дело №2-958/2021
судья Иванова С.А. дело № 33-3810/2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Якутск 22 ноября 2021 года
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Бережновой О.Н., судей Топорковой С.А., Холмогорова И.К., при секретаре Шестаковой М.П.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе истца на решение Мирнинского районного суда Республики Саха (Якутия) от 21 сентября 2021 года по иску Шмелёва Н.В. к администрации муниципального образования «Поселок Чернышевский» Мирнинского района Республики Саха (Якутия), Комиссии по установлению пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы при администрации муниципального образования «Поселок Чернышевский» Мирнинского района Республики Саха (Якутия) об обязании произвести перерасчет пенсии, выплатить сумму недоплаты и взыскании судебных расходов, которым
п о с т а н о в л е н о:
В удовлетворении требований Шмелёва Н.В. к администрации муниципального образования «Поселок Чернышевский» Мирнинского района Республики Саха (Якутия), Комиссии по установлению пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы при администрации муниципального образования «Поселок Чернышевский» Мирнинского района Республики Саха (Якутия) об обязании произвести перерасчет пенсии, выплатить сумму недоплаты и взыскании судебных расходов – отказать.
Заслушав доклад судьи Холмогорова И.К., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Шмелёв Н.В. обратился в суд с вышеуказанным иском к администрации МО «Поселок Чернышевский» Мирнинского района Республики Саха (Якутия), в котором выразил несогласие с решением Комиссии по установлении пенсии за выслугу лет лицу, замещавшему муниципальный должности и должности муниципальной службы при администрации муниципального образования «Поселок Чернышевский».Считает, что ответчик при установлении пенсии за выслугу лет и при выполнении расчетов за период 2020-2021 годы допущены нарушения и ошибки, просит в этой связи возложить на ответчика обязанность произвести перерасчет пенсии за выслугу лет с 23.12.2020, выплатить причитающуюся сумму за период с 23.12.2020 по 31.12.2020 в размере 1155, 55 рублей, за период с 01.01.2021-31.07.2021 – 29617,91 рублей, а также расходы по оплате государственной пошлины в размере 1123 рублей, понесенные судебные расходы – 25000 рублей.
Определением суда от 23 августа 2021 года к участию в деле привлечена Комиссия по установлению пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальный должности и должности муниципальной службы при администрации муниципального образования «Поселок Чернышевский» Мирнинского района.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
Не согласившись с указанным решением, истец Шмелёв Н.В. обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять новое решение об удовлетворении иска, мотивируя тем, что судом нарушены нормы материального и процессуального права, неправильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела.
Истец, ответчик извещены надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, в суд не явились.
Информация о дате, времени и месте рассмотрения дела размещена своевременно в установленном п. 2 ч. 1 ст. 14, ст. 15 Федерального закона от 22.12.2008 № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» порядке на сайте Верховного Суда РС (Я) (vs.jak.sudrf.ru раздел «Судебное делопроизводство»).
С учетом изложенного, руководствуясь ст. ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции считает возможным рассмотреть настоящее дело по апелляционной жалобе в отсутствие указанных лиц.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии ст. 5 Закона Республики N 631-IV "О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Республике Саха (Якутия)" предусмотрено пенсионное обеспечение депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, осуществляющих полномочия на постоянной основе, осуществляется в соответствии с Законом Республики Саха (Якутия) от 15 декабря 2011 года 1012-З N 909-IV "О пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы в Республике Саха (Якутия)".
В соответствии со ст.3 Закона N 909-IV, лица, замещавшие на постоянной основе муниципальные должности и должности муниципальной службы, имеют право на получение пенсии за выслугу лет в порядке и на условиях, предусмотренных Законом. Согласно ст.4 Закона N 909-IV, лица, замещавшие муниципальные должности, предусмотренные Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и Законом Республики Саха (Якутия) "О Реестре муниципальных должностей и должностей муниципальной службы в Республике Саха (Якутия) и соотношении должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы Республики Саха (Якутия)", в муниципальном образовании на постоянной основе и получавшие денежное вознаграждение за счет бюджета муниципального образования, имеют право на пенсию за выслугу лет при наличии следующих условий: назначение страховой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях"; стаж замещения муниципальной должности не менее четырех лет и т.д.
Согласно п.1 ст. 8 Закона, пенсия за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности от семи до двенадцати лет - 75 процентов их месячного денежного вознаграждения по соответствующей муниципальной должности с учетом районного коэффициента и процентной надбавки к заработной плате за вычетом фиксированной выплаты к страховой пенсии. При этом размер пенсии за выслугу лет не может превышать 95 процентов месячного денежного вознаграждения с учетом районного коэффициента и процентной надбавки к заработной плате лица, замещавшего муниципальную должность (в ред. Законов РС(Я) от 26.10.2016 1734-З N 1025-V).
Решением поселкового совета депутатов от 23 декабря 2016 года № III-38-7 принято Положение о пенсионном обеспечении лиц, замещавших муниципальные должности и должности муниципальной службы муниципального образования «Поселок Чернышевский» Мирнинского района Республики Саха (Якутия), которым установлены условия, порядок назначения и выплаты муниципальной пенсии за выслугу лет (ежемесячной доплаты к государственной пенсии) указанным лицам, согласно которому пенсия за выслугу лет устанавливается к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (пункт 3); размер материального обеспечения этим лицам устанавливается от четырех до семи лет, устанавливается в размере 55 процентов, от семи до двенадцати лет - 75 процентов, от двенадцати до пятнадцати лет - 85 процентов и свыше пятнадцати лет - 95 процентов их месячного денежного вознаграждения по соответствующей муниципальной должности с учетом районного коэффициента и процентной надбавки к заработной плате за вычетом фиксированной выплаты к страховой пенсии. При этом размер пенсии за выслугу лет не может превышать 95 процентов месячного денежного вознаграждения с учетом районного коэффициента и процентной надбавки к заработной плате лица, замещавшего муниципальную должность (пп.1 п.7).
При определении размера пенсии за выслугу лет не учитываются суммы фиксированной выплаты к страховой пенсии, приходящиеся на нетрудоспособных членов семьи и на увеличение указанной фиксированной выплаты в связи с достижением возраста 80 лет или наличием инвалидности 1 группы (пп. 4 п. 77).
Положением предусмотрено, что лицам, имеющим одновременно право на пенсию за выслугу лет в соответствии с положениями Закона N 909-IV, ежемесячное пожизненное содержание, ежемесячную доплату к пенсии (ежемесячному пожизненному содержанию) или дополнительное (пожизненное) ежемесячное материальное обеспечение, назначаемые и финансируемые за счет средств федерального бюджета в соответствии с федеральными законами, актами Президента Российской Федерации, актами Правительства Российской Федерации, а также на пенсиюза выслугу лет (ежемесячную доплату к пенсии, иные выплаты), устанавливаемую в соответствии с законодательством Республики Саха (Якутия) или актами органов местного самоуправления в связи с замещением государственных должностей Республики Саха (Якутия) или муниципальных должностей либо в связи с прохождением государственной гражданской службы Республики Саха (Якутия) или муниципальной службы, назначается пенсия за выслугу лет в соответствии с Законом или одна из указанных выплат по их выбору.
Как следует из материалов деда и установлено судом, Шмелёв Н.В. замещал муниципальную должность ******** в период с 2002 по 2010гг.
Согласно справке от 23.12.2020, выданной Государственным учреждением - Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в Мирнинском улусе (районе) Республики Саха (Якутия), с 23.12.2020 Шмелёв Н.В. является получателем трудовой пенсии по старости, размер которой составляет .......... руб. .......... коп. (без учета фиксированной выплаты). Также установлена фиксированная выплата к страховой пенсии по старости в размере .......... рублей, которому установлена повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии ч. 3 и ч. 9 ст. 17 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» (л.д. 26-27).
Согласно пункту 9 статьи 31 Устава МО «Поселок Чернышевский» ******** предоставляются гарантии, установленные Законом Республики Саха (Якутия) от 10 ноября 2010 865-З N 631-IV "О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Республике Саха (Якутия)".
21.12.2020 Шмелёв Н.В. обратился с заявлением об установлении пенсии за выслугу лет.
Решением № ... Комиссии по установлению пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы при администрации муниципального образования «Поселок Чернышевский» от 17.02.2021 Шмелёву Н.В., замещавшему муниципальную должность ******** с 23.12.2020 установлена пенсия за выслугу лет. Стаж замещения муниципальной должности составил 7 лет 2 месяца.
Таким образом, судом установлено, что с 23 декабря 2020 года в соответствии с указанным решением истец получает пенсию за выслугу лет, то есть, дополнительное материальное обеспечение как лицо, замещавшее муниципальную должность в администрации муниципального образования поселок Чернышевский. Денежное вознаграждение (содержание) с учетом северных надбавок и районного коэффициента, учитываемых для назначения пенсии за выслугу лет, составило .......... рублей (оклад с учетом северных надбавок и районного коэффициента).
Из сообщения Департамента кадровой политики, государственной и муниципальной службы № ... от 17.08.2021 при выплате пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы Республики Саха (Якутия) надлежит руководствоваться следующими размерами фиксированной выплаты к страховой пенсии в отношении лиц, проживающих в Ленском районе и в г. Мирный (с учетом размера районного коэффициента): с 01.01.2020 – 9666,63 рублей, с 01.01.2021 – 10275,62 рублей.
Суд первой инстанции признал данный расчет верным, исходя из следующего.
В соответствии с ч. ч. 6 - 8 ст. 10 Федерального закона N 350-ФЗ размер страховой пенсии в 2019 - 2024 годах корректируется с 1 января каждого года; стоимость одного пенсионного коэффициента в 2019 году устанавливается в размере, равном 87 рублям 24 копейкам; в 2020 году - 93 рублям 00 копейкам, в 2021 году - 98 рублям 86 копейкам.
Размер фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, предусмотренной ч. 1 ст. 16 Федерального закона N 400-ФЗ с 01.01.2019 г. устанавливается в сумме, равной 5 334 рублям 19 копейкам, с 1 января 2020 года - 5686 рублям 25 копейкам, с 1 января 2021 года - 6044 рублям 48 копейкам.
Указанные суммы увеличиваются на соответствующий районный коэффициент в случае проживания в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (ч. 1 - 3 ст. 16, ч. 2, 9 ст. 17 Федерального закона N 400-ФЗ).
Размер пенсии истца по выслуге лет за 31 день в декабре 2020 года составил .......... рублей, из которых: 75% от установленного размера денежного вознаграждения (содержания) с учетом районного коэффициента и северных надбавок (.......... – 25% = .......... рублей) – сумма фиксированной выплаты (5686,25+районный коэф.1,7 = ..........рублей).
В 2021 году, с учетом увеличения размера фиксированной выплаты размер пенсии по выслуге лет составляет .......... рублей, из которых 75 % месячного денежного вознаграждения с учетом районного коэффициента и северных надбавок (.......... – 25% = .......... рублей) – сумма фиксированной выплаты (6044,48 + районный коэф.1,7 = .......... рублей).
Таким образом, судебная коллегия соглашается с выводами суда о том, что произведенный Комиссией расчет пенсии Шмелёва Н.В. за выслугу лет за период с 23.12.2020 по 31.12.2020 и в 2021 году в полной мере соответствует положениями Федерального закона N 350-ФЗ, Федерального закона № 400-ФЗ, и оснований для его перерасчета не имеется.
Также судебная коллегия обращает внимание, что Комиссия при расчете пенсии по выслуги лет в соответствии с пп. 4 п. 7 Положения о пенсионном обеспечении лиц, замещавших муниципальные должности и должности муниципальной службы муниципального образования «Поселок Чернышевский» Мирнинского района Республики Саха (Якутия)не учел суммы фиксированной выплаты к страховой пенсии истца, установленной в соответствии ч. 3 ст. 17 Федерального закона от т28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Доводы истца о том, что неправильно применена сумма фиксированной выплаты, которые должны составлять с 1 января 2020 года - 5686 руб. 25 коп., с 1 января 2021 года - 6044 руб. 48 коп.суд обоснованно отклонил, поскольку они основаны на неправильном расчете фиксированной выплаты, произведенным без учета районного коэффициента и северных надбавок, что не соответствует требованиям закона.
По делу установлено и подтверждается его материалами, что Шмелёв Н.В. зарегистрирован по месту жительства по адресу: .......... (л.д. 15).
В соответствии с ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" фиксированная выплата к страховой пенсии по старости лицам (за исключением лиц, являющихся получателями пенсии за выслугу лет либо пенсии по инвалидности в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей", а также лиц, указанных в пункте 7 статьи 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в РоссийскойФедерации"), к страховой пенсии по инвалидности (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии по инвалидности инвалидам III группы) устанавливается в сумме 4 982 рубля 90 копеек в месяц.
Согласно ч. 9 ст. 17 указанного Федерального закона лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии, предусмотренной частями 1 и 2 статьи 16 настоящего Федерального закона и частью 8 настоящей статьи, устанавливается в сумме, равной увеличению фиксированной выплаты к страховой пенсии, увеличенной на соответствующий районный коэффициент, устанавливаемый Правительством Российской Федерации в зависимости от района (местности) проживания, на весь период проживания указанных лиц в этих районах (местностях).
Таким образом, действующим пенсионным законодательством, пенсионерам гарантировано право на повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом районного коэффициента (часть 9 статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях").
В силу части 11 статьи 17 Федерального закона N 400-ФЗ порядок установления и выплаты повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, предусмотренного частями 9, 10, 14 и 15 настоящей статьи, определяется Правительством Российской Федерации.
Во исполнение предписаний федерального законодателя постановлением Правительства Российской Федерации от 18 марта 2015 г. N 249 утверждены Правила установления и выплаты повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (далее - Правила от 18 марта 2015 г. N 249).
При этом ни Правила от 18 марта 2015 г. N 249, ни статья 17 Федерального закона N 400-ФЗ, не устанавливают иных, кроме поименованных в пункте 10 Правил оснований для уменьшения размера повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначенной на основании части 9 статьи 17 Федерального закона N 400-ФЗ.
При таком положении законных оснований для перерасчета размера пенсии за выслугу лет без установленного повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, предусмотренной частью 9 статьи 17 Федерального закона N 400-ФЗ, у ответчика не имелось.
С учетом изложенного, судебная коллегия находит, что суд первой инстанции, разрешив спор, правильно установил обстоятельства, имеющие значение для дела, не допустил недоказанности установленных юридически значимых обстоятельств и несоответствия выводов, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, правомерно учел положения подлежащих применению норм закона.
В целом доводы апелляционной жалобы повторяют позицию истца, изложенную в исковом заявлении и при рассмотрении дела судом первой инстанции, основаны на неверном толковании положений законодательства, направлены на переоценку доказательств, не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали бы изложенные выводы, в связи с чем, не могут служить основанием для отмены решения суда.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием к отмене судебного акта, судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь ст. ст. 327, 328, 329, 335 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Мирнинского районного суда Республики Саха (Якутия) от 21 сентября 2021 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий: О.Н. Бережнова
Судьи: С.А. Топоркова
И.К. Холмогоров