
28 марта 2012 года г. Новороссийск
Приморский районный суд г. Новороссийска Краснодарского края в составе:
судьи Семенова Н.С.,
при секретаре Тимошкине С.С.,
СЃ участием старшего помощника РђР·РѕРІРѕ-Черноморского межрайонного природоохранного РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° Гунина Рђ.Р., представителя ответчиков - Гущина РЎ.Р’., рассмотрев РІ открытом судебном заседании гражданское дело РїРѕ РёСЃРєСѓ, поданному РђР·РѕРІРѕ-Черноморским межрайонным природоохранным РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂРѕРј РІ защиту прав Рё законных интересов неопределенного РєСЂСѓРіР° лиц Рє закрытому акционерному обществу «Каспийский Трубопроводный Консорциум - Р В» Рѕ понуждении соблюдения законодательства РѕР± охране окружающей среды,
РЈРЎРўРђРќРћР’РР›:
РђР·РѕРІРѕ-Черноморский межрайонный природоохранный РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂ обратился РІ СЃСѓРґ СЃ исковым заявлением РІ защиту прав Рё законных интересов неопределенного РєСЂСѓРіР° лиц, РІ котором указал, что закрытое акционерное общество «Каспийский Трубопроводный Консорциум - Р В» (далее Р—РђРћ «КТК-Р В») осуществляет деятельность РїРѕ эксплуатации Рё техническому обслуживанию единой трубопроводной системы, берущей начало РІ Республике Казахстан Рё проходящей РїРѕ территории Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РґРѕ Черного РјРѕСЂСЏ, РїРѕ которой осуществляется транспортировка сырой нефти СЃ целью продажи РЅР° международных рынках. РРєСЃРїРѕСЂС‚ сырой нефти осуществляется РїРѕ магистральному нефтепроводу Рє резервуарному парку Р—РђРћ «КТК-Р В», расположенному РІ <адрес>, СЃ последующей перекачкой РЅР° РјРѕСЂСЃРєРѕР№ терминал Р—РђРћ «КТК-Р В», через выносные причальные устройства (Р’РџРЈ) которого осуществляется РїРѕРіСЂСѓР·РєР° сырой нефти РЅР° танкеры. Р’ С…РѕРґРµ проверки Р—РђРћ «КТК-Р В» РЅР° предмет соблюдения требований природоохранного законодательства, проведенной РІ период времени СЃ ДД.РњРњ.ГГГГ РїРѕ ДД.РњРњ.ГГГГ Федеральной службой РїРѕ надзору РІ сфере природопользования совместно СЃ департаментом Федеральной службы РїРѕ надзору РІ сфере природопользования РїРѕ Южному федеральному РѕРєСЂСѓРіСѓ, было установлено, что РІ ДД.РњРњ.ГГГГ Р—РђРћ «КТК-Р В» осуществляло использование ранее образовавшихся отходов III класса опасности (масла отработанного, масла индустриального отработанного, масла компрессорного, РІРѕРґРЅРѕ-масляного конденсата) РІ объеме 3,221 тонн, путем РёС… закачки РІ экспортный трубопровод. Р’ нарушении действующего законодательства Р—РђРћ «КТК - Р В» занимается обращением СЃ отходами, РЅРµ имея соответствующей лицензии. Невыполнение Р—РђРћ «КТК-Р В» обязательных требований законодательства РѕР± охране окружающей среды ставит РїРѕРґ СѓРіСЂРѕР·Сѓ нарушения права неопределенного РєСЂСѓРіР° лиц РЅР° благоприятную окружающую среду.
Просит суд запретить ЗАО «КТК-Р» осуществлять использование отходов III класса опасности (масла отработанного, масла индустриального отработанного, масла компрессорного, водно-масляного конденсата) путем закачки указанных отходов в экспортный трубопровод до получения лицензии на право осуществления деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности.
Р’ судебном заседании Р¤РРћ3 поддержал исковые требования, РїРѕСЏСЃРЅРёРІ, что вступившим РІ законную силу постановлением РЅРѕ делу РѕР± административном правонарушении, вынесенным ДД.РњРњ.ГГГГ судьей РџСЂРёРјРѕСЂСЃРєРёРј районным СЃСѓРґРѕРј Рі. РќРѕРІРѕСЂРѕСЃСЃРёР№СЃРєР° подтверждается осуществление Р—РђРћ «КТК-Р В» деятельности РїРѕ СЃР±РѕСЂСѓ, использованию, обезвреживанию Рё размещению отходов I - IV классов опасности, без получения необходимой лицензии. Поскольку РІ ответ РЅР° представление РђР·РѕРІРѕ-Черноморского межрайонного природоохранного РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° Р—РђРћ «КТК-Р В» сослалось РЅР° отсутствие Сѓ него обязанности РІ получении лицензии РЅР° использование отходов, РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂ вынужден обратиться РІ СЃСѓРґ СЃ настоящим РёСЃРєРѕРј.
Р¤РРћ4 РІ судебном заседании требования РёСЃРєР° РЅРµ признал Рё, РІ обосновании своей позиции РїРѕСЏСЃРЅРёР», что РІ соответствии Федеральным законом СЂРѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации «О лицензировании отдельных РІРёРґРѕРІ деятельности» подлежит лицензированию деятельность РїРѕ СЃР±РѕСЂСѓ, использованию, обезвреживанию Рё размещению отходов I - IV классов опасности. РќРµ оспаривает, что РІ процессе осуществления производственной деятельности Р—РђРћ «КТК-Р В» образуются отходы III класса опасности, которые РІ настоящее время РЅРµ закачиваются РІ трубопровод, Р° РЅР° основании заключенного РґРѕРіРѕРІРѕСЂР°, сдаются РІ специализированное предприятие Р¤РРћ8 которое имеет необходимую лицензию РЅР° данный РІРёРґ деятельности. Р’ процессе своей деятельности Р—РђРћ «КТК-Р В» РЅРµ обязано иметь лицензию РЅР° право обращения СЃ опасными отходами, Р° РІ силу закона, РѕРЅРѕ вправе отчуждать такие отходы РІ собственность РґСЂСѓРіРѕРјСѓ лицу, если Сѓ этого лица имеется лицензия РЅР° осуществление деятельности РІ области обращения СЃ опасными отходами. Рсковые требования РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° фактически являются требованием РѕР± обязании Р—РђРћ «КТК-Р В» получить определенную разрешительную документацию.
Выслушав заключение старшего помощника Азово-Черноморского межрайонного природоохранного прокурора, мнение представителя ответчиков, исследовав и оценив представленные суду доказательства, суд признает исковые требования Азово-Черноморского межрайонного природоохранного прокурора законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Одними из основных принципов государственной политики в области охраны окружающей среды, а также деятельности юридических лиц, ст. 3 Федерального закона Российской Федерации от 10.01.2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» определены: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды.
Частью 1 ст. 51 этого же Федерального закона Российской Федерации закреплено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых, должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
РСЃС…РѕРґСЏ РёР· положений статей 1 Рё 9 Федерального закона Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РѕС‚ 24.06.1998 в„– 89-ФЗ «Об отходах производства Рё потребления» РїРѕРґ обращением СЃ отходами понимается деятельность РїРѕ СЃР±РѕСЂСѓ, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов, которая осуществляется РІ соответствии СЃ Федеральным законом Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации «О лицензировании отдельных РІРёРґРѕРІ деятельности».
В силу п. 30 ст. 12 Федерального закона Российской Федерации от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности подлежит лицензированию.
Постановлением по делу об административном правонарушении, вынесенным судьей Приморского районного суда г. Новороссийска ДД.ММ.ГГГГ, актом комиссии ЗАО «КТК-Р» от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается, что в ДД.ММ.ГГГГ ЗАО «КТК-Р», в отсутствии лицензии на осуществление деятельности по использованию отходов I -IV класса опасности осуществляло указанный вид деятельности путем закачки в экспортный трубопровод 3.221 тонны отходов III класса опасности (масла отработанного, масла индустриального отработанного, масла компрессорного, водно-масляного конденсата). Указанный факт не оспаривается и представителем ответчика в судебном заседании.
Указанные доказательства подтверждают доводы прокурора о имеющихся в деятельности ЗАО «КТК-Р» нарушениях Федерального закона Российской Федерации от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
Статьей 42 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В соответствии с п. 1 ст. 11 Федерального закона Российской Федерации от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
Невыполнение ЗАО «КТК-Р» обязательных требований законодательства об охране окружающей среды нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.
В соответствии с ч. 1 ст. 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
Поскольку имевшая место быть деятельность ЗАО «КТК-Р» по использованию отходов производства создает опасность причинения вреда в будущем неопределенному кругу лиц, суд приходит к выводу о необходимости принятия мер по запрету ответчику осуществлять свою деятельность по использование отходов III класса опасности (масла отработанного, масла индустриального отработанного, масла компрессорного, водно-масляного конденсата) путем закачки указанных отходов в экспортный трубопровод до получения лицензии на право осуществления деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности.
Представленным СЃСѓРґСѓ дополнительным соглашением в„– РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ Рє РґРѕРіРѕРІРѕСЂСѓ в„– РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ заключенному Р—РђРћ «КТК-Р В» СЃ Р¤РРћ6, подтверждается факт принятия специализированным предприятием Р¤РРћ7 РѕС‚ Р—РђРћ «КТК-Р В» для обезвреживания минеральных масел, образующихся РЅР° производственных объектах ответчика.
При утверждении ДД.ММ.ГГГГ Росприроднадзором новых лимитов для ЗАО «КТК-Р» на обращение с отходами производства, государственным органом указан в качестве способа обращения с данным видом отходов, его сдача в специализированную организацию.
Указанные обстоятельства не освобождают ЗАО «КТК-Р», в случае самостоятельного обращения с отходами III класса опасности (масла отработанного, масла индустриального, масла компрессорного, водно-масляного конденсата) путём их закачки в экспортный трубопровод, получить лицензию на данный вид деятельности.
Доводы представителя ответчика о возложении на ЗАО «КТК-Р» обязанности непременного получения лицензии на обращение с отходами, не смотря на наличие у ЗАО «КТК-Р» договора на оказание услуг по обращению с отходами со специализированной организацией, имеющей необходимую лицензию, являются несостоятельными, поскольку требования прокурора заключатся в обязании ЗАО «КТК-Р» на получение лицензии при самостоятельном обращении с отходами I-IV классов.
РСЃС…РѕРґСЏ РёР· положений Рї. 1 СЃС‚. 103 Гражданского процессуального кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, определяющего, что государственная пошлина, РѕС‚ уплаты которой истец был освобожден, взыскиваются СЃ ответчика, РЅРµ освобожденного РѕС‚ уплаты судебных расходов, СЃСѓРґ считает необходимым взыскать СЃ ответчика государственную пошлину РІ СЃСѓРјРјРµ 4 000 СЂСѓР±., РѕС‚ уплаты которой РїСЂРё подаче РёСЃРєР° РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂ освобожден РІ силу закона.
Руководствуясь ст.ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШРР›:
Рсковые требования РђР·РѕРІРѕ-Черноморского межрайонного природоохранного РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° удовлетворить.
Запретить закрытому акционерному обществу «Каспийский Трубопроводный Консорциум - Р» самостоятельно осуществлять использование отходов III класса опасности (масла отработанного, масла индустриального отработанного, масла компрессорного, водно-масляного конденсата) путем закачки указанных отходов в экспортный трубопровод до получения лицензии на право осуществления деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности.
Взыскать с закрытого акционерного общества «Каспийский Трубопроводный Консорциум - Р» в федеральный бюджет государственную пошлину в размере 4 000 (четырех тысяч) руб.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Приморский районный суд г. Новороссийска в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
решение не вступило в законную силу
Судья Н.С. Семенов