Дело № 2-582/2023
УИД: 21RS0023-01-2022-006195-42
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
12 января 2023 года г. Чебоксары
Ленинский районный суд г. Чебоксары в составе: председательствующего судьи Ермолаевой Т.П., при секретаре судебного заседания Котеевой Н.Н., с участием помощника прокурора Ленинского района г. Чебоксары – Карлиновой Е.А., истца Шоркиной Л.И., представителя администрации Ленинского района г. Чебоксары – Трифоновой Т.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора Ленинского района г. Чебоксары, поданного в интересах Шоркиной Людмилы Ивановны, к администрации Ленинского района г. Чебоксары о признании постановления об отказе в постановке на учет незаконным и о возложении обязанности поставить на учет в качестве члена семьи погибшего (умершего) участника Великой Отечественной войны,
установил:
Заместитель прокурора Ленинского района г. Чебоксары обратился в суд с иском в интересах Шоркиной Л.И. о признании постановления администрации Ленинского района г. Чебоксары от дата ----- об отказе в постановке на учет граждан, членов семей погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в жилом помещении, имеющих право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, незаконным и о возложении обязанности поставить на учет в качестве члена семьи погибшего (умершего) участника Великой Отечественной войны с дата, указав в нем, что истица состоит в общей очереди лиц, нуждающихся в жилом помещении и в очереди лиц, имеющих право на первоочередное предоставление жилого помещения по категории «инвалиды и семьи, имеющие детей инвалидов» с дата. Истица является дочерью участника Великой Отечественной войны – ФИО7, умершего дата. Ее мать – ФИО8 при жизни получала пенсию по случаю потери кормилица. В иске указывается, что меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоящим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормилица (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. По мнению прокурора, юридическим фактом, с которым закон связывает право на льготы, установленные ст. 21 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ «О ветеранах», является нетрудоспособность члена семьи погибшего (умершего) и нахождение на его иждивении либо получение пенсии по случаю потери кормилица (возникновение права на ее получение). Поскольку на момент смерти отца истица являлась малолетней, т.е. была отнесена к категории нетрудоспособных членов семьи умершего участника Великой Отечественной войны, состоящего на его иждивении, мать истицы получала пенсию по случаю потери кормилица, соответственно она отнесена к категории лиц, которым меры социальной поддержки предоставляются независимо от трудоспособности и истица имеет право на льготы, в том числе и в жилищном обеспечении. Однако оспариваемым решением ей отказано в удовлетворении ее просьбы о постановке на учет в качестве члена семьи погибшего (умершего) участника Великой Отечественной войны. Такое право, полагает прокурор, должно быть реализовано с момента обращения с заявлением, т.е. с дата.
В судебном заседании истица и прокурор поддержали данный иск по изложенным в нем основаниям и вновь привели их суду.
Представитель администрации Ленинского района г. Чебоксары – Трифонова Т.Г., иск не признала, и просила отказать в его удовлетворении по изложенным в письменном отзыве основаниям.
Суд считает возможным рассмотреть данное гражданское дело при имеющейся явке, по имеющимся в деле доказательствам.
Выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В Конституции Российской Федерации, вопреки утверждениям прокурора, не закреплен принцип равенства обеспечения граждан жильем, в ней закреплен принцип безвозмездного предоставления жилья лишь малоимущим гражданам, которые самостоятельно не могут реализовать свое право, а также категориям граждан, которые находятся под особой социальной защитой государства в силу своих особенностей.
Доводы прокурора о том, что истица, являясь инвалидом, дочерью умершего участника Великой Отечественной войны и нуждающейся в улучшении жилищных условий, независимо от ее имущественного положения и отсутствии пенсии по случаю потери кормильца, обладает правом на меры социальной поддержки, включая обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, установленные ст. 21 Закона о ветеранах, основаны на неправильном токовании норм материального права.
Так, Закон СССР от 1 августа 1989 г. № 313-1 «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения» регулировал вопросы социальной защиты семей военнослужащих, погибших при исполнении воинского долга.
В соответствии со статьей 7 названного Закона льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих, были распространены на родителей и жен военнослужащих, погибших вследствие ранения, контузии или увечья, полученного при защите СССР или при исполнении иных обязанностей военной службы, либо вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте.
Право на льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих, граждане указанной категории реализовывали на основании удостоверения о праве на льготы, выданного в соответствии с Положением о льготах для инвалидов Отечественной войны и семей погибших военнослужащих, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 23 февраля 1981 г. N 209. Согласно данному Положению формы «Удостоверение инвалида Отечественной войны» и «Удостоверение инвалида о праве на льготы» утверждаются Государственным комитетом СССР по труду и социальным вопросам по согласованию с Министерством финансов СССР, Министерством обороны, Комитетом государственной безопасности СССР и Министерством внутренних дел СССР.
В настоящее время меры социальной поддержки членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, определены в ст. 21 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ «О ветеранах» (далее Федеральный закон о ветеранах), в числе которых и право на обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 указанного Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения (п.4).
Право на получение определенных названной статьей мер социальной поддержки имеют нетрудоспособные члены семьи погибшего (умершего), отвечающие одновременно следующим критериям: нахождение на иждивении и получение пенсии по случаю потери кормильца (либо наличие права на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации.
Статьей 28 названного Федерального закона предусмотрено, что реализация мер социальной поддержки ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий осуществляется при предъявлении ими удостоверения единого образца, установленного для каждой категории ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий Правительством СССР до 1 января 1992 года или Правительством Российской Федерации (п.1).
Выдача удостоверения члена семьи ветерана боевых действий осуществляется членам семей лиц, указанных в пункте 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, погибших (умерших) и не получивших при жизни удостоверение ветерана боевых действий, на основании документов, подтверждающих факт гибели (смерти) указанных лиц, а также факт их участия в боевых действиях, операциях, боевых заданиях, выполнении задач, работ, обеспечении боевых действий или выполнения специальных задач (п.2).
В силу ст. 31 Закона РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей» (далее Закон РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-1) члены семьи умершего считаются состоявшими на его иждивении, если они находились на его полном содержании или получали от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию.
Членам семьи умершего, для которых его помощь была постоянным и основным источником средств к существованию, но которые сами получали какую-либо пенсию, может быть назначена пенсия по случаю потери кормильца.
Согласно ст. 29 Закона РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 нетрудоспособными членами семьи считаются:
- дети, братья, сестры и внуки, не достигшие 18 лет или старше этого возраста, если они стали инвалидами до достижения 18 лет, а проходящие обучение в образовательных организациях по очной форме (за исключением образовательных организаций, обучение в которых связано с поступлением на военную службу или службу в органах внутренних дел), - до окончания обучения, но не долее чем до достижения ими 23-летнего возраста. Братья, сестры и внуки имеют право на пенсию, если у них нет трудоспособных родителей;
- отец, мать и супруг, если они достигли возраста: мужчины - 60 лет, женщины - 55 лет либо являются инвалидами;
- супруг или один из родителей либо дед, бабушка, брат или сестра независимо от возраста и трудоспособности, если он (она) занят уходом за детьми, братьями, сестрами или внуками умершего кормильца, не достигшими 14-летнего возраста, и не работает;
- дед и бабушка - при отсутствии лиц, которые по закону обязаны их содержать.
Право на получение мер социальной поддержки независимо от состояния трудоспособности, нахождения на иждивении, получения пенсии или заработной платы имеют:
1) родители погибшего (умершего) инвалида войны, участника Великой Отечественной войны и ветерана боевых действий;
2) супруга (супруг) погибшего (умершего) инвалида войны и участника Великой Отечественной войны, не вступившая (не вступивший) в повторный брак;
3) супруга (супруг) погибшего (умершего) ветерана боевых действий, не вступившая (не вступивший) в повторный брак и отвечающая (отвечающий) одному из следующих критериев:
- проживающая (проживающий) одиноко;
- проживающая (проживающий) с несовершеннолетним ребенком (детьми);
- проживающая (проживающий) с ребенком (детьми) старше возраста 18 лет, ставшим (ставшими) инвалидом (инвалидами) до достижения им (ими) возраста 18 лет;
- проживающая (проживающий) с ребенком (детьми), не достигшим (не достигшими) возраста 23 лет и обучающимся (обучающимися) в образовательных организациях по очной форме обучения.
Перечень мер социальной поддержки семьям погибших (умерших) ветеранов (инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий) закреплен в ст. 21 Федерального закона о ветеранах.
Документом, подтверждающим право на предоставление мер социальной поддержки, является удостоверение члена семьи погибшего (умершего) инвалида войны, участника Великой Отечественной войны и ветерана боевых действий. Выдача удостоверения осуществляется на основании заявления, поданного в письменной форме или в форме электронного документа с соблюдением требований, установленных Постановлением Правительства РФ от 7 июля 2011 г. N 553 «О порядке оформления и представления заявлений и иных документов, необходимых для предоставления государственных и (или) муниципальных услуг, в форме электронных документов». Заявление подается в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение. Совместно с заявлением должны быть представлены документы, подтверждающие право на получение мер социальной поддержки: свидетельство о смерти ветерана, документы, подтверждающие родственные отношения, справка о праве на получение пенсии по случаю потери кормильца и т.д.
В удостоверении производится отметка о праве на льготы, установленные статьей 21 Федерального закона о ветеранах.
При этом с 1 июля 2013 г. реализация мер социальной поддержки ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий осуществляется при предъявлении ими удостоверения единого образца, установленного для каждой категории ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий Правительством СССР до 1 января 1992 года или Правительством РФ.
Порядок предоставления мер социальной поддержки семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий определен ст. 23.2 Федерального закона о ветеранах.
Согласно пунктам 1 и 2 названной статьи, Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки, в том числе по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 этого Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в пункте 1 поименованной статьи мер социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций.
В соответствии с пунктом 3 статьи 23.2 Федерального закона о ветеранах объем субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, предусмотренных на реализацию переданных полномочий по обеспечению жильем инвалидов и участников Великой Отечественной войны, определяется исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.
Субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации. Порядок расходования и учета средств на предоставление субвенций устанавливается Правительством Российской Федерации (подпункты 4 и 5 статьи 23.2).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 октября 2005 г. N 614 утверждены Правила предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию передаваемых полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, которые определяют порядок предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях реализации мер социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии с Федеральными законами «О ветеранах» и «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 г., а также вставших на учет ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны (далее - Правила от 15 октября 2005 г. N 614).
Абзацем первым пункта 3 названных Правил установлено, что субвенции предоставляются в соответствии со сводной бюджетной росписью федерального бюджета в пределах лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных в установленном порядке Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на цели, указанные в пункте 1 Правил, согласно заявке, представляемой органом государственной власти субъекта Российской Федерации по форме и в срок, которые установлены Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (за исключением сроков подачи заявки в отношении граждан, указанных в абзаце втором названного пункта).
Согласно абзацу второму пункта 3 Правил от 15 октября 2005 г. N 614 предоставление субвенций на обеспечение жильем вставших на учет ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 года N 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов» осуществляется Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на основании заявок, представляемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации соответственно до 20 января и до 20 июля текущего года.
Перечисление субвенций в бюджеты субъектов Российской Федерации осуществляется в установленном порядке на счета территориальных органов Федерального казначейства, открытые для учета поступлений и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, для последующего перечисления в установленном порядке в бюджеты субъектов Российской Федерации (пункт 4 Правил от 15 октября 2005 г. N 614).
Форма и порядок предоставления гражданам мер социальной поддержки по обеспечению жильем устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации (пункт 5 Правил от 15 октября 2005 г. N 614).
Из содержания приведенных нормативных положений следует, что они закрепляют особый механизм реализации права на предоставление меры социальной поддержки в виде обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета такой категории граждан, как «вставшие на учет ветераны и инвалиды Великой Отечественной войны, члены семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны", в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 г. N 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов».
Пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 г. N 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов» постановлено, что в связи с предстоящим 65-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ «О ветеранах».
Данным нормативно-правовым актом уточнен порядок обеспечения жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, непосредственно принимавших участие в Великой Отечественной войне, а также членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону о ветеранах.
Как указал Конституционный Суд РФ в Определении от 29.09.2022 N 2278-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Жукова Генриха Павловича на нарушение его конституционных прав отдельными положениями федеральных законов «О ветеранах» и «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с расширением полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также с расширением перечня вопросов местного значения муниципальных образований», пункт 2 статьи 28 Федерального закона о ветеранах, который, связывая предоставление гражданину соответствующих мер социальной поддержки с предъявлением удостоверения, дающего право на такие меры, направлен на обеспечение обоснованности социальной защиты, обусловленной наличием заслуг перед Отечеством.
Таким образом, исходя из приведенных правовых норм, следует, что для признания гражданина ветераном или членом семьи погибшего (умершего) участника Великой Отечественной войны необходимо удостоверение о праве на льготы.
Применительно к данному спору удостоверение о правах на льготы, установленные для членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, у истицы отсутствует.
Исходя из того, что спорные правоотношения, регулируются специальным законом, ссылка на то, что истица проживала вместе со своим отцом, а ее мать при жизни была получателем пенсии по случаю потери кормилица, правового значения для разрешения данного спора не имеют.
Кроме того, один лишь факт отнесения к членам семьи умершего участника Великой Отечественной войны, не является достаточным для наличия у истицы права на получение мер социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом о ветеранах, поскольку для их получения необходимо наличие совокупности условий: нетрудоспособность, нахождение на иждивении умершего участника Великой Отечественной войны, получение пенсии по случаю потери кормильца (наличие права на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством РФ.
Вместе с тем судом при рассмотрении настоящего дела не установлено совокупности указанных условий.
При указанных обстоятельствах, суд не находит законных оснований для удовлетворения исковых требований.
То обстоятельство, что истица сама является инвалидом, также не имеет правового значения по делу, поскольку указанная категория граждан не имеет права на такую меру социальной поддержки в жилищном обеспечении, какая установлена для членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий.
Таким образом, на момент разрешения данного спора суду не представлены доказательства, подтверждающие доводы истицы о том, что она имеет право на обеспечение жильем как член семьи инвалида Великой Отечественной войны.
В связи с чем, доводы прокурора о незаконности оспариваемого постановления не могут быть признаны обоснованными.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,
решил:
В удовлетворении исковых требований заместителя прокурора Ленинского района г. Чебоксары, поданного в интересах Шоркиной Людмилы Ивановны (дата года рождения, ИНН: ------), к администрации Ленинского района г. Чебоксары (ИНН: 2128015452) о признании постановления администрации Ленинского района г. Чебоксары от дата ----- об отказе в постановке на учет граждан, членов семей погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в жилом помещении, имеющих право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, незаконным и о возложении обязанности поставить на учет в качестве члена семьи погибшего (умершего) участника Великой Отечественной войны с дата отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Верховный суд Чувашской Республики. Апелляционная жалоба может быть подана в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, через Ленинский районный суд г. Чебоксары.
Председательствующий судья Т.П. Ермолаева
Мотивированное решение составлено 13 января 2023 года.