Решение по делу № 33а-11191/2020 от 26.11.2020

    Судья    Ильченко Е.Н.                                                  № 2а-336/2020

    Докладчик    Певина Е.А.                                                      № 33а-11191/2020

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е      О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

    город Новосибирск                              22 декабря 2020 года

    Судебная коллегия по административным делам Новосибирского областного суда в составе:

    председательствующего Кошелевой А.П.,

    судей Певиной Е.А., Разуваевой А.Л.

    при секретаре Ведерниковой М.А.

    рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области на решение Коченевского районного суда Новосибирской области от 02 сентября 2020 года, которым удовлетворено административное исковое заявление Лапиной Н. Н. о признании незаконным решения органа государственной власти

    Заслушав доклад судьи Новосибирского областного суда Певиной Е.А., объяснения представителя административного ответчика Кравцова Е.В., изучив материалы дела, судебная коллегия

             У С Т А Н О В И Л А:

    административный истец Лапина Н.Н. обратилась в суд с административным иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области. В обоснование административных исковых требований указала, что Лапиной Н.Н. принадлежит на праве собственности земельный участок № , с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенный в <адрес>. По сведениям Единого государственного реестра недвижимости имеет не установленные на местности границы. По результатам проведенных кадастровых работ был подготовлен межевой план на земельный участок, который имеет на местности границы более 15 лет, огорожен со всех сторон, используется Лапиной Н.Н. по назначению.

    Решением Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области от 19 декабря 2019 года за № 54/19-51034 приостановлено осуществление государственного кадастрового учета объекта недвижимости, поскольку в межевом плане не содержится сведений о документах подтверждающих существование земельного участка с кадастровым номером 54:11:037101:176 в приведенных границах более 15 лет.

    Решением апелляционной комиссии от 16 января 2020 за № 1/54/19-63 отклонено её заявление об обжаловании решения о приостановлении государственного кадастрового учета, при этом ссылок на нормы закона не приведено.

    Действия Росреестра по НСО по приостановлению государственного кадастрового учета являются незаконными, поскольку уточняемый административным истцом земельный участок, согласно выписке из ЕГРН, имеет декларированную площадь 840 кв.м. Границы земельного участка не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства. При проведении кадастровых работ в отношении уточняемого земельного участка выявлено, что площадь земельного участка больше площади, содержащейся в сведениях ЕГРН. Площадь земельного участка по сведениям ЕГРН составляет 840 кв.м, по результатам проведения кадастровых работ - 966 кв.м., что соответствует предельным минимальным и максимальным размерам земельных участков по виду разрешенного использования по Закону Новосибирской области «Об использовании земель на территории Новосибирской области».

    Решением Коченевского районного суда Новосибирской области от 02 сентября 2020 года признаны незаконными действия Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области по приостановлению государственного кадастрового учета уведомлением (решением) от 19 декабря 2019 года № 54/19-51034. Указано, что решение суда является основанием для проведения государственного кадастрового учета по заявлению № 54/19-51034 от 19 декабря 2019 года.

    С указанным решением суда не согласилось Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области. В апелляционной жалобе изложена просьба об отмене решения суда.

    В обоснование доводов жалобы указано, что Коченевский районный суд Новосибирской области пришел к ошибочному выводу о том, что Управлением нарушены права истца, а по факту легитимизировал намерения истца безосновательно увеличить площадь и изменить конфигурацию ранее предоставленного ей в 1994 году земельного участка.

    Согласно правоудостоверяющего документа, выданного полномочным органом, заверенного председателем СНТ «Юбилейный», длина земельного участка, имеющего форму неправильного четырехугольника, предоставленного в собственность Лапиной Н.Н. в 1994 году, составляла: 35 м по короткой стороне, и 42 м по длинной стороне; ширина земельного участка составляла 22 м по широкой стороне и 16,4 м по узкой стороне.

    Согласно последней версии межевого плана от 23 сентября 2019 года, представленного в Управление 18 декабря 2019 года, длина земельного участка с кадастровым номером 54:11:037101:176 составляет: 44,01 м (9,33+34,68) по короткой стороне и 46,52 м 1(5,87+40,65) по длинной стороне; ширина земельного участка составляет 20,59 м (3,47+17,12) по узкой стороне, и 22,48 м (19,34+3,14) по широкой стороне (раздел «Чертеж земельных участков» и XML схема межевого плана от 23 сентября 2019 года, листы 2, 14).

    Таким образом, без надлежащего обоснования полного несовпадения измерений 2019 года с измерениями 1994 года, имевших место при предоставлении земельного участка, истец, посредством оспаривания действий Управления фактически предпринимает попытку узаконить измененные параметры объекта недвижимости с кадастровым номером 54:11:037101:176.

     На апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области поданы возражения.

На основании ст. ст. 150, 152 КАС РФ судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие административного истца, представителя заинтересованного лица СНТ «Юбилейный» не явившихся в заседание суда апелляционной инстанции, признав их извещение о времени и месте судебного заседания надлежащим.

     Проверив материалы дела в соответствии с требованиями части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.

    В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации и главой 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

    Суд удовлетворяет такие требования при наличии совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого решения или действия (бездействия) закону или иному нормативному акту, регулирующему спорное правоотношение, и нарушения этим решением или действием (бездействием) прав либо свобод административного истца (ст. 227 КАС РФ).

    В соответствии со ст. 226 КАС РФ в ходе рассмотрения административного иска о признании незаконным решения должностного лица органа государственной власти, административный истец представляет суду доказательства, подтверждающие нарушение оспариваемым решением его прав, свобод и законных интересов, а также соблюдение сроков обращения в суд.

    Административный ответчик представляет суду доказательства, подтверждающие полномочия органа на принятие оспариваемого решения; порядок его принятия, в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствие его содержания нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Согласно пункту 3 статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных данным кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.

Формирование земельного участка происходит посредством землеустройства и кадастрового учета (статьи 69, 70 Земельного кодекса Российской Федерации).

Государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом № 218-ФЗ от 13 июля 2015 года «О государственной регистрации недвижимости» (статья 70 Земельного кодекса Российской Федерации).

Согласно части 2 статьи 8 Федерального закона № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков относятся к основным сведениям об объекте недвижимости.

В кадастр недвижимости в качестве основного сведения об объекте недвижимости вносится описание местоположения объекта недвижимости (пункт 3 части 4 статьи 8 указанного Федерального закона).

Местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части (часть 8 статьи 22 Федерального закона № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»).

Из положений приведенной нормы и частей 8, 10 статьи 22, пункта 31 части 1 статьи 26 Федерального закона № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» следует, что уточнение местоположения границ земельного участка допускается в случае отсутствия в Едином государственном реестре недвижимости сведений о координатах характерных точек границ земельного участка.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости Лапина Н.Н. является правообладателем земельного участка с кадастровым номером 54:11:037101:176, расположенным по адресу: <адрес>, с.о. «Юбилейный», участок <данные изъяты>, площадью 840 кв.м..

Согласно сведениям, содержащимся в ЕГРН, граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства (л.д.12).

Как следует из обстоятельств дела, указанная причина послужила основанием для обращения Лапиной Н.Н. в управление Росреестра по НСО с соответствующим заявлением.

Решением Управления Росреестра по НСО от 19 декабря 2019 года № 54/19-5034 Лапина Н.Н. уведомлена о приостановлении государственного кадастрового учета указанного объекта недвижимости в связи с тем, что в ЕГРН сведения о земельном участке с кадастровым номером 54:11:037101:176 с местоположением: <адрес>, с<данные изъяты> внесены на основании свидетельства о праве собственности на землю № 233 от 17 июля 1994 года с площадью 840 кв.м. Площадь указанного земельного участка, полученная в результате уточнения местоположения границы земельного участка (966 кв.м.) отличается от площади, указанной в свидетельстве о праве собственности на землю. В представленном межевом плане не содержится сведений о документах, подтверждающих существование земельного участка с кадастровым номером 54:11:037101:176 в приведенных в представленном межевом плане границах на местности более 15 лет (л.д.40-41).

    Удовлетворяя заявленные административные исковые требования суд первой инстанции исходил из того обстоятельства, что административным истцом представлены в полном объеме документы необходимые для кадастрового учета объекта недвижимости.

    Однако, с указанным выводом суда первой инстанции судебная коллегия не соглашается, при этом исходит из следующего.

Согласно подпункту 7 части 1 статьи 26 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 43 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет в связи с изменением описания местоположения границ земельного участка и (или) его площади, осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, о котором сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, не соответствуют установленным на основании настоящего Федерального закона требованиям к описанию местоположения границ земельных участков (далее - уточнение границ земельного участка).

В соответствии с положениями ст. 22 указанного Федерального закона межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или выписки из Единого государственного реестра недвижимости о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.

В случае, если в соответствии с федеральным законом местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию, межевой план должен содержать сведения о проведении такого согласования.

Межевой план состоит из графической и текстовой частей.

В графической части межевого плана воспроизводятся сведения кадастрового плана соответствующей территории или выписки из Единого государственного реестра недвижимости о соответствующем земельном участке, а также указываются местоположение границ образуемых земельного участка или земельных участков, либо границ части или частей земельного участка, либо уточняемых границ земельных участков, доступ к образуемым или измененным земельным участкам (проход или проезд от земельных участков общего пользования), в том числе путем установления сервитута.

В текстовой части межевого плана указываются необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках, включая сведения об использованной при подготовке межевого плана геодезической основе, в том числе о пунктах государственных геодезических сетей или опорных межевых сетей, а также в установленном частью 3 настоящей статьи случае сведения о согласовании местоположения границ земельных участков в форме акта согласования местоположения таких границ.

Местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.

При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка его границами считаются границы, существующие на местности пятнадцать лет и более и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка (часть 10 статьи 22 «О государственной регистрации недвижимости»).

Согласно п. 70 приказа Минэкономразвития России от 08 декабря 2015 года № 921 «Об утверждении формы и состава межевого плана, требований к его подготовки» выполнение кадастровых работ по уточнению местоположения границы земельного участка осуществляется на основании документов, перечисленных в части 10 статьи 22 Закона о регистрации. В данном случае реквизиты таких документов приводятся в реквизите "1" раздела "Исходные данные".

В случае отсутствия в указанных документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется с учетом содержания утвержденного в установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности порядке проекта межевания территории.

При отсутствии таких документов или при отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений, необходимых для уточнения местоположения границ земельного участка, местоположение уточняемых границ земельных участков определяется с использованием карт (планов), являющихся картографической основой ЕГРН, и (или) карт (планов), представляющих собой фотопланы местности, подтверждающих фактическое местоположение границ земельных участков на местности пятнадцать и более лет.

При этом наименование и реквизиты таких документов приводятся в разделе "Исходные данные", указанные документы или их копии в состав Приложения не включаются.

В разделе межевого плана "Заключение кадастрового инженера" в виде связного текста приводится обоснование местоположения уточненных границ земельного участка, содержащее, например: описание конкретных объектов искусственного происхождения, которыми закреплены на местности границы земельного участка (вид объекта, например кирпичное ограждение, стена здания);

сведения, обосновывающие существование границы земельного участка на местности пятнадцать и более лет (например, дата предоставления земельного участка садоводческому или огородническому некоммерческому товариществу, иной некоммерческой организации, созданной гражданами для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства до 1 января 2019 года, или организациям, при которых были созданы (организованы) некоммерческие организации для ведения гражданами садоводства, огородничества и дачного хозяйства, пользующиеся такими земельными участками, дата карты (плана), фотопланов местности, с использованием которых определялись границы земельного участка).

Как следует из выписки из ЕГРН, сведения о ранее учтенном земельном участке с кадастровым номером 54:11:037101:176 были внесены в Единый государственный реестр недвижимости на основании правоустанавливающего документа – свидетельства о праве собственности на землю от 17 июня 1994 года № 233 (л.д.70-71).

Согласно сведениям, указанным в данном свидетельстве, заверенным подписью председателя СНТ «Юбилейный» земельный участок, предоставленный в собственность Лапиной Н.Н. имеет форму неправильного четырехугольника, его длина по короткой стороне 35 м и 42 м по длинной стороне; ширина земельного участка составляет 22 м по широкой стороне и 16,4 м по узкой стороне. Площадь земельного участка 840 кв.м.

Таким образом, сведения о длинах сторон земельного участка, принадлежащего административному истцу на праве собственности, отражены в документе, подтверждающим право собственности административного истца на земельный участок.

Вместе с тем, согласно межевому плану, представленному в Управление Росреестра по НСО длина земельного участка с кадастровым номером 54:11:037101:176 составляет: 44,01 м (9,33+34,68) по короткой стороне и 46,52 м 1(5,87+40,65) по длинной стороне; ширина земельного участка составляет 20,59 м (3,47+17,12) по узкой стороне, и 22,48 м (19,34+3,14) по широкой стороне.

При этом, судебная коллегия соглашается с доводами административного ответчика, изложенными в оспариваемом уведомлении о приостановлении кадастровых работ, что в представленном межевом плане не содержится сведений о документах, подтверждающих существование земельного участка с кадастровым номером 54:11:037101:176 в приведенных в межевом плане границах на местности более 15 лет.

Как следует из межевого плана (раздел «заключение кадастрового инженера» (л.д.19-20)) в качестве иного документа, подтверждающего существование на местности пятнадцать лет и более земельного участка, принадлежащего административному истцу в границах, указанных в межевом плане, принято заключение председателя СНТ «Юбилейный» от 07 сентября 2019 года Барбачакова О.Г. из которого следует, что земельный участок принадлежит Лапиной Н.Н. 25 лет, существует на местности с 1994 года. Границы земельного участка огорожены со всех сторон по периметру участка, изменение фактических границ земельного участка сторону захвата или увеличения за счет земель СНТ с 1994 года не происходило. Спор между Лапиной Н.Н. и СНТ отсутствует.

Вместе с тем, из заключения председателя СНТ «Юбилейный» от 07 сентября 2019 года Барбачакова О.Г. не следует с учетом каких обстоятельств (документов, фактических знаний, опроса членов СНТ и пр.), последний приходит к выводу, что земельный участок, принадлежащий Лапиной Н.Н., существует в границах, указанных в межевом плане более 15 лет, а также в связи с чем, произошло изменений площади земельного участка (длины и ширины сторон земельного участка) по отношению к площади (длине и ширине сторон земельного участка), указанной в свидетельстве о праве собственности за землю.

Кроме того, как следует из публичной кадастровой карты <адрес> (сведения общедоступны, размещены на сайте egrp365.ru), увеличение площади земельного участка принадлежащего Лапиной Н.Н. произошло не за счет земель СНТ «Юбилейный», а за счет земель неразграниченной государственной собственности.

Оценка данным обстоятельствам судом первой инстанции не дана.

Таким образом, учитывая, что последовательность документов, используемых при подготовки межевого плана по результатам кадастровых работ в связи с уточнением местоположения границ земельного участка определена в части 10 статьи 2 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости», при этом, при уточнении границ земельного участка их местоположение в первую очередь определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, а свидетельство о праве собственности на землю, выданное Лапиной Н.Н. такие сведения содержит, то основания для применения иных положений части 10 статьи 22 указанного Федерального закона не имелось.

Учитывая изложенное, судебная коллегия приходит к выводу, что постановленное судом первой инстанции решение подлежит отмене, а заявленные Лапиной Н.Н. административные исковые требования оставлению без удовлетворения.

    Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

    О П Р Е Д Е Л И Л А:

    решение Коченевского районного суда Новосибирской области от 02 сентября 2020 года отменить.

Принять по делу новое решение. Исковые требования Лапиной Н.Н. оставить без удовлетворения.

Апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Новосибирской области удовлетворить.

    Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции.

    Председательствующий

    Судьи

33а-11191/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Лапина Надежда Николаевна
Ответчики
Управление Росреестра по Новосибирской области
Другие
СНТ "Юбилейный"
Суд
Новосибирский областной суд
Дело на сайте суда
oblsud.nsk.sudrf.ru
22.12.2020Судебное заседание
25.01.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.01.2021Передано в экспедицию
22.12.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее