Дело № 3а-34/2020
УИД 210S0000-01-2019-000160-40
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 июня 2020 года г. Чебоксары
Верховный Суд Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Стародубцевой Л.И.,
при секретаре судебного заседания Герасимовой О.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики административное дело по административному исковому заявлению Октябрьского районного потребительского общества об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости равной его рыночной стоимости,
у с т а н о в и л:
Октябрьское районное потребительское общество (далее – Октябрьское РАЙПО) в порядке главы 25 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обратилось в суд с административным исковым заявлением к Кабинету Министров Чувашской Республики, Министерству юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики, Бюджетному учреждению Чувашской Республики «Чуваштехинвентаризация» Министерства юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости – здания торгового центра с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости в размере 7089390 руб. по состоянию на 01 января 2018года.
Требование мотивировало тем, что общество являясь собственником вышеуказанного здания, не согласно с кадастровой стоимостью этого объекта, считает ее завышенной и не соответствующей рыночной стоимости. В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра недвижимости кадастровая стоимость здания по состоянию на 1 января 2018 года составляет 20411378,17 руб. Согласно отчету ООО «Региональный центр профессиональной оценки и экспертизы от 21.08.2019 №О-0473/2019 рыночная стоимость данного здания по состоянию на 01 января 2018 года определена в размере 7089390 руб. Значительное превышение кадастровой стоимости здания над рыночной стоимостью нарушает права административного истца, поскольку увеличивает его налоговые обязательства.
В ходе рассмотрения дела, после проведения судебной экспертизы административный истец Октябрьское РАЙПО подал уточненное исковое заявление, в котором просил установить кадастровую стоимость вышеуказанного здания в размере 9148385 руб. 65 коп.
Определением суда от 13 марта 2020 года произведена замена административного ответчика Министерство юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики на правопреемника Министерство экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики.
В судебное заседание представитель Октябрьского РАЙПО Карымов П.А. не явился, в своем заявлении, направленном в суд уточненные требования поддержал, просил установить кадастровую стоимость здания торгового центра с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> размере 9148385 руб. 65 коп.
Представители административных ответчиков Министерства экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики Васильев С.В., Бюджетного учреждения Чувашской Республики «Чуваштехинвентаризация» Министерства экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики Артемьева А.В. против удовлетворения уточненных исковых требований не возражали.
Административный ответчик Кабинет Министров Чувашской Республики, заинтересованные лица- Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике, администрация Маринско-Посадского района Чувашской Республики, будучи извещенными о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание представителей не направили.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Как следует из материалов дела, Октябрьское РАЙПО является собственником двухэтажного здания с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 1857 кв.м. с 15 июня 2006 года.
Согласно ст. 401 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования следующее имущество: жилой дом; квартира, комната; гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.
Кадастровая стоимость земельных участков и отдельных объектов недвижимого имущества устанавливается для целей налогообложения и в иных, предусмотренных федеральными законами случаях (пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 375, 390, 402 Налогового кодекса Российской Федерации, глава III.1 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»).
Таким образом, поскольку Октябрьское РАЙПО является собственником указанного выше нежилого здания и размер налога на имущество зависит от кадастровой стоимости, результаты кадастровой стоимости спорного объекта затрагивают права и обязанности административного истца, в связи с чем он имеет право на обращение в суд с заявленным требованием.
По смыслу статей 24.18, 24.20 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» актом, на основании которого сведения о кадастровой стоимости вносятся в Единый государственный реестр недвижимости в случае ее пересмотра, может служить вступившее в законную силу решение суда.
В соответствии с частью 3 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.
Согласно ст. 12 ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», обязанность доказать величину рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на заявителе (административном истце) (ч. 5 ст. 247 и ч. 1 ст. 248 КАС РФ). Если заинтересованное лицо (административный ответчик) возражает против удовлетворения заявления, оно обязано доказать достоверность сведений об объекте, использованных при определении его кадастровой стоимости, недостоверность сведений о величине рыночной стоимости, представленных заявителем, а также иные обстоятельства, подтверждающие его доводы.
В обоснование своего требования административным истцом представлен отчет ЦНОЕ «Эксперт» от 21 августа 2019 года № О-0473/2019, согласно которому рыночная стоимость указанного объекта недвижимости по состоянию на 01 января 2018 года составляет 7089390 рублей.
По ходатайству административного ответчика БУ «Чуваштехинвентаризация» Минюста Чувашии определением суда от 14 ноября 2019 года назначена судебная экспертиза на предмет определения рыночной стоимости здания с кадастровым номером №, площадью 3830 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, по состоянию на 1 января 2018 года.
Согласно выводам эксперта ООО «Институт оценки и консалтинга», изложенным в заключении от 13 февраля 2020 года № Э/20-007 рыночная стоимость здания с кадастровым номером №, площадью 3830 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, по состоянию на 1 января 2018 года составляет 9148385 руб. 65 коп.
Заключение выполнено в соответствии с законодательством об экспертной и оценочной деятельности, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорного объекта. Экспертом в заключении дан ответ на поставленный вопрос и приведены выводы о размере рыночной стоимости объекта недвижимости.
Эксперт предупрежден об уголовной ответственности по ст.307 Уголовного кодекса Российской Федерации за дачу заведомо ложного заключения, имеет специальное высшее образование, длительный стаж экспертной работы.
Проверив и оценив собранные по делу доказательства, суд находит, что итоговое суждение о рыночной стоимости оцениваемого объекта недвижимости- нежилого помещения площадью 1857 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, сделано экспертом на основе исчерпывающего анализа ценностных характеристик и расчетных показателей, что в полной мере согласуется с требованиями федеральных стандартов оценки.
Каких-либо доказательств, опровергающих заявленную рыночную стоимость объекта недвижимости, и сведений о его рыночной стоимости в ином размере, а также замечаний к заключению эксперта, административными ответчиками и заинтересованными лицами не представлено
При этом разница между кадастровой и рыночной стоимостью объекта недвижимости составила 55,18 %.
Указанный диапазон расхождения кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости с его рыночной стоимостью не может являться приемлемым и допустимым и свидетельствует о нарушении прав административного истца.
Согласно разъяснениям п. 25 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года № 28 датой подачи заявления физическим лицом считается дата обращения в суд или комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, если имело место обращение этого лица в комиссию.
В данном случае с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости административный истец в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости не обращался.
В суд с настоящим административным исковым заявлением административный истец обратился 15 октября 2019 года.
В соответствии с ч. 5 ст. 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 г. №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном ст. 24.18 указанного Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Следовательно, рыночная стоимость подлежит применению с 1 января 2018 года и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной оценки, в Единый государственный реестр недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
По смыслу ст.ст. 24.18, 24.20 ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» актом, на основании которого сведения о кадастровой стоимости вносятся в Единый государственный реестр недвижимости в случае ее пересмотра, может служить вступившее в законную силу решение суда.
Согласно ч. 6 ст. 24.20 Закона сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Таким образом, настоящее решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости.
Поскольку предметом доказывания по данному делу является определение действительной рыночной стоимости спорного объекта недвижимости, то суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения требований и установления кадастровой стоимости нежилого здания с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости в размере 9148385 руб. 65 коп руб. по состоянию на 01 января 2018 года.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л:
Удовлетворить административное исковое заявление Октябрьского районного потребительского общества.
Установить кадастровую стоимость здания с кадастровым номером №, площадью 1857 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, по состоянию на 1 января 2018 года в размере 9148385 (девять миллионов сто сорок восемь тысяч триста восемьдесят пять) рублей 65 коп.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 15октября 2019 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Чувашской Республики Л.И. Стародубцева
Мотивированное решение составлено 18 июня 2020 года.