Решение по делу № 33а-2505/2020 от 17.11.2020

Судья Батухина К.А. Дело №33а-2505/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

«14» декабря 2020 года

Судебная коллегия по административным делам Костромского областного суда в составе председательствующего Кулаковой И.А.,

судей Зиновьевой О.Н., Колесова Р.Н.,

при секретаре Боречко Е.И.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело (УИД 44RS0028-01-2019-001593-59, №2а-174/2020) по апелляционной жалобе представителя администрации Костромского муниципального района Костромской области Ивановой О.А. на решение Костромского районного суда Костромской области от 08 июля 2020 года, которым административное исковое заявление Салтыкова Дмитрия Викторовича к администрации Костромского муниципального района Костромской области о признании незаконным постановления об отмене постановления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду, обязании продлить срок действия постановления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду удовлетворено частично.

Заслушав доклад судьи Зиновьевой О.Н., выслушав возражения относительно апелляционной жалобы представителя Салтыкова Д.В. - Логутова А.В., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Салтыков Д.В., Салтыкова Г.С. и Балдина М.Д. обратились в суд с административным исковым заявлением к администрации Костромского муниципального района Костромской области (далее также – Администрация) о признании незаконными постановлений от 14 октября 2019 года №2380, от 18 октября 2019 года №2452, от 18 октября 2019 года №2453 об отмене постановлений Администрации от 04 сентября 2018 года №1773, от 08 июля 2018 года №1029, от 08 июля 2019 года №1030 о предварительном согласовании предоставления земельных участков в аренду.

В обоснование требований указали, что им предварительно согласовано предоставление в аренду на 49 лет трех земельных участков площадью 2 015 кв.м, 1 095 кв.м, 1 098 кв.м, расположенных по адресу: <адрес>, для ведения личного подсобного хозяйства на полевых участках. В последующем ими выполнены кадастровые работы по образованию указанных земельных участков, по результатам проведения которых кадастровым инженером подготовлены межевые планы.

В целях постановки одного из трех земельных участков на кадастровый учет 22 августа 2019 года Салтыковым Д.В. подано заявление в Управление Росреестра по Костромской области с приложением межевого плана земельного участка.

02 сентября 2019 года Управлением Росреестра по Костромской области он уведомлен о приостановлении государственного кадастрового учета земельного участка ввиду того, что адрес, указанный в постановлении Администрации от 04 сентября 2018 года №1773 о предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду (<адрес>), не соответствует понятию земель сельскохозяйственного назначения. После получения уведомления он обратился в Администрацию с заявлением о внесении изменений в указанное постановление.

Письмом Администрации от 15 октября 2019 года №7206з ему сообщено, что постановление от 04 сентября 2018 года №1773 о предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду отменено на основании статьи 48 Федерального закона от 06 октября 2003 года №13-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», поскольку земельный участок находится в прибрежной защитной полосе Горьковского водохранилища, составляющей 200 метров. Личное подсобное хозяйство (выращивание сельскохозяйственных культур) включает в себя распашку земель, проведение которой в соответствии с пунктом 17 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации в границах прибрежных защитных полос запрещено, следовательно, предоставление земельного участка для этих целей будет препятствовать рациональному использованию земельного участка.

23 октября 2019 года аналогичные по содержанию письма получены Салтыковой Г.С. и Балдиной М.Д.

Полагали указанные решения Администрации незаконными и необоснованными, поскольку Земельный кодекс Российской Федерации и Водный кодекс Российской Федерации не содержат прямого запрета на предоставление земельных участков, находящихся в государственной неразграниченной собственности и расположенных в прибрежной защитной полосе, для ведения личного подсобного хозяйства. Водный кодекс Российской Федерации лишь ограничивает ведение землепользователями на таких земельных участках определенной хозяйственной деятельности, и нарушение данного запрета является основанием для привлечения землепользователей к административной ответственности по статье 8.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а не для отмены ранее принятых актов о предварительном согласовании предоставления земельных участков. В настоящем случае Администрация фактически решает за землепользователя вопрос о том, каким образом он будет использовать предоставленный ему земельный участок, однако, вид разрешенного использования «для ведения личного подсобного хозяйства» не включает в себя обязательное проведение работ по распашке земель. Более того, термин «распашка земель» в действующем законодательстве отсутствует.

Определением Костромского районного суда Костромской области от 10 января 2020 года требования Салтыковой Г.С. и Балдиной М.Д. к администрации Костромского муниципального района Костромской области выделены в отдельные производства.

В ходе рассмотрения административного дела Салтыков Д.В. уточнил заявленные требования, просил признать незаконным постановление от 14 октября 2019 года №2380 «Об отмене постановления администрации Костромского муниципального района Костромской области от 04 сентября 2018 года №1773 «О предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду Салтыкову Д.В.», обязать Администрацию продлить срок действия постановления 04 сентября 2018 года №1773 «О предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду Салтыкову Д.В.» с 03 сентября 2020 года на 8 месяцев 17 дней.

Судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Московско-Окское территориальное управление Федерального агентства по рыболовству, администрация Чернопенского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области, ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Костромской области», Верхне-Волжское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов.

Решением Костромского районного суда Костромской области от 08 июля 2020 года административные исковые требования Салтыкова Д.В. удовлетворены частично. Признано незаконным постановление администрации Костромского муниципального района Костромской области от 14 октября 2019 года №2380 «Об отмене постановления администрации Костромского муниципального района Костромской области от 04 сентября 2018 года №1773 «О предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка Салтыкову Д.В.»; на администрацию Костромского муниципального района Костромской области возложена обязанность повторно рассмотреть заявление Салтыкова Д.В. от 17 сентября 2019 года о внесении изменений в постановление администрации Костромского муниципального района Костромской области от 04 сентября 2018 года №1773 «О предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка Салтыкову Д.В.». В удовлетворении остальной части административных исковых требований Салтыкову Д.В. отказано.

В апелляционной жалобе представитель администрации Костромского муниципального района Костромской области Иванова О.А., полагая решение суда вынесенным с нарушением норм материального права, просит его отменить. Указывает, что анализ действующего законодательства позволяет говорить о том, что вид разрешенного использования земельного участка относится к числу его важнейших характеристик, поскольку совместно с категорией земель, где он сформирован, определяет его правовой режим, от которого зависит как земельный участок предоставляется пользователю, как он может пользоваться им, и в каких пределах им можно распоряжаться. Отношения, возникающие в связи с ведением гражданами личного подсобного хозяйства, регулируются Федеральным законом от 07 июля 2003 года №12-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве», в соответствии с которым основной целью использования земельного участка с видом разрешенного использования «для ведения личного подсобного хозяйства на полевых участках» является производство сельскохозяйственной продукции, предполагающее два основных вида деятельности: производство продукции растениеводства и животноводства. Следовательно, целевое назначение земельного участка с видом разрешенного использования «для ведения личного подсобного хозяйства на полевых участках» достигается при использовании земельного участка для выращивания продукции растениеводства, что предполагает обработку и распашку земель, а также для выращивания продукции животноводства, что предполагает содержание и выпас сельскохозяйственных животных. Согласно сведениям государственного кадастра недвижимости испрашиваемый земельный участок расположен в водоохранной зоне и прибрежной защитной полосе Горьковского водохранилища в пределах Костромского района Костромской области (прибрежная защитная полоса установлена в размере 200 метров). В силу статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации в границах прибрежных защитных полос запрещаются, в том числе распашка земель, размещение отвалов размываемых грунтов, выпас сельскохозяйственных животных и организация для них летних лагерей, ванн. Таким образом, образование земельного участка с видом разрешенного использования «для ведения личного подсобного хозяйства на полевых участках» в границах территории водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы Горьковского водохранилища будет препятствовать рациональному использованию земельного участка в соответствии с допустимыми видами деятельности с учетом установленных законодательством ограничений. В настоящем случае у Администрации имелись основания для отказа в утверждении схемы расположения образуемого земельного участка, предусмотренные подпунктом 3 пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации, и решение Администрации является законным и обоснованным.

Лица, участвующие в деле, за исключением представителя Салтыкова Д.В. - Логутова А.В., извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились. На основании части 6 статьи 226, части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также – КАС РФ) судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в установленных статьей 308 КАС РФ пределах, судебная коллегия приходит к следующим выводам.Как усматривается из материалов дела, постановлением администрации Костромского муниципального района Костромской области 04 сентября 2018 года №1773 Салтыкову Д.В. предварительно согласовано предоставление в аренду сроком на 49 лет земельного участка площадью 1 098 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, вид разрешенного использования – для ведения личного подсобного хозяйства на полевых участках, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения. Постановлением также утверждена схема расположения вышеуказанного земельного участка (л.д. 10).

Уведомлением Управления Росреестра по Костромской области от 02 сентября 2019 года Салтыкову Д.В. сообщено о приостановлении осуществления действий по государственному кадастровому учету в отношении земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>. Согласно сведениям XML-схемы межевого плана адрес земельного участка заполнен структурировано: <адрес>. В соответствии с пунктом 1 статьи 77 Земельного кодекса Российской Федерации землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей пунктом 7 части 1 статьи 26 Федерального закона №218-ФЗ (л.д. 11).

Постановлением администрации Костромского муниципального района Костромской области от 14 октября 2019 года №2380 отменено постановление администрации Костромского муниципального района Костромской области от 04 сентября 2018 года №1773 «О предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду Салтыкову Д.В.» (л.д. 18).

Письмом администрации Костромского муниципального района Костромской области от 15 октября 2019 года №7206з Салтыков Д.В. уведомлен об отмене решения районной комиссии по земельным вопросам от 23 августа 2018 года и постановления администрации Костромского муниципального района Костромской области от 04 сентября 2018 года №1773 «О предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду Салтыкову Д.В.». В письме также сообщено, что 03 октября 2019 года на заседании районной комиссии по земельным вопросам администрации Костромского муниципального района Костромской области повторно рассмотрен вопрос о предварительном согласовании предоставления ему в аренду земельного участка площадью 1 098 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, для ведения личного подсобного хозяйства на полевых участках. Согласно сведениям государственного кадастра недвижимости испрашиваемый земельный участок расположен в водоохранной зоне и прибрежной защитной полосе Горьковского водохранилища в пределах Костромского района Костромской области, которая составляет 200 метров, в связи с чем сохраняемые в отношении образуемого земельного участка ограничения не позволят использовать его в соответствии с видом разрешенного использования и будут препятствовать рациональному использованию земельного участка (л.д. 12-13).

Разрешая административный спор и частично удовлетворяя заявленные требования, суд пришел к выводу о том, что Администрацией не представлено убедительных доказательств того, что установленные статьей 65 Водного кодекса Российской Федерации ограничения не позволяют использовать испрашиваемый Салтыковым Д.В. земельный участок в соответствии с видом разрешенного использования – для ведения личного подсобного хозяйства на полевых участках, равно как не имеется достаточных оснований для утверждения того обстоятельства, что производство сельскохозяйственной продукции на полевом земельном участке может быть осуществлено Салтыковым Д.В. исключительно с применением таких запрещенных в прибрежной защитной полосе видов деятельности, как распашка земель, размещение отвалов размываемых грунтов, а также выпас сельскохозяйственных животных и организация для них летних лагерей и ванн.

При этом суд не усмотрел правовых оснований для признания указанного постановления не подлежащим применению с момента издания и возложении обязанности на Администрацию продлить срок действия постановления от 08 июля 2018 года, как не предусмотренных статьями 12 и 13 Гражданского кодекса Российской Федерации в качестве способов защиты прав.

Оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции по существу разрешенного административного спора у судебной коллегии не имеется, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на нормах материального и процессуального права, регулирующих спорные правоотношения.

Порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов урегулирован статьей 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации.

Основания для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка определены в пункте 8 статьи 39.15, статье 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации.

Согласно подпункту 1 пункта 8 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 Кодекса.

Одним из оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации требований к образуемым земельным участкам (подпункт 3 пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации).

Как указано в пунктах 5, 6 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации, не допускается раздел, перераспределение или выдел земельных участков, если сохраняемые в отношении образуемых земельных участков обременения (ограничения) не позволяют использовать указанные земельные участки в соответствии с разрешенным использованием; образование земельных участков не должно приводить к невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные названным Кодексом, другими федеральными законами.

Как следует из материалов дела, испрашиваемый административным истцом земельный участок расположен в зоне с особыми условиями использования территории - границах водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы Горьковского водохранилища в пределах Костромского района Костромской области (реестровый номер в ЕГРН ).

В границах указанной зоны установлены ограничения в соответствии со ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации.

Частью 17 данной статьи предусмотрены ограничения в виде запрета распашки земель, размещения отвалов размываемых грунтов, выпаса сельскохозяйственных животных и организации для них летних лагерей, ванн.

Согласно пункту 2 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, за исключением указанных в пункте 4 статьи 27 настоящего Кодекса, могут быть предоставлены в аренду в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом.

Статьей 27 Земельного кодекса Российской Федерации закреплено, что оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и названным Кодексом; земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством (пункты 1 и 2).

Названная статья также определяет закрытый перечень земельных участков, изъятых из оборота и (или) ограниченных в обороте. Земельные участки, находящиеся в границах зон с особыми условиями использования территории, в указанный перечень не включены.

Из изложенного следует, что действующее законодательство не содержит запрета на предоставление гражданам в аренду земельных участков, расположенных в границах водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы. Такие земельные участки не изъяты из оборота и не ограничены в обороте. Использование земельного участка, находящегося в зоне с особыми условиями использования территории, влечет за собой необходимость соблюдения особого правового режима и допускается с соблюдением определенных ограничений, направленных на предотвращение негативного воздействия на природные комплексы.

Судом обоснованно отвергнуты как не подтвержденные доказательствами доводы администрации Костромского муниципального района Костромской области о том, что испрашиваемый Салтыковым Д.В. земельный участок с видом разрешенного использования «ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках», подразумевающим распашку земель, содержание и выпас сельскохозяйственных животных, будет препятствовать рациональному использованию земельного участка.

При таких обстоятельствах суд правомерно признал незаконным оспариваемое Салтыковым Д.В. постановление администрации Костромского муниципального района Костромской области от 14 октября 2019 года №2380.

Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, аналогичны позиции административного ответчика в судебном заседании, были предметом рассмотрения суда первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка, аргументировано изложенная в обжалуемом судебном акте, не согласиться с которой у судебной коллегии оснований не имеется.

Приведенные в апелляционной жалобе основания несогласия с решением суда не соответствуют положениям действующего законодательства либо неправильно толкуются заявителем.

Нормы материального права судом применены правильно, нарушений норм процессуального закона, которые привели или могли привести к вынесению незаконного решения, не допущено, в связи с чем судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного постановления.

Руководствуясь статьей 309 КАС РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

Решение Костромского районного суда Костромской области от 08 июля 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя администрации Костромского муниципального района Костромской области Ивановой О.А. – без удовлетворения.

На судебные акты может быть подана кассационная жалоба через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий:

Судьи:

33а-2505/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Салтыков Дмитрий Викторович
Ответчики
Администрация Костромского муниципального района Костромской области
Другие
Администрация Чернопенского сельского поселения
Московско-Окское территориальное управление Федерального агентства по рыболовству
Верхне-Волжское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов
Филиал ФГБУ ФКП Росреестра по Костромской области
Логутов Алексей Вячеславович
Суд
Костромской областной суд
Судья
Зиновьева Оксана Николаевна
Дело на странице суда
oblsud.kst.sudrf.ru
18.11.2020Передача дела судье
14.12.2020Судебное заседание
21.12.2020Судебное заседание
11.01.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.01.2021Передано в экспедицию
21.12.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее