Дело № 2-5503/2023
УИД - 27RS0001-01-2023-005705-22
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
19 декабря 2023 года г. Хабаровск
Центральный районный суд города Хабаровска в составе
председательствующего судьи Астаховой Я.О.,
с участием истца Гетманского О.Н., его представителя Скачковой М.В.,
представителя ответчика Марининой Е.А.,
при секретаре Дугаровой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гетманского Олега Николаевича к Министерству социальной защиты населения Хабаровского края о признании решения незаконным, обязании произвести определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
истец обратился в суд с иском к Министерству социальной защиты населения <адрес> о признании решения незаконным, обязании произвести определенные действия.
В обоснование требований указал, что в период прохождения срочной службы в рядах Советской Армии на основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ он награжден нагрудным знаком "Отличник Советской Армии". ДД.ММ.ГГГГ он обратился в отдел социальной защиты населения по <адрес> с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда». Согласно решения ему отказано в присвоении звания "Ветеран труда". Полагая отказ незаконным, просил признать решение об отказе в присвоении звания "Ветеран труда" незаконным, обязать ответчика присвоить ему звание "Ветеран труда".
В судебное заседание представитель третьего лица не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, ходатайств не заявлял.
При таких обстоятельствах суд, руководствуясь ч.ч. 3, 5 ст. 167 ГПК РФ, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса по представленным доказательствам.
Согласно письменного отзыва, сторона третьего лица, считает требования истца незаконными, поскольку данный знак не является ведомственным знаком отличия, в связи с чем не дает право на присвоение звания «Ветеран труда».
В судебном заседании истец, его представитель требования поддержали, пояснили, изложенное в иске, требования просили удовлетворить.
В судебном заседании представитель ответчика, представила письменные возражения, пояснила, изложенное в них, в удовлетворении требований просила отказать.
Выслушав истца, его представителя, представителя ответчика, изучив и оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ "О ветеранах" ветеранами труда являются лица: имеющие удостоверение "Ветеран труда"; награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин. Порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Гетманский О.Н. проходил службу в рядах Советской Армии.
ДД.ММ.ГГГГ Гетманский О.Н. принял присягу.
ДД.ММ.ГГГГ Гетманский О.Н. награжден знаком «Отличник Советской Армии» приказом в/ч 22494.
ДД.ММ.ГГГГ Гетманский О.Н. обратился в отдел социальной защиты населения по <адрес> с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда».
Согласно решения Гетманскому О.Н. отказано в присвоении звания "Ветеран труда".
Согласно пункту 2 статьи 1 Закона Хабаровского края от 26.01.2005 № 254 "О мерах социальной поддержки граждан пожилого возраста, инвалидов, ветеранов труда, лиц, проработавших в тылу в период Великой Отечественной войны, семей, имеющих детей и иных категорий граждан", ветераны труда - это лица: имеющие удостоверение "Ветеран труда"; награжденные орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенные благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющие трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
Ведомственный знак отличия в труде следует понимать как награду руководителя ведомства или определенного органа государственной власти.
Приказом Министра обороны РФ от 14.12.2017 № 777 "О ведомственных знаках отличия Министерства обороны Российской Федерации" (вместе с "Порядком награждения ведомственными знаками отличия Министерства обороны Российской Федерации", "Положением о медали "За боевые отличия", "Положением о медали "За воинскую доблесть", "Положением о медали "За разминирование", "Положением о медали "За укрепление боевого содружества", "Положением о медали "За отличие в военной службе", "Положением о медали "За трудовую доблесть", "Положением о медали "Михаил Калашников", "Положением о медали "Участнику военной операции в Сирии") (Зарегистрировано в Минюсте России 18.01.2018 № 49677), к их числу отнесены медали Министерства обороны и другие знаки отличия Вооруженных Сил, в положениях о которых указана их принадлежность к ведомственным знакам отличия. При этом награждение ведомственными знаками отличия производится приказами Министра обороны РФ, если иное не предусмотрено положениями о соответствующих ведомственных знаках отличия (пункт 4 Положения о ведомственных знаках).
Нагрудный знак "Отличник Советской Армии", учрежден для поощрения солдат, матросов, сержантов и старшин за отличные успехи в боевой и политической подготовке и примерную воинскую дисциплину приказом Минобороны СССР от 17.04.1957 № 67 "Об учреждении нагрудных знаков "Отличник Советской Армии", "Отличник Военно-Морского Флота", "Отличник Военно-Воздушных Сил". Ни в тексте этого документа, ни в Положении о нагрудных знаках "Отличник Советской Армии", "Отличник Военно-Морского Флота", "Отличник Военно-Воздушных Сил", нет указания на то, что он отнесен к числу ведомственных знаков отличия в труде. При этом правом награждения этим нагрудным знаком наделены не Министр обороны, а командиры полков, командиры кораблей 2 ранга, а также командиры и начальники, пользующиеся равными с ними дисциплинарными правами, и выше, имеющие право издавать приказы.
Согласно, представленных ответов на запрос суда, установлено, что нагрудный знак "Отличник Советской Армии", не является ведомственным знаком отличия в труде.
Поскольку нагрудный знак "Отличник Советской Армии", которым был награжден истец в период прохождения военной службы, являлся видом поощрения за образцовое несение службы в рядах Вооруженных Сил СССР, что нельзя расценивать как поощрение за особые отличия в труде и продолжительный добросовестный труд, то данная награда не может быть отнесена к числу ведомственных знаков отличия в труде, являющихся основанием для присвоения звания "Ветеран труда" на основании статьи 7 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ "О ветеранах", в связи с чем, вопреки доводам истца, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных истцом требований.
Доводы истца о том, что нагрудный знак "Отличник Советской Армии" является ведомственной наградой, несостоятельны, основаны на неправильном толковании норм материального права.
Исходя из положений ч. 2 ст. 195 ГПК РФ, суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании, при этом в силу требований ч. 1 ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями ч. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Учитывая изложенное, суд считает, что исковые требования незаконны, не обоснованы и не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Исковые требования Гетманского Олега Николаевича к Министерству социальной защиты населения <адрес> о признании решения незаконным, обязании произвести определенные действия – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в <адрес> суд через Центральный районный суд <адрес> в течение месяца с даты составления мотивированного решения.
Мотивированное решение суда составлено 22.12.2023.
Судья Я.О. Астахова