Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
П. Качуг 29 ноября 2019 года
Качугский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Бутыриной Н. Н., при секретаре Куртовой М. В., с участием прокурора-помощника прокурора Качугского района Николаевой П. Е., рассмотрев в открытом судебного заседании материалы административного дела по административному иску прокурора Качугского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Бутаковского муниципального образования о признании незаконным бездействия и обязании устранении нарушений требований законодательства об отходах производства и потребления,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Качугского района обратился в суд с исковым требованием в порядке ст. 39 КАС РФ о признании бездействия администрации Бутаковского муниципального образования, выразившееся в неисполнении полномочий по созданию и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и возложении на администрацию Бутаковского муниципального образования обязанности приобрести 14 контейнеров для твердых коммунальных отходов и обустроить 2 контейнерные площадки сбора твердых коммунальных отходов (далее – ТКО), 2 площадки временного накопления твердых коммунальных отходов на территории Бутаковского муниципального образования в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Исковые требования обоснованы нарушениями, выявленными в результате проверки администрации Бутаковского муниципального образования на предмет исполнения законодательства об отходах производства и потребления на территории Бутаковского муниципального образования Качугского района.
Так, в результате проверки установлено, что в нарушение законодательства об отходах производства и потребления, участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов на территории Бутаковского муниципального образования осуществляется ненадлежащим образом. У муниципального образования имеется потребность в 2 контейнерных площадках накопления ТКО, 2 площадках временного накопления ТКО, а также 14 контейнерах для ТКО, которые по состоянию на 24 октября 2019 года отсутствуют. Кроме того, отсутствие мест (площадок) накопления ТКО препятствует исполнению своих обязанностей региональными операторами и операторами в сфере обращения с отходами.
В судебном заседании прокурор Николаева П. Е. на исковых требованиях настаивала, просила удовлетворить.
Представитель административного ответчика администрации Бутаковского муниципального образования надлежаще извещенный о времени и месте судебного заседания, на рассмотрение дела не явился.
Суд, разрешая заявленное требование, исходит из следующего.
Согласно ст. 58 Конституции РФ каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
Согласно ч. 2 ст. 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
В соответствии с п. 18 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ), с 01 января 2019 года к вопросам местного значения городского поселения относятся, в том числе, участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
В соответствии с п. 14 ст. 15 Федерального закона № 131-ФЗ, с 01 января 2019 года к вопросам местного значения муниципального района, в том числе относится, участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.
Согласно ч. 1, 3 ст. 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Федеральный закон № 89-ФЗ), с 01 января 2019 года к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами. Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с твердыми коммунальными отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.
В свою очередь, Закон Иркутской области от 03 ноября 2016 года № 96-ОЗ «О закреплении за сельскими поселениями Иркутской области вопросов местного значения» определяет вопросы местного значения, закрепляемые за сельскими поселениями Иркутской области, в том числе предусмотренные п. 18 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Таким образом, полномочия, указанные в ст. 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» подлежат исполнению органами местного самоуправления сельских поселений.
В соответствии с ч. 2 ст. 13.4 Федерального закона № 89-ФЗ органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
Согласно пункту 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018 года № 1039 (далее – Правила), места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.
В соответствии с п.п. 11, 16, 17 Правил, реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов представляет собой базу данных о местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов. Раздел «Данные о нахождении мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов» содержит сведения об адресе и (или) географических координатах мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, а также схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов. Схема размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов отражает данные о нахождении мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на карте соответствующего муниципального образования масштаба 1:2000. Раздел «Данные о технических характеристиках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов» содержит сведения об используемом покрытии, площади, количестве размещенных и планируемых к размещению контейнеров и бункеров с указанием их объема.
В целях оказания методологического содействия органам местного самоуправления при подготовке ими в рамках реализации полномочий, предусмотренных Федеральным законом от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», разработаны Методические рекомендации для подготовки правил благоустройства территорий городских и сельских поселений, городских округов, внутригородских районов, утвержденные приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 13 апреля 2017 года № 711/пр.
В соответствии с п. 1.3 Методических рекомендаций к объектам благоустройства относятся территории различного функционального назначения, на которых осуществляется деятельность по благоустройству, в том числе контейнерные площадки и площадки для складирования отдельных групп коммунальных отходов. К элементам благоустройства в настоящих Методических рекомендациях относят, в том числе уличное коммунально-бытовое и техническое оборудование (п. 1.4).
Таким образом, контейнеры для сбора коммунальных отходов должны быть включены в реестр мест (площадок) накопления ТКО, которые соответствуют требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, а также правилами благоустройства муниципальных образований.
При планировании и застройке сельских поселений должны соблюдаться требования в области охраны окружающей среды, приниматься меры по санитарной очистке, обезвреживанию и безопасному размещению отходов производства и потребления, а также по благоустройству территорий и иные меры по обеспечению охраны окружающей среды и экологической безопасности в соответствии с законодательством.
В силу ч. 1 ст. 13 Федерального закона № 89-ФЗ территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
Согласно ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Федеральный закон № 7-ФЗ) отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона № 7-ФЗ основными принципами охраны окружающей среды, в том числе являются, ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях; обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц.
В соответствии с ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Пунктом 4 ч. 2 ст. 6 Устава Бутаковского муниципального образования установлено, что в соответствии с Законом Иркутской области от 03 ноября 2016 года № 96-ОЗ к вопросам местного значения, в том числе относится, участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
Таким образом, судом установлено, что администрацией Бутаковского муниципального образования на территории поселения организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов осуществляется ненадлежащим образом.
Таким образом, нарушение требований законодательства об отходах производства и потребления, законодательства об охране окружающей среды создает угрозу причинения вреда здоровью неопределенному числу граждан – жителям Бутаковского муниципального образования, а также нарушает охраняемые законом их права на санитарно-эпидемиологическую безопасность и на охрану земли от захламления бытовыми отходами, и, соответственно бездействие администрации Бутаковского муниципального образования влечен за собой угрозу наступления тяжких последствий для населения и причинения вреда окружающей среде.
Обращение прокурора с административным исковым заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц в суд обосновано положения ст. 39 КАС РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ,
Р Е Ш И Л:
Административные исковые требования прокурора Качугского района удовлетворить в полном объеме.
Признать незаконным бездействие администрации Бутаковского муниципального образования, выразившееся в неисполнении полномочий по созданию и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
Возложить на администрацию Бутаковского муниципального образования приобрести 14 контейнеров для твердых коммунальных отходов и обустроить 2 контейнерные площадки сбора твердых коммунальных отходов, 2 площадки временного накопления твердых коммунальных отходов на территории Бутаковского муниципального образования в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд в течение месяца со дня принятия решения.
Судья: