Р Е Ш Е Н И Е
ИФИО1
<адрес> 10 июля 2018 года
Ленинский районный суд <адрес> Республики в составе:
председательствующего: судьи Кузнецовой Т.З.,
при секретаре ФИО27,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску ФИО31 Яхи ФИО10 к Правительству Российской Федерации, Главному Управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по ЧР и Министерству финансов РФ о признании пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации – землетрясения в октябре 2008 года на территории ЧР, признании права на получение государственного жилищного сертификата,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО10 обратилась в суд с иском к Правительству Российской Федерации, Главному Управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по ЧР и Министерству финансов РФ о признании ее и членов ее семьи пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации – землетрясения в октябре 2008 года на территории ЧР, признании за ней и членами её семьи права на получение государственного жилищного сертификата и понуждении выдать государственный жилищный сертификат.
Представители ФИО10 - ФИО28 и ФИО29, действующие по доверенности, поддержали заявленные ФИО10 требования в полном объеме и в их обоснование пояснили, что в октябре 2008 года на территории Чеченской Республики произошло землетрясение. В результате данного землетрясения были полностью разрушены или приведены в непригодность для проживания жилые дома села <адрес> ЧР.
ДД.ММ.ГГГГ Правительством Чеченской Республики было издано Распоряжение №-р, в соответствии с которым в целях ликвидации последствий землетрясения, происшедшего ДД.ММ.ГГГГ, и оперативного решения вопросов для обследования пострадавших домовладений были привлечены к проведению работ проектные институты, администрациям пострадавших районов поручено в кратчайшие сроки завершить формирование пакетов документов и представить их в ГУП «Дирекция по ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и последствий стихийных бедствий на территории Чеченской Республики».
На основании выписки из похозяйственной книги домовладение по адресу: ЧР, <адрес> (ныне №) принадлежало ФИО2. ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 умер, что подтверждается свидетельством о смерти. После его смерти в наследство вступила его супруга ФИО10
В результате чрезвычайной ситуации природного характера - землетрясения пострадал дом истца ФИО10, площадью 90 кв.м., расположенный по адресу: ЧР, <адрес> (ныне №), в котором она проживала с членами своей семьи в составе 13 человек (исключив ныне покойного ФИО2): ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО11, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО12, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО15, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО16, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО9, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО17, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Домовладение ФИО10 признано негодным для дальнейшего проживания. В соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации было подано заявление о включении в список граждан на получение государственных жилищных сертификатов и выдаче государственного жилищного сертификата для приобретения жилого помещения в Чеченской Республике. Комиссией истцу было отказано во включении в указанный список граждан на получение жилищного сертификата. До настоящего времени сертификат для приобретения жилого помещения на территории Чеченской Республики не выдан.
По сообщению ГУП «Дирекция по ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и последствий стихийных бедствий на территории Чеченской Республики» администрацией села <адрес> ЧР были ненадлежащим образом оформлены документы для включения в список граждан на получение государственных жилищных сертификатов, что не позволило включить истца в данный список и выдать ей сертификат установленного образца.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О порядке выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий», на подготовку пакета документов и включение граждан в соответствующие списки предусматривается один месяц с момента возникновения чрезвычайных ситуаций. Пролонгации данного срока не предусмотрено.
О том, что администрацией села <адрес> ЧР были ненадлежащим образом оформлены документы для включения истца в список граждан на получение государственных жилищных сертификатов сама истица узнала по истечении месячного срока, установленного Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О порядке выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий».
В дальнейшем истец неоднократно обращалась в Комиссию по выдаче государственных жилищных сертификатов. Однако, не оспаривая факт разрушения дома в результате землетрясения и его нахождение в состоянии, непригодном для проживания, первоначально Комиссией было отказано в выдаче жилищного сертификата на том основании, что истцом не представлены необходимые документов в полном объеме, а затем, что ею пропущен установленный месячный срок на обращение.
Никакой компенсации за разрушенный дом истица не получала.
Так как пролонгация данного срока либо его восстановление действующим законодательством РФ не предусмотрена, у истца нет иного способа защиты своих нарушенных прав и интересов кроме, как обращение в суд с соответствующим исковым заявлением.
Согласно ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Также государством гражданину гарантируется финансовая поддержка в приобретении жилья, взамен утраченного в результате чрезвычайной ситуации, до тех пор, пока причиненный ущерб не будет возмещен.
В целях оказания помощи гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, Правительством Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ принято постановление № «О государственных жилищных сертификатах, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий». Пунктом 1 указанного Постановления для граждан Российской Федерации, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями, признан необходимым выпуск государственных жилищных сертификатов. Государственные жилищные сертификаты выдаются на основании решения Правительства Российской Федерации (абз.2 п.1 Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №).
В соответствии с п.2 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О государственных жилищных сертификатах, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий» в редакции Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, государственные жилищные сертификаты выдаются из расчета предоставления гражданам общей площади по социальной норме в размере 33 кв. метров для одиноких граждан, 42 кв. метров на семью из 2-х человек и по 18 кв. метров на каждого члена семьи при составе семьи 3 и более человек, но не более общей площади утраченного жилого помещения. Просят удовлетворить требования ФИО10 в полном объеме.
Представители ответчиков, надлежащим образом извещенные о месте, дате и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.
Представитель Министерства финансов РФ направил в адрес суда письменные возражения, в которых указывает, что для получения государственного жилищного сертификата существует специальный порядок. Данный порядок истцом соблюден не был, в связи с чем она не вошла в категорию лиц, которым были предоставлены жилищные сертификаты. Просит отказать в удовлетворении иска и рассмотреть дело в отсутствие представителя Минфина.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд находит возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся представителей ответчиков.
Выслушав пояснения представителей истца, огласив возражения представителя ответчика – Министерства финансов РФ в лице УФК по ЧР, исследовав материалы дела, проанализировав и оценив установленные в судебном заседании фактические обстоятельства дела, суд находит возможным удовлетворить требования истца по следующим основаниям.
Конституция Российской Федерации закрепила основные права и свободы человека и гражданина, в том числе право на жилище. Так, в соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным, указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В целях исполнения основополагающих принципов, закрепленных Конституцией РФ, законодательство издало множество нормативных правовых актов, расширяющих и уточняющих данные принципы.
Жилищным кодексом РФ в ч.1 ст.1 установлено, что жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав (жилищные права), а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений.
Статья 2 ЖК РФ гласит, что органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе: используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений;
Согласно ст.18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций, на медицинское обслуживание, компенсации и социальные гарантии за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций, на получение компенсаций и социальных гарантий за ущерб, причиненный их здоровью при выполнении обязанностей в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций.
В целях оказания помощи в приобретении жилья гражданам Российской Федерации, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, Правительством Российской Федерации принят ряд постановлений.
Правительством Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ принято постановление № «О государственных жилищных сертификатах, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий». Пунктом 1 указанного Постановления для граждан Российской Федерации, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями, признан необходимым выпуск государственных жилищных сертификатов для указанной категории граждан.
Пунктами 4 и 5 названного Постановления предусмотрены обязанности ряда федеральных органов совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых проживали граждане, лишившиеся жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, разработать и утвердить порядок и условия выдачи государственных жилищных сертификатов; обязанность органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации обеспечивать предоставления жилья гражданам, лишившимся жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий.
Факт стихийного бедствия - землетрясения на территории ЧР в октябре 2008 года является общеизвестным и подтверждается Распоряжением Правительства Чеченской Республики от ДД.ММ.ГГГГ №-Р «О введении режима чрезвычайной ситуации на территории Чеченской Республики с 14 час. 00 мин. ДД.ММ.ГГГГ».
Из п. 5 указанного Распоряжения №-Р усматривается поручение Председателю Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Чеченской Республики провести внеочередное заседание комиссии по вопросу организации жизнеобеспечения, оказания неотложной помощи пострадавшему населению и определению ущерба, нанесенного землетрясением на территории Чеченской Республики.
ДД.ММ.ГГГГ Правительством Чеченской Республики было издано Распоряжение №-р, в соответствии с которым в целях ликвидации последствий землетрясения, происшедшего ДД.ММ.ГГГГ, и оперативного решения вопросов к проведению работ для обследования пострадавших домовладений были привлечены проектные институты, администрациям пострадавших районов поручено в кратчайшие сроки завершить формирование пакетов документов и представить их в ГУП «Дирекция по ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и последствий стихийных бедствий на территории Чеченской Республики».
На основании выписки из похозяйственной книги № от ДД.ММ.ГГГГ домовладение по адресу: ЧР, <адрес>, принадлежало ФИО2
ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 умер, что подтверждается свидетельством о его смерти.
Из справки администрации Курчалоевского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что в 2010 году нумерация на домовладение по <адрес>, изменена на <адрес>.
В настоящее время в качестве собственника домовладения по адресу: <адрес> (ранее 63) на основании выписки из похозяйственной книги № от ДД.ММ.ГГГГ значится супруга покойного ФИО10
В результате чрезвычайной ситуации природного характера - землетрясения дом истца, расположенный по вышеуказанному адресу, был поврежден и стал непригодным для проживания. ДД.ММ.ГГГГ ФГУП «Ростехинвентаризация» по району было проведено визуальное обследование дома, о чем был составлен прилагаемый акт №, в котором отражен процент разрушения технического состояния дома истца, пострадавшего в результате чрезвычайной ситуации.
ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с Распоряжениями №-Р, №-р комиссией проведено обследование дома истца. По результатам обследования комиссией были сделаны выводы о невозможности дальнейшего проживания в этом доме, о чем составлен акт, из которого следует, что дом поврежден именно в результате землетрясения, возникли трещины в фундаменте и несущих стенах, произошло провисание потолков, смещение стен. Факт того, что дом истца пришел в состояние, не пригодное для проживания, в результате землетрясения, установлен комиссией с участием уполномоченных представителей администрации <адрес> по строительству, ФГУП «Ростехинвентаризации–ФБТИ», ГУП ПИ «Чеченгражданпроект», Управления Роспотребнадзора по ЧР, администрации <адрес>. На момент объявления чрезвычайной ситуации истец и члены его семьи были зарегистрированы и проживали в указанном доме.
Из совокупного анализа приведенных правовых предписаний следует, что юридически значимыми обстоятельствами являются: установление факта причинения вреда имуществу первой необходимости – жилому дому в результате произошедшего ДД.ММ.ГГГГ землетрясения; факта постоянного проживания гражданина в жилом помещении, пострадавшем в результате чрезвычайной ситуации; регистрация по месту жительства в утраченном жилом помещении; отсутствие иного жилого помещения.
Право на получение государственного жилищного сертификата имеют лица, являющиеся гражданами Российской Федерации на момент чрезвычайной ситуации, в результате которой они лишились жилого помещения.
В соответствии с п.2 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О государственных жилищных сертификатах, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий» в редакции Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № государственные жилищные сертификаты выдаются из расчета предоставления гражданам общей площади по социальной норме в размере 33 кв. метров - для одиноких граждан, 42 кв. метров - на семью из 2-х человек и по 18 кв. метров - на каждого члена семьи при составе семьи 3 и более человек, но не более общей площади утраченного жилого помещения.
В соответствии с законодательством РФ новый закон, каким-либо образом ухудшающий положение граждан, обратной силы не имеет. Новый закон, улучшающий положение граждан РФ, имеет обратную силу.
Стихийное бедствие на территории <адрес> ЧР произошло, когда действовало Постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, на правоотношения по получению и выдаче жилищного сертификата распространялось действие Постановления Правительства РФ в редакции от ДД.ММ.ГГГГ.
Семья ФИО10 состоит из 13 человек и им полагается сертификат на приобретение жилья общей площадью 234 кв.м. из расчета 18 кв.м. на одного человека (13*18=234).
Согласно п.25 Федерального закона №68-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются заблаговременно в целях экстренного привлечения необходимых средств в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.
Истец в соответствии с Постановлением Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ, Постановлением Правительства Чеченской Республики № от ДД.ММ.ГГГГ неоднократно обращался в Комиссию по выдаче государственных жилищных сертификатов. Однако, не оспаривая факт разрушения дома в результате землетрясения и его нахождение в состоянии, непригодном для проживания, первоначально Комиссией было отказано в выдаче истцу жилищного сертификата на том основании, что не представлен необходимый пакет документов в полном объеме, а затем, - что ею пропущен установленный месячный срок на обращение.
Никакой компенсации за разрушенный дом до настоящего времени истец не получала ни на себя, ни на членов своей семьи.
При этом действующее законодательство РФ четко определяет условия возникновения у гражданина РФ права на получение государственного жилищного сертификата. Также государством гражданину гарантируется финансовая поддержка в приобретении жилья, взамен утраченного в результате чрезвычайной ситуации до тех пор, пока причиненный ущерб не будет возмещен.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░31 ░░░ ░░░10 ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 2008 ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░10 ░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░: ░░░3, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░4, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░11, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░12, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░13, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░14, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░7, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░8, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░15, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░16, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░9, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░17, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 2008 ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░ ░░░31 ░░░░ ░░░10 ░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░: ░░░18, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░19, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░11, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░12, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░5, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░6, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░7, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░8, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░20, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░21, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░9, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░17, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ 234 ░░.░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░31 ░░░ ░░░10 ░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░: ░░░3, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░4, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░11, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░12, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░5, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░14, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░7, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░8, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░15, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░16, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░9, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░17, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ 234 ░░.░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ <░░░░░>.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: (░░░░░░░) ░.░. ░░░░░░░░░
░░░░░ ░░░░░: ░░░░░: