Решение по делу № 33-2632/2022 от 15.08.2022

Мотивированное апелляционное определение составлено 21 сентября 2022 г.

Судья Пелепец Е.Л.

№ 33-2632-2022

УИД 51RS0008-01-2021-000600-91

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Мурманск

14 сентября 2022 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда в составе:

председательствующего

Брандиной Н.В.

судей

Койпиш В.В.

Киселевой Е.А.

при секретаре

Таушанковой Н.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-434/2022 по иску прокурора Кольского района Мурманской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к публичному акционерному обществу «Территориальная генерирующая компания № 1» о возложении обязанности по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса

по апелляционной жалобе публичного акционерного общества «Территориальная генерирующая компания № 1» на решение Кольского районного суда Мурманской области от 29 марта 2022 г.

Заслушав доклад судьи Брандиной Н.В., выслушав объяснения представителя публичного акционерного общества «Территориальная генерирующая компания № 1» Ходоровой Е.В., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, прокурора прокуратуры Кольского района Мурманской области Свиридовской Е.В., представителя Управления Росгвардии по Мурманской области Оченаш А.Н., возражавших против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда

установила:

прокурор Кольского района обратился в суд с иском к публичному акционерному обществу «Территориальная генерирующая компания №1» (далее - ПАО «ТГК-1») о возложении обязанности по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса.

В обоснование заявленных требований истец указал, что в ходе проведенной прокуратурой Кольского района Мурманской области проверки исполнения законодательства в сфере антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса в деятельности Верхне-Териберской ГЭС-18, Нижнее-Териберской ГЭС-19, Серебрянской ГЭС-16, Серебрянской ГЭС-15 Каскада Туломских и Серебрянских ГЭС филиала «Кольский» ПАО «ТГК-1» установлено нарушение Правил по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2012 г. № 458:

-    в нарушение пунктов 284, 285 Правил охранная акватория ГЭС не оборудована комплексом инженерно-технических средств охраны по ее границам;

-    основное ограждение ГЭС выполнено с нарушением пунктов 75-79 Правил;

-    нижнее дополнительное ограждение выполнено с нарушением пунктов 83-84 Правил;

-    в нарушение подпункта «в» пункта 1 приложения № 1 к Правилам отсутствует внешнее предупредительное ограждение;

-    в нарушение подпункта «а» пункта 2 приложения № 1 к Правилам не оборудована зона (полоса) отторжения;

-    в нарушение подпунктов «б» и «в» пункта 119 Правил на КПП для прохода людей отсутствуют устройство, преграждающее управляемое, и кабина контролера (постового) на КПП;

-    в нарушение подпункта «а» пункта 103, подпункта «г» пункта 2 Приложения № к Правилам отсутствует защитное остекление (композиция стекла и полимерных пленок) и защитные металлические оконные конструкции для уязвимых мест (жалюзи, ставни, решетки, сетки и др.);

-    в нарушение пунктов 109, 129, подпункта «б» пункта 3 приложения № 1 к Правилам объект не оборудован контрольно-пропускным пунктом для автомобильного транспорта, предназначенным для осуществления пропускного режима на охраняемой территории;

-    в нарушение подпункта «б» пункта 3 приложения № I к Правилам отсутствует досмотровая площадка, а также не установлены указательные знаки;

-    в нарушение подпункта «д» пункта 2 приложения № 1 к Правилам отсутствуют предупредительные, разграничительные и запрещающие знаки;

-    в нарушение подпункта «в» пункта 2 приложения № 1 к Правилам отсутствуют наблюдательные вышки и постовые будки;

-    в нарушение пункта 4 приложения № 1 к Правилам отсутствует система охранной сигнализации по периметру территории объекта;

-    в нарушение пункта 5 приложения № 1 к Правилам отсутствует система охранной сигнализации по внешнему рубежу критических элементов;

-    в нарушение пункта 112 Правил, все входы в КПП ГЭС не оборудованы средствами охранной сигнализации;

-    в нарушение пункта 15 приложения № 1 к Правилам отсутствует система сбора и обработки информации;

-    в нарушение подпункта «а» пункта 3 приложения № 1 к Правилам отсутствует система контроля и управления доступом на КПП и на входах в критические элементы объекта, а также не осуществляется досмотр людей на входах в критические элементы объекта;

-    в нарушение подпунктов «б», «и» и «к» пункта 231 Правил система охранного телевидения не обеспечивает в случае получения сигнала срабатывания ТСО (извещения о тревоге) передачу оператору изображения из охраняемой зоны для оценки характера возможного нарушения, направления движения нарушителя с целью определения оптимальных мер силового или технологического противодействия, не обеспечивает совместную работу с системой контроля и управления доступом и системой охранной сигнализации, а также не обеспечивает автоматический вывод изображений с телевизионных камер по сигналам ТСО или видеодетекторов;

-    в нарушение подпункта «а» пункта 10 приложения № 1 к Правилам отсутствуют объектовые стационарные радиостанции;

-    в нарушение подпункта «д» пункта 243 Правил система оперативной связи в круглосуточном режиме работы не обеспечивает оперативный мониторинг абонентских радиосредств (отображение места нахождения на графическом плане) с отображением результатов на мониторе оператора (номера абонентских радиостанций, статистические данные выхода в эфир);

-    в нарушение подпункта «е» пункта 243 Правил система оперативной связи в круглосуточном режиме работы не обеспечивает прослушивание записанных радиопереговоров с поиском по времени и номерам радиостанций;

-    в нарушение подпункта «г» пункта 10 приложения № 1 к Правилам отсутствуют средства проводной связи с органами внутренних дел;

-    в нарушение пункта 251 Правил на объекте отсутствует дополнительное охранное освещение.

Выявленные нарушения существенно снижают антитеррористическую защищенность опасного объекта, допускают возможность несанкционированного проникновения на объект топливно-энергетического комплекса, значительно снижают уровень безопасности граждан, создают угрозу чрезвычайных ситуаций и допущены в результате бездействия ПАО «ТГК-1» в виде неисполнения требований Федерального закона от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», Федерального закона от 21 июля 2011 г. № 256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса».

Просил возложить обязанность на ПАО «ТГК-1» в срок до 1 января 2023 г. устранить выявленные нарушения Правил по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса.

Протокольным определением Кольского районного суда Мурманской области от 10 марта 2022 г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Росгвардии по Мурманской области.

Судом постановлено решение, которым на ПАО «ТГК-1» возложена обязанность в срок до 1 января 2024 г. устранить на территории Верхне-Териберской ГЭС-18, Нижне-Териберской ГЭС-19, Серебрянской ГЭС-16, Серебрянской ГЭС-15 Каскада Туломских и Серебрянских ГЭС нарушения Правил по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 05.05.2012 № 458, выполнив следующие мероприятия:

-     оборудовать охранную зону акватории ГЭС в полном объеме комплексом ИТСО по ее границам;

-    установить внешнее предупредительное ограждение;

-     оборудовать зону (полосу) отторжения - зону, непосредственно примыкающую к инженерным ограждениям объекта и свободную от построек, деревьев, кустарников и др.;

-    оборудовать досмотровую площадку КПП: вспомогательными механизированными воротами (шлагбаумами), ограждение места несения службы, колесоотбоями, с внутренней стороны контрольно-пропускного пункта стационарным противотаранным подъемным устройством для недопущения несанкционированного проезда автомобильного транспорта;

-    оборудовать защитное остекление (композиция стекла и полимерных пленок) и защитные металлические оконные конструкции для уязвимых мест (жалюзи, ставни, решетки, сетки и др.);

-    оборудовать предупредительные, разграничительные и запрещающие знаки;

-    оборудовать наблюдательные вышки и постовые будки;

-    оборудовать систему охранной сигнализации по периметру территории объекта;

-    оборудовать систему охранной сигнализации по внешнему рубежу критических элементов;

-    обрадовать все входы в КПП ГЭС средствами охранной сигнализации;

-    оборудовать систему сбора и обработки информации;

-    оборудовать систему контроля и управления доступом на КПП и на входах в критические элементы объекта;

-    оборудовать систему охранного телевидения, обеспечивающей видеонаблюдение по сигналам срабатывания охранной сигнализации или видеодетекторов движения, обнаружение проникновения (видеодетекроры), обнаружение оставленных предметов, оперативны доступ к видеоархиву путем задания времени, даты и идентификатора телевизионной камеры, совместную работу с системой контроля и управления доступом и системой охранной сигнализации;

-    оборудовать объектовые стационарные радиостанции;

-    оборудовать систему оперативной связи в круглосуточном режиме работы, обеспечивающей оперативный мониторинг абонентских радиосредств (отображение места нахождения на графическом плане) с отображением результатов на мониторе оператора (номера абонентских радиостанций, статистические данные выхода в эфир);

-    оборудовать систему оперативной связи в круглосуточном режиме работы, обеспечивающей прослушивание записанных радиопереговоров с поиском по времени и номерам радиостанций, аудиопрослушивание обстановки в зоне выделенной радиостанции;

-    оборудовать средства проводной связи с органами внутренних дел;

-    оборудовать дополнительное охранное освещение.

С ПАО «ТГК - 1» взыскана государственная пошлина в доход местного бюджета в сумме 300 рублей.

В апелляционной жалобе представитель ответчика ПАО «ТГК-1» Юфимов Е.С. просит решение суда отменить в части установленного судом срока исполнения обязанности по обеспечению безопасности антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса - до 1 января 2024 г.

Приводит доводы о том, что Правила по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2012 г. № 458, не устанавливают сроки выполнения мероприятий по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности.

Полагает, что конкретные действия по обеспечению безопасности объекта топливно-энергетического комплекса, а также сроки их реализации определяются на основании комиссионного акта обследования и содержатся в паспорте безопасности объекта топливно-энергетического комплекса, согласованном председателем антитеррористической комиссии - Губернатором Мурманской области.

Обращает внимание, что паспорт безопасности объекта топливно-энергетического комплекса в силу положений Федерального закона от 21 июля 2011 г. № 256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» имеет преимущественное значение и является единственным документом, устанавливающим сроки выполнения мероприятий по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объекта топливно-энергетического комплекса.

Установление иного срока противоречит положениям статьи 8 Федерального закона от 21 июля 2011 г. № 256-ФЗ, а также пункту 23 Правил по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса.

Указывает, что стороной ответчика представлены доказательства того, что на выполнение требований прокурора потребуется 3-4 года, однако суд оставил без внимания данные доводы и не учел их при установлении срока исполнения решения.

В письменных возражениях на апелляционную жалобу прокурор Кольского района Гусаров А.Н. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Согласно части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.

    Частью 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части. Суд апелляционной инстанции в интересах законности вправе проверить решение суда первой инстанции в полном объеме.

Поскольку решение суда не обжалуется в части возложения на ПАО «ТГК-1» обязанности выполнить мероприятия, направленные на устранение нарушений Правил по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2012 г. № 458, в силу положений статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность выводов суда в указанной части не является предметом проверки суда апелляционной инстанции.

Проверив решение суда первой инстанции в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для изменения решения суда в оспариваемой части по доводам жалобы.

Разрешая спор, суд первой инстанции, проанализировав нормы Федерального закона от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», Федерального закона от 21 июля 2011 г. № 256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса», Правил по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2012 г. № 458, регулирующих спорные правоотношения сторон, пришел к выводу об обоснованности заявленных прокурором требований, возложив на ответчика обязанность по устранению выявленных нарушений в сфере обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса срок до 1 января 2024 г.

При этом суд исходил из того, что длительные сроки устранения нарушений антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса, указанные в паспорте безопасности, не отвечают своевременности принятия мер, направленных на предотвращение антитеррористической угрозы, что нарушает права и интересы неопределенного круга лиц.

С доводом в апелляционной жалобе о том, что срок, установленный в судебном решении, является недостаточным, судебная коллегия согласиться не может по следующим основаниям.

Согласно части 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции обоснованно установлен срок исполнения решения до 1 января 2024 г., поскольку судом учтены обстоятельства конкретного дела, характер выявленных нарушений и комплекс мероприятий, необходимых для их устранения.

Указанный срок представляется разумным, доказательств, объективно подтверждающих невозможность исполнения возложенных решением суда обязанностей в такой срок, подателем жалобы не представлено.

Вопросы же о предоставлении отсрочки исполнения решения суда разрешаются в порядке исполнения решения суда в соответствии с положениями статей 203 и 434 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Довод в апелляционной жалобе на наличие в паспортах объектов топливно-энергетического комплекса иных сроков выполнения работ на правильность оспариваемого вывода суда не влияет.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21 июля 2011 г. N 256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» настоящий Федеральный закон устанавливает организационные и правовые основы в сфере обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса в Российской Федерации, за исключением объектов атомной энергетики, в целях предотвращения актов незаконного вмешательства, определяет полномочия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в указанной сфере, а также права, обязанности и ответственность физических и юридических лиц, владеющих на праве собственности или ином законном праве объектами топливно-энергетического комплекса.

В силу статьи 8 Федерального закона «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» субъекты топливно-энергетического комплекса составляют паспорта безопасности объектов топливно-энергетического комплекса по форме согласно приложению к настоящему Федеральному закону (пункт 1).

Паспорт безопасности объекта топливно-энергетического комплекса составляется на основании результатов категорирования данного объекта в зависимости от степени его потенциальной опасности, а также на основании оценки достаточности инженерно-технических мероприятий, мероприятий по физической защите и охране объекта при террористических угрозах согласно требованиям, определенным Правительством Российской Федерации в соответствии со статьей 7 настоящего Федерального закона (пункт 2).

В паспорте безопасности объекта топливно-энергетического комплекса отражаются характеристика объекта, возможные последствия в результате совершения акта незаконного вмешательства, категория объекта, состояние системы его инженерно-технической, физической защиты, пожарной безопасности, а также содержатся соответствующие выводы и рекомендации (пункт 3).

Паспорт безопасности объекта топливно-энергетического комплекса содержит мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объекта, реализуемые субъектами топливно-энергетического комплекса самостоятельно, либо в случаях, предусмотренных требованиями, установленными Правительством Российской Федерации в соответствии со статьей 7 настоящего Федерального закона, совместно с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и (или) органами местного самоуправления, либо исключительно федеральными органами исполнительной власти (пункт 4).

Паспорт безопасности объекта топливно-энергетического комплекса утверждается руководителем субъекта топливно-энергетического комплекса по согласованию с коллегиальным органом по противодействию терроризму, сформированным в субъекте Российской Федерации в соответствии с частью 4 статьи 5 настоящего Федерального закона (пункт 5).

Информация, содержащаяся в паспортах безопасности объектов топливно-энергетического комплекса, является информацией, доступ к которой ограничен в соответствии с федеральными законами (пункт 6).

Паспорта безопасности объектов топливно-энергетического комплекса подлежат актуализации в порядке и сроки, которые установлены Правительством Российской Федерации (пункт 7).

Нормы названного Федерального закона и Правил № 458 не устанавливают сроки выполнения мероприятий по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности, из чего следует, что сроки должны устанавливаться с учетом необходимости соблюдения, как требований действующего законодательства, так и разумности, принимая во внимание конкретные обстоятельства.

Возражая против законности требований прокурора, который указал на необходимость своевременного принятия таких мер с целью предотвращения негативных последствий и недопустимого риска для жизни и здоровья людей, стороной ответчика не представлено доказательств, что установленный судом срок нарушает принципы разумности и достаточности, а также выполнимости плана мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объектов ПАО «ТГК -1».

Таким образом, доводы в апелляционной жалобе о том, что паспорта безопасности объектов топливно-энергетического комплекса, сформированные в соответствии с требованиями Федерального закона от 21 июля 2011 г. № 256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса», содержат сроки, согласованные с должностными лицами антитеррористической комиссии, в связи с чем они не могут быть изменены по требованию прокуратуры, нельзя признать обоснованными.

С учетом изложенного доводы апелляционной жалобы не являются основанием для изменения решения суда в оспариваемой части.

    Суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, оспариваемые выводы суда не противоречат материалам дела, основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств.

Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловными основаниями для отмены решения, судом не допущено.

При таком положении решение суда является законным и обоснованным, изменению по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 327, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда

определила:

решение Кольского районного суда Мурманской области от 29 марта 2022 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу ПАО «Территориальная генерирующая компания № 1» – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

33-2632/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Кольского района Мурманской области
Ответчики
ПАО "ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ГЕНЕРИРУЮЩАЯ КОМПАНИЯ № 1"
Другие
Отдел государственного контроля Управления Росгвардии по Мурманской области
Суд
Мурманский областной суд
Судья
Брандина Наталья Валерьевна
Дело на сайте суда
oblsud.mrm.sudrf.ru
18.08.2022Передача дела судье
14.09.2022Судебное заседание
03.10.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.10.2022Передано в экспедицию
14.09.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее