РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
10 января 2020 года г. Сортавала
Сортавальский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Вакуленко Л.П.,
при секретаре Ефремовой Г.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ефимова Н.П. к государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в городе Сортавала Республики Карелия (межрайонное) о включении периодов в стаж работы и назначении пенсии,
установил:
Ефимов Н.П. обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Сортавала по Республике Карелия (межрайонное) (далее - ГУ УПФ РФ в г. Сортавала по РК, Управление), в котором просил включить в стаж работы в районах Крайнего Севера прохождения срочной военной службы с 10.11.1982 по 19.10.1984, а также в стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, периоды работы в качестве индивидуального предпринимателя, Главы крестьянского (фермерского) хозяйства с 01.01.2003 по 31.12.2009 и обязать ответчика назначить ему страховую пенсию по старости в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 32 ФЗ «О страховых пенсиях» с 30.10.2019, а также взыскать госпошлину в размере 300 рублей. В обоснование заявленных требований указал на то, что 30.10.2019 обратился к ответчику за назначением досрочной страховой пенсии по старости. Решением ГУ УПФ РФ в г. Сортавала по РК от 13.11.2019 ему отказано в назначении пенсии, ссылаясь на отсутствие необходимого для такого назначения пенсии стажа работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера. Истец считает, что имеющегося у него стажа достаточно для назначения досрочной пенсии по старости с учетом спорных периодов, который ответчик необоснованно не включил в стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, и он имеет право на пенсию в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 32 ФЗ «О страховых пенсиях», которую просит назначить с момента обращения в Управление.
В судебное заседание истец не явился, надлежащим образом извещен о дне, месте и времени рассмотрения дела.
Представитель истца Пантелеев А.В., действующий на основании доверенности, в судебном заседании, проведенном посредством видеоконференц-связи, настаивал на заявленных требованиях в полном объеме, дополнив, что после прохождения службы истцом в районах Крайнего Севера, он был в течение трех месяцев трудоустроен в совхоз «Ильинский», расположенный в Олонецком районе, отнесенном к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера. Соответственно, данный период должен быть включен в стаж в районах Крайнего Севера. Также указал на то, что свою предпринимательскую деятельность в качестве Главы крестьянского (фермерского) хозяйства истец осуществлял на территории Олонецкого района, п. Ильинский по месту своего проживания, был зарегистрирован как индивидуальный предприниматель и как глава крестьянского хозяйства по месту своего жительства. Истец занимался выращиванием картофеля, для этой цели ему были предоставлены земельные участки, что подтверждается представленными документами. Земельные участки располагались в д. Ильинская горка Олонецкого района. Оснований считать, что истец осуществлял свою предпринимательскую деятельность в ином месте, у ответчика не имеется. Просит удовлетворить иск в полном объеме.
Представитель ответчика Ахатбекова Н.Г, действующая на основании доверенности, в судебном заседании иск не признала и пояснила что спорные периоды работы не включены пенсионным органом в стаж работы истца в условиях Крайнего Севера, так как истец не осуществлял трудовую деятельность в период прохождения службы, а также истцом не представлены в Пенсионный фонд при подаче заявления о назначении пенсии документов, из которых бы следовало, что Ефимов Н.П. осуществлял предпринимательскую деятельность в местностях, приравненных к районам крайнего Севера. Полностью поддержала решение Пенсионного фонда. Просила в иске отказать.
В судебном заседании были допрошены свидетели Назаров А.Ф. и Семенов Л.П.
Выслушав участников процесса, свидетелей, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ст. 39 ч. 1).
При этом в силу ч. 1 ст. 15 Конституции РФ он обязан исходить из верховенства Конституции Российской Федерации и высшей юридической силы ее принципов и норм. В соответствии со ст. 19 Конституции РФ равенство прав и свобод гарантируется без какой-либо дискриминации, в том числе, независимо от рода и места деятельности.
Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.
Общий порядок пенсионного обеспечения для всех граждан в настоящее время установлен Федеральным законом от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Согласно части 1 статьи 4 названного закона право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных этим федеральным законом.
На основании ч. 1 ст. 8 названного Федерального закона, право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Частью 2 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ установлено, страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа.
В соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 названного закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 (часть 3 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
В соответствии с пунктом 6 части 1 ст. 32 ФЗ от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим гражданам: мужчинам, достигшим возраста 55 лет, женщинам, достигшим возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, страховая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 32 указанного Федерального закона страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента (в зависимости от года назначения пенсии) в размере не менее 30 женщинам, родившим двух и более детей, достигшим возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж не менее 20 лет и проработали не менее 12 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 17 календарных лет в приравненных к ним местностях.
При назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 2, 6 и 7 части 1 данной статьи применяется перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, применявшийся при назначении государственных пенсий по старости в связи с работой на Крайнем Севере по состоянию на 31 декабря 2001 г. (часть 2 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Согласно ст. 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» застрахованные лица - лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии с настоящим Федеральным законом. Застрахованными лицами являются граждане Российской Федерации, в том числе работающие по трудовому договору или по договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг, самостоятельно обеспечивающие себя работой (индивидуальные предприниматели, адвокаты, арбитражные управляющие, нотариусы, занимающиеся частной практикой, и иные лица, занимающиеся частной практикой и не являющиеся индивидуальными предпринимателями).
Таким образом, определяя в Федеральном законе «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» круг лиц, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование (застрахованные лица), законодатель включил в их число граждан, самостоятельно обеспечивающих себя работой, в том числе индивидуальных предпринимателей, и закрепил, что они одновременно являются страхователями по обязательному пенсионному страхованию и обязаны уплачивать в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации страховые взносы (пп. 2 п. 1 ст. 6, п. 1 ст. 7, п. 2 ст. 14 данного Закона). Признав индивидуальных предпринимателей участниками системы обязательного пенсионного страхования и предоставляя им возможность самостоятельно формировать свои пенсионные права, федеральный законодатель с учетом специфики предпринимательского дохода ввел правило об уплате ими страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа, т.е. в твердой сумме, и определил его минимальный размер, обязательный для уплаты.
Следовательно, законом гарантировано закрепленное в Конституции РФ право индивидуальных предпринимателей на социальное обеспечение по возрасту на общих условиях, при соблюдении обязанности по уплате страховых взносов.
Судом установлено, что Ефимов Н.П., <Дата обезличена> года рождения, 30.10.2019 обратился в ГУ УПФ РФ в г. Сортавала Республики Карелия (межрайонное) с заявлением о назначении пенсии по старости в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 32 ФЗ «О страховых пенсиях».
Решением ответчика от 13.11.2019 Ефимову Н.П. было отказано в назначении страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого стража работы в местностях, приравненных к районам крайнего Севера.
Учреждением не включен в стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, период работы в качестве индивидуального предпринимателя и главы крестьянского (фермерского хозяйства) в Ильинском Олонецкого района Республики Карелия с 01.01.2003 по 31.12.2009 (07 лет 00 месяцев 01 день), в связи с тем, что не представлено документальных доказательств, что работа в качестве индивидуального предпринимателя и главы крестьянского (фермерского) хозяйства протекала в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера или районах Крайнего Севера, а также не включен в стаж работы в районах Крайнего Севера период прохождения срочной военной службы в рядах советской армии с 09.11.1982 по 19.10.19984 (1 год 11 месяцев 11 дней), так как в указанный период Ефимов Н.П. не осуществлял трудовую деятельность.
Решением Пенсионного фонда указанные выше периоды были включены в страховой стаж.
Из указанного выше решения Управления следует, что на период подачи заявления о назначении пенсии Ефимов Н.П. достиг возраста 55 лет 6 месяцев, страховой стаж Ефимова Н.П. составил 25 лет 08 месяцев 5 дней, при требуемом 25 лет, стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера составил 16 лет 08 месяцев 23 дня, при требуемом не менее 20 лет.
Как указывалось выше, в стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера ответчиком не включен период работы истца в качестве индивидуального предпринимателя и главы крестьянского (фермерского) хозяйства с 01.01.2003 по 31.12.2009 (07 лет 0 месяцев 01 день), при этом ответчиком не оспаривается внесение истцом в спорный период страховых взносов в Пенсионный фонд, указанные периоды включены в страховой стаж.
Страховой стаж - это учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж (пункт 2 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 названного Федерального закона в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Федерального закона от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части первой статьи 3 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Определяя в Федеральном законе от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» круг лиц, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование (застрахованные лица), законодатель включил в их число граждан, самостоятельно обеспечивающих себя работой, в том числе индивидуальных предпринимателей, и закрепил, что они одновременно являются страхователями по обязательному пенсионному страхованию и обязаны уплачивать в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации страховые взносы (пп. 2 п. 1 ст. 6, п. 1 ст. 7, п. 2 ст. 14).
Статья 89 Закона РФ от 20.11.1990 г. N 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» также устанавливала возможность включения в трудовой стаж только тех периодов индивидуальной трудовой деятельности в качестве предпринимателя, за которые уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ.
Пунктом 1.2 Положения о порядке подтверждения трудового стажа для назначения пенсий в РСФСР, утвержденного Приказом Минсоцобеспечения РСФСР от 04.10.1991 г. N 190, предусмотрено, что с 1 января 1991 года время работы лиц, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, а также лиц, занимающихся трудовой деятельностью на условиях индивидуальной или групповой аренды, устанавливается по справкам об уплате страховых взносов в Пенсионный фонд РСФСР.
Согласно статье 13 Закона «О трудовых пенсиях в РФ» при подсчете страхового стажа периоды работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьями 10 и 11 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами (пункт 1).
При подсчете страхового стажа периоды работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьями 10 и 11 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (пункт 2).
Согласно абзацу 3 пункта 9 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 г. N 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» неуплата страховых взносов физическими лицами, являющимися страхователями (к примеру, индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, главы фермерских хозяйств), исключает возможность включения в страховой стаж этих лиц периодов деятельности, за которые ими не уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Таким образом, положения действующего законодательства, возможность зачета периодов предпринимательской деятельности в страховой стаж ставят в зависимость от уплаты гражданином страховых взносов в период осуществления этой деятельности.
В соответствии с п. 1 ст. 23 Гражданского кодекса РФ гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.
В силу ст. 8 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» государственная регистрация индивидуального предпринимателя осуществляется по месту его жительства.
Согласно п. 4 ст. 22.2 указанного Федерального закона, в случае внесения изменений в сведения об индивидуальном предпринимателе в связи с переменой им места жительства, регистрирующий орган вносит в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей соответствующую запись и пересылает регистрационное дело в регистрирующий орган по новому месту жительства индивидуального предпринимателя.
Согласно информации Федеральной налоговой службы №5 по Республике Карелия и выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей следует, что Ефимов Н.П. состоял на учете в качестве индивидуального предпринимателя – Глава Крестьянского (фермерского) хозяйства «Мяги» в налоговом органе по месту жительства: <Адрес обезличен>, признавался плательщиком налога на доходы физических лиц, единого сельскохозяйственного налога.
Из представленных документов следует, что истцом производилась уплата страховых взносов в Пенсионный фонд РФ в спорный период, данный обстоятельства не оспаривает ответчик, включив спорный период в страховой стаж истцу.
Постановлением Олонецкой районной администрации №264 от 16.06.1992 Ефимову Н.П. «О предоставлении земельного участка Ефимову Н.П. для организации крестьянского (фермерского) хозяйства», истцу предоставлен земельный участок площадью 4.3 га из земель совхоза Ильинский с основной производственной деятельностью – растениеводство. Пунктом 2 данного постановления Ефимов Н.П. утвержден Главой крестьянского (фермерского) хозяйства «Мяги».
Из свидетельства на право собственности на землю, бессрочного (постоянного) пользования землей от 28.09.1992 следует, что Ефимову Н.П. Олонецкий район, <Адрес обезличен> на основании постановления №264 от 16.06.1992 и №300 от 07.07.1992 предоставлен в пожизненное наследуемое владение для ведения крестьянского хозяйства земельный участок площадью 5, 2 га.
Из показаний свидетелей Назарова А.Ф. и Семенова Л.П., данных в ходе судебного заседания, следует, что в период работы в качестве индивидуального предпринимателя истец осуществлял свою деятельность в д. Ильинская <Адрес обезличен> Республики Карелия, где у Ефимова Н.П. имеется земельный участок, на котором он с 1992 года осуществляет предпринимательскую деятельность в качестве Главы крестьянского хозяйства «Мяки», в частности выращивает картофель.
Каких-либо доказательств обратного стороной ответчика не представлено.
Указом Президента Российской Федерации от 20.12.1993 Олонецкий район включен в Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, на которые распространяется действие Указов Президиума Верховного Совета СССР от 10.02.1960 и от 26.09.1967 о льготах для лиц, работающих в этих районах и местностях.
Оценив все доказательства в совокупности, суд приходит к выводу, что достоверно установлено, что истец в спорный период был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, состоял на учете в г. Олонце Республика Карелия, осуществлял уплату страховых взносов, в спорный период проживал в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, осуществлял предпринимательскую деятельность в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, (<Адрес обезличен> Олонецкого района).
Соответственно спорный период работы в качестве индивидуального предпринимателя и главы крестьянского (фермерского) хозяйства 01.01.2003 по 31.12.2009 (07 лет 0 месяцев 01 день), подлежат включению в стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.
Судом также установлено из предоставленных документов, что в период с 09.11.1982 по 19.10.1984 истец проходил срочную военную службу в рядах советской Армии.
В соответствии с архивной справкой ФГКУ «Центральный архив Министерства обороны Российской Федерации» от 02.08.2019 № 4/83636 Ефимов Н.П. проходил службу в указанный выше период в войсковой части 03777, которая дислоцировалась в г. Североморске Мурманской области.
Из трудовой книжки истца следует, что Ефимов Н.П. принят на работу с 26.11.1984 в совхоз «Ильинский», который располагался на территории Олонецкого района Республики Карелия.
Согласно ст. 12 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены ст. 11 настоящего Федерального закона, засчитывается также период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом РФ от 12.02.1993 №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».
Согласно ч. 4 ст. 17 ФЗ № 400-ФЗ от 28.12.2013 лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин, устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в сумме, равной 50 процентам суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии, предусмотренной частями 1 и 2 статьи 16 настоящего Федерального закона.
Частью 6 статьи 17 указанного Федерального закона предусмотрено, что лицам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, при определении количества календарных лет работы в районах Крайнего Севера в целях установления повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
Законодателем установлено, что лицам, имеющим смешанный стаж работы в РКС и приравненных к ним местностях, стаж работы для установления повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости исчисляется как в отношении лиц, работающих в РКС.
Частью 8 ст. 18 указанного ФЗ определено, что … в случае приобретения необходимого календарного стажа работы в районах Крайнего Севера и (или) приравненных к ним местностях и (или) страхового стажа, дающих право на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости или к страховой пенсии по инвалидности в связи с работой в районах Крайнего Севера и (или) приравненных к ним местностях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, … производится соответствующий перерасчет размера фиксированной выплаты к страховой пенсии.
Согласно постановлению Совета Министров СССР от 25.03.1968 N 181 «О зачете солдатам, матросам, сержантам, старшинам и военным строителям, уволенным в запас, времени действительной срочной военной службы в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в стаж работы, дающий право на получение льгот, установленных за работу в этих районах и местностях» солдатам, уволенным, начиная с 1968 года, с военной службы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, время их действительной срочной военной службы в этих районах и местностях засчитывается в стаж работы, дающий право на получение льгот, предусмотренных Указами Президиума Верховного Совета СССР от 10.02.1960 и от 26.09.1967, если они не позднее трех месяцев после увольнения с военной службы поступили на работу в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.
Указами Президиума Верховного Совета СССР от 10.02.1960 и от 26.09.1967 предусматривались льготы определенной категории работников в виде надбавок к месячному заработку, дополнительных отпусков, выплате суточных, обеспечения жилой площадью, а также право на назначение пенсии по старости со снижением возраста.
Из анализа данных норм права следует, что лицам, поименованным в постановлении Совета Министров СССР от 25.03.1968 №181, период их действительной военной службы засчитывался в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости.
Согласно ч. 7 ст. 17 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ при установлении повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, предусмотренного частями 4 и 5 настоящей статьи, применяется перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, действующий на дату установления соответствующего повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии.
Таким образом, законодателем определено, что при установлении повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, предусмотренного ч. 4 и 5 данной статьи, применяется тот перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, который действовал на дату установления соответствующего повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии.
Ранее действовавшим Постановлением Совета Министров РСФСР от 22 июня 1991 года N 347 также было установлено, что при назначении гражданам пенсий применяется Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 года N 1029 (в редакции Постановления Совета Министров СССР от 3 января 1983 года N 12), с последующими изменениями и дополнениями.
Соответственно, если на дату обращения пенсионера за назначением пенсии местность, в которой он проходил военную службу, нормативными правовыми актами Российской Федерации либо бывшего Союза ССР включена в соответствующий раздел указанного Перечня, то в календарную выслугу в районах Крайнего Севера либо местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, засчитывается в календарном исчислении весь период его военной службы со дня прибытия в указанную местность по день убытия из этой местности включительно, независимо от времени прохождения военной службы в данной местности.
Согласно Перечню районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, на которые распространяется действие Указов Президиума ВС СССР от 10.02.1960 и от 26.09.1967 о льготах для лиц, работающих в этих районах и местностях, Мурманская область относится к районам Крайнего Севера (в ред. постановления Совмина СССР от 23.06.1990 N 594).
Таким образом, судом установлено, что истец непрерывно проходил военную службу в районах Крайнего Севера в период времени с 09.11.1982 по 19.10.1984.
На основании постановления Совета Министров СССР от 04.04.1961 №286 указанное время непрерывной военной службы подлежит включению в непрерывный стаж работы для получения льгот по Указу Президиума Верховного Совета СССР от 10.02.1960 при условии поступления на работу в этих районах и местностях не позднее трех месяцев после увольнения.
Как указывалось выше, Олонецкий район включен в перечень местностей, приравненных к районам Крайнего Севера.
Конституционный Суд РФ в постановлении от 29.01.2004 № 2-П со ссылкой на постановление от 24.05.2001 № 8-П и определение от 05.11.2002 № 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в абзаце седьмом пункта 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 N 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» при разрешении споров, связанных с установлением и выплатой трудовой пенсии по старости гражданам ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, в интересах граждан и в целях недопущения ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которые они рассчитывали до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан ими общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично), стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, может исчисляться с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и иной общественно полезной деятельности, позволявшего засчитывать такие периоды в стаж при назначении пенсий на льготных условиях (Закон СССР от 14.07.1956 «О государственных пенсиях», Закон СССР от 15.05.1990 «О пенсионном обеспечении граждан в СССР», Закон Российской Федерации N 340-1 от 20.11.1990 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» и принятые в соответствии с ними подзаконные акты).
Принимая во внимание, что страхового стажа истца и стажа работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севре, в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона «О страховых пенсиях», с учетом включения спорных периодов в стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера является достаточно для назначения пенсии, суд считает возможным возложить на ответчика обязанность по назначению истцу пенсии с даты подачи заявления о назначении пенсии, то есть с 30.10.2019.
На основании ст. 98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежит взысканию госпошлина в размере 300 руб.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ 10.11.1982 ░░ 19.10.1984.
░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░░ «░░░░» ░ 01.01.2003 ░░ 31.12.2009 ░ ░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░. ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░. 6 ░.1 ░░. 32 ░░ «░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░» ░ 30.10.2019.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░. ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░) ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ 300 ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░, ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 15.01.2020.