Решение по делу № 2-1036/2021 от 23.04.2021

Дело

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

29 октября 2021 года                                 город Севастополь

Балаклавский районный суд города Севастополя в составе:

председательствующего судьи                                Просолова В.В.,

при секретаре                                                           Анякиной А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя к Цапенко В. В. об исключении сведений из Единого государственного реестра недвижимости,

установил:

Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя (далее Севреестр) обратилось в суд с иском к Цапенко В.В., в котором просило аннулировать и исключить из Единого государственного реестра недвижимости сведения о земельном участке с кадастровым номером 91:01:006003:767.

Заявленные исковые требования мотивированы тем, что по заявлению ответчика спорный земельный участок на основании распоряжения Севастопольской городской государственной администрации от ДД.ММ.ГГГГ -р поставлен на кадастровый учет. По результатам проведенного правового анализа Севреестр пришел к выводу, что земельный участок не подлежал постановке на кадастровый учет, а представленное ответчиком Распоряжение не подтверждает ранее возникшее право собственности ответчика, поскольку вызывает сомнения в его подлинности. Так, данное распоряжение состоит из двух листов, не связанных друг с другом смысловым значением. Кроме того, Севреестр указывает, что государственная регистрация права собственности, возникшего у ответчика на основании Распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ -р, осуществлена не была, что, по мнению истца, свидетельствует об отсутствии доказательств возникновения у ответчика права собственности на спорный земельный участок. Также Севреестр указывает, что в силу ч.2 ст.6.1 Закона города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ -ЗС представленное ответчиком распоряжение не является документом, подтверждающим наличие ранее возникшего права.

В судебном заседании представитель ответчика Беличенко М.В. просила отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, извещено судом надлежащим образом, представило в материалы дела заявление о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены судом надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили.

Суд, принимая во внимание положения ст.167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Задачами гражданского судопроизводства являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, прав и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых или иных правоотношений (статья 2 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Согласно ст. 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным. Суд обосновывает решение лишь на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.

В соответствие со ст. 55 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.

В силу ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает доказательства по внутреннему убеждению, основанному на беспристрастном, всестороннем и полном рассмотрении имеющихся доказательств в их совокупности.

Судом установлено, что по заявлению Цапенко В.В. от ДД.ММ.ГГГГ Управлением государственной регистрации права и кадастра Севастополя осуществлена постановка на кадастровый учет как ранее учтенного земельного участка, площадью 1000 кв.м., расположенного по адресу: г.Севастополь, в районе СТ «Берег», уч.1.

Основанием для осуществления постановки на кадастровый учет указанного земельного участка послужило распоряжение Севастопольской городской государственной администрации от ДД.ММ.ГГГГ -р, которым утвержден предоставленный ОК ДСК «Мыс св.Е.» проект землеустройства по отводу земельного участка и установления границ земельного участка в натуре (на местности) для строительства обслуживания квартала индивидуальной дачной застройки площадью 11,1 га, расположенного по адресу: г.Севастополь, район СТ «Берег».

Пунктом 2 данного распоряжения вышеуказанный земельный участок отнесен к категории земли рекреационного назначения.

Сомнения в подлинности данного распоряжения послужили одним из оснований для обращения регистрирующего органа в суд с настоящим иском.

В ходе судебного заседания обозревался оригинал распоряжения Севастопольской городской государственной администрации от ДД.ММ.ГГГГ -р с приложением, предоставленный сотрудником ГКУ «Архив города Севастополя».

Судом установлено, что вторая страница распоряжения начинается с предложения, которое не имеет начала на первой странице, а именно «получат земельные участки в порядке бесплатной приватизации с определением номера и площади земельного участка каждого лица».

Между тем, при исследовании распоряжения и его буквальном толковании, можно сделать вывод, что указанное распоряжение имеет все необходимые реквизиты, позволяющие установить основания для принятия данного решения и его содержание.

Распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ -р подписано главой Севастопольской городской государственной администрации С.В.Куницыным. Как следует из оригинала распоряжения, предоставленного в судебном заседании, оборотная сторона распоряжения также содержит подтверждение его согласования с заместителем главы – руководителем аппарата Зайцем И.М., первым заместителем главы городской государственной администрации Казариным В.П., юридическим отделом Головиным М.В., начальником управления градостроительства и архитектуры Солодовым В.В.

Экземпляр данного распоряжения находится у ответчика, а также в ГКУ «Архив города Севастополя».

Список граждан членов ОК ДСП «Мыс св.Е.», которым передаются в частную собственность земельные участки для строительства и обслуживания квартала индивидуальной дачной застройки, являющийся приложением к Распоряжению от ДД.ММ.ГГГГ -р, содержит в пункте 1 указание на предоставление Цапенко В.В. земельного участка , площадью 0,10 га, согласно с планировочной схемой.

ДД.ММ.ГГГГ Севастопольской городской государственной администрацией -р принято распоряжение, которым ОК ДСК «Мыс св.Е.» дано разрешение на разработку проекта землеустройства для отведения земельного участка для строительства обслуживания квартала индивидуальной дачной застройки площадью 11,1 га, расположенного по адресу: г.Севастополь, район СТ «Берег».

ДД.ММ.ГГГГ председатель ОК ДСК «Мыс св.Е.» обратился в ЧП «Севгеолит» с заданием на выполнение работ по подготовке проекта землеустройства по отводу земельного участка на основании Распоряжения Севастопольской городской государственной администрации от ДД.ММ.ГГГГ -р.

По заявке ОК ДСК «Мыс св.Е.» Национальным заповедником «Херсонес Таврический» выдано научное заключение от ДД.ММ.ГГГГ , в котором содержится указание на то, что проект отвода данного участка может быть согласован при выполнении требования о заключении с НЗ «Херсонес Таврический» договора на проведение археологических исследований.

ДД.ММ.ГГГГ научным заключением отделом государственной службы охраны культурного наследия Управления культуры и туризма Севастопольской городской государственной администрации разрабатываемый ОК ДСК «Мыс св.Е.» проект согласован.

Также данный проект был согласован ДД.ММ.ГГГГ государственным управлением охраны окружающей природной среды в г.Севастополе, ДД.ММ.ГГГГ Управлением градостроительства и архитектуры, ДД.ММ.ГГГГ главным санитарным врачом города Севастополя.

На представленном в материалы дела проекте землеустройства имеется штамп Главного управления госкомзема в г.Севастополе вх. от ДД.ММ.ГГГГ, что свидетельствует о предоставлении данного проекта в уполномоченный государственный орган.

При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу, что из представленных материалов дела не усматривается оснований для возникновения сомнений в подлинности Распоряжения Севастопольской городской государственной администрации от ДД.ММ.ГГГГ -р, послужившего основанием для осуществления государственного кадастрового учета.

Основные правовые положения, связанные с принятием Республики Крым и города Севастополя в состав Российской Федерации, закреплены в Федеральном конституционном законе от ДД.ММ.ГГГГ N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - Федеральный конституционный закон N 6-ФКЗ).

Данным Федеральным конституционным законом N 6-ФКЗ установлено, что законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территории Республики Крым со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено данным Законом (часть 1 статьи 23).

На территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют документы выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не предусмотрено статьей 12.2 настоящего Федерального конституционного закона, а также если иное не вытекает из самих документов или существа отношения (статья 12).

До ДД.ММ.ГГГГ на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных и земельных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере (часть 1.1 статьи 12.1).

Правовым актом, устанавливающим указанные особенности правового регулирования в городе Севастополе, является Закон города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ N 46-ЗС "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя" (первоначальный текст опубликован в газете "Севастопольские известия" N 69-70 (1691) от ДД.ММ.ГГГГ, далее Закон N 46-ЗС).

Согласно пункту 1 статьи 7 Закона города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ N 46-ЗС (ред. от ДД.ММ.ГГГГ, действовавшая на момент постановки на кадастровый учет спорного земельного участка) "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя" к правам, ограничениям (обременениям) прав на объекты недвижимого имущества, возникшим на территории города Севастополя до вступления в силу Федерального конституционного закона (далее - ранее возникшие права), применяется порядок их государственной регистрации, установленный Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации), с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

В соответствии с пунктом 3 статьи 7 Закона города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ N 46-ЗС (ред. от ДД.ММ.ГГГГ, действовавшая на момент постановки на кадастровый учет спорного земельного участка) "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя" перечень документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав, устанавливается нормативным правовым актом Правительства Севастополя.

Во исполнение пункта 3 статьи 7 Закона N 46-ЗС Правительством Севастополя принято Постановление от ДД.ММ.ГГГГ N 202 "Об утверждении перечня документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав, необходимых для государственной регистрации права", которым к таким документам отнесен, в частности, акт органа государственной власти или местного самоуправления о предоставлении гражданину земельного участка.

Частью 1 статьи 8 Закона N 46-ЗС установлено, что сведения об объектах недвижимости, учтенных на территории города Севастополя до вступления в силу Федерального конституционного закона в соответствии с ранее действовавшими актами, с учетом предусмотренного статьей 7 Закона о кадастре состава сведений и содержащие такие сведения документы включаются в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости в сроки и в порядке, которые установлены нормативным правовым актом Правительства Севастополя.

Включение в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости осуществляется в порядке, установленном статьей 45 Федерального закона N 221-ФЗ.

Учитывая вышеизложенные нормы права, распоряжение Севастопольской городской государственной администрации от ДД.ММ.ГГГГ -р, являющееся актом органа государственной власти о предоставлении ответчику земельного участка, являлось документом, подтверждающим наличие ранее возникших прав в силу действовавшего на момент постановки земельного участка на кадастровый учет законодательства.

А, следовательно, у государственного регистратора имелись предусмотренные законом основания для осуществления кадастрового учета спорного земельного участка.

Ссылка истца на положения ч.2 ст.6.1 Закона города Севастополя -ЗС, согласно которому акты Севастопольской городской государственной администрации о предоставлении гражданину земельного участка, изданные после ДД.ММ.ГГГГ и не связанные с заменой сертификатов на право на земельную долю, не являются документами, подтверждающими наличие ранее возникших прав, является необоснованной и отклоняется судом.

Данная норма права принята Законом города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ N 512-ЗС "О внесении изменений в Закон города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ N 46-ЗС "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя" и вступила в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования.

Таким образом, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, то есть на момент подачи заявления ответчиком о постановке на кадастровый учет земельного участка, данной нормы не существовало, а следовательно в силу части 1 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации она не подлежит применению к отношениям, возникшим до введения ее в действие.

Снятие земельного участка кадастрового учета возможно только в случаях, указанных в пунктах 3, 15 статьи 41, пункте 3 статьи 70, пункте 7 статьи 72 Федерального закона N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".

На недопустимость снятия с кадастрового учета земельного участка в случаях, не предусмотренных действующим законодательством, указано в пункте 21 Обзора судебной практики по делам, связанным с оспариванием отказа в осуществлении кадастрового учета, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому, если сведения о земельном участке, внесенные в государственный кадастр недвижимости, не носят временного характера, то такой земельный участок может быть снят с кадастрового учета только вследствие его преобразования или в случае, прямо предусмотренном законом.

Как следует из материалов дела, в настоящем случае процедура преобразования "ранее учтенного" в ЕГРН земельного участка не осуществлялась.

Снятие с кадастрового учета объекта недвижимости может явиться следствием признания незаконными действий регистратора при осуществлении кадастрового учета объектов недвижимости в соответствии с пунктом 56 (абзацы 2, 3) постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав".

Однако, ответчик к Управлению государственной регистрации права и кадастра Севастополя ранее по вопросу снятия земельного участка с кадастрового учета не обращался, акты или действия Севреестра не оспорены и незаконными не признавались. В ситуации, когда со стороны регистратора отсутствует факт совершения действий (бездействия) по осуществлению государственного кадастрового учета и такие действия (бездействие) не являлись предметом рассмотрения судов, возложение на регистрирующий орган обязанности по снятию с кадастрового учета земельных участков противоречит нормам процессуального законодательства и приводит к нарушению баланса прав и законных интересов сторон.

Кроме того, суд принимает во внимание, что в соответствии с Положением об Управлении государственной регистрации права и кадастра Севастополя, утвержденным Постановлением Правительства Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ N 23-ПП, истец не наделен самостоятельными полномочиями по обращению в суд с исками о снятии объектов недвижимости с кадастрового учета.

Лицо, обращающееся с требованием о снятии земельного участка с кадастрового учета, должно доказать наличие защищаемого права или интереса с использованием мер, предусмотренных гражданским законодательством.

Нарушения требований законодательства при предоставлении земельного участка не могут являться основаниями для снятия земельного участка с кадастрового учета по иску лица, чьи имущественные права и интересы данными нарушениями не затрагиваются и не могут быть восстановлены при удовлетворении иска.

Учитывая, что приведенные истцом обстоятельства не предусмотрены действующим законодательством в качестве оснований для исключения из ЕГРН сведений о поставленном на кадастровый учет земельном участке, принимая во внимание отсутствие полномочий у регистрирующего органа на обращение в суд с настоящим иском, а также недоказанность нарушений прав и законных интересов истца действиями по осуществлению кадастрового учета, суд приходит к выводу, что исковые требования Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя являются необоснованными и не подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

в удовлетворении исковых требований Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя к Цапенко В. В. об аннулировании и исключении из Единого государственного реестра недвижимости сведений о земельном участке с кадастровым номером 91:01:006003:767 - отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд через Балаклавский районный суд города Севастополя в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья                             В.В.Просолов

2-1036/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Управление государственной регистрации права и кадастра города Севастополя
Ответчики
Царенко Валерий Васильевич
Другие
Беличенко Марина Витальевна
Правительство города Севастополя
Департамент по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя
ПК "ДСК "Мыс Святой Елены"
ГКУ «Архив города Севастополя»
Суд
Балаклавский районный суд Севастополя
Судья
Просолов Виктор Викторович
Дело на странице суда
balaklavskiy.sev.sudrf.ru
23.04.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
23.04.2021Передача материалов судье
29.04.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
29.04.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.04.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
01.06.2021Судебное заседание
28.07.2021Судебное заседание
31.08.2021Судебное заседание
07.09.2021Судебное заседание
25.10.2021Судебное заседание
29.10.2021Судебное заседание
29.10.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.10.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее