Дело № 2а-1456/2020
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
24 ноября 2020 года
Первомайский районный суд г. Пензы в составе:
председательствующего судьи Федько Н.В.
при секретаре Константиновой М.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Пензе административное дело №2а-1456/2020 по административному иску Инспекции ФНС России по Первомайскому району г. Пензы к Талиманчук Валентине Ивановне о взыскании задолженности по транспортному налогу, пеням,
у с т а н о в и л:
инспекция ФНС России по Первомайскому району г. Пензы обратилась в суд с вышеназванным административным иском, указывая, что по данным, представленным ГИБДД за Талиманчук В.И. зарегистрированы транспортные средства: автомобиль легковой, рег.знак ..., год выпуска 2011, дата регистрации права 07.06.2017.; моторная лодка, рег. знак ..., год выпуска 2007, дата регистрации права 27.08.2013, дата утраты права 04.10.2017; автомобиль легковой рег. знак ..., год выпуска 2018, дата регистрации права 29.08.2018. За 2015, 2016, 2017 г.г. Талиманчук В.И. был начислен транспортный налог в сумме 69450 руб., расчет налога указан в налоговом уведомлении от 29.08.2018 №15876257. В связи с неуплатой налога в установленный срок Талиманчук В.И. были начислены пени, указанные в требовании от 04.02.2019 №2139 в сумме 1364,79 руб.
Во исполнение ст. 70 НК РФ Талиманчук В.И. было направлено требование от 04.02.2019 №2139, что подтверждается реестрами отправки заказной корреспонденции.
Впоследствии указанная задолженность взыскивалась в порядке приказного производства, 13.05.2019 мировым судьей судебного участка №3 Первомайского района г. Пензы был вынесен судебный приказ №2а-1020/2019 о взыскании с должника задолженности по налогу на имущество, транспортному налогу и пени. Однако определением от 31.07.2020 данный судебный приказ был отменен по заявлению налогоплательщика. Крайний срок для обращения в суд с заявлением в порядке гл. 32 КАС РФ – 31.01.2020. Однако определение мирового судьи об отмене судебного приказа поступило в инспекцию лишь 03.08.2020, что является уважительной причиной для восстановления срока на подачу административного искового заявления.
Просит суд восстановить срок на подачу административного искового заявления о взыскании с Талиманчук В.И. задолженности по транспортному налогу. Взыскать с Талиманчук В.И. транспортный налог с физических лиц за 2015, 2016, 2017 г.г. в размере 64050 руб., пени в размере 1364,79 руб.
Представитель административного истца Инспекции ФНС России по Первомайскому району г. Пензы Митрофанова И.В., действующая на основании доверенности от 13.05.2020, в судебном заседании исковые требования поддержала по доводам, изложенным в административном иске.
Административный ответчик Талиманчук В.И. исковые требования признала частично, полагает, что недоимка по транспортному налогу должна составлять не более 30 тысяч рублей, поскольку моторная лодка была продана на основании договора купли-продажи в мае 2017 года, ей оплачивался транспортный налог в сумме 13000 руб. в марте 2019 года, в сумме 4000 руб. и 5400 руб. в апреле 2019 года. Транспортный налог за 2015 и 2016 год с нее взыскан быть не может в связи с пропуском срока исковой давности.
Выслушав объяснения представителей административного истца и административного ответчика, изучив материалы административного дела, суд считает, что административные исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Статьей 57 Конституции Российской Федерации установлено, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Согласно подп. 1 п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
Обязанность по уплате налога возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных Налоговым кодексом РФ или иным актом законодательства о налогах и сборах (п. 1 ст. 44 НК РФ).
В соответствии со ст. 400 Налогового кодекса налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения, независимо от их возраста, имущественного положения и иных критериев.
Согласно ч. 1 ст. 409 НК РФ уплата налога на имущество за текущий год производится в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом (ч.2 ст. 409 НК РФ).
В силу ст. 357 НК РФ плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрировано транспортное средство.
Частью 1 ст. 363 НК РФ предусмотрено, что физические лица производят уплату налога по месту нахождения транспортного средства в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налогоплательщики – физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом (ч. 3 ст. 363 НК РФ).
В судебном заседании установлено, что в период с 27.08.2013 по 04.10.2017 Талиманчук В.И. являлась собственником маломерного судна марки «Buster XL» с подвесным лодочным мотором мощностью 175 л.с., что подтверждается ответом Главного управления МЧС России по республике Мордовия от 20.11.2020.
Кроме того, в 2017 году Талиманчук В.И. являлась собственником легкового автомобиля рег.знак ..., год выпуска 2011, дата регистрации права 07.06.2017 (л.д. 9-10).
За налоговый период 2015, 2016, 2017 г.г. Талиманчук В.И. был начислен транспортный налог в сумме 86450 руб., расчет налога указан в налоговом уведомлении от 29.08.2018 №15876257 (л.д. 15). Налоговое уведомление направлено Талиманчук В.И., что подтверждается списком отправлений №809159 (л.д. 12). 27.03.2019, 04.04.2019, 26.04.2019 Талиманчук В.И. частично произведена оплата транспортного налога на общую сумму 22400 руб., оставшаяся сумма транспортного налога составила 64050 руб., которая до сих пор ответчиком не оплачена.
По смыслу положений п. 1 ст. 72 НК РФ пеня является одним из способов обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.
Согласно п.п, 1, 2, 3 ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса.
В соответствии с п. 5 ст. 75 НК РФ пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
В связи с неуплатой транспортного налога в сумме 86450 руб. в установленный срок до 03.12.2018 Талиманчук В.И. были начислены пени в сумме 1364,79 руб., указанные в требовании от 04.02.2019 №2139 (л.д. 14). Указанная сумма также подлежит взысканию с административного ответчика.
Согласно п. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
В соответствии с абз. 2 п. 2 ст. 48 НК РФ, если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3000 рублей, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3000 руб.Таким образом, исходя из системного толкования пп. 2 п. 2 ст. 48, п. 6 ст. 58 НК РФ, шестимесячный срок на обращение в суд необходимо исчислять со дня окончания предоставленного срока для добровольного исполнения налогоплательщиком обязанности, указанной в требовании № 2139 от 04.02.2019, то есть 01.04.2019. Срок на обращение в суд истекал 01.10.2019. С заявлением о выдаче судебного приказа ИФНС по Первомайскому району обратилась в шестимесячный срок, 13.05.2019 мировым судьей судебного участка №3 Первомайского района г. Пензы был вынесен судебный приказ №2а-1020/2019, который по заявлению ответчика был отменен определением судьи 31.07.2019. Копия судебного приказа была направлена ИФНС России по Первомайскому району г. Пензы 31.07.2019 простой корреспонденцией, что подтверждается сопроводительным письмом исх. №2а-1020/2019, журналом учета исходящей корреспонденции. Однако согласно журналу входящей корреспонденции ИФНС России по Первомайскому району, штампу на определении об отмене судебного приказа от 31.07.2019, определение мирового судьи поступило только 03.08.2020 №18065 (л.д. 17). С административным исковым заявлением в Первомайский районный суд г. Пензы административный истец обратился 24.08.2020 года, то есть в пределах шестимесячного срока с даты поступления определения об отмене ранее вынесенного судебного приказа. Поскольку ИФНС по Первомайскому району г. Пензы предпринимались своевременные меры для взыскания налоговой задолженности, о чем свидетельствует своевременное обращение к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа, а пропуск налоговым органом шестимесячного срока, установленного абз. 2 п. 3 ст. 48 НК РФ, обусловлен неполучением в срок определения об отмене судебного приказа, то есть объективными причинами, не связанными с бездействием налогового органа, пропущенный по уважительной причине процессуальный срок на подачу административного иска должен быть восстановлен судом в соответствии с абз. 3 п. 3 ст. 48 НК РФ. Доводы административного ответчика Талиманчук В.И. о том, что транспортный налог не мог быть взыскан с нее за 2015 и 2016 год в связи с пропуском срока основаны на неверном толковании норм материального и процессуального права, поскольку по смыслу ст. 48 Налогового кодекса РФ налоговый орган вправе произвести расчет транспортного налога за три налоговых периода, предшествующих году направления налогового уведомления. В налоговом уведомлении №15876257 от 29.08.2018 произведен расчет транспортного налога за моторную лодку за 2015, 2016, девять месяцев 2017 года, что является обоснованным (л.д. 15). Доводы Талиманчук В.И. о том, что транспортный налог за моторную лодку должен начисляться по май 2017 года, когда она была продана, ошибочны. В соответствии с абзацем 2 ч. 3 Постановления Правительства РФ от 12 августа 1994 г. N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации" юридические и физические лица, за которыми зарегистрированы транспортные средства, обязаны снять транспортные средства с учета в подразделениях Государственной инспекции, или военных автомобильных инспекциях (автомобильных службах), или органах гостехнадзора, в которых они зарегистрированы, в случае изменения места регистрации, утилизации (списания) транспортных средств либо при прекращении права собственности на транспортные средства в предусмотренном законодательством Российской Федерации порядке. В соответствии с абзацем 2 ч. 3 Постановления Правительства РФ от 12 августа 1994 г. N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации" юридические и физические лица, за которыми зарегистрированы транспортные средства, обязаны снять транспортные средства с учета в подразделениях Государственной инспекции, или военных автомобильных инспекциях (автомобильных службах), или органах гостехнадзора, в которых они зарегистрированы, в случае изменения места регистрации, утилизации (списания) транспортных средств либо при прекращении права собственности на транспортные средства в предусмотренном законодательством Российской Федерации порядке. Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Определении от 25 сентября 2014 г. N 2015-О, федеральный законодатель, устанавливая в главе 28 Налогового кодекса Российской Федерации транспортный налог, связал возникновение объекта налогообложения с фактом регистрации транспортного средства на налогоплательщика. Таким образом, до момента снятия транспортного средства с учета в регистрирующих органах ГИБДД, плательщиком транспортного налога является лицо, за которым зарегистрировано транспортное средство. Прекращение взимания транспортного налога возможно только в случае снятия с учета транспортного средства в регистрирующих органах. Согласно ответу Главного управления МЧС России по республике Мордовия от 20.11.2020 моторная лодка была зарегистрирована за Талиманчук В.И. до 04.10.2017. При таких обстоятельствах суд считает, что исковые требования ИФНС РФ по Первомайскому району г. Пензы о взыскании с Талиманчук В.И. задолженности по транспортному налогу, пеням обоснованны и подлежат удовлетворению. Следует взыскать с административного ответчика Талиманчук В.И. задолженность по транспортному налогу в сумме 64050 рублей, пени в сумме 1364,79 руб. Ввиду того, что истец в силу ст. 333.36 НК РФ освобожден от уплаты государственной пошлины за подачу иска в суд, данная госпошлина подлежит взысканию с ответчика в бюджет г. Пензы в размере 2162 рубля 44 коп. Исходя из вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 177-180 КАС РФ, суд р е ш и л: административный иск Инспекции ФНС России по Первомайскому району г. Пензы к Талиманчук Валентине Ивановне о взыскании задолженности по транспортному налогу, пеням удовлетворить.
Взыскать с Талиманчук Валентины Ивановны (...) недоимку по транспортному налогу за 2015, 2016, 2017 год в сумме 64050 (шестьдесят четыре тысячи пятьдесят) рублей, пени в размере 1364 (одна тысяча триста шестьдесят четыре) рубля, по следующим реквизитам:
Реквизиты для оплаты: ИНН 5837006656 КПП 583701001 ОКТМО 56701000 БИК 045655001 УФК по Пензенской области (ИФНС России по Первомайскому району г. Пензы) р/счет 40101810222020013001 в Отделении Пенза; транспортный налог: КБК 182 106 040 120 210 001 10 - налог; КБК 182 106 040 120 221 001 10- пени.
Взыскать с Талиманчук Валентины Ивановны в бюджет г. Пензы государственную пошлину в размере 2162 (две тысячи сто шестьдесят два) рубля 44 коп.
Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Первомайский районный суд г. Пензы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято судом 30.11.2020.
Судья:
...
...
...
...
...