УИД35RS0006-01-2022-000435-25 2-445/2022
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. В-Устюг 01 июня 2022 года
Великоустюгский районный суд Вологодской области в составе:
председательствующего судьи Нагаевой Н.Н.,
при секретаре Дяткинской Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мелентьева Михаила Владимировича к администрации сельского поселения Кузино Великоустюгского муниципального района Вологодской области о взыскании компенсации морального вреда
УСТАНОВИЛ:
Мелентьев М.В. на основании договора социального найма зарегистрирован по адресу: ..., с ... по настоящее время.
Приговором Великоустюгского райсуда Вологодской области от 08 ноября 2006 года Мелентьев М.В. был осужден по ст. 162 ч.3, 74 ч.5, 70 УК РФ к 07 годам 01 месяцу лишения свободы, 28 июня 2013 года освобожден по отбытию наказания.
15 июля 2006 года в 04 часа 00 минут произошел пожар по адресу: .... В результате пожара огнем уничтожены: строение 16-квартирного дома по адресу: ...; строение 8-квартироного дома по адресу: ...; строение 4-квартироного дома по адресу: ....
Согласно договору социального найма жилого помещения муниципального жилого фонда от 03 апреля 2008 года Носковой Г.А. и членам ее семьи В.Е, и Носковой О.В. было предоставлено жилое помещение по адресу: ....
Носкова Г.А., В.Е, и Носкова О.В. были вселены в указанное жилое помещение, как погорельцы.
Согласно договору № 250 социального найма жилого помещения муниципального жилищного фонда от 18 июня 2013 года Носковой Г.А. и членам ее семьи В.Е, и Носковой О.В. было предоставлено жилое помещение по адресу: ....
Согласно договору № 267 социального найма жилого помещения муниципального жилищного фонда от 02 октября 2018 года Носковой О.В. предоставлено жилое помещение по адресу: ..., ....
Из материалов дела следует, что по адресу: ..., были зарегистрированы: Носкова О.В.- с ... по ...; Носкова Г.А. и В.Е, с ... по ....
Ссылаясь на незаконность вселения Носковой О.В., Носковой Г.А. и В.Е. в квартиру, расположенную по адресу: ..., истец Мелентьев М.В. обратился в суд с иском к администрации сельского поселения Кузино Великоустюгского муниципального района Вологодской области о взыскании компенсации морального вреда в размере 2 500 000 рублей. В обоснование иска, указав, что после освобождения из мест лишения свободы он не мог проживать в предоставленной ему по договору социального найма квартире, поскольку в ней проживали посторонние люди. Он был болен сахарным диабетом и туберкулезом, был лишен постоянного места жительства, был вынужден две недели проживать у матери его ребенка Калининской, а затем, женившись на Н.С., по месту ее жительства по адресу: .... Кроме того, с него взыскивалась задолженность по коммунальным платежам, судебные приказы отменены.
В судебном заседании истец Мелентьев М.В. требования поддержал, сославшись на доводы, изложенные в иске. Дополнил, что с заявлениями об освобождении квартиры он никуда не обращался. После освобождения приходил по месту его регистрации, однако на квартире висел замок, поэтому в квартиру он не попал. Н.С. квартира по адресу ..., не принадлежит, поэтому предполагает, что ее мать-собственник квартиры, могла в любое время выселить из нее его и его жену, хотя с такими требованиями не обращалась. Он не проживал по месту регистрации более 4 лет после освобождения, в ... был около 2 раз.
Представитель ответчика Балина И.Б. с иском не согласилась, указав, что в 2006 году в ... произошел пожар, сгорело 3 многоквартирных дома. Поскольку Мелентьев М.В. находился длительное время в местах лишения свободы и квартира пустовала, а погорельцев негде было разместить, было принято решение вселить их в квартиру Мелентьева М.В.. В 2013 году В.Е. было предоставлено другое жилье. Носкова О.В., несмотря на регистрацию, в спорном жилом помещении не проживала.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований, Носкова О.В. показала, что после пожара в 2008 году ее семье была предоставлена квартира по адресу: .... Ее родители выселились из квартиры после предоставления им другого жилья. Она в эту квартиру не вселялась.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований, Носкова Г.И. в судебное заседание не явилась, о дне рассмотрения дела извещена.
Заслушав мнение лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу статьи 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
Частью 3 статьи 11 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что защита жилищных прав осуществляется путем признания жилищного права; восстановления положения, существовавшего до нарушения жилищного права, и пресечения действий, нарушающих это право или создающих угрозу его нарушения; признания судом недействующими полностью или в части нормативного правового акта государственного органа либо нормативного правового акта органа местного самоуправления, нарушающих жилищные права и противоречащих настоящему Кодексу или принятым в соответствии с настоящим Кодексом федеральному закону, иному нормативному правовому акту, имеющим большую, чем указанные нормативный правовой акт государственного органа либо нормативный правовой акт органа местного самоуправления, юридическую силу; неприменения судом нормативного правового акта государственного органа или нормативного правового акта органа местного самоуправления, противоречащих настоящему Кодексу или принятым в соответствии с настоящим Кодексом федеральному закону, иному нормативному правовому акту, имеющим большую, чем указанные нормативный правовой акт государственного органа или нормативный правовой акт органа местного самоуправления, юридическую силу; прекращения или изменения жилищного правоотношения; иными способами, предусмотренными настоящим Кодексом, другим федеральным законом.
В силу прямого указания в пункте 6 части 3 статьи 11 Жилищного кодекса Российской Федерации в качестве иных способов защиты права могут быть использованы не любые способы, а только те, которые предусмотрены законом.
То есть, по смыслу закона, предъявление иска должно иметь своей целью восстановление нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов обратившегося в суд лица посредством использования предусмотренных действующим законодательством способов их защиты.
Одним из способов защиты гражданских прав, предусмотренных статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации является компенсация причиненного морального вреда.
В соответствии со статьей 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 1994 года N 10 "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда" под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.), или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина.
Моральный вред, в частности, может заключаться в нравственных переживаниях в связи с утратой родственников, невозможностью продолжать активную общественную жизнь, потерей работы, раскрытием семейной, врачебной тайны, распространением не соответствующих действительности сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, временным ограничением или лишением каких-либо прав, физической болью, связанной с причиненным увечьем, иным повреждением здоровья либо в связи с заболеванием, перенесенным в результате нравственных страданий, и др.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными главой 59 и статьей 151 данного Кодекса. Моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом.
Таким образом, в силу указанных выше положений Гражданского кодекса Российской Федерации и разъяснений Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации моральный вред подлежит компенсации, если он причинен действиями, нарушающими личные неимущественные права гражданина либо посягающими на принадлежащие ему личные нематериальные блага.
При этом Жилищный кодекс Российской Федерации, а также другие федеральные законы, регулирующие жилищные отношения, не содержат норм, которые предусматривали бы возможность компенсации морального вреда в связи с нарушением имущественных прав гражданина в сфере указанных отношений.
Моральный вред, причиненный нарушением имущественных прав, подлежит компенсации лишь в случаях, прямо указанных в законе.
Мелентьев М.В. на основании договора социального найма зарегистрирован по адресу: ..., с ... по настоящее время.
Приговором Великоустюгского райсуда Вологодской области от 08 ноября 2006 года Мелентьев М.В. был осужден и 28 июня 2013 года освобожден по отбытию наказания.
15 июля 2006 года в 04 часа 00 минут произошел по адресу: .... В результате пожара огнем уничтожены: строение 16-квартирного дома по адресу: ...; строение 8-квартироного дома по адресу: ...; строение 4-квартироногог дома по адресу: ....
Согласно договору социального найма жилого помещения муниципального жилого фонда от 03 апреля 2008 года Носковой Г.А. и членам ее семьи В.Е, и Носковой О.В. было предоставлено жилое помещение по адресу: ....
Носкова Г.А., В.Е, и Носкова О.В. были вселены в указанное жилое помещение, как погорельцы.
Согласно договору № 250 социального найма жилого помещения муниципального жилищного фонда от 18 июня 2013 года Носковой Г.А. и членам ее семьи В.Е, и Носковой О.В. было предоставлено жилое помещение по адресу: ....
Согласно договору № 267 социального найма жилого помещения муниципального жилищного фонда от 02 октября 2018 года Носковой О.В. предоставлено жилое помещение по адресу: ... ....
Из материалов дела следует, что по адресу: ..., были зарегистрированы: Носкова О.В.- с ... по ...; Носкова Г.А. и В.Е, с ... по ....
По настоящему делу истцом в качестве основания для взыскания компенсации морального вреда указаны действия ответчика, нарушающие имущественные права истца - незаконное вселение без его согласия в жилое помещение семьи Носковых.
Каких-либо действий ответчика, непосредственно направленных на нарушение личных неимущественных прав истца либо посягающих на принадлежащие ему нематериальные блага, судом не установлено.
Истцом при предъявлении иска в качестве его основания указаны действия ответчика, связанные исключительно с владением и пользованием имущества на основании договора социального найма.
Действующим гражданским и жилищным законодательством возможность компенсации морального вреда, причиненного нарушением имущественных прав на жилое помещение, не предусмотрена.
Согласно ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется лишь способами, предусмотренными законом.
Поскольку действующее законодательство не предусматривает такого способа защиты права, как признание вселения и проживания гражданина в жилом помещении незаконным, то указанное требование может быть расценено лишь как основание исковых требований о взыскании компенсации морального вреда.
Отсутствие доказательств, подтверждающих тот факт, что вследствие действий ответчика истцу были причинены физические либо нравственные страдания, что состояния здоровья истца связано с действиями ответчика, отсутствие причинно-следственной связи между действиями ответчика и причиненными истцу страданиями, также препятствует удовлетворению требований о взыскании в пользу истца денежной компенсации морального вреда.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 06 ░░░░ 2022 ░░░░.
░░░░░: ░░░░░░░ ░.░.