УИД 91RS0019-01-2022-006183-92 Дело № 2-862/2023 (2-4154/2022;)
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
09 июня 2023 года г. Симферополь
Симферопольский районный суд Республики Крым в составе:
председательствующего судьи Ломовского И.В.
при секретаре судебного заседания Разваляевой П.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Администрации Чистенского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым к Шульц Елене, третьи лица: Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, Волков Владимир Владимирович, об обязании произвести отчуждение земельного участка,
установил:
В декабре 2022 года Администрация Чистенского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым обратилась в суд с иском к Шульц Елене об обязаниии произвести отчуждение земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью 1400 кв.м., расположенного по адресу: Республика ФИО3, <адрес>.
Заявленные исковые требования мотивированы тем, что Шульц Елене является собственником земельного участка с кадастровым номером 90:12:200301:115, общей площадью 1400 кв.м., расположенного по адресу: Республика Крым, <адрес>, при этом она является гражданином иностранного государства. Учитывая нормы действующего законодательства, ответчик ФИО5 был произвести отчуждение принадлежащего ему на праве собственности земельного участка, однако в добровольном порядке до настоящего времени ответчиком земельный участок не отчужден, что стало основанием для обращения в суд с указанным иском.
Представитель истца в судебное заседание не явился, направил в адрес суда заявление о рассмотрении дела в её отсутствии, просит исковые требования удовлетворить.
Ответчик в судебное заседание не явилась, надлежащим образом извещена о времени и месте рассмотрения дела. Представитель ответчика Трофимченко А.Н. представила суда заявление, в котором не возражала против удовлетворения исковых требований.
Третье лицо Волков В.В. направил в суд заявление, в котором просил рассмотреть дело в его отсутствие, против удовлетворения исковых требований не возражал.
Исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что заявленные исковые подлежат частичному удовлетворению на основании следующего.
В силу ч. 3 ст. 62 Конституции Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Тем самым Конституция Российской Федерации в качестве общего принципа российского законодательства устанавливает "национальный режим" для иностранных лиц и лиц без гражданства, то есть в отношении прав и обязанностей приравнивает их к российским гражданам.
Исходя из того, что в силу ГК РФ, конкретизирующего конституционный принцип национального режима, правила гражданского законодательства применяются к отношениям с участием иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом (абзац 4 п. 1 ст. 2), и в соответствии с ч. 3 ст. 36 Конституции Российской Федерации, согласно которой условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона, ЗК РФ устанавливает право иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц приобретать в собственность земельные участки на территории Российской Федерации.
Сама по себе возможность предоставления иностранным гражданам, лицам без гражданства и иностранным юридическим лицам права на определенных условиях приобретать в собственность и в определенных пределах владеть, пользоваться и распоряжаться земельными участками - постольку, поскольку соответствующие земли на основании закона не исключены из оборота или не ограничены в обороте (п. 1 ст. 260 ГК РФ), - не противоречит конституционно-правовому статусу земли как публичного достояния многонационального народа России и вытекает из ч. 1 ст. 9, ч.ч. 1, 2 ст. 35 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ч. 3 ст. 62 Конституции Российской Федерации.
Вместе с тем, осуществляя соответствующее регулирование, федеральный законодатель в силу ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации обязан обеспечивать защиту конституционно значимых ценностей и соблюдать баланс конституционных прав, закрепленных, с одной стороны, в указанных статьях Конституции Российской Федерации, а с другой - в ч. 1 ст. 9, согласно которой земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, и в ч. 1 ст. 36, согласно которой право иметь в частной собственности землю принадлежит гражданам и их объединениям. При этом, он должен исходить из вытекающего из статей 9 и 36 Конституции Российской Федерации приоритета права российских граждан иметь в собственности землю, обеспечивая рациональное и эффективное использование земли и ее охрану, защиту экономического суверенитета Российской Федерации, целостность и неприкосновенность ее территории (ч.ч.1, 3 ст. 4 Конституции Российской Федерации).
Реализуя свою конституционную обязанность, федеральный законодатель ввел некоторые ограничения для иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц в осуществлении права землепользования, тем самым установив изъятия из национального режима регулирования права частной собственности на землю.
Согласно п. 2 ст. 129 ГК РФ законом или в установленном законом порядке могут быть введены ограничения оборотоспособности объектов гражданских прав, в частности могут быть предусмотрены виды объектов гражданских прав, которые могут принадлежать лишь определенным участникам оборота либо совершение сделок, с которыми допускается по специальному разрешению.
В соответствии с п. 3 ст. 15 ЗК РФ иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством о государственной границе Российской Федерации, и на иных установленных особо территориях Российской Федерации в соответствии с федеральными законами.
Указом Президента Российской Федерации N 26 от 09.01.2011 года "Об утверждении перечня приграничных территорий, на которых иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками" установлен перечень приграничных территорий, на которых иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками.
Указом Президента Российской Федерации от 20.03.2020 года N 201 внесены изменения в Указ от 09.01.2011 года N 26, территория муниципального образования Симферопольский район Республики Крым включена в перечень приграничных территорий, на которых иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, расположенными на данной территории.
Положениями п.п. 2 п. 2 ст. 235 ГК РФ предусмотрено, что принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, когда по основаниям, предусмотренным законом, производится отчуждение имущества, которое в силу закона не может принадлежать данному лицу.
В соответствии с п. 1 ст. 238 ГК РФ, если по основаниям, допускаемым законом, в собственности лица оказалось имущество, которое в силу закона не может ему принадлежать, это имущество должно быть отчуждено собственником в течение года с момента возникновения права собственности на имущество, если законом не установлен иной срок.
В случае, если имущество не отчуждено собственником в сроки, указанные в п. 1 ст. 238 ГК РФ, такое имущество с учетом его характера и назначения по решению суда, вынесенному по заявлению государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит принудительной продаже с передачей бывшему собственнику вырученной суммы либо передаче в государственную или муниципальную собственность с возмещением бывшему собственнику стоимости имущества, определенной судом. При этом вычитают затраты на отчуждение имущества (п. 2 ст. 238 ГК РФ).
Таким образом, земельные участки, расположенные на приграничных территориях, в том числе, на территории муниципального образования Чистенского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым, не могут принадлежать на праве собственности иностранным гражданам, лицам без гражданства и иностранным юридическим лицам. Если земельный участок в силу закона не может принадлежать на праве собственности ответчику как иностранному гражданину, необходимо его отчуждение.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что Шульц Елена является собственником ? доли земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью 1400 кв.м., расположенного по адресу: Республика ФИО3, <адрес>, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости.
Сособственником оставшейся ? доли указанного земельного участка является ФИО2
Также в соответствии с данными, содержащимися в выписке из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости, относительно правообладателя ? доли земельного участка указано, что ФИО6 является гражданином иностранного государства.
По имеющимся сведениям автоматизированной системы Управления по вопросам миграции МВД по Республике Крым Шульц Елена паспортом гражданина РФ не документирован.
Волков В.В. является гражданином Российской Федерации, что подтверждается паспортом.
Учитывая нормы действующего законодательства Шульц Елена обязана произвести отчуждение принадлежащей ей на праве собственности ? доли земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью 1400 кв.м., расположенного по адресу: Республика ФИО3, <адрес>, 11.
Однако в добровольном порядке до настоящего времени ответчиком доля земельного участка не отчуждена, что является основанием для частичного удовлетворения ФИО4, а именно возложении обязанности на Шульц Елену произвести отчуждение принадлежащей ей на праве собственности ? доли земельного участка с кадастровым номером №.
Руководствуясь статьями 194-199, 235-237 ГПК РФ, суд, -
решил:
Иск Администрации Чистенского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым к Шульц Елене об обязании произвести отчуждение земельного участка – удовлетворить частично.
Обязать Шульц Елену, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, произвести отчуждение ? доли земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью 1400 кв.м., расположенного по адресу: Республика ФИО3, <адрес>, в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке через Симферопольский районный суд Республики Крым в течение одного месяца в порядке, предусмотренном ст. ст. 320-321 ГПК Российской Федерации.
Судья И.В. Ломовский
Мотивированный текст решения изготовлен 15 июня 2023 года.