К делу №а-769-2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
11 марта 2019 года
Евпаторийский городской суд Республики Крым в составе:
Председательствующего судьи Лобановой Г.Б.,
при секретаре судебного заседания Алферове К.И.,
рассмотрев административное исковое заявление Садоводческого потребительского кооператива «Сокол» к заведующему отделом экологического надзора Западно-Крымского региона Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым Евсигнееву Ивану Геннадьевичу о признании незаконным и отмене предписания №.2-19 от ДД.ММ.ГГГГ,
УСТАНОВИЛ:
В Евпаторийский городской суд с административным исковым заявлением обратился Садоводческий потребительский кооператив «Сокол» о признании незаконным предписание №.2-19 от ДД.ММ.ГГГГ. В обосновании иска указал, что на основании приказа Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым от 29.11.2018г. № была проведена внеплановая выездная проверка в отношении: Садоводческого потребительского кооператива «Сокол» (далее – СПК «Сокол»), ОГРН 1149102129461. ИНН 91 10007238. Юридический адрес: <адрес> <адрес>, дом. <адрес> <адрес>. В ходе проведения проверки, но мнению проверяющего – заведующего отделом экологического надзора <адрес> и <адрес> управления экологического надзора Западно-Крымского региона, старшего государственного инспектора Республики Крым Евсигнеева И.Г, были выявлены следующие нарушения обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами (с указанием положений (нормативных) правовых актов): СПК «Сокол» осуществляется добыча подземной воды, в отсутствие лицензии на пользование недрами, что является нарушением статей 11, 18, 19 Закона РФ «О недрах» от ДД.ММ.ГГГГ №. По результатам проверки, инспектором Евсигнеевым И.Г ДД.ММ.ГГГГ был составлен Акт проверки №.2-17. На основании вышеуказанного акта проверки от ДД.ММ.ГГГГ №.2-17, заведующим отделом экологического надзора <адрес> и <адрес>, управления экологического надзора Западно-Крымского региона – старшим государственным инспектором Республики Крым, Евсигнеевым И.Г. ДД.ММ.ГГГГ вынесено предписание №.2-19 «об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований». Данным предписанием на СПК «Сокол», ОГРН №, ИНН №. Юридический адрес: 297408. <адрес>, дом, 88 <адрес>. Возложена обязанность произвести следующие действия: не допускать добычу подземной воды из скважины, № расположенной в точке координат 45,289968 33.359459 по адресу: <адрес>, СПК «Сокол», в отсутствие лицензии на пользование недрами. Считает, что данное предписание незаконным и не основанным на законе. СПК «Сокол» согласно, положений п.1.3-1.4 Устава СПК «Сокол», является некоммерческой организацией, созданной гражданами для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства. В связи, с чем административный истец обратился с иском в суд, просил признать незаконным и отмене предписания №.2-19 от ДД.ММ.ГГГГ отдела экологического надзора Западно-Крымского региона Министерства экологии и природных ресурсов Республики.
Представитель административного истца Кулакова Л.З., в судебное заседание не явилась, о месте и времени судебного заседания извещена надлежащим образом, о чем в материалах дела имеется расписка.
В судебное заседание административный ответчик не прибыл, извещен надлежащим образом. Суду направил заявление о рассмотрении в его отсутствие.
В соответствии со п.6 ст. 226 КАС РФ, неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
Дело рассмотрено в их отсутствие в порядке ст.150 КАС РФ.
Изучив материалы дела, судья полагает, что заявление подлежит удовлетворению по следующим мотивам:
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее – орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов, либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Согласно ч. 2 ст. 40 КАС РФ в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами, органы, организации и граждане могут обратиться в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц.
Суды в порядке, ст.1 Кодекса административного судопроизводства Российской федерации, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела, об оспаривании решений, действий (бездействий) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
Согласно ч. 3 ст. 9 Водного кодекса РФ право пользования подземными водными объектами приобретается по основаниям и в порядке, которые установлены законодательством о недрах.
В преамбуле Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 2395-1 «О недрах» указано, что недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии – ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения.
Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие в области геологического изучения, использования и охраны недр, использования отходов добычи полезных ископаемых и связанных с ней перерабатывающих производств, специфических минеральных ресурсов (рапы лиманов и озер, торфа, сапропеля и других), подземных вод, включая попутные воды (воды, извлеченные из недр вместе с углеводородным сырьем), и вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд.
Статья 11 Закона РФ «О недрах» и п. 2.1 Положения о порядке лицензирования пользования недрами, утвержденного Постановлением Верховного Совета РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 3314-1, устанавливают, что предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии.
Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной целью в течение установленного срока при соблюдении им заранее оговоренных требований и условий.
По общему правилу на осуществление добычи подземных вод необходимо получение лицензии. Однако из данного правила есть исключение.
В ст. 19 Закона РФ «О недрах» указано, что собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков имеют право осуществлять в границах данных земельных участков без применения взрывных работ использование для собственных нужд общераспространенных полезных ископаемых, имеющихся в границах земельного участка и не числящихся на государственном балансе, подземных вод, объем извлечения которых должен составлять не более 100 куб. м в сутки, из водоносных горизонтов, не являющихся источниками централизованного водоснабжения и расположенных над водоносными горизонтами, являющимися источниками централизованного водоснабжения, а также строительство подземных сооружений на глубину до 5 м в порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.
Под использованием для собственных нужд общераспространенных полезных ископаемых и подземных вод в целях указанной статьи понимается их использование собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами, арендаторами земельных участков для личных, бытовых и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд.
Добыча подземных вод для целей хозяйственно-бытового водоснабжения товариществ осуществляется без проведения геологического изучения недр, проведения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр, согласования и утверждения технических проектов и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием недрами, а также без представления доказательств того, что товарищества обладают или будут обладать квалифицированными специалистами, необходимыми финансовыми и техническими средствами для эффективного и безопасного проведения работ. Добыча подземных вод для целей хозяйственно-бытового водоснабжения товариществ должна осуществляться с соблюдением правил охраны подземных водных объектов, а также основных требований по рациональному использованию и охране недр.
Таким образом, физическим лицам – владельцам земельных участков лицензия на пользование недрами не нужна.
Согласно ст. 51 Закона о ведении гражданами садоводства некоммерческие организации, созданные гражданами для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, вправе осуществлять добычу подземных вод для целей хозяйственно-бытового водоснабжения указанных некоммерческих организаций до ДД.ММ.ГГГГ без получения лицензии на пользование недрами.
Таким образом, суд считает, что после указанной даты садоводческим товариществам все же придется получать лицензию на пользование недрами.
В пункте 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В соответствии с п. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Разрешая заявленный спор, суд, пришел к выводу о том, что вынесения предписания №.2-19 от ДД.ММ.ГГГГ заведующим отделом экологического надзора Западно-Крымского региона Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым Евсигнеевым Иваном Геннадьевиче в адрес Садоводческого потребительского кооператива «Сокол» неправомерен, нарушает права административного истца, в связи, с чем приходит к мнению об удовлетворении требований СПК «Сокол» о признании предписания №.2-19 от ДД.ММ.ГГГГ незаконным и подлежащим отмене.
Руководствуясь ст. 175-180, 227-228 КАС РФ, судья
Р Е Ш И Л:
Признать незаконным и отменить предписание №.2-19 от ДД.ММ.ГГГГ вынесенного заведующим отделом экологического надзора Западно-Крымского региона Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым Евсигнеевым И.Г.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Евпаторийский городской суд <адрес>.
Судья подпись Г.Б. Лобанова
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ