Дело № 2-3143/2024
УИД № 44RS0001-01-2024-005804-92
РЕШЕНИЕ
30 августа 2024 года г. Кострома
Свердловский районный суд г. Костромы в составе председательствующего судьи Шершневой М.А., при секретаре Киселёвой А.Д., с участием представителя истца Рыжова В.А., представителя ответчика Сафронова И.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Румянцевой Елены Александровны к Администрации г. Костромы о признании незаконным решения органа местного самоуправления, признании права, возложении обязанностей,
УСТАНОВИЛ:
Румянцева Е.А. обратилась в Свердловский районный суд г. Костромы с вышеуказанным иском, просила признать незаконным отказ Администрации г. Костромы, выраженный в письме от <дата> № в приватизации служебного жилого помещения ФИО1, признать за ФИО1 право на приватизацию жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, обязать Администрацию <адрес> в течение 1 месяца со дня вступления в законную силу решения суда оформить постановление о передаче служебного жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> собственность Румянцевой Е.А.
Требования мотивированы тем, что <дата> Румянцева Е.А. поступила на муниципальную службу на должность главного специалиста отдела приватизации муниципальной собственности Управления муниципального имущества КУГЗМИ Администрации г. Костромы. С 2007 года по настоящее время истец состоит на муниципальной службе, в течение указанного периода неоднократно переводилась на различные должности муниципальной службы, с 2016 года по настоящее время занимает должность начальника финансово-бухгалтерского отдела – главного бухгалтера Управления имущественных и земельных отношений Администрации г. Костромы. Жилые помещения в собственности истца отсутствуют, в приватизации жилых помещений истец никогда не участвовала. <дата> между Администрацией г. Костромы и истцом заключен договор найма служебного жилого помещения – квартиры, общей площадью 35 кв.м, расположенной по адресу: <адрес>. В соответствии с условиями договора истец со дня заключения договора добросовестно исполняла все возложенные на нанимателя обязанности. <дата> истец направила в Администрацию г. Костромы обращение, в котором просила рассмотреть вопрос о направлении пакета документов в Думу г. Костромы с целью принятия решения о приватизации занимаемого истцом жилого помещения – квартиры, расположенной по адресу: <адрес>. <дата> Администрацией г. Костромы направлен ответ на обращение истца. Из содержания письма следует, что Администрация г. Костромы считает нецелесообразным принятие решения о направлении заявления истца и пакета документов в Думу г. Костромы с целью принятия решения о приватизации занимаемого истцом жилого помещения. Истец с таким решением не согласна, полагает, что оспариваемое решение органа местного самоуправления является незаконным и нарушает права и законные интересы истца.
Судом к участию в деле в качестве третьего лица привлечено Управление муниципальным и жилищным фондом Администрации г. Костромы.
В судебном заседании истец Румянцева Е.А. участия не принимает, её представитель по доверенности Рыжов В.А. просил удовлетворить исковые требования в полном объеме.
Представитель ответчика Администрации г. Костромы по доверенности Сафронов И.Н. просил отказать в удовлетворении исковых требований.
Третьи лица без самостоятельных требований Дума г. Костромы, Управление муниципальным и жилищным фондом Администрации г. Костромы своих представителей не направили, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно п. 1 ч. 1 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации (ЖК РФ), служебные жилые помещения относятся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда. Частью 3 этой же статьи предусмотрено, что специализированные жилые помещения не подлежат отчуждению, передаче в аренду, внаем, за исключением передачи таких помещений по договорам найма, предусмотренным настоящим разделом.
В силу ст. ст. 93 и 94 ЖК РФ служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления; проживание в них осуществляется на основании договора найма служебного жилого помещения, который заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на соответствующей государственной или выборной должности.
Согласно ст. ст. 2, 7 Закона РФ от 04.07.1991 № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
Передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством.
В соответствии со ст. 6 Закона РФ №1541-1 от 04.07.1991 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
Как следует из разъяснений, содержащихся в п. 8 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.08.1993 № 8 (ред. от 02.07.2009) «О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», исходя из смысла преамбулы и ст. ст. 1, 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим Законом условиях, если они обратились с таким требованием.
При этом необходимо учитывать, что соблюдение установленного ст. ст. 7, 8 названного Закона порядка оформления передачи жилья обязательно как для граждан, так и для должностных лиц, на которых возложена обязанность по передаче жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде в собственность граждан (в частности, вопрос о приватизации должен быть решен в двухмесячный срок, заключен договор на передачу жилья в собственность, право собственности подлежит государственной регистрации в Едином государственном реестре учреждениями юстиции, со времени совершения которой и возникает право собственности гражданина на жилое помещение).
Как следует из материалов дела и установлено судом, <дата> Румянцева Е.А. поступила на муниципальную службу в должности главного специалиста отдела приватизации муниципальной собственности Управления муниципального имущества Комитета по управлению городскими землями и муниципальным имуществом Администрации г. Костромы. С <дата> переведена на ведущую должность муниципальной службы начальника финансово-бухгалтерского отдела – главного бухгалтера Управления имущественных и земельных отношений Администрации г. Костромы, что подтверждается копией трудовой книжки Румянцевой Е.А. за №, заверенной отделом кадровой работы Администрации г. Костромы.
Постановлением Администрации г. Костромы от <дата> № по договору № найма служебного жилого помещения от <дата>, заключенного между Румянцевой Е.А. и Администрацией г. Костромы, жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> предоставлено Румянцевой Е.А. на период трудовых отношений с Администрацией г. Костромы
Указанное жилое помещение включено в реестр муниципального имущества на основании акта от <дата> б/н приемки-передачи основных средств от ФГУП «Северная железная дорога» МПС РФ, приказа председателя комитета по управлению городскими землями и муниципальным имуществом Администрации г. Костромы от <дата> № «О включении объектов в реестр муниципальной собственности.
Постановлением Администрации г. Костромы от <дата> № <адрес> включена в специализированный жилищный фонд с присвоением статуса служебного жилого помещения.
<дата> Румянцева Е.А. обратилась в Администрацию г. Костромы с заявлением о направлении пакета документов в Думу г. Костромы для рассмотрения возможности передачи в собственность в порядке приватизации служебного жилого помещения по адресу: <адрес>.
Письмом от <дата> № Администрация г. Костромы указала, что занимаемое служебное жилое помещение предоставлено Румянцевой Е.А. в особом порядке в соответствии со ст. 93 Жилищного кодекса Российской Федерации: в связи с наличием трудовых отношений с Администрацией г. Костромы, при этом работодателем не принято на себя дополнительных обязательств по предоставлению работникам в собственность жилого помещения, осуществляя в том числе права работодателя, полагали нецелесообразным принятие решения о направлении заявления и пакета документов в Думу г. Костромы для рассмотрения возможности передачи в собственность в порядке приватизации служебного жилого помещения по адресу: <адрес>.
Конституционным Судом РФ неоднократно отмечалась необходимость соблюдения баланса частных и публичных интересов при принятии муниципального правового акта, определяющего условия, порядок приватизации служебных жилых помещений, предельное количество подлежащих приватизации помещений, является обязательным (определение от 28.02.2023 № 336-0).
Также Конституционный Суд РФ в своих решениях, касающихся приватизации гражданами жилых помещений, отмечал, что суды, разрешая вопрос о правомерности распространения на то или иное жилое помещение особого правового режима, не должны ограничиваться лишь формальным подтверждением целевого назначения данного помещения и обязаны проверять факты, обосновывающие в каждом конкретном случае такое распространение (Постановление от 24.10.2000 №13-П; определения от 02.11.2000 №220-О, от 24.04.2018 №1017-О и др.).
Конституционный Суд РФ в Постановлении от 30.03.2012 № 9-П указал, что не является безусловным и не подлежащим ограничению и право собственника принять решение о приватизации жилых помещений муниципального жилищного фонда, прежде всего служебных жилых помещений, - не только право частной собственности, но и право собственности субъектов Российской Федерации и муниципальных образований может быть ограничено федеральным законом, если такое ограничение является соразмерным конституционно защищаемым целям, ради которых оно вводится (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 22.11.2000 №14-П).
Согласно ст. 99 ЖК РФ специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования.
Статьей 4 Закона РФ от 04.07.1991 № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» предусмотрено, что не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.
Из ч. 2 вышеуказанной статьи следует, что собственники жилищного фонда или уполномоченные ими органы, а также предприятия, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, и учреждения, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, с согласия собственников вправе принимать решения о приватизации служебных жилых помещений и находящегося в сельской местности жилищного фонда стационарных учреждений социальной защиты населения.
В силу ч. 1 ст. 2 Закона РФ от 04.07.1991 № 1541-1, граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
В соответствии с ч. 1 ст. 8 вышеуказанного Закона, решение вопроса о приватизации жилых помещений должно приниматься по заявлениям граждан в двухмесячный срок со дня подачи документов.
Исходя из ч. 1 ст. 11 вышеназванного Закона каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.
Федеральный законодатель, исходя из возможности изменения потребностей публично-правовых образований в служебных жилых помещениях с учетом заинтересованности проживающих в них граждан в приватизации этих помещений и преследуя цель соблюдения необходимого баланса прав граждан и муниципальных образований как собственников жилищного фонда, предоставил частью второй статьи 4 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" собственникам право принимать решения о приватизации служебных жилых помещений, исключая их тем самым из специализированного жилищного фонда на основании решения органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом. Такие решения являются исключением из общего правила, установленного частью первой той же статьи, и не могут предполагать систематического и обязательного отчуждения жилых помещений специализированного жилищного фонда в собственность граждан.
Следовательно, положение ч. 2 ст. 4 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", регулирующее вопрос о принятии решений относительно приватизации муниципальных служебных жилых помещений их собственником, в системе действующего правового регулирования не предполагает установления ни законами субъектов Российской Федерации, ни муниципальными правовыми актами обязанности муниципального образования отчуждать в порядке приватизации в пользу нанимателей служебные жилые помещения, относящиеся к специализированному жилищному фонду, и вместе с тем (при отсутствии потребности в конкретном служебном жилом помещении) не лишает его как собственника муниципального имущества права распоряжаться им по своему усмотрению. При этом предоставление муниципальному образованию возможности отчуждать в случае необходимости жилые помещения специализированного жилищного фонда в собственность граждан не влечет за собой его обязанности принимать решения о приватизации конкретных жилых помещений и не приводит к возникновению у нанимателей этих жилых помещений права требовать их передачи в собственность, а, следовательно, необходимость в регулировании муниципальными правовыми актами прав нанимателей служебных жилых помещений отсутствует.
Как следует из ч. 1 ст. 217 ГК РФ во взаимосвязи с положениями ст. ст. 14 и 15 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества", органы местного самоуправления самостоятельно определяют порядок принятия решений об условиях приватизации муниципального имущества в отношении тех объектов, приватизация которых допускается федеральным законодательством. Реализуя свою компетенцию в сфере имущественных отношений, органы местного самоуправления вправе определять - исходя из объективных показателей развития муниципального образования и потребностей жителей - и необходимый состав муниципального имущества, порядок и условия его использования и дальнейшее предназначение. Такие решения должны быть предсказуемыми, обоснованными, исключающими произвольность и возможность злоупотреблений.
Закрепление в муниципальных правовых актах целей и способов использования объектов муниципальной собственности, в том числе исключение тех или иных служебных жилых помещений из специализированного жилищного фонда, определение возможности, сроков и условий их приватизации, не только гарантирует соблюдение конституционных прав населения муниципального образования на самостоятельное владение, пользование и распоряжение объектами муниципальной собственности, но и, делая механизм стимулирования нуждающихся в жилище граждан к осуществлению своих трудовых и служебных функций на территории муниципального образования более прозрачным и сбалансированным, обеспечивает выполнение публичной властью своих социальных функций, реальную подконтрольность органов местного самоуправления населению, позволяя гражданам при необходимости влиять на содержание правовых актов по вопросам муниципальной собственности.
Учитывая необходимость соблюдения интересов населения муниципального образования, нуждающегося в получении услуг специалистов, занятых в социально значимых сферах деятельности, а также граждан, заинтересованных в приватизации служебных жилых помещений, и собственников (владельцев) соответствующего жилищного фонда, пределы установления условий и порядка приватизации специализированных жилых помещений муниципального жилищного фонда должны соответствовать цели местного самоуправления, которая, как указывал Конституционный Суд РФ, состоит в удовлетворении основных жизненных потребностей населения муниципальных образований как субъекта права на самостоятельное осуществление местного самоуправления (Постановление от 02.04.2002 №7-П).
Поскольку для достижения этой цели необходимо стимулирование граждан определенных профессий к осуществлению длительной трудовой деятельности в конкретном муниципальном образовании, органы местного самоуправления не могут быть лишены права устанавливать порядок и условия приватизации служебных жилых помещений (в том числе в отношении неопределенного круга лиц). При этом, однако, они должны исходить и из необходимости сохранения в муниципальном жилищном фонде определенного массива служебных жилых помещений, что предполагает возможность приватизации только части из них, а значит, требует определения критериев, на основании которых приватизация должна осуществляться в каждом конкретном случае, например установления определенных сроков проживания и трудовой деятельности в муниципальном образовании, по прошествии которых граждане - наниматели служебных жилых помещений могли бы рассчитывать на предоставление им преимущественного права на получение в собственность жилого помещения из специализированного жилищного фонда, если его собственником будет принято решение о приватизации входящих в него служебных жилых помещений.
Проанализировав содержание приведенных положений законодательства и правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, суд приходит к выводу, что орган местного самоуправления вправе регламентировать муниципальными правовыми актами возможность предоставления гражданам в собственность служебных жилых помещений, однако такие акты должны обладать правовой определенностью и обеспечивать предсказуемость, обоснованность принимаемых решений, исключать произвольность и возможность злоупотреблений.
Приняв решение о возможности приватизации служебных жилых помещений и установив условия для реализации такой возможности в форме муниципального правового акта, орган местного самоуправления обязан обеспечить его исполнимость и реализацию прав граждан, соответствующих установленным критериям, исходя из равенства их прав и возможностей.
С целью установления порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда в г. Костроме решением Думы г. Костромы от <дата> № утвержден Порядок предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда в г. Костроме (далее – Порядок).
В соответствии с ч. 5 ст. 7 Порядка решение о передаче служебного жилого помещения в собственность граждан в порядке приватизации оформляется постановлением Администрации города Костромы после рассмотрения заявления на получение в собственность служебного жилого помещения на заседании постоянной депутатской комиссии Думы города Костромы, к вопросам ведения которой относятся вопросы социальной сферы.
Вышеуказанный порядок не содержит оснований, по которым рассмотрение заявления на получение в собственность жилого помещения на заседании постоянной депутатской комиссии Думы г. Костромы не производится, соответственно, сам факт подачи такого заявления с приложением всех необходимых документов должен быть предметом рассмотрения соответствующей комиссией для последующей передачи её результатов в Администрацию г. Костромы и принятия окончательного решения.
Таким образом, Администрация г. Костромы, не выполнив требования порядка, нарушила права истца на получение в собственность занимаемой квартиры без указания на то оснований, учитывая отказ Администрации г. Костромы в направлении документов для надлежащего их рассмотрения и дачи им оценки, а не в заключении договора передачи квартиры в собственность в порядке приватизации.
Приведенное в оспариваемом отказе Румянцевой Е.А. в передаче документов на рассмотрение в уполномоченный орган решение Администрацией г. Костромы не мотивировано и не подтверждено.
В материалах дела отсутствуют какие-либо доказательства, подтверждающие обоснованность отказа Администрации г. Костромы в передаче заявления Румянцевой Е.А. с приложенными документами для решения вопроса о передаче в собственность жилого помещения в порядке приватизации в постоянную депутатскую комиссию Думы г. Костромы.
Наличие или отсутствие обстоятельств, предусмотренных Порядком предоставления жилых помещений, препятствующих Румянцевой Е.А. получить в собственность жилое помещение, ответчиком не выяснялось.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что в ходе рассмотрения дела не установлено оснований для отказа передачи заявления на получение в собственность служебного жилого помещения на заседании постоянной депутатской комиссии Думы г. Костромы, такой отказ следует признать незаконным.
На основании изложенного суд полагает необходимым обязать Администрацию г. Костромы заявление Румянцевой Е.А. с приложенными документами передать на рассмотрение постоянной депутатской комиссии Думы г. Костромы.
Вместе с тем, требования истца об обязании Администрации г. Костромы оформить постановление о передаче служебного жилого помещения в собственность истца в течение месяца со дня вступления в законную силу решения суда являются преждевременными и не подлежащими удовлетворению, поскольку такие требования могут быть заявлены только после отказа в предоставлении соответствующей услуги для возможности его правовой оценки судом, который на момент рассмотрения настоящего дела отсутствует.
При таких обстоятельствах оснований для возложения обязанности на Администрацию г. Костромы оформить постановление о передаче служебного жилого помещения, расположенного по адресу: г. Кострома, ул. Юрия Смирнова, д. 47, кв. 2, в собственность Румянцевой Е.А. до рассмотрения её заявления Думой г. Костромы, не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 194, 198, 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Румянцевой Елены Александровны к Администрации г. Костромы удовлетворить частично.
Признать незаконным отказ Администрации г. Костромы от <дата> в направлении заявления Румянцевой Елены Александровны с приложенными документами на получение в собственность служебного жилого помещения по адресу: <адрес> на заседание постоянной депутатской комиссии Думы города Костромы.
Возложить на Администрацию г. Костромы обязанность передать на рассмотрение постоянной депутатской комиссии Думы города Костромы заявление Румянцевой Елены Александровны с приложенными документами для рассмотрения возможности передачи ей в собственность служебного жилого помещения по адресу: <адрес>.
В удовлетворении остальной части исковых требований Румянцевой Елены Александровы к Администрации г. Костромы отказать.
Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Свердловский районный суд города Костромы путем принесения апелляционной жалобы в течение одного месяца со дня со дня его принятия судом в окончательной форме.
Судья М.А. Шершнева
Мотивированный текст решения в окончательной форме изготовлен <дата>.