РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

17 февраля 2021 года                                                                       г. Астрахань

Кировский районный суд города Астрахани в составе:

председательствующего судьи Хохлачевой О.Н.

при секретаре                              Боброве А.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в здании Кировского районного суда г.Астрахани, расположенного по адресу: г. Астрахань, ул. Набережная 1 Мая, 43 административное дело №2а-1010/2021 по административному иску Бобровской Русудан Владимировны к областному государственному казенному учреждению «Центр занятости населения города Астрахани» о признании приказа о снятии с учета в качестве безработной незаконным,

УСТАНОВИЛ:

Бобровская Р.В. обратилась в суд с административным иском к областному государственному казенному учреждению «Центр занятости населения города Астрахани» о признании приказа о снятии с учета в качестве безработной незаконным.

Административный иск мотивирован тем, что в июне 2020г. через портал «Госуслуги» в сети интернет она обратилась в ОГКУ «Центр занятости населения города Астрахани» с заявлением о предоставлении государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы представив при этом необходимые документы в электронной форме. По результатам рассмотрения обращения ответчиком принято решение о признании ее зарегистрированной в качестве незанятого гражданина. Она поставлена на учет в качестве безработной и с 25 июня 2020 года являлась получателем пособия по безработице. Однако из письма ответчика от 22 октября 2020 года ей стало известно, что она снята с учета в качестве безработной и выставлено требование о возврате незаконно полученного пособия в период с 25 июня 2020 года по 22 октября 2020 года в размере 43061,00 рублей. С этим решением ответчика не согласна, поскольку обманным путем пособие не получала. В связи с этим была вынуждена обратиться в суд и с учетом уточненных исковых требований просила признать незаконным приказ ОГКУ «ЦЗН г. Астрахани» от 22 октября 2020 года о снятии ее с учета в качестве безработной с 25 июня 2020 года и отменить его.

Административный истец Бобровская Р.В. в судебное заседание не явилась, представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие.

Представитель ответчика областного государственного казенного учреждения «Центр занятости населения города Астрахани» (далее ОГКУ «ЦЗН г. Астрахани») Вострикова И.В. в судебное заседание не явилась, направила в адрес суда заявление, в котором просила рассмотреть дело в ее отсутствие, против удовлетворения заявленных требования возражала, просила отказать в иске по основаниям изложенным в письменных возражениях.

В силу ст. 150 КАС РФ суд приступил к рассмотрению дела в отсутствие не явившихся сторон.

Суд, исследовав материалы дела, приходит к следующему выводу.

В соответствии с требованиями части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Судом установлено, что 25 июня 2020 года Бобровская Р.В., имеющая регистрацию по адресу: <адрес> фактически проживающая по адресу: <адрес>, обратилась в центр занятости с целью регистрации в качестве безработной и назначения пособия по безработице. В заявлении в качестве фактического места жительства указан адрес: <адрес>, приведены данные паспорта гражданина Российской Федерации, согласно которому Бобровская Р.В. постоянно зарегистрирована по адресу: <адрес>. При этом, графа с указанием места регистрации в форме заявления отсутствует.

Приказом областного государственного казенного учреждения «Центр занятости населения города Астрахани» от 26 июня 2020 года Бобровская Р.В. признана безработной с 25 июня 2020 года, ей назначено пособие по безработице.

22 октября 2020 года Бобровская Р.В. снята с регистрационного учета в качестве безработной, в связи с попыткой получения пособия по безработице обманным путем (приказ ).

Данный приказ является незаконным и подлежит отмене по следующим основаниям.

В российской Федерации как социальном государстве, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, охраняется труд и здоровье людей, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты, развивается система социальных служб; каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 7, часть 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации).

Правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы определены Законом Российской Федерации от 19 апреля 1992 года №1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (далее Закон от19 апреля 1992 года №1032-1).

В силу положений части 1 статьи 3 Закона от 19 апреля 1992 года №1032-1 безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.

Порядок регистрации безработных граждан, порядок регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и требования к подбору подходящей работы устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки и (или) сведений о трудовой деятельности, оформленных в установленном законодательством порядке, либо документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы (службы), а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих квалификации - паспорта и документа об образовании и (или) о квалификации (часть 2 статьи 3 Закона от 19 апреля 1991 года №1032-1).

Аналогичное по сути нормативное регулирование содержат и Временные правила регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2020 года №460 (пункт 8), а также пункт 5 Правил регистрации безработных граждан, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2012 года №891.

В силу пункта 1 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

Абзацем вторым статьи 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года №5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» определено, что регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации - государственная деятельность по фиксации и обобщению предусмотренных настоящим Законом сведений о регистрации граждан Российской Федерации по месту пребывания, регистрации граждан Российской Федерации по месту жительства, снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту жительства в пределах Российской Федерации.

Регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания - постановка гражданина Российской Федерации на регистрационный учет по месту пребывания, то есть фиксация в установленном порядке органом регистрационного учета сведений о месте пребывания гражданина Российской Федерации и о его нахождении в данном месте пребывания (абзац третий статьи 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года №5242-1).

Регистрация гражданина Российской Федерации по месту жительства - постановка гражданина Российской Федерации на регистрационный учет по месту жительства, то есть фиксация в установленном порядке органом регистрационного учета сведений о месте жительства гражданина Российской Федерации и о его нахождении в данном месте жительства (абзац четвертый статьи 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года №5242-1).

Абзацем 8 статьи 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года №5242-1 определено, что местом жительства является жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.

По смыслу приведенных нормативных положений в их системной взаимосвязи гражданин, являющийся безработным, подлежит постановке на учет по месту жительства, которое определяется местом преимущественного проживания.

Такое толкование нормативных положений соответствует положениям статьи 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года №5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», согласно которой регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.

Более того в силу правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 21 ноября 2013 года №1868-О, закон не связывает определение места жительства лица исключительно с фактом его регистрации по месту жительства или по месту пребывания. Конкретное место жительства лица может быть установлено судом общей юрисдикции на основе различных юридических фактов, не обязательно связанных с его регистрацией компетентными органами.

Проанализировав приведенные выше правовые нормы, суд приходит к выводу о том, что регистрация не входит в понятие места жительства и является лишь одним из доказательств, подтверждающих факт нахождения гражданина по месту пребывания или по месту жительства. Отсутствие регистрации по месту жительства не исключает возможность установления фактического места жительства гражданина на основе других доказательств, не обязательно исходящих от органа регистрационного учета.

Вопреки позиции административного ответчика, на основании имеющихся в материалах дела доказательств установлено, что Бобровская Р.В. на момент подачи заявления фактически проживала по адресу: <адрес>, принадлежащей отцу ее супруга ФИО8 ФИО8, вместе со своей семьей супругом и ребенком ФИО8.

При этом судом установлено, что по месту постоянной регистрации Бобровская Р.В. не проживает.

Более того, в заявлении о постановке на учет отсутствует графа с указанием места регистрации, имеется одна графа: место жительства, которое как указывалось выше, не связывается с местом регистрации, и место пребывания. Сведения о месте жительства и месте пребывания, отраженные истцом в заявлении, соответствуют фактическим, следовательно, основание, изложенное в оспариваемом приказе (получение пособия обманным путем), не основано на законе.

Аналогичная позиция изложена Верховным Судом Российской Федерации в Обзорах судебной практики и в судебных решениях (Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 29 июля 2019 года №18-КГ19-31 и других).

Суд также учитывает, что иные причины не являлись основанием для отмены приказа о признании Бобровской Р.В. безработной, а согласно пункту 61 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года №36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» суд не вправе признать обоснованным оспариваемое решение, действие, бездействие со ссылкой на обстоятельства, не являвшиеся предметом рассмотрения соответствующего органа, организации, лица, изменяя таким образом основания принятого решения, совершенного действия, имевшего место бездействия.

При этом в соответствии с частью 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания законности вынесенного решения возлагается на органа, принявший оспариваемое решение.

Административный ответчик в отсутствие иного обоснования (кроме указания на получение пособия обманным путем) своих действий при принятии оспариваемого приказа утратил возможность доказать его законность и обоснованность.

С учетом требований пункта 1 части 3 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд, признав административный иск обоснованным, полагает, что для восстановления нарушенных прав, свободы и интересов административного истца достаточно признания незаконным оспариваемого решения органа публичной власти и его отмены.

Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░░ 22 ░░░░░░░ 2020 ░░░░ № 296░40/2004 «░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ (░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░.

░░░░░:                                    ░.░.░░░░░░░░░

░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 25 ░░░░░░░ 2021 ░░░░.

░░░░░:                                    ░.░.░░░░░░░░░

2а-1010/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Бобровская Русудан Владимировна
Ответчики
ОГКУ "Центр занятости населения г. Астрахани"
Суд
Кировский районный суд г. Астрахань
Судья
Хохлачева О.Н.
Дело на сайте суда
kirovsky.ast.sudrf.ru
18.01.2021Регистрация административного искового заявления
18.01.2021Передача материалов судье
19.01.2021Решение вопроса о принятии к производству
19.01.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.02.2021Подготовка дела (собеседование)
10.02.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.02.2021Судебное заседание
25.02.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.02.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.02.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее