УИД 91RS0№-11
Дело № 12-12/2020
РЕШЕНИЕ
14 февраля 2020 года пр. Ленина, 30, г. Евпатория
Республика Крым, 297412
Судья Евпаторийского городского суда Республики Крым Ротко Т.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Семёновой Веры Николаевны на постановление заместителя начальника управления экологического надзора Западно – Крымского региона – заведующего отделом экологического надзора г. Евпатории, пгт. Черноморское и Черноморского района – старшего государственного инспектора Республики Крым Шайхисламова Т.Р. о назначении административного наказания №015401-0696/07.1-21/163Р от 05 декабря 2019 года,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением заместителя начальника управления экологического надзора Западно-Крымского региона – заведующего отделом экологического надзора в г. Евпатории, пгт. Черноморское и Черноморского района – старшего государственного инспектора Республики Крым ФИО4 № 015401-0696/07.1-21/163Р от 05 декабря 2019 года за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), Семёнова В.Н. подвергнута наказанию в виде штрафа в размере 3 500 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, Семёнова В.Н. обратилась в суд с жалобой, в которой просит отменить данное постановление, а производство по делу прекратить.
В обоснование жалобы Семёнова В.Н. указывает, что стоянка транспортного средства марки Зоти с государственным регистрационным номером В726КК82 на территории Дендропарка, которую она допустила, не является нарушением законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования и не образует состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.39 КоАП РФ. Материалы дела об административном правонарушении не содержат доказательств того, что нахождение её автомобиля на территории Дендропарка повлекло негативное воздействие на окружающую среду, или нарушение сохранности флористических объектов Дендропарка или причинило вред природным комплексам и их компонентам. Сведений о наступлении таких последствий обжалуемое постановление не содержит. Фактов, свидетельствующих об осуществлении ей на территории дендрологического парка какой-либо деятельности, не связанной с выполнением его задач и повлекшей за собой нарушение сохранности флористических объектов, не установлено. Считает, что в её действиях отсутствует событие и состав вмененного ей административного правонарушения, что исключает производство по делу об административном правонарушении. Соответственно, вынесенное в отношении неё постановление о назначении административного наказания является незаконным и необоснованным. Также заявитель жалобы обращает внимание на то, что в нарушение ч. 6 ст. 28.2 КоАП РФ копия протокола об административном правонарушении от 06 ноября 2019 года не была ей вручена под расписку.
В судебное заседание Семёнова В.Н. не явилась, направила суд заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие, а также письменные пояснения по делу. Жалобу поддерживает в полном объеме и просит ее удовлетворить.
Должностное лицо – заместитель начальника управления экологического надзора Западно-Крымского региона – заведующий отделом экологического надзора в г. Евпатории - старший государственный инспектор Республики Крым Шайхисламов Т.Р. в судебное заседание не явился, о дне месте и времени рассмотрения жалобы извещен надлежащим образом, направил ходатайство, в котором просил рассмотреть дело без его участия.
Участие в судебном заседании является правом, а не обязанностью лица, участвующего в деле, но каждому гарантируется право на рассмотрение дела в разумные сроки, в связи, с чем прихожу к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с ч. 1 ст. 30.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано лицами, указанными в статьях 25.1 - 25.5.1 КоАП РФ, в том числе лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом - в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела
Согласно с ч. 1, ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении рассматривается судьей, должностным лицом единолично. Судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
Проверив доводы жалобы, законность и обоснованность постановления по делу об административном правонарушении в полном объеме, изучив материалы дела об административном правонарушении, считаю, что жалоба не подлежит удовлетворению исходя из следующего.
Согласно ч.1 ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое данным кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ к обстоятельствам, подлежащим обязательному выяснению (доказыванию) по делу об административном правонарушении, отнесены наличие события правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Как усматривается из материалов дела, постановлением заместителя начальника управления экологического надзора Западно-Крымского региона – заведующего отделом экологического надзора в г. Евпатории, пгт. Черноморское и Черноморского района – старшего государственного инспектора Республики Крым ФИО7 № 015401-0696/07.1-21/163Р от 05 декабря 2019 за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), Семёнова В.Н. подвергнута наказанию в виде штрафа в размере 3 500 рублей.
В статье 8.39 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, а также на территориях, на которых находятся памятники природы, на иных особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах.
Объективная сторона статьи заключается в нарушении установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, а также на территориях, на которых находятся памятники природы, на иных особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах.
В п. 5.10 Приказа Росприроднадзора от 14 июня 2007 года № 165 «О совершенствовании работы государственных инспекций по охране заповедников и национальных парков, находящихся в ведении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования» указано, что по смыслу статьи 8.39 КоАП РФ:
- под нарушением установленного режима следует понимать действия, совершаемые вопреки требованиям, содержащимся в разделе «Режим» ("Режим особой охраны") соответствующих индивидуальных положений - о заповеднике, о биосферном полигоне заповедника, о национальном парке, о государственном заказнике, находящемся в ведении заповедника, об охранной зоне заповедника или национального парка, а также в положении о любой другой особо охраняемой природной территории (далее - ООПТ) либо ее охранной зоне;
- под нарушением иных правил охраны и использования окружающей природной среды и природных ресурсов на ООПТ и в их охранных зонах следует понимать действия, непосредственно не противоречащие требованиям, содержащимся в вышеупомянутых документах, но запрещаемые иными правовыми актами (Правилами пожарной безопасности в лесах Российской Федерации, Санитарными правилами в лесах Российской Федерации, региональными правилами охоты, бассейновыми правилами рыболовства и др.).
Объектом правонарушения являются общественные отношения в области законодательства охраны окружающей среды и природопользования.
Указанная норма является бланкетной и предусматривает ответственность за нарушение норм и правил, регулирующих режим использования окружающей природной среды и природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах.
Согласно протоколу об административном правонарушении № 015401 от 06 ноября 2019 года и постановлению о назначении административного наказания № 015401-0696/07.1-21/163Р от 05 декабря 2019 года, Семёновой В.Н. допущено нарушение установленного режима особой охраны, а именно: требований ч. 2 ст. 59 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», пп. 4 п. 3.2 Положения о дендрологическом парке регионального значения Республики Крым «Евпаторийский дендрологический парк», утвержденного постановлением Совета министров Республики Крым от 10 апреля 2017 года № 187.
В соответствии с пунктами 1 - 3 статьи 58 Федерального закона «Об охране окружающей среды» природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, находятся под особой охраной. Для охраны таких природных объектов устанавливается особый правовой режим, в том числе создаются особо охраняемые природные территории. Порядок создания и функционирования особо охраняемых природных территорий регулируется законодательством об охраняемых природных территориях. Государственные природные заповедники, в том числе государственные природные биосферные заповедники, государственные природные заказники, памятники природы, национальные парки, дендрологические парки, природные парки, ботанические сады и иные особо охраняемые территории, природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, образуют природно-заповедный фонд.
В силу пункта 2 статьи 59 Федерального закона «Об охране окружающей среды» запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное воздействие на окружающую среду и ведущая к деградации и (или) уничтожению природных объектов, имеющих особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение и находящихся под особой охраной.
Из преамбулы Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» следует, что данный закон регулирует отношения в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий в целях сохранения уникальных и типичных природных комплексов и объектов, достопримечательных природных образований, объектов растительного и животного мира, их генетического фонда, изучения естественных процессов в биосфере и контроля за изменением ее состояния, экологического воспитания населения.
В соответствии с пунктами 2, 5 статьи 2 «Об особо охраняемых природных территориях» с учетом особенностей режима особо охраняемых природных территорий различаются следующие категории указанных территорий: а) государственные природные заповедники, в том числе биосферные заповедники; б) национальные парки; в) природные парки; г) государственные природные заказники; д) памятники природы; е) дендрологические парки и ботанические сады. Государственные природные заказники, памятники природы, дендрологические парки и ботанические сады могут быть отнесены к особо охраняемым природным территориям федерального значения или особо охраняемым природным территориям регионального значения.
Дендрологические парки и ботанические сады являются особо охраняемыми природными территориями, созданными для формирования специальных коллекций растений в целях сохранения растительного мира и его разнообразия. Положение о дендрологическом парке и ботаническом саде регионального значения утверждается решением высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (пункты 1, 6 статьи 28 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях на территориях»).
На основании п. 1 ст. 29 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях на территориях» на территориях дендрологических парков и ботанических садов запрещается всякая деятельность, не связанная с выполнением их задач и влекущая за собой нарушение сохранности флористических объектов.
Советом министров Республики Крым от 10 апреля 2017 года № 187 утверждено «Положение о дендрологическом парке регионального значения Республики Крым «Евпаторийский дендрологический парк» (далее – Положение). В соответствии с данным Положением «Евпаторийский дендрологический парк» (далее – Дендропарк) является особо охраняемой природной территорией регионального значения Республики Крым, находится в ведении Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым и создан с целью сохранения уникальных объектов природного и искусственного происхождения.
Согласно 3 разделу «Режим особой охраны территории Дендропарка» Положения на всей территории дендрологического парка запрещено осуществление видов деятельности, противоречащих целям создания дендрологического парка или причиняющих вред природным комплексам и их компонентам, а также запрещены иные виды деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Крым, в том числе проезд вне дорог и стоянка всех видов механических транспортных средств, за исключением транспортных средств Минприроды Крыма, научных организаций и научных работников, действующих по согласованию с ГАУ РК «УООПТ РК», правоохранительных органов, спасательных служб, служб по оказанию медицинской помощи, противопожарных служб при исполнении своих служебных обязанностей и транспортных средств ГАУ РК «УООПТ РК» (пп. 4 п. 3.2 раздела 3 Положения).
В обжалуемом постановлении указано, что 06 августа 2019 года в 10-51 часов в ходе производства по делу об административном правонарушении по ст. 8.39 КоАП РФ в отношении ООО «Парк развлечений» при применении мер обеспечения – ареста орудий совершения административного правонарушения выявлен факт установленного режима особой охраны, выразившийся в стоянке транспортного средства марки Зоти, государственный регистрационный номером В726КК82, на территории Дендропарка, в районе координат 45.187062, 33.360814, которую допустил его собственник Семёнова Вера Николаевна.
Обстоятельства правонарушения подтверждаются протоколом об аресте товаров, транспортных средств и иных вещей от 06 августа 2019 года № 000146/1, протоколом об административном правонарушении от 06 ноября 2019 года № 015401.
Принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, прихожу к выводу, что действия Семеновой В.Н. квалифицированы верно, вывод о наличии в её действиях объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.39 КоАП РФ, является правильным.
Довод заявителя жалобы о том, что её действия не образуют состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.39 КоАП РФ, поскольку не повлекли негативных последствий для окружающей среды, не имеет правовых оснований. Состав административного правонарушения, предусмотренный в статье 8.39 КоАП РФ, является формальным и для его наличия достаточно установления самого факта нарушения установленного режима на территории особо охраняемой природной территории вне зависимости от наступления либо отсутствия каких-либо последствий в виде нарушения сохранности флористических объектов Дендропарка или причинения вреда природным комплексам и их компонентам. Соответственно, для наступления административной ответственности по данной статье не требуется наступления вредных последствий.
Таким образом, в действиях Семёновой В.Н. установлен состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.39 КоАП РФ.
На основании ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
В ч. 4.1 ст. 28.2 КоАП РФ установлено, что в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
Заявитель жалобы указывает, что протокол об административном правонарушении № 015401 от 06 ноября 2019 года не был вручен ей под расписку. Вместе с тем, правило, предусмотренное в ч. 6 ст. 28.2 КоАП РФ, в соответствии с которым физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении, распространяется на случаи, когда протокол об административном правонарушении составляется в присутствии указанных лиц. Протокол об административном правонарушении № 015401 от 06 ноября 2019 года составлен в отсутствии лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, соответственно, по ч. 4.1 ст. 28.2 КоАП РФ должен быть направлен ему в течение трех дней со дня составления. В протоколе об административном правонарушении № 015401 от 06 ноября 2019 года должностным лицом, его составившим, сделана отметка о том, что копия данного протокола направлена по почте 08 ноября 2019 года (почтовый идентификатор 29741238041254). Согласно официальному сайту Почты России почтовое отправление с идентификатором 29741238041254 принято от Управления экологического надзора в отделении связи 08 ноября 2019 года, а 19 ноября 2019 года вручено адресату – Семёновой В.Н. Таким образом, прихожу к выводу о соблюдении должностным лицом требования ч. 4.1 ст. 28.2 КоАП РФ.
Вопреки доводам заявителя жалобы протокол об административном правонарушении № 015401 от 06 ноября 2019 года составлен уполномоченным лицом в соответствии с положениями ст. 28.2 КоАП РФ и содержит все необходимые сведения. Так, в протоколе об административном правонарушении в качестве времени совершения административного правонарушения указано 06 августа 2019 года 10 час. 51 мин, то есть время обнаружения правонарушения лицом, уполномоченным в соответствии со ст. 28.3 КоАП РФ на составление протокола об административном правонарушении - государственным инспектором в области охраны окружающей среды на особо охраняемых природных территориях. В данном случае событие административного правонарушения выявлено исходя из протокола об аресте товаров, транспортных средств и иных вещей от 06 августа 2019 года № 000146/1. Административное правонарушение, связанное с нарушением правил остановки или стоянки транспортных средств, допущенное в результате одного действия и характеризующееся неизменностью места его совершения, имеет признаки длящегося. С учетом положений ч. 2 ст. 4.5 КоАП РФ, временем совершения длящегося административного правонарушения является время его обнаружения и с указанного времени исчисляется срок давности привлечения виновного лица к административной ответственности. Таким образом, время совершения (обнаружения и пресечения) административного правонарушения достоверно установлены.
Из протокола об административном правонарушении следует, что Семёновой В.Н. нарушен пп. 4 п. 3.2 Положения о дендрологическом парке регионального значения Республики Крым «Евпаторийский дендрологический парк», которым запрещена стоянка всех видов механических транспортных средств на всей территории дендрологического парка, то есть объективная сторона административного правонарушения заключается в нарушении установленного режима особо охраняемой природной территории - Евпаторийского дендрологического парка. В протоколе также обозначено место совершения административного правонарушения – территория Евпаторийского дендрологического парка – РК, <адрес>42, координаты 45.187062, 33.360814.
В постановлении должностного лица о назначении административного наказания указаны все сведения, предусмотренные ст. 29.10 КоАП РФ, изложены обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, перечислены имеющиеся доказательства. Выводы должностного лица, изложенные в постановлении, мотивированы и подтверждаются материалами дела.
Согласно протоколу об административном № 015401 от 06 ноября 2019 года и постановлению о назначении административного наказания № 015401-0696/07.1-21/163Р от 05 декабря 2019 года дата совершения правонарушения – 06 августа 2019 года.
В ст. 4.5 КоАП РФ установлен срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения по ст. 8.39 КоАП РФ, который составляет 1 год. Срок давности привлечения к ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков - со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (за днем обнаружения правонарушения).
Таким образом, постановление о назначении административного наказания № 015401-0696/07.1-21/163Р от 05 декабря 2019 года вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности.
На основании изложенного, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих безусловную отмену либо изменение постановления о назначении административного наказания № 015401-0696/07.1-21/163Р от 05 декабря 2019 года при его проверке в порядке ст. 30.6 КоАП РФ, не установлено.
Должностным лицом приняты все необходимые меры для всестороннего, полного и объективного выяснения имеющих значение для дела обстоятельств, при надлежащем исследовании имеющихся по делу доказательств. При назначении вида и меры административного наказания должностным лицом также учтены все имеющие значение обстоятельства, наказание назначено в пределах, установленных санкцией ст. 8.39 КоАП РФ.
Принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, прихожу к выводу, что оснований для отмены постановления заместителя начальника управления экологического надзора Западно-Крымского региона – заведующего отделом экологического надзора в г. Евпатории, пгт. Черноморское и Черноморского района – старшего государственного инспектора Республики Крым ФИО4 №.1-21/163Р от 05 декабря 2019 года не имеется.
В соответствии с п. 1 ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь п.1 ч.1 ст.30.7, ст.30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░. ░░░░░░░░░, ░░░. ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ – ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░4 № 015401-0696/07.1-21/163░ ░░ 05 ░░░░░░░ 2019 ░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░. 8.39 ░░░░ ░░, ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. - ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ 10 ░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░