Решение по делу № 8Г-27823/2024 [88-24897/2024] от 09.09.2024

I инстанция – Москалев Ю.Н.

II инстанция – Пойменова С.Н., Климова К.В., Кубарева Т.В. (докладчик)

Дело №88-24897/2024

Уникальный идентификатор дела 69RS0019-02-2024-000008-40

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

22 октября 2024 года                        город Москва

Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего Матушкиной Н.В.,

судей Бибеевой С.Е., Курчевской С.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Лесного района Тверской области в интересах Кузнецовой Ольги Сергеевны к государственному бюджетному учреждению Тверской области «Центральная районная больница Лесного района» о понуждении к совершению действий (номер дела, присвоенный судом первой инстанции 2-1-21/2024)

по кассационной жалобе Отделения Фонда пенсионного и социального страхования по Тверской области на решение Максатихинского межрайонного суда Тверской области от 12 марта 2024 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тверского областного суда от 30 мая 2024 года,

Заслушав доклад судьи судебной коллегии по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции Матушкиной Н.В., объяснения прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Ганцевой С.В., возражавшей против доводов жалобы,

судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции

установила:

прокурор Лесного района Тверской области в интересах Кузнецовой О.С. обратился в суд с исковым заявлением к государственному бюджетному учреждению Тверской области «Центральная районная больница Лесного района» (далее - ГБУЗ Тверской области «Центральная районная больница Лесного района»), в котором просил признать за Кузнецовой О.С. право на специальную социальную выплату, предусмотренную постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2022 года № 2568, обязать ГБУЗ «ЦРБ Лесного района» включить Кузнецову О.С. в реестр медицинских работников, имеющих право на получение специальной социальной выплаты с 01 января 2023 года.

Исковые требования мотивированы тем, что прокуратурой Лесного района на основании обращения Кузнецовой О.С. проведена проверка соблюдения требований законодательства при осуществлении специальных социальных выплат отдельным категориям медицинских работников в ГБУЗ Тверской области «ЦРБ Лесного района», в ходе которой выявлены нарушения.

На основании приказа № 96 от 05 августа 1991 года Кузнецова О.С. работает в должности медицинского регистратора ГБУЗ Тверской области «ЦРБ Лесного района». Должность медицинского регистратора согласно действующему законодательству относится к должности специалистов со средним профессиональным медицинским образованием (средний медицинский персонал). Однако Кузнецова О.С. в нарушение законодательства не включена в реестр работников, имеющих право на получение специальной социальной выплаты в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2022 года № 2568, специальные социальные выплаты Кузнецовой О.С. на основании указанного постановления не производятся.

Решением Максатихинского межрайонного суда Тверской области от 12 марта 2024 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Тверского областного суда от 30 мая 2024 года, исковые требования удовлетворены.

За медицинским регистратором ГБУЗ Тверской области «ЦРБ Лесного района» Кузнецовой Ольгой Сергеевной признано право на специальную социальную выплату медицинским работникам, предусмотренную постановлением Правительства РФ от 31.12.2022 № 2568 «О дополнительной государственной социальной поддержке медицинских работников медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в базовой программе обязательного медицинского страхования либо территориальных программах обязательного медицинского страхования» (вместе с «Правилами осуществления Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации специальной социальной выплаты отдельным категориям медицинских работников медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в базовой программе обязательного медицинского страхования либо территориальных программах обязательного медицинского страхования»).

Государственное бюджетное учреждение здравоохранение Тверской области «Центральная районная больница Лесного района» обязали включить с 01 января 2023 года Кузнецову Ольгу Сергеевну в реестр медицинских работников, имеющих право на получение специальной социальной выплаты, предусмотренной постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 № 2568 «О дополнительной государственной социальной поддержке медицинских работников медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в базовой программе обязательного медицинского страхования либо территориальных программах обязательного медицинского страхования» (вместе с «Правилами осуществления Фондом пенсионного и социального страхование Российской Федерации специальной социальной выплаты отдельным категориям медицинских работников медицинских организаций, входящих государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в базовой программе обязательного медицинского страхования либо территориальных программах обязательного медицинского страхования»)».

В кассационной жалобе представитель Отделения Фонда пенсионного и социального страхования по Тверской области Беляков С.Л. выражает несогласие с судебными постановлениями, считает, что они вынесены с нарушением норм материального и процессуального права, вновь ссылается на доводы, ранее приведенные в возражениях не исковое заявление об отсутствии у Кузнецовой О.С. среднего профессионального образования и а также дополнительной подготовки по направлению профессиональной деятельности не менее 6 месяцев при наличии у нее среднего специального образования. дополнительной подготовки. Кузнецова О.С. выполняет свои должностные обязанности медицинского регистратора на основании должностной инструкции, которая не соответствует положениям Приказа от 23.07.2010 №541н, следовательно, у нее отсутствует право на специальную социальную выплату медицинским работникам, предусмотренную постановлением Правительства РФ от 31.12.2022 № 2568.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке. Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь частью 5 статьей 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Согласно ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Изучив материалы дела, проверив по правилам ст. 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, кассационный суд не находит оснований для удовлетворения жалобы.

Оснований, предусмотренных ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены решения суда и апелляционного определения в кассационном порядке не имеется.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2022 года № 2568 отдельным категориям медицинских работников (за исключением руководителей медицинских организаций и их заместителей, а также случаев внутреннего и внешнего совместительства) медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в базовой программе обязательного медицинского страхования либо территориальных программах обязательного медицинского страхования с 1 января 2023 года установлена ежемесячная специальная социальная выплата.

Подпунктом «д» пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2022 года № 2568, в редакции на момент возникновения спорных правоотношений, к такой категории медицинских работников отнесены специалисты со средним медицинским образованием центральных районных, районных и участковых больниц.

Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 10 марта 2023 года № 99н утверждены Разъяснения по применению постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2022 года № 2568.

Согласно пункту 3 Разъяснений должности медицинских работников, претендующих на получение выплаты, должны соответствовать должностям, определенным в номенклатуре должностей медицинских работников и фармацевтических работников, утвержденной приказом Министерства здравоохранения от 20 декабря 2012 года № 1183н.

При осуществлении специальной социальной выплаты, в том числе учитывается, что специальная социальная выплата производится медицинским работникам, указанным в подпунктах «а», «д» и «з» пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2022 года № 2568, работающим в центральных районных, районных и участковых больницах, являющихся как самостоятельными юридическими лицами, их филиалами, так и структурными подразделениями медицинских организаций (пункт 4 Разъяснений).

Следовательно, законодатель предоставляет с 1 января 2023 года меры социальной поддержки в виде специальной социальной выплаты при наличии совокупности условий: 1) лицо, претендующее на получение выплаты, должно быть медицинским работником (за исключением руководителей медицинских организаций и их заместителей, а также случаев внутреннего и внешнего совместительства), должность которого должна соответствовать должностям, определенным в Номенклатуре должностей;

2) медицинский работник должен осуществлять трудовую деятельность в медицинской организации, входящей в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующей в базовой программе обязательного медицинского страхования либо территориальных программах обязательного медицинского страхования.

Правовые, организационные и экономические основы охраны здоровья граждан, а также права и обязанности медицинских и иных организаций при осуществлении деятельности в сфере охраны здоровья регулирует Федеральный закон от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ.

Понятие медицинского работника дано в подпункте 13 части 1 статьи 2 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ, согласно которому им является физическое лицо, которое имеет медицинское или иное образование, работает в медицинской организации и в трудовые (должностные) обязанности которого входит осуществление медицинской деятельности.

Под медицинской деятельностью законодатель в указанном Федеральном законе подразумевает профессиональную деятельность, в том числе по оказанию медицинской помощи, предусматривающей комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг, выполняемые медицинским работником и иным работником, имеющим право на осуществление медицинской деятельности, по отношению к пациенту, затрагивающие физическое или психическое состояние человека и имеющие профилактическую, исследовательскую, диагностическую, лечебную, реабилитационную направленность виды медицинских обследований и (или) медицинских манипуляций, а также искусственное прерывание беременности.

Пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2022 года № 2568 утверждены Правила осуществления Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации специальной социальной выплаты отдельным категориям медицинских работников медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в базовой программе обязательного медицинского страхования либо территориальных программах обязательного медицинского страхования.

В соответствии с пунктами 3, 4 Правил специальная социальная выплата осуществляется ежемесячно на основе данных медицинских организаций за счет средств иных межбюджетных трансфертов бюджету Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации, предоставляемых Федеральным фондом обязательного медицинского страхования; для получения специальной социальной выплаты медицинские организации направляют ежемесячно, не позднее 10-го рабочего дня после окончания отчетного месяца, в территориальный орган Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по месту своего нахождения реестр работников, имеющих право на получение специальной социальной выплаты.

Как следует из материалов дела и установлено судом, Кузнецова О. С. в соответствии с приказом № 96 от 05 августа 1991 года работает в должности медицинского регистратора ГБУЗ Тверской области «ЦРБ Лесного района» с 01 августа 1991 года по настоящее время, имеет среднее специальное образование, осуществляет должностные обязанности в соответствии с должностной инструкцией и относится, согласно номенклатуре должностей медицинских работников и фармацевтических работников, к должности специалистов со средним профессиональным медицинским образованием (средний медицинский персонал).

Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, руководствуясь приведенными выше нормами права, исходил из того, что в нарушение действующего законодательства Кузнецова О.С. не включена в реестр работников, имеющих право на получение специальной социальной выплаты в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2022 года № 2568, специальные социальные выплаты Кузнецовой О.С. на основании указанного постановления не производятся.

Факт работы Кузнецовой О.С. в должности медицинского регистратора в ГБУЗ Тверской области «ЦРБ Лесного района» установлен, истец имеет среднее специальное образование, в ее должностные обязанности входит осуществление медицинской деятельности, должность медицинского регистратора включена в соответствующую номенклатуру медицинских и фармацевтических работников, специальные социальные выплаты которым предусмотрены постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2022 года № 2568.

Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции, дополнительно указав следующее.

Доводы жалобы о том, что у Кузнецовой О.С. отсутствует среднее профессиональное образование по профилю выполняемой работы, не могут являться основанием для отмены решения суда.

Должностной инструкцией медицинского регистратора ГБУЗ ТО «ЦРБ Лесного района» от 02 августа 2016 года, предусмотрено, что на должность медицинского регистратора назначается лицо, имеющее среднее (полное) общее образование и индивидуальное обучение не менее 3 месяцев.

Судом достоверно установлено и подтверждается представленными в материалы дела доказательствами, что Кузнецова О.С. имеет среднее специальное образование, исполняет свои должностные обязанности в соответствии с должностной инструкцией.

На основании пункта 1.4. приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20 декабря 2012 года № 1183н «Об утверждении Номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических работников», во время действия указанного приказа в период с 13 октября 2020 года по 31 августа 2023 года, должность медицинского регистратора относилась к должности специалистов со средним профессиональным (медицинским) образованием (средний медицинский персонал).

Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 02 мая 2023 года № 205н утверждена номенклатура должностей медицинских работников и фармацевтических работников.

На основании пункта 9.31 указанного приказа к должности специалистов со средним профессиональным медицинским образованием (средний медицинский персонал) относится должность медицинского регистратора.

Из материалов дела усматривается, что Кузнецова О.С. работает в должности медицинского регистратора с 1991 года, в ее должностные обязанности входит осуществление медицинской деятельности.

При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии у Кузнецовой О.С. права на получение выплаты, предусмотренной постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2022 года № 2568.

Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу, что жалоба не подлежит удовлетворению, поскольку суды правильно применили нормы материального и процессуального права. Выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.

Доводы кассационной жалобы были предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций и им была дана подробная оценка, изложенная выше, с которой полностью соглашается суд кассационной инстанции.

Выводы судов первой и апелляционной инстанций полные и обоснованные, в дополнительной аргументации не нуждаются.

Кроме того, в соответствии с ч. 3 ст. 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.

Суд кассационной инстанции приходит к выводу, что судами первой и апелляционной инстанций правильно определены правоотношения, возникшие между сторонами по настоящему делу, а также закон, подлежащий применению, в полном объеме определены и установлены юридически значимые обстоятельства. Исходя из установленных судами фактических обстоятельств дела, суды правильно применили нормы материального права.

Доводы кассационной жалобы не опровергают правильность выводов судов первой и апелляционной инстанций по существу спора.

Нарушений норм материального или процессуального права, указанных в ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при разрешении настоящего спора судом допущено не было, в связи с чем оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке не имеется.

Руководствуясь статьями 379.6, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции

о п р е д е л и л а :

решение Максатихинского межрайонного суда Тверской области от 12 марта 2024 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тверского областного суда от 30 мая 2024 года оставить без изменения, кассационную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования по Тверской области - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

Определение в полном объеме изготовлено 24 октября 2024 года.

8Г-27823/2024 [88-24897/2024]

Категория:
Гражданские
Истцы
Кузнецова Ольга Сергеевна
Прокурор Лесного района Тверской области
Ответчики
ГБУ ЗТО "Центральная районная больница Лесного района"
Другие
ОСФР по Тверской области
Суд
Второй кассационный суд общей юрисдикции
Дело на сайте суда
2kas.sudrf.ru
22.10.2024Судебное заседание
22.10.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее