Дело № 2–1359/2019
11RS0002-01-2019-002162-70
Именем
Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Воркута Республики Коми 25 сентября 2019г.
Воркутинский городской суд Республики Коми в составе:
председательствующего судьи Гюлумян А.Г.,
при секретаре Роевой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Службы Республики Коми строительного, жилищного и технического надзора (контроля) к Суздаль Наталье Леонидовне об обязании предоставить доступ в жилое помещение,
установил:
Служба Республики Коми строительного, жилищного и технического надзора (контроля) (далее – Служба Республики Коми стройжилтехнадзора) обратилась в суд с иском к Суздаль Н.Л., в котором просила обязать ответчика предоставить доступ в жилое помещение, расположенное по адресу <адрес>, в целях проведения проверки на предмет соблюдения обязательных требований к порядку перепланировки (переустройства) жилого помещения. В обоснование заявленных исковых требований указано, что государственную жилищную инспекцию по г.Воркуте из ОМВД России по г.Воркуте поступил материал проверки №02-06-18/92 от 18 февраля 2019г. о нарушении правил пользования жилым помещением №21 в д.4 по ул.Театральная г.Воркуты в связи с проведением перепланировки с нарушением норм жилищного законодательства. Спорное жилое помещение находится в собственности ответчика. По информации органа местного самоуправления заявление от пользователя указанным жилым помещением о согласовании переустройства и(или )перепланировки жилых помещений не поступало. В ходе проверок 5 апреля 2019г. и 7 мая 2019г. доступ в жилое помещение Суздаль Н.Л. обеспечен не был, направленные почтовой связью уведомления о дате и месте проведения проверки ответчиком не получены.
Истец о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, в суд представителя не направил, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя.
Ответчик о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, в суд не явился, поскольку отбывает наказание в ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми.
Суд исследовав письменные доказательства, приходит к следующему
В соответствии со ст. 25 Конституции Российской Федерации жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения.
Аналогичные нормы закона содержатся в ст. 3 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с ч.2 ст. 1 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту ЖК РФ), что граждане, осуществляя жилищные права не должны нарушать права, свободы и законные интересы других граждан.
В соответствии с ч.4 ст. 17 ЖК РФ пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов проживающих в этом жилом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно ч.4 ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения обязан поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно ст 25 ЖК РФ переустройство помещения в многоквартирном доме представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, а перепланировка помещения - это изменение его конфигурации, требующие внесения изменения в технический паспорт помещения в многоквартирном
Ст.26 ЖК РФ предусмотрено, что переустройство и (или) перепланировка помещения в многоквартирном доме проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения.
Согласно п.2.2. Административного регламента предоставления муниципальной услуги "Согласование переустройства и (или) перепланировки жилого помещения", утвержденного Постановлением администрации муниципального образования городского округа "Воркута" от 11.03.2019 N 414 предоставление муниципальной услуги осуществляется администрацией. Ответственным структурным подразделением за предоставление муниципальной услуги является Управление городского хозяйства и благоустройства администрации МОГО «Воркута», непосредственно предоставление муниципальной услуги осуществляется отделом контроля и мониторинга жилищно-коммунального хозяйства МКУ "Технический контроль" муниципального образования городского округа "Воркута".
Государственный жилищный надзор согласно ч. 1 ст. 20 Жилищного кодекса Российской Федерации - это деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений.
Согласно п.2 Порядка осуществления регионального государственного жилищного надзора на территории Республики Коми, утвержденного Постановлением Правительства РК от 26.09.2012 N 402 Региональный государственный жилищный надзор на территории Республики Коми осуществляется Службой Республики Коми строительного, жилищного и технического надзора (контроля).
Предметом регионального государственного жилищного надзора является, в том числе соблюдение гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, требований к порядку осуществления перепланировки и (или) переустройства помещений в многоквартирном доме (п.3 Порядка)
Право должностных лиц государственного жилищного контроля посещать с согласия собственников жилые помещения в многоквартирных домах и проводить их обследования предусмотрено п. 2 ч. 5 ст. 20 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно п.7 Порядка основаниями для проведения внеплановой проверки являются поступления, в частности посредством системы, в орган государственного надзора обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, выявление органом государственного надзора в системе информации в том числе о фактах нарушения требований к порядку осуществления перепланировки и (или) переустройства помещений в многоквартирном доме,
В соответствии с п.3 Положения о Службе Республики Коми строительного, жилищного и технического надзора (контроля), утвержденного Постановление Правительства РК от 22.12.2015 N 541служба имеет территориальные органы - инспекции, не являющиеся юридическими лицами, исполняющие (предоставляющие) в городах и районах Республики Коми государственные функции (государственные услуги), отнесенные к компетенции Службы.
Как следует из Приложения 1 к Положению о Службе Республики Коми строительного, жилищного и технического надзора (контроля) Территориальным органом Службы Республики Коми строительного, жилищного и технического надзора (контроля) в г.Воркуте с подчиненной ему территорией является Государственная жилищная инспекция по городу Воркуте.
Из материала проверки, проведенной ОМВД России по г.Воркуте по факту выявлении административного правонарушения, предусмотренного ст7.21.КоПА РФ, зарегистрированного 4 февраля 2019г в книге учета сообщений о происшествиях под номером 2585 следует, что 22 января 2019г на основании сообщения директора ООО УК « Авангард» была вскрыта дверь в <адрес>. Из объяснений представителя ООУК «Авангард», поданных участковому уполномоченному полиции ОМВД России по г.Воркуте следует, что по сообщению соседа из <адрес> указанного дома о том, что в <адрес> была произведена перепланировка несущей стены между комнатой и кухней, ввиду того, что ситуация считается аварийной принято решение о вскрытии квартиры.
Из акта осмотра технического состояния жилого помещении <адрес> многоквартирного дома по <адрес>, составленного комиссией в составе ведущего инженера ПТО МУП «СТС» МОГО «Воркута», представителя ООО УК «Авангард» мастера ООО УК «Авангард»,участкового уполномоченного полиции ОМВД России по г.Воркуте следует, что в указанном жилом помещении демонтирована стены между кухней и залом, между ванной и туалетом.
Согласно письму УГХ и Б администрации МОГО «Воркута» от 7 марта 2019г. №05-06-1186 в межведомственную комиссию по согласованию перевода жилого помещения в нежилое, нежилого помещения в жилое, переустройства и (или) перепланировки жилых помещений, приемке завершенных работ по переустройству и (или) перепланировке жилых помещений, расположенных в многоквартирных домах, утвержденную постановлением администрации МО ГО «Воркута» от 25.04.2018 № 632 заявление от пользователя жилым помещением ... в многоквартирном <адрес> о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилых помещений, не поступало.
Право собственности на жилое помещение, расположенное по адресу <адрес> зарегистрировано за Суздаль Н.Л. 17 июля 2013г., что следует из выписки из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости (л.47-49)
По сведениям отдела по вопросам миграции ОМВД России по г.Воркуте фамилия Суздаль Н.Л. изменена на Витязеву в 2017г.
В материалы дела представлены акты от 5 апреля 2019г. и 7 мая 2019г о непредставлении доступа в жилое помещение, расположенное по адресу г.воркута,<адрес>, для проведения его осмотра с целью проверки соблюдения правил пользования жилым помещением (л.д.23,27).
Направленные государственно жилищной инспекцией по г.Воркуте в адрес Суздаль Н.Л. уведомления о необходимости обеспечить доступ в жилое помещение не были вручены отправителю, о чем имеются отчеты об отслеживании почтовых отправлений.
Учитывая вышеприведенные нормы, с учетом установленных по делу обстоятельств суд приходит к выводу о наличии оснований для проведения проверки жилого помещения, расположенного по адресу <адрес> целью выявления возможного нарушения ответчиком требований к порядку переустройства и перепланировки жилого помещения.
Ограничения конституционного права неприкосновенность жилища, в том числе в отсутствие согласия собственника на обследование жилого помещения могут быть преодолены судебным решением, так как это необходимо в целях достижения задач жилищного надзора, установленных ст. 20 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Так, из разъяснений, изложенных в п. 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.12.1993 N 13 "О некоторых вопросах, связанных с применением ст. 23 и 25 Конституции Российской Федерации", следует, что поскольку никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения, вышеназванные суды должны рассматривать материалы, подтверждающие необходимость проникновения в жилище, если таковые представляются в суд.
Истцом при организации проверки были соблюдены требования Положения о государственном жилищном надзоре, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.06.2013 N 493, а также Порядка осуществления регионального государственного жилищного надзора на территории Республики Коми, утвержденного Постановлением Правительства РК от 26.09.2012 N 402 предусматривающего основания для внеплановой проверки.
Установлен факт обращения органа государственной власти по поводу возможного нарушения целостности несущих конструкций многоквартирного дома, принадлежащих всем собственникам на праве общей долевой собственности (п. 3 ч. 1 ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Учитывая вышеприведенные нормы, с учетом установленных по делу обстоятельств, суд приходит к выводу о наличии оснований для проведения проверки жилого помещения, расположенного по адресу <адрес>, с целью выявления возможного нарушения ответчиком требований к порядку переустройства и перепланировки жилого помещения, поскольку в случае если переустройство жилого помещения произведено собственником самовольно, то отсутствие доступа в жилое помещение, создает риск возникновения аварийной ситуации в многоквартирном доме, причинения вреда жизни и здоровью других граждан, проживающих в нем.
В соответствии со ст.103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию в бюджет МОГО «Воркута» государственная пошлина в размере 6000 руб.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования Службы Республики Коми строительного, жилищного и технического надзора (контроля) удовлетворить.
Обязать Витязеву (Суздаль) Наталью Леонидовну предоставить должностным лицам Государственной жилищной инспекции по городу Воркуте доступ в <адрес> для проведения проверки на предмет выявления нарушенных требований порядка переустройства( перепланировки) помещений.
Взыскать с Витязевой (Суздаль) Натальи Леонидовны в бюджет муниципального образования городского округа «Воркута» государственную пошлину в размере 6 000(шесть тысяч) руб.
Решение суда может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми через Воркутинский городской суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме (30 сентября 2019г.).
Председательствующий: