Судья Чешуева А.А. дело № 33-11052/2022
А- 2.211
24RS0032-01-2022-002651-34
КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
14 сентября 2022 года г. Красноярск
Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда
в составе председательствующего Плаксиной Е.Е,
судей Абрамовича В.В., Гришиной В.Г.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Пудовкиной Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Абрамовича В.В.,
гражданское дело по исковому заявлению прокурора Ленинского района г. Красноярска в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному автономному общеобразовательному учреждению «Гимназия №15», Главному управлению образования администрации города Красноярска о возложении обязанности устранить нарушения законодательства о противодействии терроризму,
по апелляционной жалобе Главного управления образования администрации города Красноярска на решение Ленинского районного суда от 11 июля 2022 года, которым постановлено:
«Исковые требования прокурора Ленинского района г. Красноярска в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному автономному общеобразовательному учреждению «Гимназия №15», Главному управлению образования администрации города Красноярска о возложении обязанности устранить нарушения законодательства о противодействии терроризму - удовлетворить.
Возложить обязанность на Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Гимназия №15» устранить нарушения требований законодательства: оборудовать здание по адресу: пр. Машиностроителей, д.8, г. Красноярск, охранной сигнализацией; обеспечить здание системой видеонаблюдения, обеспечивающей непрерывное видеонаблюдение уязвимых мест и критических элементов объекта; оборудовать на первом этаже здания помещения для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации); оснастить въезды на территорию объекта воротами, обеспечивающими жесткую фиксацию их створок в закрытом положении; актуализировать паспорт безопасности объекта в соответствии с действующим законодательством в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Возложить обязанность на Главное управления образования администрации города Красноярска выделить финансирование на устранение нарушений требований законодательства о противодействии терроризму в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу»,
заслушав докладчика, судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Ленинского района г. Красноярска, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с исковым заявлением к Муниципальному автономному общеобразовательному учреждению «Гимназия №15», Главному управлению образования администрации города Красноярска о возложении обязанности устранить нарушения законодательства о противодействии терроризму, в котором просил возложить обязанность на муниципальное автономное образовательное учреждение «Гимназия №15» устранить нарушения требований законодательства о противодействии терроризму, а именно: оборудовать здание по адресу: пр. Машиностроителей, д.8, г. Красноярск, охранной сигнализацией; обеспечить здание системой видеонаблюдения, обеспечивающей непрерывное видеонаблюдение уязвимых мест и критических элементов объекта; оборудовать на первом этаже здания помещения для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации); оснастить въезды на территорию объекта воротами, обеспечивающими жесткую фиксацию их створок в закрытом положении; актуализировать паспорт безопасности объекта в соответствии с действующим законодательством в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу. Возложить обязанность на главное управление образования администрации города Красноярска выделить финансирование на устранение нарушений требований законодательства о противодействии терроризму в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Требования мотивированы тем, что Прокуратурой района проведена проверка соблюдения требований законодательства о противодействии терроризму в МАОУ «Гимназия №15», которое на праве оперативного управления эксплуатирует здание учебного корпуса по адресу: г. Красноярск, пр. Машиностроителей, д.8. Объекту в соответствии с паспортом безопасности присвоена 2 категория опасности. По результатам проверки выявлены следующие нарушения законодательства: поэтажный план объекта не содержит обозначения критических элементов объекта, инженерно-технических средств охраны, постов охраны, КПП внутри объекта; объект не оборудован охранной сигнализацией; система видеонаблюдения не обеспечивает непрерывное видеонаблюдение уязвимых мест и критических элементов объекта; на объекте на 1-м этаже отсутствует помещение для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальный гвардии Российской Федерации (подразделение вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации); въезды на территорию объекта не оснащены воротами, обеспечивающими жесткую фиксацию их створок в закрытом положении. Таким образом, антитеррористическая защищенность объекта образования – здания МАОУ «Гимназия №15» в полной мере не обеспечена, что создает угрозу жизни и здоровью граждан при совершении террористических актов.
Судом первой инстанции постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель Главного управления образования администрации г. Красноярска Романова И.Р. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым в иске отказать, указывая на то, что решение суда принято с нарушением норм материального и процессуального права, неправильным определением обстоятельств дела. Ссылается на то, что учреждением предпринят комплекс мер, направленных на пресечение действий, создающих угрозу нарушения прав, свобод и законных интересов обучающихся и работников учреждения, и обеспечение антитеррористической защищенности, в рамках своей компетенции. Кроме того, Главное управление образования администрации г. Красноярска является ненадлежащим ответчиком, поскольку учредителем МАОУ «Гимназия № 15» является муниципальное образование город Красноярск, в свою очередь Главное управление образования администрации города Красноярска в рамках своей компетенции выступает в качестве органа, координирующего деятельность подведомственных муниципальных образовательных учреждений, ведет реестр расходных обязательств, подлежащих исполнению в пределах утвержденных ему лимитов бюджетных обязательств и бюджетных ассигнований в соответствующем финансовом году и плановом периоде. Указывает, что средства на выполнение мероприятий по антитеррористической защищенности включены в проект бюджета города на 2023 год и плановый период 2024-2025 годов, решение вопроса о выделении средств на указанные цели подлежит рассмотрению в ходе согласования параметров бюджета с департаментом финансов администрации г. Красноярска, в связи с чем возложение на ответчика обязанности по выделению средств на указанные цели, является незаконным. Кроме того, полагает, что в нарушение норм процессуального законодательства РФ, решение суда было вынесено без указания на закон или иной нормативно-правовой акт, предусматривающие способ защиты интересов неопределенного круга лиц, в виде возложения обязанности.
Проверив решение суда по правилам апелляционного производства, в пределах доводов апелляционной жалобы (ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ), обсудив доводы апелляционной жалобы, полагая возможным рассмотреть дело в отсутствие участвующих в деле лиц, надлежаще извещенных о времени и месте судебного разбирательства, но не сообщивших суду о причинах неявки и не просивших об отложении разбирательства дела, судебная коллегия оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции не усматривает.
В соответствии со статьей 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья.
Статьей 45 Конституции Российской Федерации гарантируется государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации.
В соответствии с абзацем третьим статьи 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 06 мая 2006г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» одним из основных принципов противодействия терроризму является приоритет мер предупреждения терроризма.
Пунктом 4 ст. 3 Федерального закона от 06 мая 2006г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» противодействие терроризму – это деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по: а) предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); б) выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом); в) минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
В силу п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ «"Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
К компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами (п. 2 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ).
Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации (п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ).
Пунктом 8 ч. 1 ст. 41 Федерального закона от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ предусмотрено, что охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
В силу ч. 13 ст. 30 Федерального закона от 30 декабря 2009г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей (зрителей), а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских организаций, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий; в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.
Пунктом 5 Постановления Правительства РФ от 02 августа 2019г. № 1006 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)» предусмотрено, что ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) возлагается на руководителей органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников на объектах (территориях).
Согласно пункта 25 Постановления Правительства РФ от 02 августа 2019г. № 1006 в отношении объектов (территорий) третьей категории опасности дополнительно к мероприятиям, предусмотренным пунктом 24 настоящих требований, осуществляются следующие мероприятия:
а) оснащение объектов (территорий) системами видеонаблюдения, охранной сигнализации;
б) обеспечение охраны объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны;
в) оборудование на 1-м этаже помещения для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации);
г) оборудование основных входов в здания, входящие в состав объектов (территорий), контрольно-пропускными пунктами (постами охраны);
д) оснащение объектов (территорий) стационарными или ручными металлоискателями.
Согласно п. 30 Постановления Правительства РФ от 02 августа 2019г. № 1006 система видеонаблюдения с учетом количества устанавливаемых камер и мест их размещения должна обеспечивать непрерывное видеонаблюдение уязвимых мест и критических элементов объекта (территории), архивирование и хранение данных в течение одного месяца.
В соответствии с п. 6.48 Свода Правил СП 118.13330.2012 «Общественные здания и сооружения, Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009», утверждённого Приказом Минрегиона России от 29 декабря 2011г. № 635/10, для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности учреждения образования и их учащихся предписано предусматривать на первом этаже помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры «Службы 112».
Согласно п. 1.4 Устава МАОУ «Гимназия №15» учредителем Гимназии является муниципальное образование город Красноярск. Функции и полномочия учредителя осуществляет орган местного самоуправления администрация города Красноярска. Органом администрации города Красноярска, координирующим деятельность Гимназии, а также осуществляющим в отношении нее отдельные функции и полномочия учредителя, переданные данному органу в соответствии с правовыми актами города, является главное управления образования администрации города Красноярска.
В соответствии с п. 1.3 Устава, МАОУ «Гимназия №15» находится по адресу: Россия, Красноярский край, г. Красноярск, пр. Машиностроителей, д.8.
В соответствии с п. 1.1 Устава Гимназия является юридическим лицом, осуществляет свою деятельность в целях создания условий для реализации гарантированного конституционного права на получение общедоступного и бесплатного общего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые.
В соответствии с п. 1.2 Устава, Гимназия представляет собой некоммерческую организацию, созданную муниципальным образованием городом Красноярском для выполнения работ и оказания услуг в целях осуществления полномочий администрации города Красноярска в сфере образования. Гимназия финансируется из бюджета города в виде субсидий на основании муниципального задания и заключенного с органом, осуществляющим координацию деятельности Гимназии, договора.
Таким образом, МАОУ «Гимназия №15» на праве оперативного управления принадлежит здание гимназии по адресу: г. Красноярск, пр. Машиностроителей, д.8, которому в соответствии с п. 13 Постановления Правительства РФ от 02.08.2019 N 1006 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)" присвоена вторая категория опасности, что подтверждается актом обследования и категорирования объекта на предмет антитеррористической защищенности. Возможные людские потери при совершении террористического акта составляют 1095 человек.
Как следует из материалов дела и правильно установлено судом первой инстанции, прокуратурой Ленинского района г. Красноярска была проведена проверка, по результатам которой было установлено, что в нарушение раздела «Форма паспорта безопасности объектов (территорий) министерства просвещения РФ и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности министерства просвещения РФ». В нарушение раздела «Форма паспорта безопасности объектов (территорий) министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности министерства просвещения Российской Федерации» требований поэтажный план объекта не содержит обозначения критических элементов объекта, инженерно-технических средств охраны, постов охраны, КПП внутри объекта. В нарушении подпункта «а» пункта 25 Требований объект не оборудован охранной сигнализацией. В нарушение пункта 30 Требований система видеонаблюдения не обеспечивает непрерывное видеонаблюдение уязвимых мест и критических элементов объекта. В нарушение подпункта «в» пункта 25 Требований на объекте на 1-м этаже отсутствует помещение для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальный гвардии Российской Федерации (подразделение вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации). В нарушение подпункта «б» пункта 26 Требований въезды на территорию объекта не оснащены воротами, обеспечивающими жесткую фиксацию их створок в закрытом положении.
Из материалов дела следует, что 06.09.2021 года в адрес и.о. руководителя Главного управления образования Администрации города Красноярска Харламовой О.Ю. было вынесено соответствующее представление об устранении нарушений требований законодательства о противодействии терроризму.
07.10.2021 года прокурору Ленинского района г. Красноярска был дан ответ, подписанный и.о. руководителя главного управления образования Аксеновой М.А. и сообщено о том, что доводы прокуратуры Ленинского района, изложенные в представлении, приняты к сведению.
Судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции верно установлено, что здание МАОУ «Гимназия №15», расположенное по адресу: г. Красноярск, пр. Машиностроителей, д.8, не соответствует требованиям, указанным в Постановлении Правительства РФ от 02.08.2019 N 1006 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)".
При этом, судом учтено, что принятие мер безопасности является необходимым условием реализации конституционных и иных прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, в частности, права на личную безопасность. Особое значение данные меры приобретают в условиях пребывания несовершеннолетних в образовательном учреждении и работников образовательного учреждения. В МАОУ «Гимназия №15» не обеспечено соблюдение требований законодательства по антитеррористической защищенности объекта, относящегося ко второй категории опасности, что создает угрозу безопасности жизни и здоровья несовершеннолетних, а также работников учреждения в период их нахождения в образовательной организации.
Так 06.09.2021 года в адрес и.о. руководителя Главного управления образования администрации г. Красноярска Харламовой О.Ю. было внесено представление об устранении выявленных нарушений требований законодательства о противодействии терроризму.
До настоящего времени требования прокурора Ленинского района г. Красноярска, указанные в предписании, не исполнены.
Разрешая дело, суд первой инстанции, правильно применив положения Федерального закона от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федерального закона от 06.03.2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», Постановления Правительства РФ от 02.08.2019 года № 1006, правомерно признал установленным факт нарушения требований правил по обеспечению антитеррористической безопасности на территории МАОУ «Гимназия №15» поскольку на территории данного объекта обеспечение охраны в соответствии с положениями Постановления Правительства РФ от 02.08.2019 года № 1006 не осуществляется, а также принимая во внимание, что указанное нарушение антитеррористической безопасности в школьном учреждении создает потенциальную угрозу жизни и здоровью детей и работников образовательного учреждения, неопределенного круга лиц, пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований, установив срок в течение которого решение суда должно быть исполнено.
В связи с отсутствием у ответчика МАОУ «Гимназия №15» денежных средств на организацию охраны объектов в соответствии с Требованиями к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения РФ, суд правомерно возложил на Главное управление образования администрации г. Красноярска обязанность выделить финансирование МАОУ «Гимназия №15» на обеспечение вышеуказанного мероприятия по охране объектов (территории) в течение 3 (трех) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
С такими выводами суда первой инстанции судебная коллегия соглашается, поскольку они соответствуют нормам материального права и представленным в дело доказательствам.
Доводы апелляционной жалобы о том, что на Главное управление образования администрации г. Красноярска неправомерно возложена обязанность по выделению финансирования на устранение выявленных нарушений требований законодательства о противодействии терроризму, являются несостоятельными, поскольку основаны на неверном толковании норм материального права, являлись предметом проверки в суде первой инстанции и получили в решении должную оценку, не содержат ссылок на какие-либо новые обстоятельства, ставящие под сомнение правильность постановленного судом решения.
Судебная коллегия принимает во внимание, что согласно п. 1.4 Устава МАОУ «Гимназия №15» учредителем Гимназии является муниципальное образование город Красноярск. Функции и полномочия учредителя осуществляет орган местного самоуправления администрация города Красноярска. Органом администрации города Красноярска, координирующим деятельность Гимназии, а также осуществляющим в отношении нее отдельные функции и полномочия учредителя, переданные данному органу в соответствии с правовыми актами города, является главное управления образования администрации города Красноярска.
При этом образовательное учреждение самостоятельно несет обязанность по принятию мер антитеррористической защищенности объекта образования, вместе с тем реализовать такую обязанность может только за счет выделяемых средств бюджета муниципального образования, которые в данном случае в необходимом объеме не были выделены.
Кроме того, Главное управление образования администрации города Красноярска не лишено возможности запросить дополнительное финансирование на выполнение мероприятий по антитеррористической защищенности подведомственного образовательного учреждения в рамках бюджетных полномочий.
Ссылки в апелляционной жалобе на недостаточность финансирования не имеют правового значения для данного дела.
Способы защиты гражданских прав перечислены в статье 12 ГК РФ, при этом указанных перечень мер не является исчерпывающим.
В соответствии с действующим законодательством право выбора способа защиты нарушенного права принадлежит истцу.
В данном случае прокурором правильно выбран такой способ защиты права, как возложение обязанности совершить определенные действия с целью пресечения действий, нарушающих требования законодательства об антитеррористической защищенности объекта.
В целом доводы апелляционной жалобы не могут повлечь отмену решения суда, поскольку основаны на неправильном толковании норм материального права, являлись предметом исследования при рассмотрении дела судом первой инстанции, получили надлежащую правовую оценку с изложением соответствующих мотивов в решении. Основания для переоценки выводов суда отсутствуют.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену принятого решения, судом не допущено.
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░. ░░░░░░░░░░░ ░░ 11 ░░░░ 2022 ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ - ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░:
░░░░░:
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ 16 ░░░░░░░░ 2022 ░░░░.