Решение по делу № 2-30/2024 (2-1059/2023;) от 11.12.2023

№ 2-30/2024

УИД 56RS0028-01-2023-001154-73

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

08 декабря 2024 года п. Переволоцкий

Переволоцкий районный суд Оренбургской области в составе председательствующего судьи А.С. Кандаурова,

при секретаре судебного заседания Федоровой Д.В.,

с участием:

истца Захаровой Н.Л.,

представителя администрации Переволоцкого района Оренбургской области – Бахтеньязовой А.К., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ ,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Захаровой Н. Л. к администрации муниципального образования Переволоцкий район Оренбургской области, администрации муниципального образования Переволоцкий поссовет Переволоцкого района Оренбургской области об обязании совершить действия в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами,

установил:

Захарова Н.Л. обратилась в суд к администрации муниципального Переволоцкий район Оренбургской области с вышеуказанным иском, в котором просит убрать мусорные баки от её дома, т.к. из-за их расположения в месте, где нет входа в другой дом, образовывается огромная несанкционированная свалка и поставить табличку «Свалка мусора запрещена».

В обоснование исковых требований Захарова Н.Л. указала, что возле мусорных баков, расположенных по адресу: <адрес> на углу создается огромная несанкционированная свалка мусора от угла с <адрес> и до входа в следующий дом. Окна дома истицы выходят на эту свалку, создаётся вредная окружающая среда, под баками проходит центральный водопровод, который протекал и грязная вода текла к её дому и поднималась в огород.

Определением Переволоцкого районного суда Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчика привлечена администрации муниципального образования Переволоцкий поссовет Переволоцкого района Оренбургской области.

Определением Переволоцкого районного суда Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора привлечены: ООО «Природа», Министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области, Управление Роспотребнадзора по Оренбургской области.

В судебное заседание представитель ответчика администрации муниципального образования Переволоцкий поссовет Переволоцкого района Оренбургской области, представители третьих лиц ООО «Природа», Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области, Управления Роспотребнадзора по Оренбургской области не явились, о времени и месте рассмотрения дела были извещены надлежащим образом, об отложении и переносе слушания по делу не ходатайствовали, просили рассмотреть дело в их отсутствие. Руководствуясь статьей 167 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.

Ранее в судебном заседании представитель администрации Переволоцкий поссовет Переволоцкого района Оренбургской области Холопов В.В., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, возражал против заявленных требований, показал, что площадка ТК по указанному адресу находится с ДД.ММ.ГГГГ. Расположение контейнерной площадки согласовано с органами Роспотребнадзора. Кроме того, решением Переволоцкого районного суда Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ по иску прокурора Переволоцкого района Оренбургской области, администрация муниципального образования Переволоцкий поссовет Переволоцкого района Оренбургской области в срок до ДД.ММ.ГГГГ обязана оборудовать все контейнерные площадки на территории <адрес> в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства. Проведена работа по составлению сметной документации на обустройство площадки ТКО, получено положительное заключение ... Работы по обустройству площадок планируются в ДД.ММ.ГГГГ. Региональный оператор ООО «Природа» по дополнительным договорам с администрацией Переволоцкого поссовета трижды проводил работы по вывозу крупногабаритного мусора.

Истец Захарова Н.Л. в судебном заседании исковые требования поддержала, обосновала доводами изложенными в иске, суду объяснила, что в настоящее время несанкционированная свалка возле баков ТБО ликвидирована, мусор складируется в период с ... по ....

В судебном заседании представитель администрации Переволоцкого района Оренбургской области Бахтеньязова А.К., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ просила в удовлетворении иска отказать, указав, что постановлением администрации района от ДД.ММ.ГГГГ -п «Об утверждении Реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и Схем размещения мест (площадок) по муниципальному образованию <адрес>» утверждены реестр мест (площадок) накопления ТКО и схемы размещения мест (площадок) ТКО по муниципальному образованию Переволоцкий район Оренбургской области. Предварительно документы администрации района, а именно ситуационные схемы контейнерных площадок для сбора ТКО, данные о собственниках мест (площадок) накопления ТКО, данные о нахождении, проект оборудования были направлены в управление Роспотребнадзора по Оренбургской области. На что было получено заключение о соответствии мест (площадок) накопления ТКО от ДД.ММ.ГГГГ . С ДД.ММ.ГГГГ ввёдёны в действие санитарные правила и нормы СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территории городских и сельских поселений», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации N 3 от 28 января 2021 г. Согласно СанПиН 2.1.3684-21 расстояние от контейнерных и (или) специальных площадок до многоквартирных жилых домов, индивидуальных жилых домов должно быть не менее 20 метров, но не более 100 метров; допускается уменьшение не более чем на 25% указанных расстояний на основании результатов оценки заявки на создание места (площадки) накопления ТКО на предмет ее соответствия санитарно-эпидемиологическим требованиям, изложенным в приложении N 1 к Санитарным правилам. На сегодня контейнеры для мусора, о котором идет речь исковом заявлении, находится строго на месте, определенном схемой размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории <адрес>, а именно на пересечении <адрес> и <адрес>, координаты - широта: ...°, долгота: .... По информации администрации Переволоцкого поссовета были случаи временного смещения данного мусорного контейнера в глубь Первого переулка по причине проведения ремонтных работ на водопроводных сетях. Места накопления ТКО действительно еще не все оборудованы специальными площадками, но работа по обустройству площадок ТКО на территории поселка продолжается и также запланирована на ДД.ММ.ГГГГ, сметная документация на обустройство площадок ТКО разработана, получено положительное заключение государственной экспертизы .... Обустройство площадок для сбора ТКО, расположенных по <адрес>, являются приоритетными.

От представителя Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области в суд поступил отзыв на иск, в котором указано, что Федеральным законом от 06.10.2003 г. № 131-ФЭ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» обязанность по содержанию территории в надлежащем экологическом и санитарном состоянии, а также организация мероприятий по охране окружающей среды, в том числе в области обращения с отходами, возложена на органы местного самоуправления. Места скопления отходов не являются несанкционированными свалками, полигонами, в связи с тем, что расположены возле специально оборудованных мест (площадок) для сбора твердых коммунальных отходов. В обязанность администрации муниципального образования входит создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов. При большом объеме складирования твердых коммунальных отходов населением возле контейнерных площадок, обязанность по предоставлению гражданам вывоза мусора, а также увеличения количества контейнерных площадок лежит на органе местного самоуправления.

В отзыве на исковое заявление представитель Управления Роспотребнадзора по Оренбургской области, указал, что пунктом 3 санитарных правил СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно- эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений" предусмотрено, что на территориях городских и сельских поселений в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов. Контейнерные площадки, независимо от видов мусоросборников должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки. На основании запроса администрации МО Переволоцкий район Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ и предоставленных к запросу материалов и документов, в том числе ситуационные схемы контейнерных площадок для сбора твердых коммунальных отходов (далее - ТКО), данные о собственниках мест (площадок) накопления ТКО, данных о нахождении, проект оборудования мест (площадок) накопления ТКО, Юго-Западным территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Оренбургской области ДД.ММ.ГГГГ за выдано заключение о соответствии мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в состав которого входит площадка ТКО по адресу <адрес>. Характеристика контейнерных площадок включает в себя, помимо прочего, положение об удаленности от жилых домов которое составило не ближе 20 метров.

Свидетель З в судебном заседании показал, что проживает с супругой Захаровой Н.Л. по адресу <адрес>. Изначально баки стояли на <адрес>, на углу, как они должны были стоять, потом их начали передвигать, сейчас они находится на <адрес>. В настоящее время свалки нет, поскольку она образуется с ... по .... Под этой свалкой проходит водопровод, и когда происходит прорыв труб, там невозможно дышать.Баки стоят там примерно с ДД.ММ.ГГГГДД.ММ.ГГГГ. Однако контейнеры никак не оборудованы, люди несут спиленные деревья, мебель, приезжают с прицепами ... и скидывают крупногабаритный мусор.

Выслушав объяснения истца Захаровой Н.Л., представителя ответчика администрации Переволоцкого района Оренбургской области Бахтеньязовой А.К., показания свидетеля З, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями пункта 3 статьи 123 Конституции РФ и статьи 12 Гражданского процессуального кодекса РФ, закрепляющих принципы состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Согласно статье 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

В силу статьи 2 Жилищного кодекса РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе обеспечивают защиту прав и законных интересов граждан, приобретающих жилые помещения и пользующихся ими на законных основаниях, потребителей коммунальных услуг, а также услуг, касающихся обслуживания жилищного фонда.

Согласно подпункту «б» пункта 3, подпункту «ж» пункта 4 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, состав предоставляемых потребителю коммунальных услуг определяется в зависимости от степени благоустройства многоквартирного дома или жилого дома.

Потребителю может быть предоставлена коммунальная услуга обращение с твердыми коммунальными отходами, то есть транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов, образующихся в многоквартирных домах и жилых домах.

В силу пункта 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района.

В силу пункта 24 части 1 статьи 16, части 3 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 4 Закона Оренбургской области от 21.02.1996 «Об организации местного самоуправления в Оренбургской области» к вопросам местного значения муниципального района относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» одним из основных принципов охраны окружающей среды является принцип ответственности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территория, принцип организации и развития системы экологического образования, воспитания и формирования экологической культуры.

В силу статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Запрещается размещение отходов I - IV классов опасности и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека; на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека.

Согласно части 1 статьи 2, части 2 статьи 21 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.

В соответствии с пунктом 220 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» при накоплении отходов на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) должны соблюдаться следующие условия: поверхность отходов должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров, поверхность площадки должна иметь твердое покрытие, водоснабжение и водоотведение, хозяйствующий субъект эксплуатирующий полигон (п. 250 СанПиН 2.1.3684-21), должна быть предусмотрена территория для размещения хозяйственно – бытовых объектов (п. 249 СанПиН 2.1.3684-21), система сбора и отвода биогаза (п. 252 СанПиН 2.1.3684-21), рабочая карта, а также утвержденные регламент и режим работы полигона (п. 256 СанПиН 2.1.3684-21), дезинфицирующая установка с устройством сооружения для мойки колес автотранспорта с использованием дезинфицирующих средств (п. 264 СанПиН 2.1.3684-21).

Согласно пункту 3 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений» на территориях городских и сельских поселений в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов или системы подземного накопления ТКО с автоматическими подъемниками для подъема контейнеров и (или) специальные площадки для накопления крупногабаритных отходов.

Контейнерные площадки, организуемые заинтересованными лицами, независимо от видов мусоросборников (контейнеров и бункеров) должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.

В силу статьи 4 Закона Оренбургской области от 21.02.1996 (ред. от 26.05.2020) «Об организации местного самоуправления в Оренбургской области» за сельскими поселениями помимо вопросов, предусмотренных частью 3 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», закрепляются вопросы, предусмотренные пунктами 4, 5, 6, 7, 7.1, 7.2, 8, 11, 13, 13.1, 15, 18, 20, 22, 24, 26, 27, 31, 32, 33.1, 33.2, 34, 37, 38 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Согласно пункту 20 статьи 5 Устава администрации муниципального образования Переволоцкого поссовета Переволоцкого района Оренбургской области к вопросам местного значения сельсовета относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов.

Как следует из материалов дела и судом установлено, Захарова Н.Л. является собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>.

Согласно заключению Управления Роспотребнадзора по Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ , Юго-Западный территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Оренбургской области, рассмотрев запрос администрации муниципального образования Переволоцкого района Оренбургской области и представленные к запросу материалы и документы установил, что место (площадки) нахождения накопления твердых бытовых отходов предлагается разместить, в том числе на <адрес> <адрес>.

Характеристика контейнерных площадок: основание – плита перекрытия пустотная (бетон), ограждение металлическое (стальной профилированный лист), количество контейнеров по 1-4 шт., расстояние не ближе 20 м. до жилых домов и зданий социального и культурного назначения.

Представленные материалы и документы соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в том числе санитарным правилам СанПин 2.1.3684-21.

В соответствии с постановлением администрации Переволоцкого района Оренбургской области -п от ДД.ММ.ГГГГ утвержден реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов по муниципальному образованию Переволоцкий район Оренбургской области (приложение ) и схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов по муниципальному образованию Переволоцкий район Оренбургской области, с разбивкой по поселениям (приложение ). Из данного реестра следует, что по муниципальному образованию Переволоцкий поссовет Переволоцкого района Оренбургской области должна быть оборудована всего ... контейнерная площадка, согласно приложению . Из приложения следует, площадка накопления ТКО по адресу <адрес> <адрес>, координаты - широта: ...°, долгота: ....

Решением Переволоцкого районного суда Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ удовлетворено административное исковое заявление прокурора Переволоцкого района в интересах неопределенного круга лиц. Суд решил: признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Переволоцкий поссовет Переволоцкого района Оренбургской области, выразившееся в непринятии мер по оборудованию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; Обязать администрацию муниципального образования Переволоцкий поссовет Переволоцкого района Оренбургской области в срок до ДД.ММ.ГГГГ оборудовать все контейнерные площадки на территории <адрес> в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства согласно схемам размещения мест (площадок) по муниципальному образованию Переволоцкий район Оренбургской области, утвержденным постановлением главы <адрес>. Решение вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ.

Учитывая изложенное, принимая во внимание, что контейнеры накопления ТБО по адресу <адрес> <адрес>, координаты - широта: ...°, долгота: ... установлены в соответствии с утвержденным реестром мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов по муниципальному образованию Переволоцкий район Оренбургской области. Несанкционированная свалка в настоящее время ликвидирована, администрацией муниципального образования Переволоцкий поссовет Переволоцкого района Оренбургской области приняты меры направленные на ликвидацию несанкционированной свалки ТКО, суд не усматривает оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.

Суд считает необходимым также отметить то обстоятельство, что в соответствии с вышеуказанном решением суда на администрацию муниципального образования Переволоцкий поссовет Переволоцкого района Оренбургской области в срок до ДД.ММ.ГГГГ возложена обязанность оборудовать все контейнерные площадки на территории <адрес> в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства согласно схемам размещения мест (площадок) по муниципальному образованию Переволоцкий район Оренбургской области, утвержденным постановлением главы <адрес>. Обустройство площадок для сбора ТКО, расположенных по <адрес>, являются приоритетными. Кроме того, в случае образования несанкционированной свалки, истец не лишен возможности обратиться вновь с вышеуказанным иском к указанным лицам.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковые требования Захаровой Н. Л. к администрации муниципального образования Переволоцкий район Оренбургской области, администрации муниципального образования Переволоцкий поссовет Переволоцкого района Оренбургской области об обязании совершить действия в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Оренбургского областного суда через Переволоцкий районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья А.С. Кандауров

Решение в окончательной форме изготовлено 09.02.2024

Судья А.С. Кандауров

№ 2-30/2024

УИД 56RS0028-01-2023-001154-73

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

08 декабря 2024 года п. Переволоцкий

Переволоцкий районный суд Оренбургской области в составе председательствующего судьи А.С. Кандаурова,

при секретаре судебного заседания Федоровой Д.В.,

с участием:

истца Захаровой Н.Л.,

представителя администрации Переволоцкого района Оренбургской области – Бахтеньязовой А.К., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ ,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Захаровой Н. Л. к администрации муниципального образования Переволоцкий район Оренбургской области, администрации муниципального образования Переволоцкий поссовет Переволоцкого района Оренбургской области об обязании совершить действия в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами,

установил:

Захарова Н.Л. обратилась в суд к администрации муниципального Переволоцкий район Оренбургской области с вышеуказанным иском, в котором просит убрать мусорные баки от её дома, т.к. из-за их расположения в месте, где нет входа в другой дом, образовывается огромная несанкционированная свалка и поставить табличку «Свалка мусора запрещена».

В обоснование исковых требований Захарова Н.Л. указала, что возле мусорных баков, расположенных по адресу: <адрес> на углу создается огромная несанкционированная свалка мусора от угла с <адрес> и до входа в следующий дом. Окна дома истицы выходят на эту свалку, создаётся вредная окружающая среда, под баками проходит центральный водопровод, который протекал и грязная вода текла к её дому и поднималась в огород.

Определением Переволоцкого районного суда Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчика привлечена администрации муниципального образования Переволоцкий поссовет Переволоцкого района Оренбургской области.

Определением Переволоцкого районного суда Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора привлечены: ООО «Природа», Министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области, Управление Роспотребнадзора по Оренбургской области.

В судебное заседание представитель ответчика администрации муниципального образования Переволоцкий поссовет Переволоцкого района Оренбургской области, представители третьих лиц ООО «Природа», Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области, Управления Роспотребнадзора по Оренбургской области не явились, о времени и месте рассмотрения дела были извещены надлежащим образом, об отложении и переносе слушания по делу не ходатайствовали, просили рассмотреть дело в их отсутствие. Руководствуясь статьей 167 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.

Ранее в судебном заседании представитель администрации Переволоцкий поссовет Переволоцкого района Оренбургской области Холопов В.В., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, возражал против заявленных требований, показал, что площадка ТК по указанному адресу находится с ДД.ММ.ГГГГ. Расположение контейнерной площадки согласовано с органами Роспотребнадзора. Кроме того, решением Переволоцкого районного суда Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ по иску прокурора Переволоцкого района Оренбургской области, администрация муниципального образования Переволоцкий поссовет Переволоцкого района Оренбургской области в срок до ДД.ММ.ГГГГ обязана оборудовать все контейнерные площадки на территории <адрес> в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства. Проведена работа по составлению сметной документации на обустройство площадки ТКО, получено положительное заключение ... Работы по обустройству площадок планируются в ДД.ММ.ГГГГ. Региональный оператор ООО «Природа» по дополнительным договорам с администрацией Переволоцкого поссовета трижды проводил работы по вывозу крупногабаритного мусора.

Истец Захарова Н.Л. в судебном заседании исковые требования поддержала, обосновала доводами изложенными в иске, суду объяснила, что в настоящее время несанкционированная свалка возле баков ТБО ликвидирована, мусор складируется в период с ... по ....

В судебном заседании представитель администрации Переволоцкого района Оренбургской области Бахтеньязова А.К., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ просила в удовлетворении иска отказать, указав, что постановлением администрации района от ДД.ММ.ГГГГ -п «Об утверждении Реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и Схем размещения мест (площадок) по муниципальному образованию <адрес>» утверждены реестр мест (площадок) накопления ТКО и схемы размещения мест (площадок) ТКО по муниципальному образованию Переволоцкий район Оренбургской области. Предварительно документы администрации района, а именно ситуационные схемы контейнерных площадок для сбора ТКО, данные о собственниках мест (площадок) накопления ТКО, данные о нахождении, проект оборудования были направлены в управление Роспотребнадзора по Оренбургской области. На что было получено заключение о соответствии мест (площадок) накопления ТКО от ДД.ММ.ГГГГ . С ДД.ММ.ГГГГ ввёдёны в действие санитарные правила и нормы СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территории городских и сельских поселений», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации N 3 от 28 января 2021 г. Согласно СанПиН 2.1.3684-21 расстояние от контейнерных и (или) специальных площадок до многоквартирных жилых домов, индивидуальных жилых домов должно быть не менее 20 метров, но не более 100 метров; допускается уменьшение не более чем на 25% указанных расстояний на основании результатов оценки заявки на создание места (площадки) накопления ТКО на предмет ее соответствия санитарно-эпидемиологическим требованиям, изложенным в приложении N 1 к Санитарным правилам. На сегодня контейнеры для мусора, о котором идет речь исковом заявлении, находится строго на месте, определенном схемой размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории <адрес>, а именно на пересечении <адрес> и <адрес>, координаты - широта: ...°, долгота: .... По информации администрации Переволоцкого поссовета были случаи временного смещения данного мусорного контейнера в глубь Первого переулка по причине проведения ремонтных работ на водопроводных сетях. Места накопления ТКО действительно еще не все оборудованы специальными площадками, но работа по обустройству площадок ТКО на территории поселка продолжается и также запланирована на ДД.ММ.ГГГГ, сметная документация на обустройство площадок ТКО разработана, получено положительное заключение государственной экспертизы .... Обустройство площадок для сбора ТКО, расположенных по <адрес>, являются приоритетными.

От представителя Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области в суд поступил отзыв на иск, в котором указано, что Федеральным законом от 06.10.2003 г. № 131-ФЭ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» обязанность по содержанию территории в надлежащем экологическом и санитарном состоянии, а также организация мероприятий по охране окружающей среды, в том числе в области обращения с отходами, возложена на органы местного самоуправления. Места скопления отходов не являются несанкционированными свалками, полигонами, в связи с тем, что расположены возле специально оборудованных мест (площадок) для сбора твердых коммунальных отходов. В обязанность администрации муниципального образования входит создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов. При большом объеме складирования твердых коммунальных отходов населением возле контейнерных площадок, обязанность по предоставлению гражданам вывоза мусора, а также увеличения количества контейнерных площадок лежит на органе местного самоуправления.

В отзыве на исковое заявление представитель Управления Роспотребнадзора по Оренбургской области, указал, что пунктом 3 санитарных правил СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно- эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений" предусмотрено, что на территориях городских и сельских поселений в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов. Контейнерные площадки, независимо от видов мусоросборников должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки. На основании запроса администрации МО Переволоцкий район Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ и предоставленных к запросу материалов и документов, в том числе ситуационные схемы контейнерных площадок для сбора твердых коммунальных отходов (далее - ТКО), данные о собственниках мест (площадок) накопления ТКО, данных о нахождении, проект оборудования мест (площадок) накопления ТКО, Юго-Западным территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Оренбургской области ДД.ММ.ГГГГ за выдано заключение о соответствии мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в состав которого входит площадка ТКО по адресу <адрес>. Характеристика контейнерных площадок включает в себя, помимо прочего, положение об удаленности от жилых домов которое составило не ближе 20 метров.

Свидетель З в судебном заседании показал, что проживает с супругой Захаровой Н.Л. по адресу <адрес>. Изначально баки стояли на <адрес>, на углу, как они должны были стоять, потом их начали передвигать, сейчас они находится на <адрес>. В настоящее время свалки нет, поскольку она образуется с ... по .... Под этой свалкой проходит водопровод, и когда происходит прорыв труб, там невозможно дышать.Баки стоят там примерно с ДД.ММ.ГГГГДД.ММ.ГГГГ. Однако контейнеры никак не оборудованы, люди несут спиленные деревья, мебель, приезжают с прицепами ... и скидывают крупногабаритный мусор.

Выслушав объяснения истца Захаровой Н.Л., представителя ответчика администрации Переволоцкого района Оренбургской области Бахтеньязовой А.К., показания свидетеля З, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями пункта 3 статьи 123 Конституции РФ и статьи 12 Гражданского процессуального кодекса РФ, закрепляющих принципы состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Согласно статье 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

В силу статьи 2 Жилищного кодекса РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе обеспечивают защиту прав и законных интересов граждан, приобретающих жилые помещения и пользующихся ими на законных основаниях, потребителей коммунальных услуг, а также услуг, касающихся обслуживания жилищного фонда.

Согласно подпункту «б» пункта 3, подпункту «ж» пункта 4 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, состав предоставляемых потребителю коммунальных услуг определяется в зависимости от степени благоустройства многоквартирного дома или жилого дома.

Потребителю может быть предоставлена коммунальная услуга обращение с твердыми коммунальными отходами, то есть транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов, образующихся в многоквартирных домах и жилых домах.

В силу пункта 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района.

В силу пункта 24 части 1 статьи 16, части 3 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 4 Закона Оренбургской области от 21.02.1996 «Об организации местного самоуправления в Оренбургской области» к вопросам местного значения муниципального района относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» одним из основных принципов охраны окружающей среды является принцип ответственности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территория, принцип организации и развития системы экологического образования, воспитания и формирования экологической культуры.

В силу статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Запрещается размещение отходов I - IV классов опасности и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека; на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека.

Согласно части 1 статьи 2, части 2 статьи 21 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.

В соответствии с пунктом 220 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» при накоплении отходов на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) должны соблюдаться следующие условия: поверхность отходов должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров, поверхность площадки должна иметь твердое покрытие, водоснабжение и водоотведение, хозяйствующий субъект эксплуатирующий полигон (п. 250 СанПиН 2.1.3684-21), должна быть предусмотрена территория для размещения хозяйственно – бытовых объектов (п. 249 СанПиН 2.1.3684-21), система сбора и отвода биогаза (п. 252 СанПиН 2.1.3684-21), рабочая карта, а также утвержденные регламент и режим работы полигона (п. 256 СанПиН 2.1.3684-21), дезинфицирующая установка с устройством сооружения для мойки колес автотранспорта с использованием дезинфицирующих средств (п. 264 СанПиН 2.1.3684-21).

Согласно пункту 3 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений» на территориях городских и сельских поселений в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов или системы подземного накопления ТКО с автоматическими подъемниками для подъема контейнеров и (или) специальные площадки для накопления крупногабаритных отходов.

Контейнерные площадки, организуемые заинтересованными лицами, независимо от видов мусоросборников (контейнеров и бункеров) должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.

В силу статьи 4 Закона Оренбургской области от 21.02.1996 (ред. от 26.05.2020) «Об организации местного самоуправления в Оренбургской области» за сельскими поселениями помимо вопросов, предусмотренных частью 3 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», закрепляются вопросы, предусмотренные пунктами 4, 5, 6, 7, 7.1, 7.2, 8, 11, 13, 13.1, 15, 18, 20, 22, 24, 26, 27, 31, 32, 33.1, 33.2, 34, 37, 38 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Согласно пункту 20 статьи 5 Устава администрации муниципального образования Переволоцкого поссовета Переволоцкого района Оренбургской области к вопросам местного значения сельсовета относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов.

Как следует из материалов дела и судом установлено, Захарова Н.Л. является собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>.

Согласно заключению Управления Роспотребнадзора по Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ , Юго-Западный территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Оренбургской области, рассмотрев запрос администрации муниципального образования Переволоцкого района Оренбургской области и представленные к запросу материалы и документы установил, что место (площадки) нахождения накопления твердых бытовых отходов предлагается разместить, в том числе на <адрес> <адрес>.

Характеристика контейнерных площадок: основание – плита перекрытия пустотная (бетон), ограждение металлическое (стальной профилированный лист), количество контейнеров по 1-4 шт., расстояние не ближе 20 м. до жилых домов и зданий социального и культурного назначения.

Представленные материалы и документы соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в том числе санитарным правилам СанПин 2.1.3684-21.

В соответствии с постановлением администрации Переволоцкого района Оренбургской области -п от ДД.ММ.ГГГГ утвержден реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов по муниципальному образованию Переволоцкий район Оренбургской области (приложение ) и схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов по муниципальному образованию Переволоцкий район Оренбургской области, с разбивкой по поселениям (приложение ). Из данного реестра следует, что по муниципальному образованию Переволоцкий поссовет Переволоцкого района Оренбургской области должна быть оборудована всего ... контейнерная площадка, согласно приложению . Из приложения следует, площадка накопления ТКО по адресу <адрес> <адрес>, координаты - широта: ...°, долгота: ....

Решением Переволоцкого районного суда Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ удовлетворено административное исковое заявление прокурора Переволоцкого района в интересах неопределенного круга лиц. Суд решил: признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Переволоцкий поссовет Переволоцкого района Оренбургской области, выразившееся в непринятии мер по оборудованию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; Обязать администрацию муниципального образования Переволоцкий поссовет Переволоцкого района Оренбургской области в срок до ДД.ММ.ГГГГ оборудовать все контейнерные площадки на территории <адрес> в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства согласно схемам размещения мест (площадок) по муниципальному образованию Переволоцкий район Оренбургской области, утвержденным постановлением главы <адрес>. Решение вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ.

Учитывая изложенное, принимая во внимание, что контейнеры накопления ТБО по адресу <адрес> <адрес>, координаты - широта: ...°, долгота: ... установлены в соответствии с утвержденным реестром мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов по муниципальному образованию Переволоцкий район Оренбургской области. Несанкционированная свалка в настоящее время ликвидирована, администрацией муниципального образования Переволоцкий поссовет Переволоцкого района Оренбургской области приняты меры направленные на ликвидацию несанкционированной свалки ТКО, суд не усматривает оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.

Суд считает необходимым также отметить то обстоятельство, что в соответствии с вышеуказанном решением суда на администрацию муниципального образования Переволоцкий поссовет Переволоцкого района Оренбургской области в срок до ДД.ММ.ГГГГ возложена обязанность оборудовать все контейнерные площадки на территории <адрес> в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства согласно схемам размещения мест (площадок) по муниципальному образованию Переволоцкий район Оренбургской области, утвержденным постановлением главы <адрес>. Обустройство площадок для сбора ТКО, расположенных по <адрес>, являются приоритетными. Кроме того, в случае образования несанкционированной свалки, истец не лишен возможности обратиться вновь с вышеуказанным иском к указанным лицам.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковые требования Захаровой Н. Л. к администрации муниципального образования Переволоцкий район Оренбургской области, администрации муниципального образования Переволоцкий поссовет Переволоцкого района Оренбургской области об обязании совершить действия в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Оренбургского областного суда через Переволоцкий районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья А.С. Кандауров

Решение в окончательной форме изготовлено 09.02.2024

Судья А.С. Кандауров

2-30/2024 (2-1059/2023;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Захарова Наталья Ломиновна
Ответчики
администрация МО Переволоцкий поссовет Переволоцкого района
Администрация Переволоцкого района
Другие
Министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области
ООО "Природа"
Управление Роспотребнадзора по Оренбургской области
Суд
Переволоцкий районный суд Оренбургской области
Судья
Кандауров Андрей Сергеевич
Дело на странице суда
perevolotsky.orb.sudrf.ru
11.12.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
11.12.2023Передача материалов судье
15.12.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
15.12.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.01.2024Подготовка дела (собеседование)
10.01.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
22.01.2024Судебное заседание
08.02.2024Судебное заседание
09.02.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.02.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее