Решение по делу № 3а-83/2021 от 01.09.2021

     Р Е Ш Е Н И Е

                      Именем Российской Федерации

28 октября 2021 года                                                                г. Абакан

дело № 3а-83/2021

19OS0000-01-2021-000092-35

Верховный Суд Республики Хакасия

в составе председательствующего Вениченко О.В.,

при ведении протокола секретарем Киричек О.Ю.,

с участием прокурора Сергеевой М.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «СУЭК-Хакасия» о признании не действующим в части приказа Государственного комитета энергетики и тарифного регулирования Республики Хакасия от 18 июня 2021 г. № 31-од «Об утверждении Порядка государственного регулирования тарифов и Методических указаний по расчету тарифов на транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях организациями промышленного железнодорожного транспорта и другими хозяйствующими субъектами независимо от организационно-правовой формы, за исключением организаций федерального железнодорожного транспорта, на территории Республики Хакасия»,

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «СУЭК-Хакасия» (далее – общество, предприятие, ООО «СУЭК-Хакасия») обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании не соответствующим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и не действующим приказа Государственного комитета энергетики и тарифного регулирования Республики Хакасия (далее – Госкомтарифэнерго Хакасии, Госкомитет) от 18 июня 2021 г. № 31-од «Об утверждении Порядка государственного регулирования тарифов и Методических указаний по расчету тарифов на транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях организациями промышленного железнодорожного транспорта и другими хозяйствующими субъектами независимо от организационно-правовой формы, за исключением организаций федерального железнодорожного транспорта, на территории Республики Хакасия» (далее – приказ № 31-од), мотивируя требования тем, что является субъектом правоотношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, принятым с нарушением требований Положения о государственном регулировании тарифов в сфере железнодорожного транспорта, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2009 г. № 643, Методическим рекомендациям по формированию тарифов на услуги промышленного железнодорожного транспорта, утвержденным распоряжением Министерства транспорта Российской Федерации от 20 декабря 2001 г. № АН-104-р, Налоговому кодексу Российской Федерации, Федеральному закону от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и Федеральному закону от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

С учетом уточнения требований от 14 октября 2021 г. просил суд признать не соответствующими иному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующими со дня принятия:

-пункт 4 приказа № 31-од;

-пункт 2 Методических указаний (Приложение 2 к приказу № 31-од) в части определения «необходимой валовой выручки» исключительно как объема финансовых средств, необходимых для безубыточного осуществления регулируемой деятельности;

-пункт 4 Методический указаний (Приложение 2 к приказу № 31-од);

-пункты 6, 7, 7.1 Порядка государственного регулирования тарифов (Приложение 1 к приказу № 31-од);

-пункт 20.1 Порядка государственного регулирования тарифов (Приложение 1 к приказу № 31-од) в части включения в перечень обязательных обосновывающих размер НВВ необоснованно широкого перечня информации, имеющейся в распоряжении органов государственной власти и подлежащей запросу в порядке межведомственного взаимодействия, а также не подлежащих применению (отмененных) форм статистической отчетности;

-пункт 26 Порядка государственного регулирования тарифов (Приложение 1 к приказу № 31-од);

-пункты 19, 20, 21 Методических указаний (Приложение 2 к приказу № 31-од) в части дифференциации расходов на прямые и накладные, а также нормативного закрепления прямых расходов;

-пункты 8, 12.1 Методических указаний (Приложение 2 к приказу № 31-од) в части закрепления возможности по отдельным статьям затрат произвольной оценки их обоснованности только на основании ничем не ограниченных «экспертных оценок», в том числе с точки зрения рациональности и целесообразности;

-пункты 12.2, 14 Методических указаний (Приложение 2 к приказу № 31-од);

-подпункт 6 пункта 20 Методических указаний (Приложение 2 к приказу № 31-од) в части закрепления необходимости проведения ремонта железнодорожных путей необщего пользования локальными нормативными актами ОАО «РЖД» и в части закрепления необходимости обоснования затрат на ремонт основных средств в части цен на технологическое оборудование исключительно результатами конкурентных процедур закупки;

-подпункт 7 пункта 20 Методических указаний (Приложение 2 к приказу № 31-од) в части необоснованного ограничения перечня услуг сторонних организаций по категории прочие расходы, подлежащие учету в расходах НВВ, услугами ОАО «РЖД», и в части необоснованного ограничения перечня по видам платы за негативное воздействие на окружающую среду, подлежащих учету в расчете НВВ для установления тарифа.

В судебном заседании представители административного истца ООО «СУЭК-Хакасия» Бурмистров А.В. и Барсуков А.С. поддержали требования административного искового заявления, приводя доводы, изложенные в административном исковом заявлении и письменных пояснениях.

Представитель административного ответчика Госкомтарифэнерго Хакасии Малахова Ж.А. в судебное заседание не явилась, представила письменное ходатайство об отложении рассмотрения судебного разбирательства.

С учетом мнения представителей административного истца, прокурора, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя Госкомтарифэнерго Хакасии, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела и имевшего возможность направить в судебное заседание иного представителя.

Выслушав объяснения явившихся лиц, заключение прокурора, полагавшего административное исковое заявление подлежащим удовлетворению частично, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Как разъяснено в пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, уполномоченной организацией или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.

В соответствии с подпунктом 55 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», статьей 1, пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 10 января 2003 г. № 17-ФЗ         «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации», положениями Указа Президента Российской Федерации от 28 февраля 1995 г. № 221          «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» и постановления Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 г.    № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставляется право вводить государственное регулирование цен (тарифов) на транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях хозяйствующими субъектами, за исключением организаций федерального железнодорожного транспорта.

Согласно Положению о Государственном комитете энергетики и тарифного регулирования Республики Хакасия, утвержденному постановлением Правительства Республики Хакасия от 23 апреля 2019 г.      № 175, Государственный комитет энергетики и тарифного регулирования Республики Хакасия является исполнительным органом государственной власти Республики Хакасия, осуществляющим полномочия по реализации на территории Республики Хакасия государственной политики в сфере электроэнергетики, энергосбережения и повышения энергетической эффективности, функции государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) (пункт 1.1). Госкомитет на основании и во исполнение законодательства Российской Федерации и законодательства Республики Хакасия самостоятельно принимает нормативные правовые акты по вопросам установленной сферы деятельности Госкомитета, за исключением вопросов, правовое регулирование которых в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Хакасия осуществляется исключительно законами Республики Хакасия, постановлениями Главы Республики Хакасия - Председателя Правительства Республики Хакасия и Правительства Республики Хакасия (пункт 2.1.2); осуществляет полномочия по установлению тарифов на транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях организациями промышленного железнодорожного транспорта и другими хозяйствующими субъектами независимо от организационно-правовой формы, за исключением организаций федерального железнодорожного транспорта (пункт 2.1.10).

Приказ Госкомтарифэнерго Хакасии от 18 июня 2021 г. № 31-од «Об утверждении Порядка государственного регулирования тарифов и Методических указаний по расчету тарифов на транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях организациями промышленного железнодорожного транспорта и другими хозяйствующими субъектами независимо от организационно-правовой формы, за исключением организаций федерального железнодорожного транспорта, на территории Республики Хакасия» отвечает признакам нормативного правового акта, так как издан в установленном порядке компетентным органом исполнительной власти в пределах предоставленных ему полномочий, распространяет свое действие на неопределенный круг лиц; устанавливает общеобязательные правила поведения и рассчитан на неоднократное применение в течение срока его действия.

В силу статей 24, 28, 29 Закона Республики Хакасия от 11 марта 2015 г. № 18-ЗРХ «О нормативных правовых актах Республики Хакасия» оспариваемый нормативный правовой акт официально опубликован в издании «Хакасия» 9 июля 2021 г., № 90.

Оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом в установленной форме, прошел антикоррупционную экспертизу.

Статьями 1, 2 Федерального закона от 10 января 2003 г. № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» (далее - Закон о железнодорожном транспорте) установлено, что железнодорожный транспорт в Российской Федерации состоит из железнодорожного транспорта общего пользования (работы на железнодорожных путях общего пользования), железнодорожного транспорта необщего пользования (работы на железнодорожных подъездных путях), а также технологического железнодорожного транспорта организаций, предназначенного для перемещения товаров на территориях указанных организаций и выполнения начально-конечных операций с железнодорожным подвижным составом для собственных нужд указанных организаций.

Под железнодорожными путями необщего пользования понимаются железнодорожные подъездные пути, примыкающие непосредственно или через другие железнодорожные подъездные пути к железнодорожным путям общего пользования и предназначенные для обслуживания определенных пользователей услугами железнодорожного транспорта на условиях договоров или выполнения работ для собственных нужд.

В силу пункта 1 статьи 8 Закона о железнодорожном транспорте тарифы, сборы и плата, связанные с выполнением в местах необщего пользования работ (услуг), относящихся к сфере естественной монополии, устанавливаются в соответствии с Федеральным законом от 17 августа 1995 г. N 147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее - Закон о естественных монополиях) и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с положениями статей 4 и 6 Закона о естественных монополиях железнодорожные перевозки отнесены к сферам деятельности субъектов естественных монополий.

Перечень товаров (работ, услуг) субъектов естественных монополий, цены (тарифы) на которые регулируются государством, и порядок государственного регулирования цен (тарифов) на эти товары (работы, услуги), включающий основы ценообразования и правила государственного регулирования, утверждаются Правительством Российской Федерации.

Распоряжением Министерства транспорта Российской Федерации от 20 декабря 2001 г. № АН-104-р утверждены Методические рекомендации по формированию тарифов и сборов на работы и услуги, выполняемые промышленным железнодорожным транспортом (далее - Методические рекомендации № АН-104-р), которые, как указано в преамбуле и пункте 1.1, предназначены для определения экономически обоснованных тарифов на работы и услуги, выполняемые на железнодорожных подъездных путях организациями и предприятиями промышленного железнодорожного транспорта, не входящими в систему федерального железнодорожного транспорта, действующими на правах самостоятельных хозяйствующих субъектов, независимо от их юридического статуса.

В целях урегулирования порядка предоставления государственной услуги по установлению тарифов на транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях организациями промышленного железнодорожного транспорта и другими хозяйствующими субъектами независимо от организационно-правовой формы, за исключением организаций федерального железнодорожного транспорта, в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от          7 марта 1995 г. № 239, приказом Госкомтарифэнерго Хакасии от                 18 июня 2021 г. № 31-од утверждены Порядок государственного регулирования тарифов на транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях организациями промышленного железнодорожного транспорта и другими хозяйствующими субъектами независимо от организационно-правовой формы, за исключением организаций федерального железнодорожного транспорта на территории Республики Хакасия» (Приложение 1 (далее – Порядок государственного регулирования тарифов на транспортные услуги)) и Методические указания по расчету тарифов на транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях организациями промышленного железнодорожного транспорта и другими хозяйствующими субъектами независимо от организационно-правовой формы, за исключением организаций федерального железнодорожного транспорта, на территории Республики Хакасия (Приложение 2 (далее – Методические указания)).

Поскольку одним из направлений деятельности ООО «СУЭК-Хакасия» является оказание услуг железнодорожного транспорта на подъездных железнодорожных путях необщего пользования, приказ № 31-од затрагивает его права и законные интересы.

Согласно пункту 4 приказа № 31-од приказ вступает в силу с момента его подписания.

Частями 1 и 5 статьи 24 Закона Республики Хакасия от 11 марта 2015 г. № 18-ЗРХ «О нормативных правовых актах Республики Хакасия» предусмотрено, что законы и иные нормативные правовые акты подлежат обязательному официальному опубликованию. Неопубликованные законы и иные нормативные правовые акты не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

При официальном опубликовании приказов органов исполнительной власти Республики Хакасия указываются наименование нормативного правового акта, должностное лицо, его подписавшее, место и дата его принятия, номер нормативного правового акта, номер и дата его государственной регистрации уполномоченным органом исполнительной власти Республики Хакасия.

Приказ № 31-од затрагивает права неопределенного круга лиц и может применяться не ранее его государственной регистрации Министерством по делам юстиции и региональной безопасности Республики Хакасия 6 июля 2021 г. за № 262 и официальной публикации, которая состоялась в издании «Хакасия» 9 июля 2021 г.

Таким образом, доводы административного искового заявления о противоречии пункта 4 приказа № 31-од положениям статьи 24 Закона Республики Хакасия от 11 марта 2015 г. № 18-ЗРХ являются обоснованными.

Пунктами 6, 7, 7.1 Порядка государственного регулирования тарифов предусмотрено, что установление тарифов производится органом регулирования тарифов по собственной инициативе или по инициативе Организации в соответствии с разделами III и IV настоящего Порядка путем рассмотрения дел об установлении тарифов.

Тарифы вводятся в действие с начала очередного календарного года на срок не менее 12 месяцев.

В случае применения при регулировании тарифов метода индексации тарифы устанавливаются на срок не менее трех расчетных периодов регулирования.

Административный истец полагает, что примененная дифференциация методов тарифного регулирования по срокам применения носит экономически необоснованный характер и противоречит целям и принципам тарифного регулирования, изложенным в подпунктах «б», «г» пункта 4, пунктах 5, 13, подпункте «в» пункта 14 Положения о государственном регулировании тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2009 № 643 (далее Положение от 5 августа 2009 г. № 643), в силу которых государственное регулирование тарифов, сборов и платы осуществляется в целях, в том числе, обеспечения баланса интересов организаций железнодорожного транспорта и пользователей их услугами; создания условий для экономического роста и повышения конкурентоспособности экономики страны.

Государственное регулирование тарифов, сборов и платы основывается на следующих принципах: а) формирование тарифов, сборов и платы с учетом данных раздельного учета расходов, доходов и финансовых результатов по видам деятельности, тарифным составляющим, укрупненным видам работ (услуг), сегментам деятельности (естественно-монопольный, конкурентный) субъектов регулирования; б) установление тарифов, сборов и платы с учетом себестоимости и уровня рентабельности с целью обеспечения безубыточности деятельности субъектов регулирования; в) применение на всей территории Российской Федерации единых принципов регулирования тарифов, сборов и платы (пункт 5 Положения от 5 августа 2009 № 643).

В силу пункта 13 Положения от 5 августа 2009 № 643 основным методом государственного регулирования тарифов, сборов и платы является метод экономически обоснованных затрат. Органы регулирования могут применять и иные методы ценового (тарифного) регулирования. По мере развития конкуренции в отдельных сегментах рынка железнодорожных транспортных услуг Федеральная антимонопольная служба принимает решение о применении методов регулирования тарифов, сборов и платы, изменении этих методов или о прекращении регулирования.

Установление различных сроков для применения тарифов, определенных различными методами тарифного регулирования не противоречит вышеуказанным принципам государственного регулирования тарифов, изложенным в Положении от 5 августа 2009 г. № 643, и не нарушает права и законные интересы ООО «СУЭК-Хакасия».

В соответствии с пунктом 20.1 Порядка государственного регулирования тарифов на транспортные услуги к заявлению, содержащему предложение по выбору метода регулирования тарифов, при выборе метода экономически обоснованных расходов (затрат), заявитель прилагает, в том числе, юридические лица - выписку из Единого государственного реестра юридических лиц, содержащую актуальные на дату подачи Заявления сведения о заявителе; копию документа о назначении (выборе) лица, имеющего право действовать от имени заявителя без доверенности;

индивидуальные предприниматели - выписку из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, содержащую актуальные на дату подачи Заявления сведения о заявителе;

формы бухгалтерской, статистической и налоговой отчетности за отчетный период, базовый период текущего года или за период осуществления Организацией регулируемой деятельности, если он составляет менее 1 года:

бухгалтерский баланс с приложениями и пояснительной запиской;

форма N 1-ТР (жел) "Сведения о промышленном железнодорожном транспорте";

форма N 5-3 "Сведения о затратах на производство и реализацию продукции";

форма 1-предприятие;

форма П-2 "Сведения об инвестициях";

форма П-3 "Сведения о финансовом состоянии организаций";

форма П-4 "Сведения о численности, заработной плате и движении работников";

налоговые декларации по налогам (на прибыль организаций, имущество организаций, транспортному налогу, земельному налогу);

расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам;

уведомление о переходе на упрощенную систему налогообложения (при наличии);

уведомление об использовании права на освобождение от уплаты НДС (при наличии);

расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду;

уведомление о размере страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год (форма по КНД 1110018).

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» государственная услуга, предоставляемая федеральным органом исполнительной власти, органом государственного внебюджетного фонда, исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органом местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (далее - государственная услуга), - деятельность по реализации функций соответственно федерального органа исполнительной власти, государственного внебюджетного фонда, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органа местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (далее - органы, предоставляющие государственные услуги), которая осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации полномочий органов, предоставляющих государственные услуги.

Органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя представления документов и информации, в том числе подтверждающих внесение заявителем платы за предоставление государственных и муниципальных услуг, которые находятся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 настоящего Федерального закона государственных и муниципальных услуг, в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, за исключением документов, включенных в определенный частью 6 настоящей статьи перечень документов. Заявитель вправе представить указанные документы и информацию в органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, по собственной инициативе (пункт 2 части 1 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ).

Предоставление документов и информации, указанных в пункте 2 части 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, а также предоставление документов и информации в случае, предусмотренном частью 4 статьи 19 настоящего Федерального закона, осуществляется в том числе в электронной форме с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия по межведомственному запросу органа, предоставляющего государственную услугу, органа, предоставляющего муниципальную услугу, подведомственной государственному органу или органу местного самоуправления организации, участвующей в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 настоящего Федерального закона государственных и муниципальных услуг, либо многофункционального центра (часть 1 статьи 7.1 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ).

Постановлением Правительства Республики Хакасия от 22 мая 2013 г. № 276 утверждены перечни государственных и муниципальных услуг, оказываемых (совершаемых) на базе Государственного автономного учреждения Республики Хакасия «Многофункциональный центр организации централизованного предоставления государственных и муниципальных услуг Республики Хакасия», в котором услуги по государственному регулированию тарифов Госкомитетом не поименованы. Не поименованы данные услуги и в постановлении Правительства Республики Хакасия от 6 марта 2012 г. № 128, которым утвержден Перечень государственных услуг Республики Хакасия с элементами межведомственного (межуровневого) взаимодействия.

    Таким образом, истребование у заявителя документов, указанных в пункте 20.1 Порядка государственного регулирования тарифов, не противоречит требованиям Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ.

    Доводы об отмене формы статистической отчетности № 5-З «Сведения о затратах на производство и реализацию продукции» постановлением Госкомстата Российской Федерации от 21 марта 1998 г. № 32 являются необоснованными, поскольку в настоящее время данная форма статистической отчетности применяется в соответствии с приказом Росстата от 15 июля 2015 г. № 320. Приказом Росстата от 30 января 2020 г. № 40 утверждены Указания по заполнению формы № 5-З.

    Также, в соответствии с приложением 1 к приказу Росстата от 18 июля 2019 г. № 414 применяется форма статистической отчетности П-2 «Сведения об инвестициях».

    В то же время, «Форма федерального статистического наблюдения № 1-ТР (жел) «Сведения о промышленном железнодорожном транспорте», утвержденная приказом Росстата от 7 августа 2013 г. № 312, утратила силу с отчета за январь 2017 года (пункт 4 приказа Росстата от 31 августа 2017 г. № 564).

    Кроме того, форма по КНД 1110018 «сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год» отменена приказом ФНС России от 15 октября 2020 г. № ЕД-7-11/752 @ с 1 января 2021 г.

В пункте 35 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» содержится разъяснение, в силу которого проверяя содержание оспариваемого акта или его части, необходимо также выяснять, является ли оно определенным. Если оспариваемый акт или его часть вызывают неоднозначное толкование, оспариваемый акт в такой редакции признается не действующим полностью или в части с указанием мотивов принятого решения.

    Требования о предоставлении отмененных форм статистической отчетности утверждены Госкомитетом при отсутствии полномочий в указанной сфере и создают неопределенность в части состава документов, необходимых для рассмотрения заявления об установлении тарифов, позволяют необоснованно отказать в рассмотрении предложений об установлении тарифов (пункт 25.2 Порядка государственного регулирования тарифов на транспортные услуги), что является основанием для признания нормативного правового акта в указанной части не действующим.

Пунктом 26 Порядка государственного регулирования тарифов на транспортные услуги предусмотрено, что в случае если в ходе анализа представленных Организацией предложений об установлении тарифов возникнет необходимость их уточнения, орган регулирования тарифов вправе запросить необходимые дополнительные сведения и материалы, в том числе подтверждающие фактически понесенные Организацией расходы, указав сроки, форму их представления и требования к ним.

При непредставлении запрашиваемых дополнительных документов в указанные сроки орган регулирования тарифов не учитывает данные расходы при расчете тарифов.

    В указанной части пункт 26 Порядка государственного регулирования тарифов на транспортные услуги является определенным и не противоречит положениям нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, регулирующих спорные правоотношения.

    Довод предприятия об исчерпывающем перечне документов для установления тарифов, установленного пунктом 20 Порядка государственного регулирования тарифов на транспортные услуги, что может не позволить учесть все расходы заявителя, является необоснованным, поскольку согласно пункту 20.3 Порядка по инициативе организации в составе предложений об установлении тарифов могут быть представлены иные (кроме указанных в пункте 20 Порядка) документы и материалы, которые, по ее мнению, имеют существенное значение для установления тарифов.

    В то же время, отсутствие каких-либо документов, дополнительно запрошенных органом регулирования, и подтверждающих необходимые сведения о расходах, могут служить основанием для расчета тарифов без их учета, что не противоречит требованиям действующего законодательства.

Пунктом 2 Методических указаний определено, что необходимая валовая выручка Организации - экономически обоснованный объем финансовых средств, необходимых Организации для безубыточного осуществления регулируемой деятельности в течение расчетного периода регулирования.

    Данное определение НВВ позволяет установить тариф с уровнем рентабельности 0%, что противоречит закрепленному в подпункте «б» пункта 5 Положения от 5 августа 2009 г. № 643 принципу установления тарифов, сборов и платы с учетом себестоимости и уровня рентабельности с целью обеспечения безубыточности деятельности субъектов регулирования.

В пункте 1.2 Методических рекомендаций по формированию тарифов и сборов на работы ми услуги, выполняемые промышленным железнодорожным транспортом», утвержденных распоряжением Министерства транспорта Российской Федерации от 20 декабря 2001 г. № АН-104-р, также указано, что формирование экономически обоснованных тарифов и сборов на промышленном железнодорожном транспорте должно обеспечить рентабельную работу организаций и предприятий промышленного железнодорожного транспорта.

    Определение НВВ в пункте 2 Методических указаний не только противоречит Положению от 5 августа 2009 г. № 643, но и нарушает права предприятия, поскольку не позволяет включать в тариф обоснованные средства, необходимые для развития производства и надежного, безопасного оказания транспортных услуг на железнодорожных путях необщего пользования.

    Согласно пункту 4 Методических указаний при регулировании тарифов на транспортные услуги органом регулирования тарифов может применяться: метод экономически обоснованных расходов (затрат); метод индексации тарифов.

    Данный перечень методов тарифного регулирования не противоречит пункту 13 Положения от 5 августа 2009 г. № 643, устанавливающему методы тарифного регулирования.

    Административным истцом не приведены доказательства существования иных методов тарифного регулирования, необоснованно не включенных Методическими указаниями в перечень методов тарифного регулирования.

    В соответствии с пунктом 8 Методических указаний при отсутствии нормативов по отдельным статьям расходов допускается использование в расчетах экспертных оценок, основанных на представляемых Организацией отчетных данных.

В силу пункта 12.1 Методических указаний к экономически необоснованным расходам, указанным в пункте 12 Методических указаний, относятся: расходы, вызванные нерациональным использованием производственных ресурсов, в том числе превышение нормативных показателей (нормативной численности персонала, нормативного расхода топлива, смазочных материалов; расхода материалов на техническое обслуживание и ремонт; расхода малоценных быстроизнашивающихся предметов); расходы на материалы, планируемые к приобретению по цене превышающей рыночные или нерегулируемым ценам (на топливо, смазочные материалы, материалы, запасные части и т.д.), с учетом положений статьи 40 Налогового кодекса Российской Федерации; расходы на работы, услуги, планируемые к выполнению по завышенным ценам и (или) в завышенных объемах; расходы Организации, вызванные финансированием за счет поступлений от оказания транспортных услуг иной деятельности, не относящейся к этим услугам.

Согласно статье 2 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» правовую основу противодействия коррупции составляют Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, а также нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты иных федеральных органов государственной власти, нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальные правовые акты.

В соответствии с частью 2 статьи 1 Федерального закона от 17 июля 2009 г. № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» коррупциогенными факторами являются положения нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов), устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции.

Пункт 8 в совокупности с пунктом 12.1 Методических указаний создает для органа регулирования необоснованно широкие пределы усмотрения в части определения обоснованности включения расходов организации в НВВ для установления тарифов на транспортные услуги, поскольку, при отсутствии утвержденных нормативов отдельных видов затрат, позволяют признавать их нерациональными; расходы на материалы признавать превышающими рыночные; расходы на работы, услуги признавать планируемыми к выполнению по завышенным ценам исключительно на основании мнения (оценок) экспертов-сотрудников органа регулирования, без какого-либо документального обоснования.

Поскольку в указанной части пункты 8, 12.1 являются неопределенными, они подлежат признанию не действующими.

    В соответствии с пунктом 12 Методических указаний из необходимой валовой выручки Организации, используемой при установлении тарифов на очередной расчетный период регулирования (при пересмотре установленных тарифов), исключаются расходы, учтенные при установлении действующих тарифов, но фактически не понесенные Организацией, а также экономически необоснованные расходы, выявленные органом регулирования тарифов: на основании анализа представленной Организацией бухгалтерской и статистической отчетности (в том числе первичных документов бухгалтерского учета, раскрывающих порядок ведения раздельного учета доходов и расходов по регулируемым и нерегулируемым видам деятельности, а также договоров, актов выполненных работ и платежных документов, подтверждающих факт несения расходов по этим договорам); на основании анализа уровня расходов (затрат) в отношении других Организаций, осуществляющих регулируемую деятельность в сопоставимых условиях; при осуществлении государственного контроля (надзора) в отношении Организации.

Расходы на осуществление капитальных вложений, учтенные при установлении действующих тарифов и не произведенные Организацией на момент пересмотра тарифов, подлежат исключению из необходимой валовой выручки, определяемой на очередной расчетный период регулирования (пункт 12.2 Методических указаний).

При установлении тарифов из необходимой валовой выручки Организации исключаются экономически необоснованные доходы прошлых периодов регулирования, включая доходы, полученные с нарушением требований законодательства при установлении и применении тарифов, выявленные на основании бухгалтерской и статистической отчетности Организации, а также при осуществлении органом регулирования тарифов государственного контроля (надзора) (пункт 14 Методических указаний).

    Пункт 12.2 Методических указаний, с учетом положений пункта 12 Методических указаний, также создает для органа регулирования необоснованно широкие пределы усмотрения в части определения возможности исключения из НВВ расходов на осуществление капитальных вложений, не произведенных Организацией на момент пересмотра тарифов, основываясь только на основании уровня расходов в отношении других организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, либо по результатам государственного контроля (надзора) в случаях когда, по мнению регулирующего органа, такие расходы понесены частично.

    Кроме того, неопределенным является момент пересмотра тарифов в целях определения произведенных и не произведенных расходов на осуществление капитальных вложений, поскольку пунктами 7, 7.1 Порядка государственного регулирования тарифов на транспортные услуги срок окончания действия установленного тарифа не определен, а пункт 7 данного Порядка также предоставляет органу регулирования досрочно пересматривать установленные тарифы по результатам государственного контроля (надзора).

    Пункт 14 Методических указаний также является неопределенным, поскольку позволяет необоснованно широко трактовать «экономически необоснованные доходы прошлых периодов регулирования», подлежащие исключению из НВВ. В данной части Методические указания противоречат и закрепленным в пункте 5 Положения от 5 августа 2009 № 643 принципам государственного регулирования тарифов, не предполагающим изъятие доходов, полученных при осуществлении законной предпринимательской деятельности регулируемой организацией, которое фактически предполагается при исключении данных доходов из НВВ при установлении очередных тарифов.

    Таким образом, в части признания не действующими пунктов 12.2 и 14 Методических указаний требования административного искового заявления также подлежат удовлетворению.

    В соответствии с пунктом 19 Методических указаний расходы, связанные с оказанием Организациями транспортных услуг, формируются в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, регулирующим отношения в сфере бухгалтерского учета, налоговым законодательством Российской Федерации и по экономическому содержанию группируются на прямые и накладные расходы (по видам оказываемых транспортных услуг).

    В пунктах 20, 21 Методических указаний раскрывается состав прямых и косвенных расходов, подлежащих учету в составе НВВ Организации при установлении тарифов на транспортные услуги.

    Доводы административного истца о противоречии такой классификации расходов пункту 4 ПБУ 10/99 «Расходы организации», утвержденных приказом Министерства финансов Российской Федерации от 6 мая 1999 г. № 33н, а также пункту 2 статьи 252, статьям 253, 265, 318 Налогового кодекса Российской Федерации являются необоснованными, поскольку указанные нормы определяют состав расходов в целях налогообложения, в частности по налогу на прибыль, а пункты 19, 20, 21 Методических указаний регулируют правоотношения в сфере установления тарифов.

    При этом доказательства того, что перечень расходов, указанных в пунктах 19, 20, 21 Методических указаний, не содержит ссылки на какие-либо расходы предприятия, связанные с регулируемым видом деятельности, и нарушает его права, не представлены.

    Указанные пункты Методических указаний в оспариваемой части являются определенными и не противоречат требованиям нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу.

    В соответствии с подпунктом 6 пункта 20 Методических указаний необходимость проведения ремонтов железнодорожных путей устанавливается исходя из периодичности ремонта путей согласно приказу Министерства транспорта Российской Федерации от 21 декабря 2010 г. № 286 «Об утверждении Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации», технических условий на работы по реконструкции (модернизации) и ремонту железнодорожного пути, утвержденных распоряжением ОАО «РЖД» от 18 января 2013 г. № 75р, Инструкции по текущему содержанию железнодорожного пути, утвержденной распоряжением ОАО «РЖД» № 2288р от 14 ноября 2016 г., и другим нормативным правовым актам. На схеме подъездных железнодорожных путей указывается номер и длина пути, стрелочные переводы, переезды, подлежащие ремонту.

Затраты на ремонт основных средств подтверждаются сметами ремонтных работ, актами за отчетный период по аналогичным выполненным работам, копиями договоров, коммерческими предложениями предприятий-подрядчиков, коммерческими предложениями поставок технологического оборудования и запасных частей; ценами на технологическое оборудование по результатам проведенных торгов и конкурентных процедур, обеспечивающих целевое эффективное расходование денежных средств.

    ООО «СУЭК-Хакасия» является самостоятельным хозяйствующим субъектом и возложение на него обязанности по обоснованию необходимости проведения ремонтов железнодорожных путей актами другого хозяйствующего субъекта – ОАО «РЖД», не являющимися нормативными и не опубликованными в установленном порядке, нарушает права предприятия и противоречит статье 8 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», в соответствии с которой экономический субъект самостоятельно формирует свою учетную политику, руководствуясь законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, федеральными и отраслевыми стандартами (часть 2) и статье 9 указанного Федерального закона, согласно которой формы первичных учетных документов определяет руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета (часть 4).

В части обязательного подтверждения затрат на ремонт основных средств ценами на технологическое оборудование по результатам проведенных торгов и конкурентных процедур, является неопределенным, поскольку в нарушение требований частей 2, 2.1 статьи 1 Федерального закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» указывает на необходимость проведения торгов и конкурентных процедур, в том числе, юридическим лицами и предпринимателями, для которых данным Федеральным законом или иными федеральными законами не установлены требования к закупке товаров, работ, услуг.

В указанной части положения подпункта 6 пункта 20 Методических указаний подлежат признанию не действующими.

    В соответствии с подпунктом 7 пункта 20 Методических указаний в состав прочих расходов включаются затраты в соответствии с положениями бухгалтерского учета Организации, напрямую относимые на транспортные услуги: услуги сторонних организаций (услуги ОАО «РЖД», услуги связи, вневедомственной охраны, коммунальные услуги, юридические, информационные, аудиторские и консультационные и иные услуги) учитываются на основании заключенных договоров; плата за нормативы допустимых выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду; расходы на служебные командировки, включая оформление виз и уплату сборов; расходы на обучение персонала; расходы на страхование основных производственных фондов, относящихся к регулируемой деятельности, а также основного промышленного персонала, занятого в осуществлении регулируемой деятельности; плата за владение и (или) пользование имуществом, используемым для осуществления регулируемой деятельности, в том числе платежи в федеральный бюджет за пользование имуществом, находящимся в федеральной собственности. Расходы на аренду определяются регулирующим органом, исходя из величины амортизации и налога на имущество, относящихся к арендуемому имуществу; иные расходы, связанные с производством и реализацией транспортных услуг.

    Общество полагает, что включение в состав расходов в качестве услуг сторонних организаций услуг ОАО «РЖД» противоречит пункту 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещающего, в том числе органам государственной власти субъектов Российской Федерации, необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.

    В то же время, оспариваемая норма не ограничивает возможность включения в состав прочих расходов, помимо ОАО «РЖД», расходов на услуги иных организаций.

    Также указание на включение в состав прочих расходов платы за нормативы допустимых выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду без ссылки на плату за негативное воздействие на окружающую природную среду не противоречит действующему законодательству и не нарушает права общества, так как приведенный в оспариваемой норме перечень прочих расходов не является исчерпывающим, на что указано в самом подпункте 7 пункта 20 Методических указаний.

    При таких обстоятельствах требования административного искового заявления подлежат удовлетворению в части оспаривания пункта 4 приказа № 31-од, пункта 20.1 Порядка государственного регулирования тарифов, пунктов 2, 8, 12.1, 12.2, 14, подпункта 6 пункта 20 Методических указаний.

    Поскольку оспариваемый нормативный правовой акт применялся в отношении ООО «СУЭК-Хакасия» и на его основе производилось установление тарифов для общества, в указанной части приказ № 31-од подлежит признанию не действующим с даты принятия.

    В остальной части требования административного искового заявления удовлетворению не подлежат.

В силу пункта 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о принятии настоящего решения подлежит публикации в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу в издании «Хакасия».

На основании изложенного и руководствуясь статьями 157, 174-175, 177, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

                                                Р Е Ш И Л:

Требования административного искового заявления общества с ограниченной ответственностью «СУЭК-Хакасия» о признании не действующим приказа Государственного комитета энергетики и тарифного регулирования Республики Хакасия от 18 июня 2021 г. № 31-од «Об утверждении Порядка государственного регулирования тарифов и Методических указаний по расчету тарифов на транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях организациями промышленного железнодорожного транспорта и другими хозяйствующими субъектами независимо от организационно-правовой формы, за исключением организаций федерального железнодорожного транспорта, на территории Республики Хакасия» – удовлетворить в части.

Признать не соответствующими иному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующими со дня принятия:

-пункт 4 приказа Государственного комитета энергетики и тарифного регулирования Республики Хакасия от 18 июня 2021 г. № 31-од;

-пункт 20.1 Порядка государственного регулирования тарифов (Приложение 1 к приказу Государственного комитета энергетики и тарифного регулирования Республики Хакасия от 18 июня 2021 г. № 31-од) в части включения в перечень обязательных обосновывающих размер НВВ не подлежащих применению (отмененных) форм статистической отчетности;

-пункт 2 Методических указаний по расчету тарифов на транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях организациями промышленного железнодорожного транспорта и другими хозяйствующими субъектами независимо от организационно-правовой формы, за исключением организаций федерального железнодорожного транспорта, на территории Республики Хакасия (Приложение 2 к приказу Государственного комитета энергетики и тарифного регулирования Республики Хакасия от 18 июня 2021 г. № 31-од) в части определения «необходимой валовой выручки» исключительно как объема финансовых средств, необходимых для безубыточного осуществления регулируемой деятельности;

-пункты 8, 12.1 Методических указаний по расчету тарифов на транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях организациями промышленного железнодорожного транспорта и другими хозяйствующими субъектами независимо от организационно-правовой формы, за исключением организаций федерального железнодорожного транспорта, на территории Республики Хакасия (Приложение 2 к приказу Государственного комитета энергетики и тарифного регулирования Республики Хакасия от 18 июня 2021 г. № 31-од) в части закрепления возможности по отдельным статьям затрат произвольной оценки их обоснованности только на основании экспертных оценок;

-пункты 12.2, 14 Методических указаний по расчету тарифов на транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях организациями промышленного железнодорожного транспорта и другими хозяйствующими субъектами независимо от организационно-правовой формы, за исключением организаций федерального железнодорожного транспорта, на территории Республики Хакасия (Приложение 2 к приказу Государственного комитета энергетики и тарифного регулирования Республики Хакасия от 18 июня 2021 г. № 31-од);

-подпункт 6 пункта 20 Методических указаний по расчету тарифов на транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях организациями промышленного железнодорожного транспорта и другими хозяйствующими субъектами независимо от организационно-правовой формы, за исключением организаций федерального железнодорожного транспорта, на территории Республики Хакасия (Приложение 2 к приказу Государственного комитета энергетики и тарифного регулирования Республики Хакасия от 18 июня 2021 г. № 31-од) в части закрепления необходимости проведения ремонта железнодорожных путей необщего пользования локальными нормативными актами ОАО «РЖД» и в части закрепления необходимости обоснования затрат на ремонт основных средств в части цен на технологическое оборудование исключительно результатами конкурентных процедур закупки.

В удовлетворении остальной части требований административного искового заявления отказать.

Сообщение о принятии настоящего решения подлежит публикации в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу в издании «Хакасия».

Решение может быть обжаловано в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции в месячный срок со дня составления в мотивированной форме путем подачи апелляционной жалобы, представления через Верховный Суд Республики Хакасия.

Председательствующий                    Вениченко О.В.

В мотивированной форме решение составлено 9 ноября 2021 г.

3а-83/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
ООО "СУЭК-Хакасия"
Прокуратура Республики Хакасия
Ответчики
Государственный комитет энергетики и тарифного регулирования Республики Хакасия
Суд
Верховный Суд Республики Хакасия
Судья
Вениченко Олег Владимирович
Дело на странице суда
vs.hak.sudrf.ru
01.09.2021Регистрация административного искового заявления
01.09.2021Передача материалов судье
02.09.2021Решение вопроса о принятии к производству
02.09.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.09.2021Подготовка дела (собеседование)
16.09.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
30.09.2021Судебное заседание
14.10.2021Судебное заседание
28.10.2021Судебное заседание
09.11.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.10.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее