой О.В. исправления в части указания основания увольнения, - о т к а з а т ь.
Решение суда может быть обжаловано в Тверской областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд города Твери в течение месяца со дня принятия мотивированного решения.
Судья Н.В. Булыгина
Решение в окончательной форме изготовлено 25 апреля 2022 года.
Дело № 2-67/2022 (УИД № 69RS0040-02-2021-006459-90)
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
08 апреля 2022 года город Тверь
Центральный районный суд г. Твери в составе:
Председательствующего судьи Булыгиной Н.В.,
при секретаре Крякове Д.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Твери гражданское дело по иску исполняющего обязанности прокурора Центрального района города Твери в интересах Тверской области в лице Главного управления региональной безопасности Тверской области к Департаменту финансов администрации города Твери, Николаевой Оксане Витальевне о признании незаконным приказа Департамента финансов администрации города Твери от 05.04.2021 № 67-к о применении дисциплинарного взыскания в виде выговора к главному специалисту отдела финансирования отраслей социально-культурной сферы Департамента финансов администрации города Твери Николаевой О.В., о возложении обязанности на Департамент финансов администрации города Твери отменить приказ Департамента финансов администрации города Твери от 05.04.2021 №67-К о применении дисциплинарного взыскания в виде выговора к главному специалисту отдела финансирования отраслей социально-культурной сферы Департамента финансов администрации города Твери Николаевой О.В., признании незаконным бездействия Департамента финансов администрации города Твери, выразившееся в непринятии мер к применению взыскания в виде увольнения к главному специалисту отдела финансирования отраслей социально-культурной сферы Департамента финансов администрации города Твери Николаевой О.В за совершение коррупционного правонарушения, о признании незаконным, указанное в приказе Департамента финансов администрации города Твери от 09.09.2021 №164-к основание прекращения трудового договора с Николаевой О.В по п.3 ч.1 ст.77 Трудового кодекса РФ, изменении формулировки основания увольнения главного специалиста отдела финансирования отраслей социально-культурной сферы Департамента финансов администрации города Твери Николаевой О.В. на увольнение в связи с утратой доверия по ч. 5 ст. 15, ч. 2 ст. 27.1 Федерального закона от 02.03.2007 №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» и п. 7.1 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса РФ, о возложении обязанности на Николаеву О.В. в течение десяти дней со дня вступления в законную силу решения суда предоставить в Департамент финансов администрации города Твери свою трудовую книжку для внесения исправления в запись об увольнении из Департамента финансов администрации города Твери в части указания основания увольнения, о возложении обязанности на Департамент финансов администрации города Твери внести в трудовую книжку Николаевой О.В. исправления в части указания основания увольнения,
установил:
Исполняющий обязанности прокурора Центрального района города Твери обратился в суд с иском к Департаменту финансов администрации города Твери, Николаевой О.В. о признании незаконным приказа Департамента финансов администрации города Твери от 05.04.2021 № 67-к о применении дисциплинарного взыскания в виде выговора к главному специалисту отдела финансирования отраслей социально-культурной сферы Департамента финансов администрации города Твери Николаевой О.В., о возложении обязанности на Департамент финансов администрации города Твери отменить приказ Департамента финансов администрации города Твери от 05.04.2021 №67-К о применении дисциплинарного взыскания в виде выговора к главному специалисту отдела финансирования отраслей социально-культурной сферы Департамента финансов администрации города Твери Николаевой О.В., о признании незаконным бездействия Департамента финансов администрации города Твери, выразившееся в непринятии мер к применению взыскания в виде увольнения к главному специалисту отдела финансирования отраслей социально-культурной сферы Департамента финансов администрации города Твери Николаевой О.В за совершение коррупционного правонарушения, о признании незаконным, указанное в приказе Департамента финансов администрации города Твери от 09.09.2021 №164-к, основание прекращения трудового договора с Николаевой О.В по п.3 ч.1 ст.77 Трудового кодекса РФ, т.е. по собственному желанию, об изменении формулировки основания увольнения главного специалиста отдела финансирования отраслей социально-культурной сферы Департамента финансов администрации города Твери Николаевой О.В. на увольнение в связи с утратой доверия по ч. 5 ст. 15, ч.2 ст. 27.1 Федерального закона от 02.03.2007 №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» и п. 7.1 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса РФ,о возложении обязанности на Николаеву О.В. в течение десяти дней со дня вступления в законную силу решения суда предоставить в Департамент финансов администрации города Твери свою трудовую книжку для внесения исправления в запись об увольнении из Департамента финансов администрации города Твери в части указания основания увольнения, о возложении обязанности на Департамент финансов администрации города Твери внести в трудовую книжку Николаевой О.В. исправления в части указания основания увольнения.
К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Администрация города Твери, Комиссия по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов на муниципальной службе в администрации города Твери, Правительство Тверской области.
Протокольным определением суда от 28.02.2022 года для самостоятельного участия в деле привлечено Главное управление региональной безопасности Тверской области.
В обоснование заявленных исковых требований с учетом уточнений указано, что проверкой, проведенной прокуратурой Центрального района г. Твери в Департаменте финансов администрации города Твери (далее - Департамент) выявлены нарушения законодательства о противодействии коррупции.
Установлено, что Николаева О.В. занимала должность главного специалиста отдела финансирования отраслей социально-культурной сферы Департамента.
В соответствии с положениями ст. 8 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее - Закон № 275-ФЗ) на лиц замещающих должности муниципальной службы, включенные в перечни, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации, возложена обязанность представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей (п.п. 1.2,4 ч. 1).
Аналогичная обязанность установлена ст. 15 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (далее - Закон № 25-ФЗ).
Распоряжением Департамента от 04.09.2018 № 76 утвержден Перечень должностей муниципальной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых муниципальные служащие обязаны представлять сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, в который включены должности, отнесенные реестром должностей муниципальной службы в г. Твери к высшим, главным, ведущим и старшим должностям.
Должность главного специалиста отнесена к категории старших должностей (п.1.1 приказа должностей муниципальной службы в г. Твери).
Таким образом, Николаева О.В. является муниципальным служащим, замещает должность муниципальной службы, обязана представлять сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруга (далее - Сведения).
Во исполнение указанных положений закона главным специалистом отдела финансирования отраслей социально-культурной сферы Департамента Николаевой О.В. в 2018-2020 г.г. представлялись Сведения на себя и супруга ФИО за отчетные периоды 2017-2019 г.г.
Однако проведенной прокуратурой района проверкой установлено, что в Сведениях за 2017-2018 г.г. на супруга допущено сокрытие объектов недвижимости, находящихся в собственности у супруга, а именно земельных участков, расположенных по адресам:
- <данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Право собственности ФИО на указанные земельные участки в период с 22.05.2018 по 25.05.2018 прекращено, вместе с тем информация о наличии безвозмездной сделки либо дохода от продажи данных объектов недвижимости в Сведениях за 2018 г. не отражена.
Кроме того, Николаевой О.В. в Сведениях за 2017-2019 г.г. на ФИО допущено сокрытие информации о находящихся в собственности супруга земельных участках, расположенных по адресам:
- <данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>).
По выявленным фактам прокуратурой района в Департамент администрации города Твери 30.10.2020 внесено представление.
Результаты проведенной в отношении Николаевой О.В. проверки полноты и достоверности представленных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера рассмотрены 18.03.2021 на заседании комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов на муниципальной службе администрации города Твери. Николаева О.В. представила объяснение об отсутствии доверительных отношений с супругом, а также возможности из достоверных источников получить информацию о принадлежащем ему на праве собственности имуществе.
Вместе с тем, фактически Николаева O.В. подтверждает, что она осознавала, что у нее отсутствует полная и достоверная информация об имущественном положении супруга, в связи с чем представленные ею в 2017- 2019 г.г. сведения о его доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера являются заведомо неполными и недостоверными.
В соответствии с ч. 5 ст. 15 Закона № 25-ФЗ представление заведомо недостоверных или неполных сведений является правонарушением, влекущим увольнение муниципального служащего с муниципальной службы.
Согласно п. 10 ч. 1 ст. 12 Закона № 25-ФЗ муниципальный служащий обязан соблюдать ограничения, выполнять обязательства, не нарушать запреты, которые установлены настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
В качестве одного из оснований для расторжения трудового договора с муниципальным служащим установлено несоблюдение последним ограничений и запретов, связанных с муниципальной службой и установленных статьями 13, 14, 14.1 и 15 Закона № 25-ФЗ (п. 3 ч. 1 ст. 19 Закона № 25-ФЗ).
В силу положений ч. 2 ст. 27.1 Закона № 25-ФЗ муниципальный служащий подлежит увольнению с муниципальной службы в связи с утратой доверия в случаях совершения правонарушений, установленных статьями 14.1 и 15 настоящего Федерального закона.
При таких обстоятельствах, по мнению истца, к Николаевой О.В. надлежало применить взыскание виде увольнения с муниципальной службы в связи с утратой доверия.
Вместе с тем, по результатам решения комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов на муниципальной службе администрации города Твери от 18.03.2021 приказом Департамента финансов администрации города Твери от 05.04.2021 №67-К к Николаевой О.В. применено дисциплинарное взыскание в виде выговора.
При применении взысканий, предусмотренных статьями 14.1, 15 и 27 настоящего Федерального закона, учитываются характер совершенного муниципальным служащим коррупционного правонарушения, его тяжесть, обстоятельства, при которых оно совершено, соблюдение муниципальным служащим других ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и исполнение им обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, а также предшествующие результаты исполнения муниципальным служащим своих должностных обязанностей.
Согласно письму Минтруда России от 21.03.2016 N 18-2/10/П-1526 «О критериях привлечения к ответственности за коррупционные правонарушения» малозначительным проступком, за которое может быть применено дисциплинарное наказание в виде замечания или выговора, является ситуация сокрытия информации о ветхом частном доме, расположенном в среднестатистическом (район типовой застройки жильем экономкласса) дачном некоммерческом товариществе.
Сокрытие данных о более чем 50 земельных участках, а также информации об их отчуждении в результате возмездных либо безвозмездных сделок не может расцениваться в качестве малозначительного проступка.
В судебном заседании представитель прокуратуры Центрального района г. Твери по доверенности Андреев А.В. заявленные требования с учетом их уточнения поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить.
Представитель ответчика Департамента финансов администрации города Твери и представитель третьего лица Администрации города Твери Никитина Е.Б. возражала относительно удовлетворения исковых требований, представила в суд отзыв, согласно которому оснований для выступления прокурора в интересах юридического лица не приведено; действующее законодательство не предусматривает правовых норм, позволявших Николаевой О.В. получить достоверную информацию об имуществе своего супруга; примененное к ней дисциплинарное взыскание соответствовало тяжести проступка; на момент подачи иска и в настоящее время трудовые отношения между Николаевой О.В. и департаментом финансов администрации города Твери прекращены; отмена работодателем приказа о применении дисциплинарного взыскания возможна, когда трудовые отношения с работником продолжаются.
Третье лицо Николаева О.В. полагала необходимым в удовлетворении исковых требований отказать. Также Николаевой О.В. представлены в суд возражения, согласно которым по результатам проверки, проведенной прокуратурой Центрального района г. Твери, в Департамент финансов администрации города Твери внесено представление от 30.10.2020, после чего в отношении нее была проведена проверка полноты и достоверности представленных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. Результаты рассмотрены 18.03.2021 на заседании комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов на муниципальной службе в администрации города Твери. В соответствии с рекомендациями комиссии Департамент финансов администрации города Твери объявил ей дисциплинарное взыскание в виде выговора (приказ от 05.04.2021 № 67-к). 26.08.2021 она участвовала во II-м этапе конкурсного отбора кандидатов на включение в кадровый резерв для замещения вакантных должностей государственной гражданской службы Тверской области главной группы должностей категории «руководители» в Министерстве демографической и семейной политики Тверской области. После прохождения конкурсной процедуры 26.08.2021 она написала заявление об увольнении по собственному желанию из Департамента финансов администрации города Твери. 09.09.2021 она была уволена из Департамента финансов администрации города Твери согласно п. 3 ч.1 ст.77 Трудового кодекса РФ. Ее отношения с бывшим супругом не носили доверительный характер. Обнаруженные в ходе проверки объекты недвижимости, не отраженные ею в сведениях о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, находившиеся в собственности у ее супруга не использовались ею в качестве совместного владения. Ее бывший супруг ФИО является директором агропромышленной фирмы, предполагает, что обнаруженные земельные участки, как и их дальнейшее их отчуждение, было связано с его профессиональной деятельностью. Данными объектами недвижимости она не пользовалась и не знала об их существовании.
Иные лица, участвующие в деле в судебное заседание не явились, сведения о надлежащем извещении в материалах дела имеются.
Учитывая надлежащее извещение не явившихся лиц, суд в соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации считает возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
Заслушав представителя прокуратуры Центрального района г. Твери по доверенности Андреева А.В., представителя ответчика Департамента финансов администрации города Твери и представителя третьего лица Администрации города Твери Никитину Е.Б., третье лицо Николаеву О.В., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что по результатам проведенной прокуратурой Центрального района г. Твери проверки в Департаменте финансов администрации города Твери, выявлены нарушения законодательства со стороны главного специалиста отдела финансирования отраслей социально-культурной сферы Департамента финансов администрации города Твери Николаевой О.В..
В соответствии с положениями ст. 8 Федерального закона от 25.12.2008 № 273 ФЗ «О противодействии коррупции» на лиц замещающих должности муниципальной службы, включенные в перечни, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации, возложена обязанность представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей (п.п. 1.2, 4 ч. 1). Аналогичная обязанность установлена ст. 15 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (п. 1.1 ч. 1).
Распоряжением Департамента финансов администрации города Твери от 04.09.2018 № 76 утвержден Перечень должностей муниципальной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых муниципальные служащие обязаны представлять сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественною характера, а также сведения доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, в который включены должности, отнесенные реестром должностей муниципальной службы в г. Твери к высшим, главным, ведущим и старшим должностям. Должность главного специалиста отнесена к категории старших должностей.
Таким образом, Николаева О.В., являясь муниципальным служащим, замещая должность муниципальной службы, обязана была представлять сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруга.
Во исполнение указанных положений закона главным специалистом отдела финансирования отраслей социально-культурной сферы Департамента финансов администрации города Твери Николаевой О.В. в 2018-2020 г.г. представлялись Сведения на себя и супруга ФИО за отчетные периоды 2017-2019 г.г.
Однако проведенной прокуратурой района проверкой установлено, что в Сведениях за 2017-2018 г.г. на супруга допущено сокрытие объектов недвижимости, находящихся в собственности у супруга, а именно земельных участков, расположенных по указанным в исковом заявлении адресам.
Право собственности ФИО на указанные земельные участки в период с 22.05.2018 по 25.05.2018 прекращено, вместе с тем информация о наличии безвозмездной сделки либо дохода от продажи данных объектов недвижимости в Сведениях за 2018 г. не отражена.
Кроме того, Николаевой О.В. в Сведениях за 2017-2019 г.г. на ФИО допущено сокрытие информации о находящихся в собственности супруга земельных участках, расположенных по указанным в исковом заявлении адресам.
По выявленным фактам прокуратурой района в Департамент финансов администрации города Твери 30.10.2020 внесено представление.
Результаты проведенной в отношении Николаевой О.В. проверки полноты и достоверности представленных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера рассмотрены 18.03.2021 на заседании комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов на муниципальной службе администрации города Твери. По результатам рассмотрения работодателю рекомендовано применить к Николаевой О.В. меру дисциплинарной ответственности в виде выговора. Приказом Департамента финансов администрации города Твери от 05.04.2021 №67-К к Николаевой О.В. применено дисциплинарное взыскание в виде выговора.
Согласно ст. 5 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), состоящим из настоящего Кодекса, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права; иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Согласно ст. 192 ТК РФ за совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: замечание; выговор; увольнение по соответствующим основаниям.
В соответствии с п. 7.1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случае непринятия работником мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является, непредставления или представления неполных или недостоверных сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера либо непредставления или представления заведомо неполных или недостоверных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруга (супруги) и несовершеннолетних детей, открытия (наличия) счетов (вкладов), хранения наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владения и (или) пользования иностранными финансовыми инструментами работником, его супругом (супругой) и несовершеннолетними детьми в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, если указанные действия дают основание для утраты доверия к работнику со стороны работодателя.
В силу требований п. 10 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» муниципальный служащий обязан соблюдать ограничения, выполнять обязательства, не нарушать запреты, которые установлены настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
Согласно ч. 5 ст. 15 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» непредставление муниципальным служащим сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей в случае, если представление таких сведений обязательно, либо представление заведомо недостоверных или неполных сведений является правонарушением, влекущим увольнение муниципального служащего с муниципальной службы.
Пунктом 3 части 1 ст. 19 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» помимо оснований для расторжения трудового договора, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации, трудовой договор с муниципальным служащим может быть также расторгнут по инициативе представителя нанимателя (работодателя) в случае несоблюдения ограничений и запретов, связанных с муниципальной службой и установленных статьями 13, 14, 14.1 и 15 настоящего Федерального закона.
Согласно ч. 2 ст. 27.1 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» муниципальный служащий подлежит увольнению с муниципальной службы в связи с утратой доверия в случаях совершения правонарушений, установленных статьями 14.1 и 15 настоящего Федерального закона.
Исходя из содержания правовых норм, а именно, п. 7.1 ч. 1 ст. 81, ст. 192 ТК РФ, п. 3 ч. 1 ст. 19 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» увольнение работника за совершенное Николаевой О.В. нарушение является правом работодателя, а согласно ч. 5 ст. 15, ч. 2 ст. 27.1 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» его обязанностью.
В соответствии со ст. 5 ТК РФ в случае противоречий между настоящим Кодексом и иным федеральным законом, содержащим нормы трудового права, применяется настоящий Кодекс.
В судебном заседании участвующий в деле представитель прокуратуры пояснил, что настоящие исковые требования заявлены в рамках трудового законодательства, в защиту прав и законных интересов Главного Управления региональной безопасности Тверской области.
Однако суд не может согласиться с доводами прокурора по следующим основаниям.
Право прокурора на обращение в суд регламентировано частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурору предоставлено право обращения в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно Положению о Главном управлении региональной безопасности Тверской области, утвержденном Постановлением Правительства Тверской области от 18.10.2011 N 78-пп, Главное управление обладает правами юридического лица, имеет собственные бланки, штампы, печать с изображением герба Тверской области, имеет самостоятельный баланс и смету, счета, открытые в соответствии с законодательством, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, нести обязанности, выступать истцом, ответчиком, третьим лицом и заинтересованным лицом в судах.
В связи с чем суд считает, что правовых оснований для обращения в суд прокурора в интересах юридического лица с настоящим иском не имеется, поскольку право на обращение в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов юридических лиц прокурору не предоставлено.
Кроме того, суд обращает внимание, что совершенное Николаевой О.В. нарушение связано с осуществлением ею трудовой деятельности и наличием трудовых отношений с Департаментом финансов администрации города Твери.
В соответствии со ст. 15 ТК РФ трудовые отношения - отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы) в интересах, под управлением и контролем работодателя, подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
Материалами дела установлено, что сторонами трудовых отношений являлись Николаева О.В. (работник) и Департамент финансов администрации города Твери (работодатель).
Между тем, прокурор, обращаясь в суд с учетом уточнения с настоящим иском, указывает и поддерживает этот довод в судебном заседании, что обращение с требованиями вытекает из трудовых правоотношений. Однако Николаева О.В., являющаяся также ответчиком по данному делу, не состояла и не состоит в трудовых правоотношениях с ГУ РБ Тверской области. Согласно статье 381 ТК РФ индивидуальный трудовой спор - неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда), о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров. Индивидуальным трудовым спором признается спор между работодателем и лицом, ранее состоявшим в трудовых отношениях с этим работодателем, а также лицом, изъявившим желание заключить трудовой договор с работодателем, в случае отказа работодателя от заключения такого договора.
Статья 398 ТК РФ раскрывает определение коллективного трудового спора - неурегулированные разногласия между работниками (их представителями) и работодателями (их представителями) по поводу установления и изменения условий труда (включая заработную плату), заключения, изменения и выполнения коллективных договоров, соглашений, а также в связи с отказом работодателя учесть мнение выборного представительного органа работников при принятии локальных нормативных актов.
В связи с чем, суд соглашается с позицией представителя Департамента финансов администрации г. Твери, что рассматриваемый спор не является трудовым.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 77, статьи 80 Трудового Кодекса Российской Федерации РФ работнику предоставлено право расторжения трудового договора.
На основании приказа № 164-к от 09.09.2021 о прекращении трудового договора с работником (увольнении) с главным специалистом, старшим референтом муниципальной службы Тверской области 1 класса отдела финансирования отраслей социально-культурной сферы Департамента финансов администрации города Твери Николаевой О.В. прекращено действие трудового договора от 15.04.2008 № 3, она уволена 09.09.2021 по инициативе работника на основании п. 3 ч. 1 ст. 77 ТК РФ.
Судом установлено, что на момент подачи иска и в настоящее время трудовые отношения между Николаевой О.В. и Департаментом финансов администрации города Твери прекращены.
Прокурор обращается в суд и заявляет исковые требования о признании незаконным приказа в отношении Николаевой О.В. о применении к работнику выговора, отмене данного приказа, о признании незаконным основания прекращения трудового договора, об изменении формулировки основания увольнения. Между тем, отмена работодателем приказа о применении дисциплинарного взыскания возможна, когда трудовые отношения с работником продолжаются.
Согласно позиции Верховного Суда РФ, изложенной им, в частности, в Определении от 10.01.2014 N 70-КГ13-7, закон не предоставляет работодателю права совершать какие-либо юридически значимые действия, затрагивающие права и интересы работника, без его предварительного согласия и после того, как трудовые отношения между работодателем и работником уже прекращены по инициативе самого работодателя. Поэтому действия работодателя, в одностороннем порядке восстанавливающие трудовые отношения с работником путём отмены приказа об увольнении, юридического значения не имеют. Соответственно, дисциплинарное взыскание в виде увольнения не может быть отменено работодателем без согласия работника. Работник вправе требовать в суде признания увольнения незаконным, несмотря на издание работодателем приказа об отмене такого дисциплинарного взыскания. Работник же такого требования не заявлял.
Следует учитывать, что отмена приказа о привлечении работника к дисциплинарной ответственности, не лишают его права требовать от работодателя компенсации нанесенного ему морального вреда.
Если при снятии дисциплинарного взыскания работник считается не имеющим взыскания только с момента его снятия, то при отмене дисциплинарного взыскания работник признается изначально не имевшим такого взыскания. Следовательно, все негативные для работника последствия, наступившие в связи незаконным привлечением его к дисциплинарной ответственности, должны быть устранены. В частности, премии, не начисленные полностью или частично на основании отмененного впоследствии приказа о применении дисциплинарного взыскания, должны быть выплачены.
Иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, позволяющие работодателю совершать в одностороннем порядке указанные действия, законодательство также не содержит.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что доказательств тому, что нарушение, вытекающее из трудовых отношений Николаевой О.В. и Департамента финансов администрации города Твери повлекло нарушение прав и законных интересов Тверской области в лице Главного управления региональной безопасности Тверской области, прокурором не представлено, в связи с чем, оснований для удовлетворения исковых требований прокурора не имеется.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК Российской Федерации, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований исполняющего обязанности прокурора Центрального района города Твери, заявленных в защиту прав и законных интересов Тверской области в лице Главного управления региональной безопасности Тверской области к Департаменту финансов администрации города Твери, Николаевой О.В. о признании незаконным приказа Департамента финансов администрации города Твери от 05.04.2021 № 67-к о применении дисциплинарного взыскания в виде выговора к главному специалисту отдела финансирования отраслей социально-культурной сферы Департамента финансов администрации города Твери Николаевой О.В., о возложении обязанности на Департамент финансов администрации города Твери отменить приказ Департамента финансов администрации города Твери от 05.04.2021 №67-К о применении дисциплинарного взыскания в виде выговора к главному специалисту отдела финансирования отраслей социально-культурной сферы Департамента финансов администрации города Твери Николаевой О.В., о признании незаконным бездействия Департамента финансов администрации города Твери, выразившееся в непринятии мер к применению взыскания в виде увольнения к главному специалисту отдела финансирования отраслей социально-культурной сферы Департамента финансов администрации города Твери Николаевой О.В за совершение коррупционного правонарушения, о признании незаконным, указанное в приказе Департамента финансов администрации города Твери от 09.09.2021 №164-к, основание прекращения трудового договора с Николаевой О.В по п.3 ч.1 ст.77 Трудового кодекса РФ, т.е. по собственному желанию, об изменении формулировки основания увольнения главного специалиста отдела финансирования отраслей социально-культурной сферы Департамента финансов администрации города Твери Николаевой О.В. на увольнение в связи с утратой доверия по ч. 5 ст. 15, ч.2 ст. 27.1 Федерального закона от 02.03.2007 №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» и п. 7.1 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса РФ, о возложении обязанности на Николаеву О.В. в течение десяти дней со дня вступления в законную силу решения суда предоставить в Департамент финансов администрации города Твери свою трудовую книжку для внесения исправления в запись об увольнении из Департамента финансов администрации города Твери в части указания основания увольнения, о возложении обязанности на Департамент финансов администрации города Твери внести в трудовую книжку Николаевой О.В. исправления в части указания основания увольнения, - о т к а з а т ь.
Решение суда может быть обжаловано в Тверской областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд города Твери в течение месяца со дня принятия мотивированного решения.
Судья Н.В. Булыгина
Решение в окончательной форме изготовлено 25 апреля 2022 года.