Решение по делу № 2а-1376/2020 от 01.09.2020

Мотивированное решение изготовлено 07 сентября 2020 года

Дело № 2а-1376/2020

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

03 сентября 2020 года ЗАТО г. Североморск

Североморский районный суд Мурманской области в составе

председательствующего судьи Петровой О.С.

при секретаре Павловой В.К.,

с участием помощника прокурора Мацюк К.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Голубоцкого Евгения Петровича к Североморской избирательной комиссии о признании незаконным решения об утверждении схемы двухмандатных избирательных округов для проведения выборов Совета депутатов ЗАТО г. Североморск,

УСТАНОВИЛ:

Голубоцкий Е.П. обратился в суд с административным иском к Североморской избирательной комиссии о признании незаконным решения об утверждении схемы двухмандатных избирательных округов для проведения выборов Совета депутатов ЗАТО г. Североморск.

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что

24 августа 2020 года, в ходе рассмотрения административного дела по его административному исковому заявлению об оспаривании решения Североморской территориальной избирательной комиссии о закреплении войсковых частей, дислоцированных на территории ЗАТО г. Североморск, за участками для голосования, ему стало известно, что 20 мая 2020 года Североморской территориальной избирательной комиссией принято решение об утверждении схемы двухмандатных избирательных округов для проведения выборов депутатов Совета депутатов ЗАТО г.Североморск, приложением к которому произведено закрепление войсковых частей, дислоцированных на территории ЗАТО г. Североморск, за избирательными округами.

Указанное приложение не опубликовано, в свободном доступе отсутствует. Более того, опрошенные депутаты Совета депутатов пятого созыва отрицают сам факт вынесения на обсуждение и утверждения в 2020 году схемы избирательных округов на выборах депутатов Совета депутатов ЗАТО г. Североморск шестого созыва.

Привел довод о том, что в нарушение пункта «в» части 4 статьи 18 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ к избирательному округу № 7 присоединена войсковая часть 03123, которая расположена на территории более трех километров от места голосования, тогда как в более близком расположении к данному округу находятся другие войсковые части.

Полагал, что присоединение данной войсковой части к избирательному округу № 7 повлекло пересечение округа № 7 с избирательными округами № 4 и № 5, поскольку он перестал составлять единую территорию.

Ссылаясь на приведенные обстоятельства, административный истец просил признать незаконным решение и приложение к решению Североморской избирательной комиссии от 20 мая 2020 года № 150/462, которыми войсковая часть 03123, дислоцированная на территории ЗАТО г. Североморск, закреплена за избирательным округом № 7 для голосования на выборах депутатов Совета депутатов ЗАТО г. Североморск шестого созыва, обязать Североморскую территориальную комиссию исключить войсковую часть 03123 из избирательного округа № 7 для голосования на выборах депутатов Совета депутатов ЗАТО г. Североморск шестого созыва.

В судебном заседании административный истец Голубоцкий Е.П. поддержал заявленные требования, настаивал на их удовлетворении. Указал, что решением Североморской территориальной избирательной комиссии он зарегистрирован 04 августа 2020 года кандидатом в депутаты Совета депутатов ЗАТО г.Североморск шестого созыва по двухмандатному избирательному округу №7. Полагал, что оспариваемое им решение принято с нарушением установленного порядка образования избирательных округов и нарушает его право как кандидата в депутаты участвовать в законных выборах, поскольку создает преимущества для другого кандидата, ранее проходившего военную службу в воинских частях противовоздушной обороны.

Представители административного ответчика – Североморской территориальной административной комиссии Жуковская И.В. и Дышин О.А. в судебном заседании заявленные требования не признали по основаниям, изложенным в письменных возражениях на административное исковое заявление. Полагали, что оспариваемое решение принято уполномоченным органом в установленном порядке, так как в случае, если представительный орган не утвердит новую схему одномандатных и (или) многомандатных округов, такая схема утверждается организующей выборы избирательной комиссией, что и имело место в данном случае.

При принятии решения об утверждении схемы округов комиссия руководствовалась исключительно принципом соблюдения примерного равенства числа избирателей на один депутатский мандат в округе. Основанием для включения военнослужащих и членов их семей в список избирателей являлся факт их проживания в пределах расположения воинской части, находящейся на территории муниципального образования, а не факт нахождения воинской части в том или ином избирательном округе.

Пояснили, что, по мнению комиссии, сведения о наименовании воинских частей (в том числе их номера) и количестве зарегистрированных при войсковых частях избирателей относятся к сведениям, содержащим государственную тайну, в связи с чем не подлежат опубликованию в средствах массовой информации. При этом указали, что сама комиссия также не обладает сведениями о конкретной дислокации воинских частей, поскольку указание на местоположение частей ограничивается наименованием населенного пункта, без каких-либо ссылок на улицы, дома или иные привязки к местности.

Привели довод о том, что несогласие административного истца с решением комиссии само по себе не свидетельствует о нарушении его прав и не является основанием для удовлетворения административного иска.

Обратили внимание суда на то обстоятельство, что отмена решения Североморской избирательной комиссии от 20 мая 2020 года № 150/462 об утверждении схемы избирательных округов автоматически влечет за собой прекращение всех избирательных действий по проведению и организации выборов Совета депутатов ЗАТО г. Североморск и назначение выборов в иные даты.

Представитель заинтересованного лица - администрации ЗАТО г. Североморск Шамшутдинов Р.Ш. с иском не согласился, просил в его удовлетворении отказать, полагал, что решение Североморской территориальной избирательной комиссии № 150/462 от 20 мая 2020 года «Об утверждении схемы двухмандатных избирательных округов для проведения выборов Совета депутатов ЗАТО г. Североморск» принято в пределах предоставленных избирательной комиссии полномочий и не нарушает каких-либо прав административного истца. Комиссией соблюден принцип примерного равенства численности избирателей, а каких-либо иных критериев, которыми территориальная избирательная комиссия должна руководствоваться, законом не установлено.

Представитель Совета депутатов ЗАТО г. Североморск Ростовцева Ю.В. с административными исковыми требованиями не согласилась, просила в их удовлетворении отказать по основаниям, подробно изложенным в письменном отзыве и аналогичным основаниям, приведенным административным ответчиком и представителем заинтересованного лица - администрации ЗАТО г. Североморск.

Заинтересованное лицо – глава ЗАТО г. Североморск, а также представитель заинтересованного лица - избирательной комиссии Мурманской области в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте его проведения извещены надлежащим образом.

Суд на основании части 2 статьи 150, части 6 статьи 226 КАС Российской Федерации рассмотрел дело в отсутствие неявившихся в судебное заседание заинтересованных лиц.

Заслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, обозрев материалы административного дела № 2а-1306/2020 по административному иску Голубоцкого Евгения Петровича к Североморской избирательной комиссии о признании незаконным решения о закреплении войсковых частей за участками для голосования на выборах и его отмене, выслушав заключение прокурора, полагавшего административные исковые требования не подлежащими удовлетворению, суд считает заявленные в административном исковом заявлении требования необоснованными и удовлетворению не подлежащими.

Как установлено в судебном заседании, 13 сентября 2020 года должны состояться выборы Совета депутатов ЗАТО г. Североморск шестого созыва.

В соответствии с вышеуказанными положениями закона решением Североморской избирательной комиссии от 20 мая 2020 года № 150/462 утверждена схема двухмандатных избирательных округов для проведения выборов депутатов Совета депутатов ЗАТО г. Североморск.

Указанное решение комиссии официально опубликовано в газете «Североморские вести» 22 мая 2020 года, графическое изображение схемы двухмандатных избирательных округов обнародовано в газете «Североморские вести» 29 мая 2020 года.

Согласно утвержденной и принятой схеме избирательных округов войсковая часть 03123 относится к двухмандатному избирательному округу № 7.

Решением Североморской территориальной избирательной комиссии от 04 августа 2020 года кандидатом в депутаты Совета депутатов ЗАТО г.Североморск шестого созыва по двухмандатному избирательному округу №7 зарегистрирован Голубоцкий Е.П., который, не согласившись с закреплением войсковой части 03123 за избирательным округом № 7, обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением.

По смыслу части 1 статьи 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации необходимым условием для удовлетворения административного искового заявления об оспаривании решения избирательной комиссии, ее действий (бездействия) является установление судом одновременно двух обстоятельств: несоответствия оспариваемого действия, решения закону или иному нормативному правовому акту и нарушения им прав и законных интересов заявителя.

Одним из принципов административного судопроизводства является состязательность и равноправие сторон административного судопроизводства при активной роли суда (пункт 7 статьи 6 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Исходя из этого принципа в части 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлена прежде всего обязанность административного истца доказывать обстоятельства, на которые он ссылается как на основания своих требований, если иной порядок распределения обязанностей доказывания не предусмотрен поименованным Кодексом.

Между тем административным истцом не представлено относимых и допустимых доказательств, подтверждающих, что указанное в административном иске решение административного ответчика нарушает его права и законные интересы.

Не установлено судом и несоответствия оспариваемого решения действующему законодательству.

Так, судом установлено, что Совет депутатов является представительным органом муниципального образования ЗАТО г. Североморск, наделенным собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

В наименовании Совета депутатов ЗАТО г. Североморск может использоваться ссылка на очередной созыв.

С целью избрания депутатов Совета депутатов ЗАТО г. Североморск проводятся муниципальные выборы на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Правовую основу назначения, подготовки и проведения выборов депутатов данного представительного органа составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", другие федеральные законы, законы Мурманской области и устав муниципального образования ЗАТО г. Североморск.

В соответствии с п. 1 ст. 18 Закона РФ N 67-ФЗ от 12.06.2002 г. "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ" для проведения выборов образуются одномандатные и (или) многомандатные избирательные округа либо определяется единый избирательный округ.

Одномандатные и (или) многомандатные избирательные округа образуются на основании данных о численности избирателей, зарегистрированных на соответствующей территории в соответствии с п. 10 ст. 16 настоящего закона (с использованием ГАС "Выборы") по состоянию на 1 января и 1 июля каждого года. Избирательная комиссия, организующая выборы, не позднее чем за 80 дней до истечения срока, в который должны быть назначены выборы, определяет схему одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов, в которой обозначены их границы, определен перечень административно-территориальных единиц, или муниципальных образований, или населенных пунктов, входящих в каждый избирательный округ (если избирательный округ включает в себя часть территории административно-территориальной единицы, или муниципального образования, или населенного пункта, в схеме должны быть обозначены границы данной части территории административно-территориальной единицы, или муниципального образования, или населенного пункта), указаны номер каждого избирательного округа, место нахождения каждой окружной избирательной комиссии или избирательной комиссии, на которую возложены полномочия окружной избирательной комиссии, число избирателей в каждом избирательном округе. Соответствующий законодательный (представительный) орган государственной власти, представительный орган муниципального образования утверждает схему избирательных округов не позднее чем за 20 дней до истечения срока, в который должны быть назначены выборы, при этом указанный орган до утверждения схемы избирательных округов вправе вносить поправки в представленную схему (п. 2).

Как определено пунктом 4 статьи 18 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", одномандатные и (или) многомандатные избирательные округа должны образовываться с соблюдением примерного равенства одномандатных избирательных округов по числу избирателей с допустимым отклонением от средней нормы представительства избирателей не более чем на 10 процентов, а в труднодоступных или отдаленных местностях - не более чем на 30 процентов.

Пунктом 7 ст. 18 Закона установлено, что опубликование (обнародование) схемы избирательных округов, включая ее графическое изображение, осуществляется соответствующим законодательным (представительным) органом государственной власти, представительным органом муниципального образования, организующей выборы избирательной комиссией не позднее чем через 5 дней после ее утверждения.

Представительным органом местного самоуправления - Советом депутатов ЗАТО г. Североморск решением от 03 марта 2020 № 610 в Устав муниципального образования ЗАТО г. Североморск внесении изменения и дополнения, которые зарегистрированы в Управлении Минюста России по Мурманской области 16 марта 2020 года и вступили в силу со дня официального опубликования 20.03.2020 в газете «Североморские вести».

В соответствии с указанным решением № 610 изменился вид избирательной системы, применяемой на выборах в представительный орган местного самоуправления ЗАТО г. Североморск, также изменилась численность депутатов, в связи с чем схема избирательных округов по выборам депутатов Совета депутатов муниципального образования ЗАТО г.Североморск пятого созыва не могла применяться при назначении выборов депутатов Совета депутатов муниципального образования ЗАТО г. Североморск шестого созыва.

Часть 7.1 статьи 18 Федерального закона от 12 июня 2020 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» предусматривает, что в случае, если схема избирательных округов не может быть применена при проведении выборов в связи с изменением положений устава муниципального образования, устанавливающих соответственно число депутатов представительного органа муниципального образования и (или) вид избирательной системы, применяемой на соответствующих выборах, а также в связи с изменением границ муниципального образования, представительный орган муниципального образования вправе по представлению организующей выборы избирательной комиссии утвердить новую схему одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов не позднее чем через 30 дней со дня вступления в силу соответствующих положений Устава муниципального образования.

Если     соответствующий     представительный     орган     муниципального образования не утвердит новую схему одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов в указанный срок, в том числе в связи с отсутствием законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, представительного органа муниципального образования, такая схема утверждается организующей выборы избирательной комиссией не позднее чем через 10 дней по истечении указанного срока.

Аналогичные положения предусмотрены частью 6.1 статьи 6 Закона № 841-01-ЗМО.

По смыслу приведенных положений закона, ими закреплено право, а не обязанность представительного органа местного самоуправления по утверждению новой схемы многомандатных избирательных округов.

При этом установленный тридцатидневный срок для принятия соответствующего решения представительным органом местного самоуправления является пресекательным, поскольку по его истечении право утверждения новой схемы избирательных округов у представительного органа прекращается в связи с возникновением обязанности по утверждению схемы у организующей выборы избирательной комиссией.

В свою очередь, какого-либо пресекательного срока полномочий избирательной комиссии по утверждению новой схемы избирательных округов не установлено, превышение установленного десятидневного срока правовых последствий не несет.

С учетом вступления в силу соответствующих изменений в Устав ЗАТО г. Североморск после государственной регистрации со дня официального опубликования в газете «Североморские вести» 20 марта 2020 года, срок полномочий Совета депутатов ЗАТО г. Североморск по утверждению новой схемы избирательных округов составлял 30 дней, то есть до 20 апреля 2020 года.

При этом непредставление Североморской территориальной избирательной комиссией в Совет депутатов ЗАТО г. Североморск новой схемы избирательных округов с учетом положений указанных норм права не является препятствием для принятия указанной комиссией соответствующего решения.

На основании изложенного суд соглашается с доводами представителей административного ответчика и заинтересованного лица администрации ЗАТО г. Североморск о том, что Совет депутатов ЗАТО г. Североморск утратил полномочия по утверждению новой схемы избирательных округов после 20 апреля 2020 года, и после указанной даты Североморская территориальная избирательная комиссия являлась уполномоченным органом на принятие соответствующего оспариваемого решения.

Оценивая доводы административного истца в части незаконности отнесения войсковой части 03123 к избирательному округу №7, суд приходит к следующим выводам.

При отнесении войсковой части к тому или иному округу фактически учитывается численность военнослужащих, находящихся в воинских частях, членов их семей и других избирателей, если они проживают на территории расположения части либо зарегистрированы в установленном порядке при воинской части по месту прохождения службы, на основании сведений, которые формируются командованием воинской части. Военнослужащие, не зарегистрированные в установленном порядке при воинской части, используют свои избирательные права на общих избирательных участках в рамках избирательного округа, на территории которого они зарегистрированы.

Как ранее уже указывалось судом, требования Федерального закона № 67-ФЗ устанавливают, что многомандатные избирательные округа должны образовываться с соблюдением примерного равенства числа избирателей на один депутатский мандат. Отклонение числа избирателей в многомандатном избирательном округе от средней нормы представительства избирателей, умноженной на число депутатских мандатов в данном округе, не может превышать 10 процентов от средней нормы представительства избирателей, а в труднодоступных или отдаленных местностях - 15 процентов от средней нормы представительства избирателей.

Таким образом, в качестве основного критерия при формировании округов закреплен критерий примерного равенства числа избирателей.

Сведений о том, что указанный критерий не был соблюден административным ответчиком, в материалах дела не имеется.

Обязанность отнесения воинских частей к ближайшим расположенным к ним избирательным округам на законодательном уровне не закреплена.

Более того, согласно доводам административного ответчика выполнение такой обязанности фактически невозможно ввиду отсутствия у избирательной комиссии сведений об адресах и дислокации той или иной войсковой части, поскольку командиры войсковой части передают комиссии лишь сведения о числе зарегистрированных при войсковой части избирателей с указанием условного номера войсковой части.

Войсковые части не являются объектами адресации, в связи с чем не имеют присвоенных адресов в части улиц, домов. Фактически адресом каждой войсковой части, дислоцированной на территории ЗАТО г. Североморск, является сам ЗАТО г. Североморск, при этом под такие войсковые части подпадают и военные корабли, и находящиеся на удалении войсковые части.

Поскольку согласно нормам Закона РФ от 21 июля 1993 № 5485-1 «О государственной тайне» сведения о дислокации, действительных наименованиях, об организационной структуре, о вооружении, численности войск составляют государственную тайну, суд соглашается с доводами административного ответчика, что опубликование перечня всех войсковых частей, дислоцированных на территории ЗАТО г. Североморск, с указанием их условных номеров и количества зарегистрированных при данных частях избирателей может повлечь незаконное распространение информации, доступ к которой носит ограниченный характер, и отразиться на обороноспособности страны.

При этом суд учитывает, что город Североморск является закрытым административно-территориальным образованием, для которого в соответствии Законом Российской Федерации от 14 июля 1992 года № 3297-1 "О закрытом административно-территориальном образовании" именно в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства установлен особый режим безопасного функционирования и охраны государственной тайны, включающий специальные условия проживания граждан.

При таких обстоятельствах суд не усматривает нарушений в действиях административного ответчика, связанных с неопубликованием приложения к решению Североморской избирательной комиссии от 20 мая 2020 года № 150/462, которым войсковые части закреплены за округами.

Также суд считает необоснованными доводы административного истца о пересечении округов в связи с включением в округ № 7 войсковой части 03123, поскольку по сути к избирательному округу закрепляется не сама территория войсковой части, а избиратели, зарегистрированные при ней.

Принимая во внимание, что Голубоцкий Е.П. зарегистрирован кандидатом в депутаты уже после утверждения схемы избирательных округов, каких-либо прав административного истца указанное решение не нарушает.

К тому же, как установлено в судебном заседании и подтверждается выпуском средства массовой информации – газеты «Североморские Вести» от 29 мая 2020 года, схема мажоритарных двухмандатных избирательных округов и ее графическое изображение были опубликованы без каких-либо изъятий и в них имелась ссылка на то, что войсковые части распределяются согласно утвержденному перечню.

Из пояснений представителя административного ответчика следует, что сам перечень был размещен в помещении Североморской территориальной комиссии и находился в свободном доступе, что не опровергнуто в судебном заседании административным истцом, следовательно, при желании любой из кандидатов в депутаты, в том числе и Голубоцкий Е.П., мог ознакомиться с данной информацией. Доказательств того, что в ознакомлении с приложением к решению Североморской избирательной комиссии от 20 мая 2020 года № 150/462, административному истцу было отказано, суду не представлено.

При таких обстоятельствах доводы Голубоцкого Е.П. о том, что указанное решение с приведением перечня закрепленных войсковых частей не было официально опубликовано, не могут являться основанием для его отмены, поскольку прав заявителя, не являющегося военнослужащим, данное обстоятельство не нарушает.

Ссылки административного истца на нарушение его пассивного избирательного права закреплением войсковой части 03123 за избирательным округом № 7 являются несостоятельными, основаны на предположении административного истца о предпочтении избирателей, каких-либо достоверных доказательств в подтверждение данного обстоятельства в материалах дела не имеется.

Учитывая изложенное, суд отказывает в удовлетворении заявленных административных требований.

При этом, принимая во внимание то обстоятельство, что с оспариваемым приложением к решению Североморской избирательной комиссии от 20 мая 2020 года № 150/462 Голубоцкий Е.П. ознакомлен лишь в ходе рассмотрения административного дела по его административному исковому заявлению об оспаривании решения Североморской территориальной избирательной комиссии о закреплении войсковых частей, дислоцированных на территории ЗАТО г. Североморск, за участками для голосования, суд находит доводы административного ответчика о пропуске административным истцом срока на обращение в суд необоснованными, однако данное обстоятельство не влечет принятия по делу иного решения, поскольку решение суда об отказе в удовлетворении требований принято по существу заявленных требований, а не по основанию части 5 статьи 180 КАС РФ.

Руководствуясь статьями 175, 177 КАС Российской Федерации,

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления Голубоцкого Евгения Петровича к Североморской избирательной комиссии о признании незаконным решения об утверждении схемы двухмандатных избирательных округов для проведения выборов Совета депутатов ЗАТО г. Североморск отказать.

Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Мурманский областной суд через Североморский районный суд Мурманской области в течение пяти дней со дня изготовления мотивированного решения.

Председательствующий                      О.С. Петрова

2а-1376/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Прокурор г. Североморска
Голубоцкий Евгений Петрович
Ответчики
Североморская территориальная избирательная комиссия
Другие
Избирательная комиссия Мурманской области
Совет депутатов ЗАТО г. Североморск
Администрация ЗАТО г. Североморск
Глава ЗАТО г. Североморск
Суд
Североморский районный суд Мурманской области
Судья
Петрова О.С.
Дело на сайте суда
sevrs.mrm.sudrf.ru
01.09.2020Регистрация административного искового заявления
01.09.2020Передача материалов судье
01.09.2020Решение вопроса о принятии к производству
01.09.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.09.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
03.09.2020Судебное заседание
07.09.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
03.09.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее